Комплексная программа дополнительного образования декоративно прикладистого творчества Своими руками


Муниципальное учреждение дополнительного образования
Дом детского творчества
Принята педагогическим советом
Протокол № от 0.0.2016г
Утверждаю:
Директор МУ ДО Дома детского творчества _____________ _Е.Ю.Панина
Приказ № от 0.0.2016г
Комплексная дополнительная общеразвивающая программа
художественной направленности
«Своими руками»
для детей 8-12 лет
1 год обучения
Составитель: Антонова Н.В.
педагог дополнительного образования
Тисуль
2016
Пояснительная записка
Комплексная дополнительная программа «Своими руками» вводит ребенка в удивительный мир творчества, и с помощью таких видов художественного творчества, как конструирование, моделирование из бумаги, квиллинг дает возможность поверить в себя, в свои способности. Программа предусматривает развитие у учащихся художественно – конструкторских способностей, нестандартного мышления, творческой индивидуальности. Рукоделие является эффективным средством для развития интеллекта и психики, эстетического вкуса, творческих способностей учащихся.
Предлагаемая программа имеет художественно – эстетическую направленность, которая является важным направлением в развитии и воспитании. Являясь наиболее доступным для детей, прикладное творчество обладает необходимой эмоциональностью, привлекательностью, эффективностью.
Актуальность данной программы заключается в том, что деятельность по данной программе способствует свободному осознанному выбору применения своих интересов, самостоятельности мышления и развитию трудовых навыков, развитию моторики пальцев рук – т. е. общему развитию ребенка. Кроме этого, в настоящее время искусство работы с бумагой в детском творчестве не только не потеряло своей актуальности, но и активно развивается, поскольку бумага остается доступным инструментом творчества. При изучении программного материала у детей развивается художественный вкус, творческие и интеллектуальные способности. Изготовление поделок – это не только выполнение определенных движений, а работа над развитием практического интеллекта: учит детей анализировать задание, планировать ход его выполнения.
Новизна программы состоит в том, что при ее реализации применяется комплексный подход к отбору содержания и методике обучения. Осуществляется практико- ориентированный подход в системе обучения, который направлен на формирование знаний в практической деятельности.
Цель программы – всестороннее интеллектуальное и эстетическое развитие детей в процессе овладения элементарными приемами техники конструирования и квиллинга, как художественного способа конструирования из бумаги.
Одной из основных целей конструкторской деятельности из бумаги является развитие личности ребенка, его способностей, творческих задатков, интеллекта. Конструкторская деятельность из бумаги учит концентрации внимания, так как заставляет сосредоточиться на процессе изготовления поделок, учит следовать устным инструкциям, а также стимулирует развитие памяти, пространственное воображение.
Задачи программы:
Обучающие:
знакомить детей с основными понятиями и базовыми формами конструирования и квиллинга;
обучать различным приемам работы с бумагой;
формировать умения следовать устным инструкциям;
обогащать словарь ребенка специальными терминами и основными геометрическими понятиями: круг, квадрат, треугольник, угол, сторона, вершина и т.д.;
создавать композиции с изделиями, выполненными в технике квиллинга и конструирования.
Развивающие:
развивать внимание, память, логическое и пространственное воображение;
развивать мелкую моторику рук и глазомер;
развивать художественный вкус, творческие способности и фантазию детей;
развивать у детей способность работать руками, приучать к точным движениям пальцев, совершенствовать мелкую моторику рук, развивать глазомер;
развивать пространственное воображение.
Воспитательные:
воспитывать интерес к искусству квиллинга, конструирования и моделирования;
формировать культуру труда, совершенствовать трудовые навыки, учить аккуратности, умению бережно и экономно использовать материал, содержать в порядке рабочее место;
способствовать созданию игровых ситуаций, расширять коммуникативные способности детей.
Одной из главных задач обучения и воспитания детей на занятиях прикладным творчеством является обогащение мировосприятия учащихся, т.е. развитие творческой культуры ребенка (развитие творческого нестандартного подхода к реализации задания, воспитание трудолюбия, интереса к практической деятельности, радости созидания и открытия для себя нового).
Программа построена по принципу «от простого к сложному». Рассматриваются различные методики выполнения изделий из бумаги и картона с использованием самых разнообразных техник (бумагокручение, конструирование). Она предполагает развитие ребенка в самых различных направлениях: конструкторское мышление, художественно-эстетический вкус, образное и пространственное мышление. Все это необходимо современному человеку, чтобы осознать себя гармонично развитой личностью. Ведущая идея данной программы — создание комфортной среды общения, развитие способностей, творческого потенциала каждого ребенка и его самореализации. Она предусматривает развитие у детей изобразительных, художественно-конструкторских способностей, нестандартного мышления, творческой индивидуальности.
Отличительная особенность программы является комплексный подход к организации обучения. Реализуя поставленную цель, программа органично сочетает такие техники как конструирование и моделирование. Программа состоит из 2 блоков:
- «Я мастер»,
- «Волшебный завиток».
