Конспект и проведение учебного занятия «Миллион идей из ненужных вещей»
Муниципальное бюджетное образовательное учреждение
дополнительного образования детей
«Станция юных техников»
Конспект и проведение учебного занятия
«Миллион идей из ненужных вещей»
Автор: педагог дополнительного образования
высшей категории Соболева Светлана Геннадиевна
г. Саров
2014г.
Данная методическая разработка представляет конспект открытого занятия «Миллион идей из ненужных вещей» по программе «Техническое конструирование» технической направленности; состоит из следующих разделов:
Объяснительная записка.
Материально – техническое обеспечение.
План занятия.
Конспект занятия.
Литература.
ОБЪЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА.
Методическая разработка «Миллион идей из ненужных вещей» представляет пример открытого занятия по реализации программы «Техническое конструирование» объединения Начального Технического Моделирования.
Целью данной методической разработки является описание методики организации учебно-воспитательного занятия для учащихся третьего года обучения, занимающихся на Станции Юных Техников.
Данная методическая разработка имеет эколого-эстетическую направленность, может быть использована педагогами дополнительного образования, учителями начальных классов, воспитателями групп продлённого дня.
Цель: «Дать сведения о составлении практико-ориентированного проекта»
Задачи:
Обучающая – закрепить полученные ранее знания, умения и навыки поиска и сохранения информации, работы в различных прикладных техниках, инструментами ручного труда.
Развивающая – развивать у учащихся познавательные способности, умения частично-поисковой познавательной деятельности, формировать навыки творческого мышления.
Воспитывающая – способствовать формированию и развитию эстетических качеств личности учащихся, патриотизма.
При изучении темы «Конструирование простейших моделей технических объектов и игрушек из объёмных деталей. Проектная деятельность» данное занятие является пятнадцатым и предполагает знание учащимися понятий « Практико – ориентированный проект»; «Геометрическое тело», владение техниками работы с бумагой: квиллинг, торцевание, различные виды аппликации, владение умениями оставлять отдельные этапы практико-ориентированного проекта.
Тип занятия – комбинированное.
Время проведения занятия 90 минут.
В процессе занятия используется эвристическая беседа, исследовательский, поисковый, практико-конструкторский, наглядный методы.
МАТЕРИАЛЫ И ИНСТРУМЕНТЫ:
Ножницы
Карандаш
Ластик
Клей-карандаш
Клеёнка, тряпочка для рук
Бумага цветная
Фольга
Бумага креповая
Пластилин
Фантики от конфет
Баночка из-под йогурта
12.Дырокол
13.Шило
14.Соломка для коктейля
15. Трафаретная линейка
Наглядные пособия и оборудование.
1. Подборка книг и журналов на тему «Поделки из ненужных вещей»
2 . Для оформления доски:
- Тема занятия: «Миллион идей из ненужных вещей»
- плакат «Структура практико-ориентированного проекта»; (Приложение1)
3. Персональный компьютер
4. Видеопроектор
5. Принтер, сканер
6. Интерактивная доска
7. Компьютерные программы: Smart, Microsoft Office PowerPoint, Microsoft Office Document Imaging, Microsoft Office Document Scanning, Internet Explorer.
8. Выставка работ, оформленных в различных прикладных техниках: квиллинг, торцевание, различные виды аппликации.
9. Для каждого учащегося мини плакат «Требования, предъявляемые к изделию».
План занятия
Погружение в проект(15 минут)
Планирование деятельности (10 минут)
Осуществление деятельности по решению проблемы ( 40 минут)
Оформление результатов ( 15минут)
Оценка результатов и процесса проектной деятельности (10 минут)
Конспект занятия.
Этапы работы над проектом
Цели и задачи
Деятельность педагога
Деятельность учащихся
Конспект занятия
1. Погружение в проект
Цель- подготовка учащихся к проектной деятельности.
Задачи:
- определение проблемы, темы и целей проекта в ходе совместной деятельности педагога и учащихся;
- создание группы учащихся для работы над проектом.
Отбирает возможные темы и предлагает их учащимся.
Пробуждает у учащихся интерес к теме проекта.
Помогает сформулировать:
- проблему проекта;
- цель и задачи.
Мотивирует учащихся к обсуждению, созданию проекта.
