Доклад на тему: «Сохранение народных традиций путем приобщения детей к плетению из газетных трубочек».
Доклад на тему: «Сохранение народных традиций путем приобщения детей к плетению из газетных трубочек».
Культурное наследие Татарстана - это культура многонационального народа, проживающего в Республике. Одно из приоритетных направлений в развитии Татарстана - возрождение, сохранение и развитие национального культурного наследия, народных промыслов, декоративно прикладного искусства. Ведь сохранение своего искусства - это один из признаков сохранения своих обычаев и традиций. Черты национального характера, обусловленные жизненным укладом и историческим прошлым народа, находят свое отражение в предметах, созданных руками народных мастеров.
Правительство республики оказывает всестороннюю поддержку развитию художественных промыслов, а число желающих попробовать свои силы в области народных ремесел и декоративно-прикладного искусства постоянно растет. Это позволяет надеяться на дальнейшее развитие национального искусства, сохранение культурных традиций и популяризацию народного творчества.
Зеленодольский район тоже вносит вклад в сохранение народных традиций и обычаев. Во время проведения различных общественных и праздничных мероприятий (Сабантуй, День города, Масленица), культурными центрами проводятся небольшие выставки, знакомящие посетителей с национальным декоративно - прикладным искусством. Через различные сувениры и народное творчество происходит знакомство посетителей с обычаями, традициями народа, героями сказок и преданий.... Также существует «Музей народного творчества и этнографии», который был создан в целях возрождения и пропаганды народных художественных промыслов: ювелирное, керамика, мозаика по коже, золотошвейное, ткачество, резьба и роспись по дереву. Музей возрождает эти промыслы путем практического обучения, создавая студии народных умельцев. При музее работают любительские объединения по возрождению промыслов - мозаике по коже и вышивке бисером, а также плетению кружев на коклюшках, лозоплетению и т.п.
Сегодня, когда естественный механизм передачи традиционных ценностей «из уст в уста», «из рук в руки» почти разрушен, преемственность фольклора, рукодельного мастерства во многом зависит от целенаправленной деятельности учреждений дополнительного образования детей и культуры.
В «Центре творчества» г.Зеленодольска существует несколько направлений: туристско – краеведческое, художественно-эстетическое; культурологическое, техническое и др.
Дети занимаются изучением не только различных видов ремёсел и декоративно-прикладного творчества, но и изучают быт, культуру, традиции, обычаи, обряды народов, знакомятся с культурой народов России, мира.
На занятиях дети с интересом изучают вопросы этнографии, фольклор, обряды, проводятся беседы по традиционным ремёслам. Всё это помогает сформировать более полные знания детей по народной культуре, воспитать в них уважение к традициям русского народа и культуре других народов.
Особое место на занятиях уделяется сказке в объединение «Сказочный мир», «Пластилиновая сказка», «Страна фантазия». Например, работая со сказкой «Колобок», ребята знакомятся с утварью русской избы (сусеки, печь, лопата и т.д.), лепят Колобка из солёного теста, рисуют избу, пересказывают сказку.
Занимаясь в мастерских «Волшебство игрушек», «Радуга», дети узнают о народном костюме, о назначении оберегов в жизни крестьян, использовании природного материала – бересты в быту, о роде занятий женщины в русской деревне.
В кукольном театре «Пчёлка» дети не только показывают кукольные спектакли по мотивам народных сказок, но и разучивают скороговорки, загадки, а также самостоятельно изготавливают куклы и костюмы для них, декорации из русских народных сказок.
На занятиях в ИЗО-студии «Раскрась мир радостью» ребята не только познают основы изобразительного искусства, но и знакомятся с видами декоративно-прикладного творчества: жостовская роспись, гжель, хохлома, дымковские игрушки и др.
В нашем Центре на протяжении многих лет существует вокальный ансамбль «АнтошкиLand» где ребята с удовольствием поют русские народные песни, частушки, разучивают заклички, играют на народных инструментах (ложки, трещётки, бубны).
На занятиях в творческих мастерских «Мастерская Арт- дизайн», «Волшебство игрушек», «Творческий мир», «Радуга», ребята делают сувениры из соленого теста, ткани, бисера, лыка, глины, бумаги. Выполняют изделия в многообразных техниках, учатся вязанию, вышиванию, делают обереги для дома и куклы-закрутки, вышивают бисером, плетут украшения из бисера, и многое другое.
