Творческий проект по технологии (мальчики) Кухонный набор в городецкой росписи
Районная научно-практическая конференция
Кухонный набор
в городецкой росписи
(технология)
Авторы:
Тюменцев Влад
Ученик 8 б класса МОУ Белореченская СОШ
Тюменцев Виталий
Ученик 8 б класса МОУ БелореченскаяСОШ
Руководитель:
Тютрина Александра Ивановна
Учитель технологии МОУ Белореченская СОШ
2015 г.
Введение
Работы выполненные своими руками всегда привлекают внимание людей. Самым доступным и дешевым материалом для нашей местности стало дерево. По разнообразию применения, древесина не нашла себе равных. Из неё делали практически всё необходимое для жизни: дома, посуда, мебель, телеги, лодки и многое другое. В давние времена люди вырезали из дерева зверей, птиц, солнце, луну и поклонялись им, считая, что они приносят в дом счастье, отгоняют всякую нечисть и оберегают хозяев от несчастий.
Изделия из дерева прочно вошли в нашу жизнь. Каждый мастер, выполняя то или иное изделие из древесины, старался сделать его красивым, показать природную красоту дерева и усилить её. Это можно сделать с помощью разных приемов резьбы и росписи. Резьба – одна из самых ранних способов украшения изделия. Резьбой украшали избы, ограды, посуду, мебель и т.д. В XVI—XVIII столетиях резьба по дереву стала ремеслом для многих жителей городов и сел. Изделия выполненные в технике резьбы всегда необыкновенны, она показывает структуру дерева, его красоту.
Роспись появилась в иконописи, а немного позже её стали применять и в быту, как декоративно- в прикладное искусство. Роспись составляет важную часть композиции художественных изделий из фарфора, фаянса. Расписывают изделия из дерева, металла, стекла. Технику росписи применяют в изделиях из лака и тканей .
Обоснование проекта.
Мы давно задумали сделать для мамы памятный подарок. Долго обдумывали и выбирали то изделие, которое останется у мамы на долгие годы. Оно должно быть ярким и красочным, создавать хорошее впечатление и настроение. Конечно это какое-то изделие из дерева. Лучше всего для подарка подойдет кухонный набор. Мы решили включить в него все принадлежности для кухни, которые можно изготовить из древесных материалов.
Анализ идей
Мы просмотрели литературу, интернет, журналы по изготовлению изделий из дерева. Нашли несколько вариантов наборов для кухни своими руками. (прил. 1)
Некоторые нам понравились. Но вариант, который задумали мы, так и не нашли. Но они натолкнули нас на идею, использовать для оформления изделий роспись. Поэтому мы обратились к рассмотрению видов росписи, которой бы мы смогли украсить свое изделие. Их оказалось много и мы остановились на городецкой росписи. (прил.2)
Окончательным вариантом мы выбрали свой, который разработали самостоятельно. В него входит полочка с элементами резьбы из сосны, две разделочных доски из многослойной фанеры, скалка, толкушка, ложка, вилка, хлебница.
Для своего изделия мы использовали кудринскую резьбу. Нам она показалась наиболее интересной. Абра́мцево-ку́дринская резьба́ — художественный промысел резьбы по дереву, сформировавшийся в конце XIX векав окрестностях подмосковной усадьбы Абрамцево. В 1890 году один из учеников, В. П. Ворносков, основал собственное производство в родном селе Кудрине и стал работать по заказам абрамцевской мастерской. Эта, первоначально небольшая, мастерская и легла в основу будущего промысла. В кудринской мастерской сформировался особый стиль орнаментальной резьбы, были найдены удачные сочетания плоскорельефной резьбы с геометрической, заложены принципы органичного использования резного декора в утилитарных предмета.
Социологическое исследование
Прежде, чем приступить к работе, мы решили провести исследования.