В блоке - «Я мастер» дети занимаются конструированием и моделированием различных поделок из картона бумаги и подручного материала. Готовят поделки для дальнейшего оформления в другом блоке программы.
В блоке – «Волшебный завиток» дети занимаются оформлением заготовленных поделок в технике квиллинг.
Форма и режим занятий. Программа творческого объединения «Своими руками» рассчитана на 1 год (с детьми от 8 — 12 лет). Для успешного освоения программы численность детей в группе должна составлять 10-15человек. Такое количество учащихся дает возможность педагогу уделить во время занятия внимание каждому ребенку. Продолжительность занятия составляет 45 мин. Занятия проходят 4 раза в неделю – два дня по 2 часа. Таким образом, общее количество часов в год составляет 288.
Методическое обеспечение дополнительной образовательной программы «Своими руками » включает в себя дидактические принципы, методы, техническое оснащение, организационные формы работы и подведения итогов.
При подготовке к занятиям большое внимание уделяется нормам организации учебного процесса и дидактическим принципам. Прежде всего, это принцип наглядности, так как психофизическое развитие учащихся 8-12 лет характеризуется конкретно-образным мышлением. Следовательно, учащиеся способны полностью усвоить материал при осуществлении практической деятельности с применением предметной (образцы изделий, практические упражнения, экскурсии), изобразительной (учебно-наглядные пособия) и словесной (образная речь педагога) наглядности. Естественно, что достижение поставленной цели в учебно-воспитательной деятельности во многом зависит от системности и последовательности в обучении. При строгом соблюдении логики учащиеся постепенно овладевают знаниями, умениями и навыками. Ориентируясь на этот принцип, педагог составляет учебно-тематическое планирование все же с учетом возможности его изменения. Большое внимание также уделяется принципам доступности в обучении, методу активности, связи теории с практикой, прочности овладения знаниями и умениями.
Методы, в основе которых лежит способ организации занятия:
словесный (устное изложение, беседа, рассказ);
наглядный (иллюстраций, наблюдение, показ (выполнение) педагогом, работа по образцу и др.);
практический (выполнение работ по инструкционным картам, схемам и др.).
Методы, в основе которых лежит уровень деятельности детей:
объяснительно-иллюстративный – дети воспринимают и усваивают готовую информацию;
репродуктивный – обучающиеся воспроизводят полученные знания и освоенные способы деятельности;
частично-поисковый – участие детей в коллективном поиске, решение поставленной задачи совместно с педагогом;
исследовательский – самостоятельная творческая работа детей;
индивидуальный – индивидуальное выполнение заданий, решение проблем.
При организации работы творческого объединения используется дидактический материал. Он включает в себя образцы изделий, выполненные педагогом и учащимися, поделки рисунки, открытки и эскизы, специальную и дополнительную литературу, фотографии детских работ и профессиональных работ, разработку отдельных тематических занятий.
Тематика занятий строится с учетом интересов учащихся, возможности их самовыражения. В ходе усвоения детьми содержания программы учитывается темп развития специальных умений и навыков, уровень самостоятельности, умение работать в коллективе. Программа позволяет индивидуализировать сложные работы: более сильным детям будет интересна сложная конструкция, менее подготовленным, можно предложить работу проще. При этом обучающий и развивающий смысл работы сохраняется. Это дает возможность предостеречь ребенка от страха перед трудностями, приобщить без боязни творить и создавать.
В процессе работы по программе «Своими руками», дети постоянно совмещают и объединяют в одно целое все компоненты бумажного образа: материал, изобразительное и цветовое решение, технологию изготовления, назначение и др.
Условия реализации программы:
наличие материально-технического обеспечения;
систематичность посещения творческого объединения «Своими руками»;
регулярные отчетные выставки творческого объединения для родителей, детей, сотрудников и гостей МУ ДО ДДТ;
участие детей, посещающих творческое объединение, в конкурсах разного уровня.
В процессе занятий используются различные организационные формы занятий: традиционные, комбинированные и практические занятия; игры, конкурсы, соревнования и другие.
Среди приемов, используемых в процессе реализации программы, усиливающих мотивацию обучения, следует назвать:
активизация и индивидуализация обучения;
игры и игровые ситуации;
творческие работы.
Формы работы:
индивидуальная (каждый ребенок должен сделать свою поделку);
групповая (при выполнении коллективных работ каждая группа выполняет определенное задание);
коллективная (в процессе подготовки и выполнения коллективной композиции дети работают все вместе, не разделяя обязанностей).
Ожидаемые результаты.
В результате обучения по данной программе учающиеся:
– научатся различным приемам работы с бумагой;
– будут знать основные геометрические понятия и базовые формы квиллинга;
– научатся следовать устным инструкциям, читать и зарисовывать схемы изделий; создавать и конструировать изделия, пользуясь инструкционными картами и схемами;
– будут создавать композиции с изделиями, выполненными в технике квиллинга;
– разовьют внимание, память, мышление, пространственное воображение; мелкую моторику рук и глазомер; художественный вкус, творческие способности и фантазию.
