Классный час на тему Слово доброе излечит, злое слово покалечит , 3-4 класс.
Классный час в 4-в классе
Кл. руководитель Перфильева Л.В.
Тема: «Слово доброе излечит, злое слово покалечит»
Цель: показать значение, роль слова, объяснить необходимость бережного
обращения со словом, воспитывать нравственные качества личности.
Задачи:
-воспитать у учащихся доброту и уважение к окружающим;
-расширить знания школьников о вежливых и добрых словах и их
применении в жизненных ситуациях;
-развивать умение оценивать поведение окружающих и собственные
поступки.
Оборудование: презентация
Ход классного часа
Вступление
Сегодня мы будем говорить о Слове. Что же такое слово?
В толковом словаре Ожегова говорится: «Слово – это единица языка, служащая для наименования понятий, лиц, действий, состояний, отношений, оценок».
«Слово, которым владеет человек, есть особый неоценимый дар Божий» - писал в своих проповедях священник Иоанн.
Какую же силу имеет наше слово?
2.Основная часть. Беседа
Предлагаю вам послушать притчу.
«Однажды Мастер рассказывал о великой силе Живого Слова. Сотни учеников внимательно слушали его. И каждый из них хотел владеть этой необычайной силой.Но не каждый верил Мастеру. Кто-то из задних рядов неожиданно выкрикнул:Ты говоришь чепуху! Разве станешь святым оттого, что все время твердишь: "Бог, Бог, Бог"? Разве станешь грешником оттого, что без конца повторяешь: "Грех, Грех, Грех"? Ерунда эта твоя сила Живого Слова!Сядь на место, глупец! - отрезал Мастер.Человека охватила ярость, его назвали глупцом среди сотен учеников! Это слышал каждый! Он стал браниться еще больше, оскорблять Мастера. Гнев совершенно затмил его разум. Мастер выслушал его. А затем с видом раскаяния сказал:- Прости меня... я погорячился. Искренне прошу прощения. Мне не стоилооскорблять тебя.Ученик тут же успокоился.- Вот всем вам и ответ, - подытожил Мастер. - От одного слова человекпришел в ярость, от другого – успокоился».
Так что же может сделать слово? ( Ответы учеников)
Слово может ранить человека, а может его излечить. Тема нашего классного часа так и называется.
Какое влияние может оказать слово на человека?
«Жил-был один очень вспыльчивый молодой человек. И вот однажды его отец дал ему мешочек с гвоздями и наказал каждый раз, когда он не сдержит своего гнева, вбить один гвоздь в столб забора.
В первый день в столбе было несколько десятков гвоздей. На другой неделе он научился сдерживать свой гнев, и с каждым днём число забиваемых в столб гвоздей стало уменьшаться.
Наконец пришёл день, когда он научился себя сдерживать и рассказал об этом своему отцу. Отец сказал, что на сей раз каждый день, когда сыну удастся сдержаться, он может вытащить из столба по одному гвоздю.
Шло время, и пришёл день, когда он мог сообщить отцу о том, что в столбе не осталось ни одного гвоздя. Тогда отец взял сына за руку и подвёл к забору:
Ты неплохо справился, но ты видишь, сколько в столбе дыр? Он уже никогда не будет таким как прежде. Когда говоришь человеку что-нибудь злое, у него остаётся такой же шрам, как и эти дыры. И неважно, сколько раз после этого ты извинишься шрам останется».
Каждый из вас тоже, наверное, слышал в свой адрес плохие слова, обидные прозвища. Какие чувства испытывали вы при этом? (Ответы учеников)
Часто, идя по улице, да и в стенах школы, с экрана телевизора, мы слышим нецензурные слова, выражения. Их произносят и взрослые, и дети. Но они не знают, что сквернословие обязательно возвращается к ним. Человек, который сквернословит, превращает мир вокруг себя в мир, наполненный злобой, ненавистью, завистью. Грубыми, злыми словами можно не только расшатать здоровье, вызвать болезнь, но и убить человека. Причиняя зло окружающим, сквернослов может не знать, что самый большой вред он наносит своему здоровью.