Во-первых нам стало интересно, есть ли в продаже подобные изделия? Узнать их стоимость, чтобы в дальнейшем сравнить с себестоимостью нашего изделия. Мы посетили все магазины и рынки, где возможно их купить, но ничего подобного не нашли. По отдельности мы увидели хлебницы стоимостью 600 рублей и 1360 рублей, а также вилку и ложку, стоимостью от 20 до 35 рублей. Мы пришли к выводу, что такие изделия делают только народные умельцы, и чаще всего они бывают в единственном экземпляре.
Следующий вопрос для исследования встал: А есть ли подобные изделия у наших односельчан? Мы провели опрос среди одноклассников, учеников других классов и учителей. Всего мы опросили 50 человек. Вот результат опроса:
Предполагаемые ответы Количество участников
Есть набор полностью (сделаны по заказу) 2
Есть набор , но без хлебницы (подарок) 1
Есть набор разделочных досок (сделали сами) 2
Есть набор разделочных досок (достались от родителей) 2
Есть набор «вила с ложкой» 12
Есть все, но не в наборе, а куплено по отдельности. 9
Есть некоторые изделия, но из разных материалов. 26
Тогда возник еще один вопрос: а из каких материалов изделия лучше и почему? Для исследования мы взяли разделочные доски из доски, фанеры, стекла и пластмассы. Попробовали резать овощи и рыбу.
На доске из пластмассы – остаются следы от ножа, отмывается только щеткой, рыбный запах остается ,оценить экологическую чистоту сложно.
Из стекла – не удобно брать, скрипит при резке, боишься, что может упасть и разбиться, моется легко, запах от рыбы остается, экологически должно быть чистым, т.к. изготавливается из песка, но сегодня высокопрочное стекло получают и из оргстекла, отличить которое от обычного стекла практически невозможно. Оргстекло — это не один, а целая группа разных материалов: акрил, ПВХ, полистирол, полиэфирные пластики.
Из доски - режется все без стука, доска легкая, экологически чистый материал, но может сломаться при ударе. Запах рыбы остается.
Доска из фанеры - легкая, прочная, Экологически чистая. Запах рыбы остается.
Таким образом можно сделать вывод, что наиболее подходящий материал для разделочной доски – это фанера. Запах рыбы убирается со всех досок моющим средством для мытья посуды. Но так как для рыбы должна быть отдельная доска, то этот фактор можно исключить.
Историческая справка.
Мезенская роспись
Мезенская роспись одна из наиболее древних русских художественных промыслов. Ее истоки теряются в отдаленных веках первоначального формирования славянских племен. Пика своей популярности промысел достиг в XIX веке. Мезенские прялки и короба, сундуки и ковши широко распространялись по реке Пинеге, вывозились на Печору, Двину и Онегу.
В Архангельском крае, долгими зимними вечерами русские люди претворяли в ней свой взгляд на мир, свои надежды, чувства и верования. Прежде всего, мезенская роспись — это свой самобытный орнамент. Этот орнамент притягивает и завораживает, несмотря на свою кажущуюся простоту. А предметы, расписанные мезенской росписью, как будто светятся изнутри, источая добро и мудрость предков. Каждая деталь орнамента мезенской росписи глубоко символична. Каждый квадратик и ромбик, листик и веточка, зверь или птица — находятся именно в том месте, где они и должны быть, чтобы рассказать нам рассказ леса, ветра, земли и неба, мысли художника и древние образы северных славян. Символы зверей, птиц, плодородия, урожая, огня, неба, других стихий идут ещё с наскальных рисунков и являются видом древнего письма, передающем традиции народов Севера России. Так, например изображение коня в традиции народов, издревле населявших эту местность, символизирует восход солнца, а изображение утки — это порядок вещей, она уносит солнце в подводный мир до рассвета и хранит его там.