– познакомятся с искусством бумагокручения;
– овладеют навыками культуры труда;
– улучшат свои коммуникативные способности и приобретут навыки работы
Принципы, лежащие в основе программы:
доступности (простота, соответствие возрастным и индивидуальным особенностям);
наглядности (иллюстративность, наличие дидактических материалов);
демократичности и гуманизма (взаимодействие педагога и воспитанников в социуме, реализация собственных творческих потребностей);
научности (обоснованность, наличие методологической базы и теоретической основы);
«от простого к сложному» (научившись элементарным навыкам работы, ребенок применяет свои знания в выполнении сложных творческих работ).
Техническое оснащение занятий
Для занятий в творческом объединении необходимо иметь:
Оборудование и инструменты:
цветную бумагу;
гофрированный картон;
картон белый и цветной;
клей (наилучшим является клей ПВА);
зубочистка;
бумажные полоски шириной 5-7 мм;
стержни для шариковой ручки с расщепленным концом;
ножницы;
карандаши простые;
линейка;
кисточки для клея;
салфетки;
клеенка.
Оборудование:
столы;
стулья;
мольберт;
доска;
плакаты;
образцы объектов труда;
инструкционные карты.
Результативность
Прохождение программы предполагает овладение учащимися комплексом знаний, умений и навыков, обеспечивающих в целом ее практическую реализацию.
В результате обучения в творческом объединении в течение полного учебного года по программе  обучения предполагается, что учащиеся получают следующие основные знания и умения:
познакомятся со свойствами и возможностями бумаги как материала для художественного творчества;
познакомятся с основами знаний в области композиции, формообразования, цветоведения;
овладеют основными приемами работы с бумагой: складывание, сгибание, вырезание, гофрирование, конструирование и моделирование склеивание;
научатся последовательно вести работу (замысел, эскиз, выбор материала и способов изготовления, готовое изделие);
научатся работать нужными инструментами и приспособлениями;
познакомятся с основными видами работ из бумаги (вырезки, плетения, оригами, аппликация, объемное конструирование и моделирование).
научатся сознательно использовать знания и умения, полученные на занятиях для воплощения собственного замысла в бумажных объемах и плоскостных композициях.
Кроме того, учащиеся получат дополнительные сведения о месте и роли декоративно-прикладного искусства в жизни человека, о некоторых народных промыслах, об истории их возникновения и развития.
научатся самостоятельно решать вопросы конструирования и изготовления работ из пластилина, соленого теста, пластики, холодного фарфора (выбор материалов, способов обработки, умения планировать, осуществлять самоконтроль);
научатся вести поисковую работу по подбору книг, репродукций, рассказов о декоративно- прикладном искусстве.
Для определения результативности в течение учебного года между учащимися проводятся различные конкурсы, принимается активное участие в школьных тематических выставках, что позволяет сделать срез и выявить сформировавшиеся знания и умения по пройденным темам. Такой подход, не травмируя детскую психику, позволяет сформировать положительную мотивацию их деятельности и в форме игры научить самоанализу.
К оценкам результатов творчества относятся похвала за самостоятельность и инициативу, выставка работ, награждение грамотами, дипломами, благодарственными письмами, фотографирование работ для фотоальбома лучших работ творческого объединения «Своими руками ».
Завершением курса обучения является итоговая выставка достижений детей за год.
Учебно-тематический план
дополнительной образовательной программы
«Своими руками»
блок «Волшебный завиток»
1 год обучения
№ Наименование раздела Количество часов
Всего Теория Практика
1 Вводное занятие 2 1 1
2 Инструменты и материалы 4 3 1
3 Технология бумагокручение — квиллинг. 18 6 12
4 Изготовление цветов. 36 6 30
5 Открытки. 52 6 46
6 Панно. 32 8 24
Итого: 144 30 114
Содержание
дополнительной общеразвивающей программы
«Своими руками»
Блок «Волшебный завиток»
1год обучения
Вводное занятие.
Ознакомление с режимом работы творческого объединения, содержанием предстоящей работы. Техника безопасности при работе с режущими инструментами, клеем.
Инструменты и материалы.
Знакомство со специальными инструментами, бумагой, историей её возникновения, и её свойствах. Разнообразные бумаги, её виды. Свойства бумаги, виды бумаги и её применение для конкретной поделки.
Технология бумагокручения – квиллинг.
История возникновения технологии бумагокручения – квиллинг. Знакомство с основными правилами работы с бумагой, правилами разметки листа.
Практическая часть.
Учить с помощью линейки отличать чёткие длинные полоски одинаковой длины и ширины; совершенствовать навыки вырезания. Учить правильно накручивать рол формы «Капля», «Треугольник», «Долька», «Квадрат», «Прямоугольник», «Завиток».
Изготовление Цветов.
Учить детей технологии изготовления простых и бахромчатых цветов. Делать разметку на бумаге.
Учить приёмам работы и сборки цветов, правильно подбирать цветовую гамму. Развивать творческое воображение. Воспитывать желание испытывать удовольствие от конечного результата своей деятельности и умения доводить начатое дело до конца. Особенности строения цветка ромашки, хризантемы, розового клевера, розы, одуванчика.
Практическая часть.