В 2014 году при Центре был основан музей русско-народного творчества, где бережно могли бы храниться старинные вещи, выполненные умельцами прошлых лет.
Моё творческое объединение называется «Мастерская Арт-дизайн». В своей программе решила использовать плетение из газетных трубочек. Плетение из газетных трубочек использует все приемы плетения из лозы или соломы, поэтому корни технологии идут оттуда.
История плетения
Человек издревле создавал и развивал разные виды рукоделия и ремесла. В их число входит и плетение.
Известно, что человек научился плетению раньше, чем гончарному делу. Он плел из гибких ветвей крыши, изгороди, научился плести лукошки, колыбели, лапти. С развитием этого вида рукоделия появились новые материалы для применения. Плести можно из лозы, камыша, бересты, проволоки, кожи. Но не все эти материалы есть в каждом доме. Если говорить о лозе, камыше, бересте, то это труднодоступные материалы. Для начала их нужно заготовить в определённый период, очистить от коры и т.д., т.е. это очень трудоёмкий процесс, который не оправдает себя в стенах образовательного учреждения с большим количеством детей. Что не скажешь о плетении из газет и журналов – самого доступного и дешёвого материала для плетения. Ведь плести из лозы – довольно трудное занятие для слабых детских пальчиков, а бумага для них более податливый и понятный материал.
Плетение из газетных трубочек использует все приемы плетения из лозы или соломы, поэтому корни технологии идут оттуда. Идея использовать вместо лозы бумагу принадлежит восточным мастерам, преимущественно из Кореи и Японии. Эти народы славятся виртуозным владением любых бумажных техник: от оригами до папье-маше. Популярность плетения из бумажных или газетных трубочек, скорее всего, наступила тогда, когда производство бумаги и газет перестало быть роскошью, газеты и тонкая бумага стали более доступными, чем та же лоза.
В 21 веке плетение из газетных трубочек - популярное хобби. Почему плетение из газет? Потому что это один из «молодых» видов плетения, получивший широкое распространение в последние десятилетия во многом благодаря массовому освоению «всемирной сети Интернет». Его ценят за его доступность: ведь старые газеты и журналы ничего не стоят. Напротив, использование их в качестве материала для плетения избавляет дом от скопления макулатуры.
Плетение из газетных трубочек можно использовать при работе с детьми. Технология плетения из газетных трубочек мало отличается от плетения из лозы. Часто плетение из бумаги так и называют – плетение из газетной (или журнальной) лозы. У каждого из Вас, наверняка, дома существует стопка прочитанных газет и журналов. Что вы с ними делаете? Выбрасываете или сжигаете? А я вам покажу как можно продлить жизнь газетной бумаге. Посмотрите, какие красивые и практичные изделия создаются из этого неказистого материала.
Забавные фигурки животных, шкатулка «Черепаха», статуэтки, оригинальная шляпка, кашпо для цветов, всевозможные сундучки и шкатулки и даже домик для вашего питомца, оригинальная елочка, вазочки и органайзер.
Техника исполнения проста: газета разрезается на отдельные полоски по 7-12 см., накручивается на вязальную спицу, фиксируется в отдельных местах. Когда вы накрутите наибольшее количество трубочек, их соединяют друг с другом острыми концами (получается длинная трубочка). Для основы берется любой сосуд, коробка, ящик. У основания (дно) фиксируются ряд трубочек. Далее осуществляется плетение.
Из своего небольшого опыта могу сказать, что, когда дети стали учиться крутить газетные трубочки, они восприняли это без особого энтузиазма. Но когда их работы стали получаться, они уже начали гордиться и хвалиться друг перед другом. Самое тяжелое для них было освоить кручение тонких трубочек, кто смог освоить на первом занятии, а кто-то на следующих.
Отвечая на вопрос, зачем приобщать ребёнка к истокам народной культуры, приведу слова русского философа И.А.Ильина: «Судьбы народа скрыты в его истории. Она таит в себе не только его прошлое, но и его будущее; она являет собой его духовное естество, и его силу, и его дар, и его задание, и его призвание. История народа есть молчаливый глагол его духа, таинственная запись его судеб, пророческое знамение грядущего».