Организует поиск учащимися оптимального способа достижения поставленных целей проекта.
Помогает, наблюдает, контролирует.
Консультирует учащихся при постановке цели и задач.
Формирует необходимые специфические умения и навыки.
Осуществляют вживление в ситуацию.
Обсуждают тему проекта с педагогом.
Получают дополнительную информацию.
Определяют свои потребности. Принимают в составе группы решение по поводу темы проекта, аргументирует свой выбор.
Осуществляют анализ ресурсов и поиск оптимального способа достижения цели проекта.
Формулируют (в результате обсуждения в группе) цель проекта.
На доске плакат «Структура практико-ориентированного проекта»;
на интерактивной доске
Слайд1. тема занятия «Миллион идей из ненужных вещей»
Приветствие педагога и учащихся.
П: На протяжении четырнадцати занятий мы изучаем тему «Изготовление поделок из объемных деталей. Проектная деятельность». На каждом занятии мы говорим об элементах, составных частях проекта. И сегодня попробуем «собрать» эти части в единое целое. Составим проект изготовления поделки. Тема занятия: «Миллион идей из ненужных вещей».
Любой проект имеет структуру. Сегодня мы составим практико-ориентированный проект.
(внимание детей на плакат «Структура практико-ориентированного проекта»). Разбор совместно с учащимися этапов работы над проектом.
Слайд 2.
П: Какие вещи мы называем ненужными?
У: Пластиковые бутылки, банки, использованные упаковки от соков, йогуртов,
CD-диски
П: Это те вещи, которые не жалко выбросить.
Коротко их называют бросовые.
Слайд 3.
П: Давайте посмотрим, что можно сделать из бросового материала.
Слайд 4, 5, 6.
П: Вы уже догадались, что сегодня мы будем работать с бросовым материалом. А с каким, и почему именно с ним, сейчас узнаем.
Слайд 7. На завтрак в школе часто кормят йогуртом. Это вкусный и полезный продукт.
Слайд 8. К сожалению, есть в школе учащиеся, которые съев йогурт, бросают коробочки из-под йогурта прямо на пол. Мы любим свою школу, и хотим, чтобы в ней всегда было чисто.
Слайд 9. Но, как этого достичь?
У: отвечают на вопрос: не бросать, убирать за неряхами, призывать соблюдать чистоту
П: Давайте попробуем использовать эти коробочки для изготовления каких-то нужных вещей. Покажем наши поделки друзьям и, возможно, им тоже захочется сделать что-то подобное. Таким образом, все коробочки из-под йогурта будут уходить на изготовление поделок, и в школе станет чище.
Что и для кого мы будем делать?
2.Планирование деятельности.
Цель:
Пооперационная разработка проекта с указанием конкретного перечня действий.
Задачи:
- определение источников информации, способов сбора информации
- установление критериев оценки результатов;
- распределение обязанностей между членами группы.
Направляет процесс поиска информации учащимися.
Предлагает учащимся:
- распределить роли в группе;
- спланировать деятельность по решению задач проекта.
Формирует необходимые специфические умения и навыки.
Организует процесс контроля (самоконтроля) разработанного плана деятельности и ресурсов.
Осуществляют
поиск, сбор, систематизацию информации;
распределение ролей в группе;
планирование работы.
Продумывают продукт групповой деятельности на данном этапе.
Проводят оценку результатов данного этапа работы.
Слайд 10. Выбор идеи.
Педагог задает вопросы со слайда – учащиеся отвечают:
ЧТО? - поделки из бросового материала. КОМУ? – для меня, для мамы, для брата.
ИЗ ЧЕГО? – из коробочки из-под йогурта.
КАК ДЕЛАТЬ? – аккуратно, соблюдая культуру труда, на занятиях кружка НТМ.
ЗАЧЕМ? – для подарка, сувенира, украшения интерьера, для чистоты в школе.
П: Таким образом, какая задача стоит перед нами?
У: изготовление поделки из бросового материала.
СЛАЙД 11. Задача проекта.
П: К любому изделию предъявляются определённые требования.
Особо отмечается, чтобы изготовить данную поделку смог любой учащийся. (легкая и быстрая в исполнении, не затратоёмкая).
Слайд 12. Требования к изделию.
П: читает слайд, обсуждает с учащимися.