Изготовление цветка. Изготовление сердцевины цветка ромашки. Нарезание бахромы. «Завевание» лепестков цветка. Сборка цветка, изготовление листьев. Изготовление цветка «одуванчик». Скручивание и склеивание полосок с бахромой в цветок. Изготовление листьев. Сгибание зелёных ролл в элементы «треугольника». Изготовление Цветка «хризантема». Выполнение надрезов на полоске бумаги. Накручивание полоски на плотный ролл. Склеивание. Для изготовления листьев, скручиваем зелёные полоски в роллы и сгибаем в элементы «листочек». Изготовление цветка «розовый клевер». Для цветка изготавливаем свободные роллы из розового цвета. Из зелёных полос свободные роллы для листьев. Сгибаем зеленые роллы в элементы «треугольник». Изготавливаем цветок и листья. Изготовление цветка розы. Розовую полоску скручиваем в ролл и через 1-2 см. полоску сгибаем под углом 90 и продолжаем скручивать до конца (длинна полоски 12-15 см.) Склеиваем. Изготавливаем листья. Зелёную полоску скручиваем в ролл и сгибаем в зелёный «треугольник». Изготавливаем цветы и листья. «Цветок для мамы» (самостоятельная работа).
Открытки
Придумывание формы паспарту с несколькими окошечками. Делать разметку на бумаге. Продумывать расположение элементов декора.
Практическая часть.
«Валентинка». Изготовления элементов. Скручивание свободных рол из красных полос. Сгибание больших красных ролл в элементы «сердечко». Наклеивание сердечек на вкладыш. Декорирование открытки.
Открытка «Дачные радости». Изготовление элементов и основы открытки. Изготовление свободных ролл из зелёных полосок. Сгибание их в элементы «листочек», «капля» и «глаз». Скручивание свободных ролл из сиреневых полос. Сгибание в элементы «сердечко». Скручивание свободных ролл из синих полос.
Сгибание в элементы «сердечко», изготавливаем крылья бабочки. Отмечаем на основе открытки места расположения элементов декора. Наклеиваем элементы цветов и листьев. Наклеиваем бабочку.
Открытка «орнамент» изготавливаем интересные фантазийные для различных орнаментов. Собираем орнамент. Наклеиваем.
Открытка «С новым годом». Изготовление элементов и основы открытки. Изготовление свободных ролл из голубых полос. Сгибание в элементы «капля». Составление узора. Наклеивание.
Панно.
Роллы из бумажных полос довольно твёрдые и это позволяет применять технику квиллинга для изготовления более долговечных, чем открытка, изделий панно. Из бумажных полос можно плести элементы декора.
Практическая часть.
Панно «Корзина с фиалками». Изготовление свободных ролл из фиолетовой бумаги. Сгибание их в элементы «Треугольник». Изготовление свободных ролл из зелёных полос. Сгибаем их в элементы «глаз». Плетём заготовку для корзинки. Делаем заготовки для ручки и оплетки корзины. Отмечаем места расположения элементов декора. Наклеивание элементов.
Панно «Хозяйка Медной горы». Изготовление элементов основы. Делаем свободные роллы для фигурки ящерицы. Переносим контур фигурки ящерицы на бумагу и заполняем роллы. На основе отмечаем места расположения элементов декора.
Итоговое занятие.
Итоговая выставка. Анализ работ. Подведение итогов работы за год. Задание на лето.
Календарно-тематическое планирование
дополнительной общеразвивающей программы
«Своими руками»
блок «Волшебный завиток»
1 год обучения
№ Тема занятий Кол-во часов По плану Фактически
I Вводное занятие 2 II Инструменты и материалы. 6 1 История возникновения бумаги. 3 2 Инструменты для работы с бумагой. 3 III Технология бумагокручения — квиллинг. 18 3 История возникновения технологии бумагокручения. 2 4 «Капля» и «глаз». 2 5 «Треугольник» и «Лист» 2 6 «Долька» и «Ромб» 2 7 «Квадрат» и «Треугольник» 2 8 «Завиток» 2 9 «Спираль» 2 IV Изготовление цветов. 36 1 «Ромашка» 6 2 «Хризантемы» 6 3 «Розовый клевер» 6 4 «Одуванчик» 6 5 «Розы» 6 6 «Цветок для мамы» 6 V Открытки 52 1 Формы открыток 2 2 «Валентинка» 2 3 Дизайн открытки 2 «Валентинка» 4 Изготовление элементов открытки. 6 5 Декорирование открытки «Валентинка» 2 6 Открытка
«Дачные радости» 2 7 Дизайн открытки «Дачные
радости»