Традиционно предметы, расписанные мезенской росписью, имеют только два цвета — красный и чёрный (сажа и охра, позднее сурик). Роспись наносилась на негрунтованное дерево специальной деревянной палочкой (тиской), пером глухаря или тетерева, кисточкой из человеческого волоса. Затем изделие олифилось, что придавало ему золотистый цвет. Доска имела свои четкие пропорции. Ширина должна были три раза укладываться в ее длине. Древесина пропитывалась льняным маслом. От этого ее структура становилась яснее и ярче. Характер рисунка волокон во многом определяет и сам орнамент, который состоит из символов, как слова из букв. Внутреннее содержание символов, точное происхождение, взаимная связь уже практически утрачены.
Петриковская роспись
Яркой страницей вошла декоративная роспись в историю культуры украинского народа. Далеко за пределами Украины известные имена народных мастеров села Петриковки Днепропетровской области. Ажурный, графически четкий орнамент, который в прошлом развивался как настенная роспись и декор бытовых предметов, сегодня широко используется в художественной промышленности, книжной графике, оформлении и.т.п.. Волшебный петриковский цветок расцвел на замечательному фарфоровом блюде, загадочным узором лег на шелковую ткань, ценным самоцветом засверкал на лакированной поверхности сувенирной шкатулки.
Гжель
Самый известный крупный народный художественный керамический промысел — подмосковная гжель. Этот район из 30 сел и деревень бывших Бронницкого и Белгородского уездов, в 60 км от Москвы (ныне Раменский район), давно славился своими глинами и гончарами. Центром гончарства была Гжельская волость — деревни Речицы, Гжель, Жирово, Турыгино, Бахтеево и др., где было много мастерских. В произведениях майолики XVIII в., полуфаянса и фарфора XIX в. ярко представлено искусство народных мастеров России. Имея большой опыт гончарного дела, отличаясь живым сметливым умом, гжельские мастера быстро осваивали производство майолики на заводе Гребенщикова, а затем уходили от хозяина и начинали изготовлять подобные изделия в своих мастерских. Они создали нарядную посуду: квасники — декоративные кувшины с кольцевидным туловом, высокой куполообразной крышкой, длинным изогнутым носиком, скульптурной ручкой, часто на четырех массивных округлых ножках; кумганы, подобные же сосуды, но без сквозного отверстия в корпусе; кувшины, рукомои, кружки-шутихи, «напейся — не облейся», блюда, тарелки и др., украшенные орнаментальной и сюжетной росписью, исполненной зеленой, желтой, синей и фиолетово-коричневой красками по белому фону.
Городецкая роспись
Один из традиционных декоративных промыслов — городецкая роспись — сложился с середины 19 века в окрестностях Городца, основанного еще в 12 веке, что находится на левом берегу Волги в Нижегородской области.
Цвета городецкой росписи всегда были яркими, сочными, все изделия обязательно украшались пышными букетами цветов, напоминавших розы, ромашки. Сложился и свой прием росписи — сначала на изделие наносился фон, одновременно служивший и грунтовкой, затем по нему наносятся толстой кистью крупные цветовые пятна, так называемый «подмалевок». После этого более тонкой кисточкой наносятся необходимые штрихи, затем роспись заканчивает «разживка» — когда рисунок объединяется в цельную композицию с помощью черной краски и белил. Законченную композицию обычно ограничивают рамкой. В процессе того, как промысел набирал обороты (а к концу девятнадцатого века в нем были задействованы жители из почти десятка деревень), рисунок росписи также дополнялся новыми сюжетами: появились персонажи из народных сказок, сцены из городской жизни, всевозможные «чаепития» за самоваром и «гуляния».
В наши дни в росписи стали использовать масляную краску, цветовая гамма рисунков также разнообразилась, но сюжеты, образы и мотивы старой городецкой росписи присутствуют и в работах современных мастеров. Деревенские живописцы, подражая лубочным картинкам, украшали их веселыми сценками из народного быта в обрамлении цветочных гирлянд и крупных ярких роз. В настоящее время патриархом городецкой росписи называют Аристарха Евстафьевича Коновалова, который восстановил в конце 60-х годов промысел, основав фабрику «Городецкая роспись». Не потеряв традиционного орнамента с пышными розами, конями и птицами.