Академик Д.С.Лихачёв в своём произведении «Письма о добром и прекрасном» писал: «Бравирование грубостью в языке свидетельствует о незащищенности человека, о его слабости, а вовсе не о силе. Говорящий стремится грубой шуткой, резким выражением, подавить в себе чувство страха, боязни. По-настоящему сильный и здоровый, уравновешенный человек не будет ругаться, говорить плохие слова».
Какие же слова могут излечить человека?
Об этом говорится в следующей притче.
«Однажды по улице шёл старичок, опираясь на большую сучковатую палку. Он был очень стар и от старости согнулся, поэтому шёл, глядя себе под ноги. Навстречу ему, подняв голову к верху, и что-то рассматривая в небе, шёл мальчик. Мальчик не заметил старика и сильно его толкнул. Старик очень рассердился на мальчика. Но вот мальчик что-то сказал старичку, и тот сразу подобрел».
Что же мальчик такое сказал, от чего дедушка сразу перестал сердиться?
Как вы думаете, какие слова могут излечить человека? (Добрые слова)
Магическая сила слова с древнейших времён была известна людям, и в отличие от нас, наши предки понимали, каким грозным оружием может быть слово, знали, какое влияние оказывают слова на здоровье, и относились к его употреблению более внимательно.
Слова обладают настолько мощной энергетикой, что действуют не только на всё живое, но также и на предметы неживой природы, например, воду.
Так, японский исследователь доктор Масару Эмото исследовал, какое влияние оказывают слова на воду. В своих экспериментах он писал слова на листочках бумаги и прикреплял их к пробиркам с водой, а после воздействия слов на воду замораживал её и фотографировал. (Видео)
Фотоснимки таких слов как «ангел», «любовь», «душа», «благодарю» - отличаются изысканным орнаментом. Кристаллы получились красивыми, гармоничными, симметричными. Противоположное влияние оказывают слова с негативной окраской - фразы типа «Я тебя убью», «Ты дурак». Застывшая вода имеет тусклый вид.
3.Игра «Доскажи словечко»
У разных народов сложено много пословиц и поговорок о влиянии слова на человека. Предлагаю вам игру «Доскажи словечко».
На экране будет появляться часть пословицы, ваша задача - продолжить её.
Доброму слову и кошка рада. Ласковые слова слаще мёда.
Рана от сабли заживает, рана от слова - нет. Слово не воробей, вылетит не поймаешьДоброе слово лечит, а злое калечит. 4. Чтение стихотворения
А сейчас послушайте стихотворение Амалии Эйхман о добрых словах.
Чаще говорите добрые слова,Пока родные с нами рядом.В них свет, а он сродни тепла,И обладает чудодейственным зарядом.Давайте говорить лишь добрые слова.Давайте будем чаще улыбаться.Забудем всё плохое, навсегда.Как можно чаще будем все смеяться.Все вместе мы огромная семья.Читаю я, написанные строчки.Возьмёмся за руки друзья,Чтоб не пропасть поодиночке.
5.Составление коллажа
Я предлагаю вам повернуться друг к другу, взяться за руки и сказать друг другу ласковые, добрые слова. Какие чувства у вас возникли?
Напишите эти слова на лепестках, и мы составим из них цветы Добрых слов, которые будем дарить друг другу и другим людям. И тогда мир станет намного добрее.
6. Итог классного часа.
Наш классный час я хотела бы закончить стихотворением В.А.Солоухина.
Когда ты хочешь молвить слово,
Мой друг, подумай - не спеши.
Оно бывает то сурово,
То рождено теплом души.
Оно то - жаворонком вьется,
То медью траурной поет.
Покуда слово сам не взвесишь,
Не выпускай его в полет.
Им можно радости прибавить,
И радость людям отравить.
Им можно лед зимой расплавить
И камень в крошку раздробить.
Оно одарит, иль ограбит.
Пусть ненароком, пусть шутя.
Подумай, как бы им не ранить
Того, кто слушает тебя.
Каким же должно быть наше слово?
Оно не должно быть злым, осуждающим.
„ђЗаголовок 215