2 8 Изготовление элементов открытки «Дачные радости» 6 9 Декорирование открытки «Дачные радости» 2 10 Открытка «Орнамент» 2 11 Дизайн открытки. 2 12 Изготовление элементов открытки «Орнамент» 6 13 Декорирование открытки «Орнамент» 2 14 Открытка «С новым годом». 2 15 Дизайн открытки «С новым годом!» 2 16 Изготовление элементов открытки «С новым годом!» 8 17 Декорирование открытки «С новым годом!» 2 V Панно. 32 1 Панно «Корзина с фиалками» 2 2 Дизайн панно 2 4 Оформление панно 4 5 Панно «Хозяйка Медной горы» 2 6 Изготовление элементов панно «Хозяйка Медной горы» 6 7 Дизайн панно 2 8 Оформление панно 4 VII Итоговое занятие 2 Итого: 144 Тематический план и методическое обеспечение дополнительной общеразвивающей программы «Своими руками»
блок «Волшебный завиток»
1 год обучения
№ Тематический план Методическое обеспечение
Тема занятий Кол-во часов Формы занятия Формы подведения итогов Техническое оснащение Дидактический материал
I Вводное занятие 2 II Инструменты и материалы. 6 1 История возникновения бумаги. 3 Теория Обсуждение 2 Инструменты для работы с бумагой. 3 Теория практика Обсуждение III Технология бумагокручения — квиллинг. 18 3 История возникновения технологии бумагокручения. 2 Теория практика Обсуждение
Выставка Бумага для квиллинга 4 «Капля» и «глаз». 2 Теория практика Самостоятельная работа Методич. Литература дла квиллинга
5 «Треугольник» и «Лист» 2 Теория практика 6 «Долька» и «Ромб» 2 Теория практика 7 «Квадрат» и «Треугольник» 2 Теория практика Обсуждение
Выставка 8 «Завиток» 2 Теория практика 9 «Спираль» 2 Теория практика Бумага для квиллинга IV Изготовление цветов. 36 1 «Ромашка» 6 Теория практика Самостоятельная работа Инструкционные карты
2 «Хризантемы» 6 Теория практика 3 «Розовый клевер» 6 Теория практика Ножницы клей 4 «Одуванчик» 6 Теория практика 5 «Розы» 6 Теория практика Обсуждение
Выставка 6 «Цветок для мамы» 6 Теория практика V Открытки 52 1 Формы открыток 2 Теория практика Обсуждение
Выставка 2 «Валентинка» 2 Теория практика 3 Дизайн открытки «Валентинка» 2 Теория практика Ножницы клей 4 Изготовление элементов открытки. 6 Теория практика 5 Декорирование открытки «Валентинка» 2 Теория практика Самостоятельная работа Аппликация и бумагопластика.
6 Открытка
«Дачные радости» 2 Теория практика 7 Дизайн открытки «Дачные радости»
2 Теория практика 8 Изготовление элементов открытки «Дачные радости» 6 Теория практика Бумага для квиллинга 9 Декорирование открытки «Дачные радости» 2 Теория практика Евсеев Г.А Бумажный мир
10 Открытка «Орнамент» 2 Теория практика Обсуждение
Выставка 11 Дизайн открытки. 2 Теория практика 12 Изготовление элементов открытки «Орнамент» 6 Теория практика 13 Декорирование открытки «Орнамент» 2 Теория практика Самостоятельная работа 14 Открытка «С новым годом». 2 Теория практика Ножницы клей 15 Дизайн открытки «С новым годом!» 2 Теория практика 16 Изготовление элементов открытки «С новым годом!» 8 Теория практика Обсуждение
Выставка 17 Декорирование открытки «С новым годом!» 2 Теория практика V Панно. 32 1 Панно «Корзина с фиалками» 2 Теория практика 2 Дизайн панно 2 Теория практика 3 Изготовление элементов панно «Корзина с фиалками» 8 Теория практика Ножницы клей 4 Оформление панно 4 Теория практика Обсуждение
Выставка 5 Панно «Хозяйка Медной горы» 2 Теория практика Евсеев Г.А Бумажный мир
6 Изготовление элементов панно «Хозяйка Медной горы» 6 Теория практика Самостоятельная работа 7 Дизайн панно 2 Теория практика 8 Оформление панно 4 Теория практика VII Итоговое занятие 2 Итого: 144 Учебно-тематический план
дополнительной общеразвивающей программы
«Своими руками»
блок «Я мастер»
1 год обучения
№ Наименование раздела Количество часов
Всего Теория Практика
1. Вводное занятие 2 1 1
2. Инструменты и материалы 4 2 2
3. Технология конструирования и моделирования 18 6 12
4. Конструирование и моделирование 100 - 100
5. Вариативный бок подготовка к выставке. 18 - 18
6 Итоговое занятие 2 - 2
Итого: 144 10 134
Содержание
дополнительной общеразвивающей программы
«Своими руками»
Блок «Я мастер»
1год обучения
Вводное занятие.(2 ч.)
Ознакомление с режимом работы творческого объединения, содержанием предстоящей работы. Техника безопасности при работе с режущими инструментами, клеем.
Инструменты и материалы. (4ч.)
Знакомство со специальными инструментами, бумагой, историей её возникновения, её свойствах. Разнообразные бумаги, её виды. Свойства бумаги, виды бумаги и её применение для конкретной поделки.
Технология конструирования и моделирования. (18 ч.)
История возникновения технологии конструирования и моделирования. Знакомство с основными правилами работы с бумагой, правилами разметки листа, правилами работы по технологическим картам.
Практическая часть.