П: Требования, предъявляемые к изделию мы установили. Что же конкретно мы будем делать? Учащиеся обсуждают и выбирают назначение будущей поделки: игрушка, сувенир, или поделка для украшения интерьера.
Слайд 14,15. Учащимся предлагается ознакомиться с выбранными вариантами изделий.
3. Осуществление деятельности по решению проблемы.
Цель- разработка проекта.
Задачи:
- самостоятельная работа учащихся по своим групповым задачам проекта.
-промежуточные
обсуждения полученных данных в группах.
Наблюдает, советует, косвенно руководит деятельностью, отвечает на вопросы учащихся. Контролирует соблюдение правил техники безопасности. Следит за соблюдением временных рамок этапов деятельности.
Выполняют запланированные действия самостоятельно, в группе. При необходимости консультируются с педагогом. Осуществляют промежуточные обсуждения полученных данных в группе.
Слайд 13. За идеями!
Педагог читает слайд.
Учащимся предлагается искать идеи для изготовления выбранного изделия: игрушка, сувенир, или поделка для украшения интерьера в сети интернет, в журналах, в книгах. Перед ними ставится задача найти 3-4 изображения поделок.
Если «идеи» найдены на страницах журналов и книг – педагог сканирует изображения и помещает их на слайд14,15 «Альтернативные варианты», если из сети интернет - переносит изображения на эти слайды. Если работа ведется в сети интернет - «поиск» выводится на интерактивную доску, осуществляется коллективный отбор поделок.
Учащиеся в это время проводят под музыку физкультминутку.
4. Оформление результатов.
Цель- структурирование полученной информации.
Задачи:
- анализ и синтез данных;
- формулирование выводов.
Наблюдает, советует, направляет процесс анализа. Помогает в обеспечении проекта. Мотивирует учащихся, создает чувство успеха; подчеркивает социальную и личностную важность достигнутого.
Оформляют проект, изготавливают продукт. Участвуют в коллективном анализе проекта, оценивают свою роль, анализируют выполненный проект. Проводят анализ достижений поставленной цели. Делают выводы.
Слайд 14,15. Учащимся предлагается ознакомиться с выбранными вариантами изделий.
Слайд16. Анализ изделий. Выбор варианта для изготовления.
Слайд17,18.
Педагог совместно с учащимися обсуждает «плюсы» и «минусы» каждого изделия опираясь на мини плакат «Требования к изделиям» (он находится перед каждым учащимся). Совместно выбирается изделие для изготовления. Его изображение печатается на принтере и вывешивается на доску.
П: Любой проект содержит подробное описание изготовления выбранного изделия, т.е. технологическую карту. Её мы сейчас и составим
Слайд19,20,21. План работы над изделием.
В процессе составления плана, учащиеся могут предложить альтернативные виды оформления изделия, опираясь на свои умения и навыки. (Выставка работ учащихся; слайды 25,26 – «Квиллинг», «Торцевание»)
Совместное составление плана.
Физкультминутка.
Практическая работа над изготовлением изделия.
5. Оценка результатов и процесса проектной деятельности
Цель – оценка результатов и процесса проектной деятельности.
Задачи:
- коллективное обсуждение результатов проекта;
- самоанализ проектной деятельности.
Оценивает усилия учащихся, креативность. Использование источников. Неиспользованные возможности, потенциал продолжения, качество отчета, мотивирует учащихся.
Наблюдает, направляет процесс.
Осуществляют оценивание деятельности и её результативности в ходе:
коллективного обсуждения;
самоанализ.
Наша поделка готова. Но, чтобы проект был завершен, необходимо провести анализ полеченных результатов.
Слайд 22. Учащиеся совместно с педагогом проводят анализ изделия. Педагог предлагает высказаться каждому учащемуся.
ИСПОЛЬЗОВАННАЯ ЛИТЕРАТУРА:
1.Давыдова Г.Н. , Детский дизайн. Поделки из бросового материала.
Скрипторий 2003 год: 2006.Стр.80
2.Давыдова Г.Н.Поделки из бросового материала. Цветы.
Скрипторий 2003 год: 2008.Стр.67
3.[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ] Миллион подарков
4. [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ] Страна мастеров
5.http://www.school2100.ru/pedagogam/collect/index.php?SECTION_ID=1761