Хохлома
Хохлома — старинный русский народный промысел. Это, пожалуй, самый известный вид русской народной живописи. Свое название хохломской промысел получил от крупного торгового села Хохлома Нижегородской губернии, в которое из близлежащих деревень свозили деревянные изделия на продажу (в самом селе Хохлома эти изделия никогда не производились). Для хохломского промысла характерна оригинальная техника окраски дерева в золотистый цвет без применения золота.Хохлома появилась в 17 веке. Создание изделий состоит из нескольких этапов: сначала на токарном станке вытачивается заготовка, так называемое «белье», затем заготовку грунтуют жидким раствором глины («вапы») и смазывают сырым льняным маслом, на следующей стадии изделие пропитывают олифой и просушивают. Эту операцию повторяют три-четыре раза. Следующий этап — лужение: предмет покрывают полудой — металлическим порошком алюминия (когда-то использовался порошок серебра, позднее более дешевый порошок олова). Теперь изделие (серебристого цвета) готово к росписи, которая наносится масляными красками и закрепляется сушкой в печи, потом покрывается несколькими слоями лака, причем каждый слой сушится отдельно. Лак под воздействием высокой температуры и превращает серебристый цвет изделия в золотой.
Жостовская роспись
История жостовского промысла восходит к началу XIX века, когда в ряде подмосковных сел и деревень бывшей Троицкой волости (ныне Мытищинский район Московской области) — Жостово, Осташкове, Хлебникове, Троицком и других — возникли мастерские по изготовлению расписных лакированных изделий из папье-маше. Возникновение жостовского расписного подноса связывается с фамилией братьев Вишняковых. В 1830 г. производство подносов в Жостово и окрестных селениях увеличилось. Появились первые металлические подносы, украшенные декоративной цветочной росписью. Железные подносы постепенно вытеснили табакерки и другие «бумажные» поделки из мастерских Троицкой волости. Основной мотив жостовской росписи — цветочный букет. В самобытном искусстве жостовских мастеров реалистическое ощущение живой формы цветов и плодов сочетается с декоративной обобщенностью, родственной русской народной кистевой росписи на сундуках, берестяных туесах, прялках и т. п.
Изделия из дерева
Изделия из дерева прочно вошли в нашу жизнь. Каждый мастер, выполняя то или иное изделие из древесины, старался сделать его красивым, показать природную красоту дерева и усилить её. Это можно сделать с помощью разных приемов резьбы. Резьбой украшали избы, ограды, посуду, мебель и т.д.
Резьба по дереву возникла ещё с древнейших времён. Дерево было доступным и дешёвым материалом. По разнообразию применения древесина не нашла себе равных. Из неё делали практически всё необходимое для жизни: дома, посуда, мебель, телеги, лодки и многое другое. В давние времена люди вырезали из дерева зверей, птиц, солнце, луну и поклонялись им, считая, что они приносят в дом счастье, отгоняют всякую нечисть и оберегают хозяев от несчастий.