Выполнение правильности и четкости сгибов по отмеченным линиям листа. Правильность вырезания по начерченным контурам.
Выполнение простых подарочных коробочек и шкатулок.
Конструирование и моделирование.(100ч.)
Учить детей технологии изготовления простых и более сложных поделок.
Учить приёмам работы и сборки поделок, правильно подбирать масштаб изделия. Развивать творческое воображение. Воспитывать желание испытывать удовольствие от конечного результата своей деятельности и умения доводить начатое дело до конца.
Практическая часть.
Изготовление рамок. Изготовление шкатулок. Изготовление кораблика. Изготовление корзины. Изготовление панно в стиле Айрис- фолдинг. Изготовление сувениров. Самостоятельная работа. Проектная деятельность.
Изготовление поделок из различных материалов.
Вариативный бок подготовка к выставке.
Подготовка к выставкам районного, областного и Всероссийского уровня.
Итоговое занятие.
Итоговая выставка. Анализ работ. Подведение итогов работы за год. Задание на лето.
Календарно-тематическое планирование
блок «Я мастер»
1 год обучения
№ Тема занятий Кол-во часов По плану Фактически
I. Вводное занятие 2 II. Инструменты и материалы. 4 1. История возникновения бумаги. 2 2. Инструменты для работы с бумагой. 2 III. Технология конструирования и моделирования 18 1. История возникновения технологии конструирования и моделирования 2 2. Знакомство с основными правилами работы с бумагой, правилами разметки листа, 2 3. Знакомство с правилами работы по технологическим картам.
2 4. Выполнение правильности и четкости сгибов по отмеченным линиям листа.
2 5. Правильность вырезания по начерченным контурам.
2 6. Выполнение простых подарочных коробочек и шкатулок. 2 IV. Конструирование и моделирование 100 1. Приёмы работы и сборки поделок 4 2. Овладение правильности правильно подбора масштаба изделия. 4 3. Изготовление рамок. Проектная деятельность.
8 4. Изготовление шкатулки круглой. 4 5. Изготовление шкатулки квадратной. 4 6. Изготовление шкатулки овальной. 4 7. Изготовление кораблика. 8 8. Изготовление корзины. 12 8.1. Заготовка для корзины 2 8.2. Изготовление корзины 8 8.3. Окрашивание корзины 2 9. Изготовление панно в стиле Айрис- фолдинг. 12 9.1. Техника Айрис- фолдинг. 2 9.2. Выбор панно и его масштабирование. 2 9.3. Вырезание шаблона 2 9.4. Изготовление пано 6 10. Выбор различной поделки и ее изготовление
(самостоятельная работа) 12 11. Изготовление различных сувениров. 28 V. Вариативный бок подготовка к выставке. 18 VI. Итоговое занятие 2 Итого: 144 Тематический план и методическое обеспечение программы
«Своими руками»
блок «Я мастер»
1 год обучения
№ Тематический план Методическое обеспечение
Тема занятий Кол-во часов Формы занятия Формы подведения итогов Техническое оснащение Дидактический материал
I. Вводное занятие 2 II. Инструменты и материалы. 4 1. История возникновения бумаги. 2 Теория Обсуждение 2. Инструменты для работы с бумагой. 2 Теория практика Обсуждение III. Технология конструирования и моделирования 18 1. История возникновения технологии конструирования и моделирования 2 Теория практика Обсуждение
ПК,
презентация 2. Знакомство с основными правилами работы с бумагой, правилами разметки листа, 2 Теория практика Самостоятельная работа 3. Знакомство с правилами работы по технологическим картам.
2 Теория практика Технологические карты
4. Выполнение правильности и четкости сгибов по отмеченным линиям листа.
2 Теория практика Бумага, карандаш, линейка 5. Правильность вырезания по начерченным контурам.
2 Теория практика Бумага, карандаш, линейка, ножницы 6. Выполнение простых подарочных коробочек и шкатулок. 2 Теория практика Предложенные варианты поделок
IV. Конструирование и моделирование 100 1. Приёмы работы и сборки поделок 4 Теория 2. Овладение правильности правильно подбора масштаба изделия. 4 Теория практика Самостоятельная работа Инструкционные карты
3. Изготовление рамок. Проектная деятельность.
8 Теория практика Самостоятельная работа 4. Изготовление шкатулки круглой. 4 Теория практика Ножницы, клей, картон, бумага 5. Изготовление шкатулки квадратной. 4 Теория практика Ножницы, клей, картон, бумага 6. Изготовление шкатулки овальной. 4 Теория практика Ножницы, клей, картон, бумага 7. Изготовление кораблика. 8 Теория практика Ножницы, клей, картон, бумага Инструкционная карта
8. Изготовление корзины. 12 Ножницы, клей, картон, бумага, бросовый материал 8.1. Заготовка для корзины 2 Теория практика Самостоятельная работа Ножницы, клей, картон, бумага, бросовый материал 8.2. Изготовление корзины 8 Теория практика Ножницы, клей, картон, бумага, бросовый материал 8.3. Окрашивание корзины 2 Теория практика Краски 9. Изготовление панно в стиле Айрис - фолдинг. 12 9.1. Техника Айрис - фолдинг. 2 Теория практика ПК, Презентация 9.2. Выбор панно и его масштабирование. 2 Теория практика Самостоятельная работа 9.3. Вырезание шаблона 2 Теория практика Самостоятельная работа Канцелярский нож, ножницы, бумага 9.4. Изготовление панно 6 Теория практика Канцелярский нож, ножницы, клей, картон, бумага цветная. 10. Выбор различной поделки и ее изготовление
(самостоятельная работа) 12 Теория практика Самостоятельная работа ПК, Презентация 11. Изготовление различных сувениров. 28 Теория практика Необходимые материалы для изготовления сувениров, (бросовые) V. Вариативный бок подготовка к выставке. 18 Теория практика VI. Итоговое занятие 2 Теория практика Обсуждение
Выставка Итого: 144 Литература
Аппликация и бумагопластика. – М.: АРТ, 2008. - 164с., ил.
Афонькин С.Ю., Афонькина Е.Ю. Уроки оригами в школе и дома. – М.: Аким, 1996. – 208с., ил.
Давыдова Г.Н. Бумагопластика. Цветочные мотивы. – М: Издательство «Скрипторий 2003», 2007 г
Гурская И.В. Радуга аппликации. – СПб.: Питер, 2007. – 212с., ил.
Евсеев Г.А Бумажный мир. – М.: АРТ, 2006.- 107с., ил.
Тарабарина Т.И. Оригами и развитие ребенка. – Я.: Академия развития, 1997. – 224с., ил.
Черныш И. Удивительная бумага. – М.: АСТ-ПРЕСС, 2000. – 160с., ил.
Ханна Линд. Бумажная мозаика. – М: Айрис-Пресс, 2007 г.
Джун Джексон. Поделки из бумаги. Перевод с англ. С.В. Григорьевой – М: «Просвещение», 1979 г.
О.С. Кузнецова, Т.С. Мудрак. Мастерилка. Я строю бумажный город. Мир книги «Карапуз», 2009 г.
Докучаева Н.И.. Мастерим бумажный мир. Школа волшебства. Санкт-Петербург «Диамант» «Валерии СПб», 1997 г.
Р.Гибсон. Поделки. Папье-маше. Бумажные цветы.- "Росмэн", Москва 1996.
Хелен Уолтер. “Узоры из бумажных лент”.-"Университет", Москва 2000.
Д.Чиотти. “Оригинальные поделки из бумаги”.-Полигон С.-Петербург 1998.
http:/stranamasterov.ru
Список литературы рекомендуемой и используемой для детей
Быстрицкая. “Бумажная филигрань”.-"Просвещение", Москва 1982.
Р.Гибсон. Поделки. Папье-маше. Бумажные цветы.- "Росмэн", Москва 1996.
Хелен Уолтер. “Узоры из бумажных лент” – "Университет", Москва 2000.
Д.Чиотти. “Оригинальные поделки из бумаги”. – Полигон С.-Петербург 1998.
Бич Р. Большая иллюстрированная энциклопедия (Перевод с английского) – М: Издательство Эксмо, 2006 – 256 с.
Выготский Л.С. Воображение и творчество в детском возрасте.- "Просвещение", Москва 1991.
Джейн Дженкинс. “Поделки и сувениры из бумажных ленточек”.-"Просвещение", Москва 1982.
Мелик-Пашаев А.А., Новлянская З.Н. Ступеньки к творчеству.- "Искусство в школе", Москва 1995.
С. Соколова. Аппликация и мозаика. – М.:Издательство Эксмо; СПб.; Валерии СПД, 2003.- 176 с
Диагностика результатов образовательной деятельности
Срез творческих и эстетических знаний и умений
Фамилия, имя обучаемого
Организация рабочего места
Основы квиллинга
Умение пользоваться инструментами и приспособлениями
Знание базовых форм и условных обозначений
Владение разнообразными приемами
Овладение основными навыками работы с различными видами бумагиУмение пользоваться чертежами и схемами
Моделирование художественно-выразительных форм
Проявление творчества и фантазии в создании работ
Стремление к совершенству и законченности в работе
Система оценок: средний уровень, высокий уровень

ИНДИВИДУАЛЬНАЯ КАРТОЧКА
учета проявления творческих способностей
Фамилия, имя ребенка_______________________________
Возраст____________
Вид и название детского объединения_______________
Ф.И.О. педагога_________________________________________________
Дата начала наблюдения__________________________
Баллы:
Не умею (1).
Умею иногда (2).
Умею с чьей-то помощью (3).
Умею, но в зависимости от сложности материала (4).
Умею всегда (5).

Проявление творческих способностей
1. Участие в проведении праздников, концертов
2. Участие в конкурсах
3.Работа по образцу.
4.Работа с внесением изменений.
5.Работа над своим вариантом.
6.Конструирование.
7. Владение техникой.
8. Придумывание композиций.
9.Работа с внесением изменений в технологию или конструкцию.