Технологическая карта изготовления разделочно доски
24511052705000294005115570S20
00S20
3181352355850071310538227040
0040
61023552768500697230415290006540537274560
0060
160655361315001951355391795200
00200
1914525130810001195070939165300
00300
9791701110615380
00380
3022606438900068453010687050019221458978900068326078359000302260123380500716280-28321000Заготовка: доска 430 220 25
Материал: древесина
№ дет. № п/п Последовательность выполнения работы Графическое изображение Инструменты, приспособления
1 2 3 4 5
1 1 Выбрать заготовку 430 220 25 мм, прострогать базовую пласть до размера 22 мм 137795305435430
22
00430
22
Верстак, рубанок, линейка
2 Прострогать базовую кромку под углом 90 к пласти до размера 210 мм -71755286385S
210
00S
210
Верстак, рубанок, угольник, линейка
3 Разметить заготовку по ширине размера заготовки
200 мм 213995142875S
200
00S
200
Линейка, карандаш
4 Прострогать вторую кромку до линии разметки
261620334645S
00S
Верстак, рубанок, угольник
5 55308540005020
0020
Прострогать вторую пласть до размера 20 мм 1397025463500 Верстак, рубанок, линейка
6 Разметить заготовку по длине 380 мм 34480562230380
S
00380
S
Линейка, карандаш
7 Отпилить заготовку, сохраняя линию разметки
374650378460S
00S
Верстак, ножовка
8 Выполнить разметку ручки изделия по чертежу
280670222885S
40
60
80
00S
40
60
80
Линейка, карандаш
9 Выпилить контур ручки
8039101115695509270295910S
00S
Верстак, ножовка
10 Зачистить торцы и кромки изделия
Верстак, шлифовальная шкурка
11 Выполнить роспись 64262021399500 Клей ПВА, гуашь, кисточки
Технологическая карта изготовления скалки и толкушки
Заготовка: брусок 350 50 50
Материал: сосна
№
Д № п/п Последовательность выполнения работы Графическое изображение Инструменты, приспособления
1 2 3 4 5
1
1 Взять заготовку с учётом припусков на обработку 350×50 ×50мм. Разметить шестигранник.
316230200660350
□50
00350
□50
Линейка, карандаш
2 Строгать рёбра шестигранника
35433015938500 Верстак, рубанок
3 Закрепить заготовку на станке
26162025717500 Станок, трезубец
4 Точить цилиндр
-292102921000 45 мм по всей длине.
25908021463000 Станок, полукруглая стамеска, кронциркуль
5 Разметить заготовку по длине.
25908078105200 77012120120
00200 77012120120
Линейка, карандаш
6 Точить цилиндр
438153937000 30×150мм и фаску
2×450.
5905543561000 Станок, прямая стамеска, линейка, штангенциркуль
7 Шлифовать деталь
27813039433500 Станок, шлифовальная шкурка
8 Снять деталь. Отпилить и зачистить торцы 24066534925000 Ножовка, шлифовальная шкурка
Технология изготовления
Составить эскиз.
Выполнить чертеж
Подобрать материал.
Подготовить материал к работе
Подобрать инструменты
Выполнить разметку
Выпилить и опилить края
Собрать детали на шурупы
Нарисовать рисунок
Подготовить основу для раскраски
Произвести раскраску
Высушить и покрыть лаком.
Экономическое обоснование
№ материалы количество цена сумма
1 Доска сосновая 2000х18х25 80 руб. доска -4 м 40руб.
2 Фанера 1500х50 600 руб. лист 150 руб.
3 Лак акриловый 500 мл 70 руб. 70 руб.
4 Краски гуашь набор Есть в употреблении -
5 Шурупы 20 шт Есть в употреблении -
6 Инструменты Есть в употреблении 7 Станок токарный 2 часа Итого: 260 руб.
Экологическое обоснование
Материалы экологически чистые, опасности для здоровья не представляют.
Вывод
Выполняя данный проект мы получили много новых знаний, научились работать столярными инструментами и токарным станком. А главное- мы получили огромное удовольствие от своей работы и думаем, что маме наш подарок очень понравится.
Мы доказали себе, что кухонный набор выполнить своими руками вполне возможно, нужно только желание, терпение и прилежание.
Литература
Василенко В. М. Русская народная резьба и роспись по дереву // Народное искусство. — М., 1974.
Под ред. В. А. Барадулина Основы художественного ремесла. — М.: Просвещение, 1979.
Мастера абрамцево-кудринской резьбы по дереву. — М., 1979.
Национальный стиль в русском искусстве XIX — начала XX века: Каталог выставки. — М., 1990. Попова О. С., Каплан Н. И. Русские художественные промыслы. — Москва: Знание, 1984.
Тарановская Н. В., Мальцев Н. В. Русские прялки. — Л., 1970.