ДИАГНОСТИКА
ПРОЯВЛЕНИЯ ТВОРЧЕСКИХ СПОСОБНОСТЕЙ ПО УРОВНЯМ
Оценка результатов по уровням:
• Средний уровень – 3б, 4б.
• Высокий уровень – 5б.
уровни
показателигод обучения
СВ
1. Участие в проведении праздников, концертов.
2. Участие в конкурсах.
3.Работа по образцу;
4.Работа с внесением изменений;
5.Работа над своим вариантом.
6.Работа с внесением изменений в технологию или конструкцию;
7. Владение техникой.
8. Придумывание композиций.
9.Работа с внесением изменений в технологию или конструкцию.
Средний процент




Приложение
Блок «Волшебный завиток»
Инструкционная карта №1
Изготовление базового элемента
«Капля»
Сделайте свободный ролл нужного диаметра.
Возьмите ролл за плоские стороны большим и указательным пальцами правой руки так, чтобы примерно половина ролла располагались справа от пальцев.
Пальцами левой руки возьмите свободную часть ролла за вертикальные стороны и несильно сожмите. Дайте навивкам равномерно распределиться при сгибании и закончите сгиб, сильно сжав пальцы.
Отпустите элемент и дайте навивкам немного разойтись.
Инструкционная карта №2
Изготовление базового элемента
«Листочек»
Сделайте свободный ролл нужного диаметра и согните элемент «капля».
Посмотрите широкую часть капли между указательным и большим пальцами правой руки плоскими сторонами.
Большим и указательным пальцами левой руки проведите по вертикальным поверхностям узкой части капли, слегка загибая её на себя.
Отпустите элемент и дайте навивкам немного разойтись.
Инструкционная карта №3
Изготовление базового элемента
«Глаз»
Сделайте свободный ролл нужного диаметра.
Возьмите ролл за вертикальные стороны большими и указательными пальцами обеих рук так, чтобы ролл располагался симметрично.
Одновременно несильно сожмите пальцы и дайте навивкам равномерно распределиться. Закончите сгиб, сильно сжав пальцы. Отпустите элемент и дайте навивкам немного разойтись.
Инструкционная карта №4
Изготовление базового элемента
«Изогнутый глаз»
Сделайте свободный ролл нужного диаметра, и согните элемент «глаз».
Не выпуская элемент, передвиньте пальцы к его кончикам и немного согните руку в вертикальном направлении.
Сдвиньте руки, сжимая элемент в горизонтальном направлении. Отпустите ролл и дайте навивкам немного разойтись.
Инструкционная карта №5
Изготовление базового элемента
«Квадрат»
Сделайте свободный ролл нужного диаметра. Согните элемент «глаз», но не заканчивайте сгибание сильным сжатием.
Поверните ролл на 90 и повторите лёгкое сжатие, как при сгибании элемента «глаз». Закончите сгибание элемента, сильно сжав пальцы.
Вернитесь к первому сгибу и закончите его, как второй. Отпустите элемент и дайте навивкам немного разойтись.
Инструкционная карта №6
Изготовление базового элемента
«Треугольник»
Сделайте свободный ролл нужного диаметра. Согните элемент «капля», но не заканчивайте сгибание сильным сжатием.
Возьмите каплю пальцами левой руки за узкую часть, и прижмите к подушечке указательного пальца правой руки
Закончите сгибание элемента сильным сжатием поочерёдного в каждой из вершин, помещая сгибаемую вершину треугольника между пальцами левой руки. Отпустите элемент и дайте навивкам немного разойтись. Вы можете сгибать элементы практически любой формы, придумывая их самостоятельно. Используйте уже знакомые вам приёмы сгибания и меняйте расположение точек сгиба.
Инструкционная карта №7
Изготовление базового элемента
«Заячье ухо»
Элемент выполнен на основе «капли» аналогично «листику». Точки сгиба смещены в одну сторону.
Инструкционная карта №8
Изготовление базового элемента
«Звёздочка»
Элемент выполнен на основе «глаза» аналогично «квадрату». Точек сгиба не четыре, а шесть.
Инструкционная карта №9
Изготовление базового элемента
«Полумесяц»
Элемент выполнен на основе капли аналогично «листику».
Инструкционная карта №10
«Наклеивание элементов»
Возьмите пинцетом подготовленный элемент . При этом одна губка пинцета должна находиться внутри, в центре элемента, а вторая – снаружи. Сожмите губки пинцета.
На нижнюю сторону элемента нанесите кистью клей ПВА
Приложите элемент смазанной клеем стороной к основе (открытки и.т.д.), аккуратно выньте пинцет и подушечкой пальца прижмите элемент к основе.
Дайте клею высохнуть.
Инструкционная карта №11
«Склеивание элементов»
Наклейте соседние элементы на основу так, чтобы их вертикальные стороны соприкасались.
Наберите капельку клея ПВА на кончик толстой иглы с колечком.
Пинцетом слегка отодвиньте навивки одного из элементов и нанесите клей на вертикальную сторону второго элемента в точке соприкосновения.
Отпустите навивки первого элемента. В случае необходимости зафиксируйте место склеивания пинцетом.