Творческий проект «Подарок маме. Кухонная лопатка в стиле городецкой росписи»
МКОУ «БСШ № 3»
Творческий проект
«Подарок маме.
Кухонная лопатка в стиле городецкой росписи»
Выполнили:
Кожевникова Катя
Глинская Мария
Гетманец Настя
Руководитель:
Рассохина О. С.
2016 г
Аннотация
Представляем проект на тему «Подарок маме. Кухонная лопатка в стиле городецкой росписи»
Объект исследования: подарок оформленный своими руками.
Предмет исследования: технология оформления лопатки в стиле городецкой росписи.
Цель: выполнить своими руками оформление кухонной лопатки в стиле городецкой росписи.
Актуальность проекта определяется возрастающим интересом к русским обычаям, традициям, связанных с народными промыслами. Если дети будут интересоваться русской народной культурой и рассказывать своим ровесникам, придерживаться обычаев русского народа, то они будут в дальнейшем знать культуру и традиции нашего народа.
Тип проекта – творческо-информационный
В процессе работы над проектом учащиеся знакомятся с историей возникновения городецкой росписи. Создают оригинальный дизайн кухонной лопатки и разрабатывают технологическую карту-помощницу для своих ровесников. Этим обусловлена новизна и практическая значимость проекта. Для каждого участника важным и значимым стало осознание того, что они могут самостоятельно создать продукт.
СОДЕРЖАНИЕ
Введение. Обоснование проекта.
Определение конкретной проблемы. Цели и задачи проекта.
Алгоритм выполнения проекта.
История городецкого промысла, его особенность и современное состояние.
Рассмотрение вариантов росписи. Выполнение эскиза росписи лопатки.
Выбор инструментов и материалов.
Технологическая последовательность выполнения росписи лопатки.
Заключение.
Список используемых источников.
Введение.
Обоснование проекта.
Каждый раз, перед праздником 8 марта, мы мучительно думаем, что подарить любимой маме. Вот и мы, долго не могли решить, что же подарить? Много времени мама проводит на кухне, где её окружают необходимые для приготовления пищи предметы. Если купить что-то? ...Это дорого и не оригинально. Нарисовать что-то? Это конечно ей понравится. Но рисунком маму не удивишь, а нам так хочется, что бы подарок для самого дорогого человека был особенным, необычным, в то - же время полезным! Но мы люди творческие: музыканты и художники, с фантазией все в порядке. Эврика! Нужно расписать лопатку. Почему именно лопатка? Во-первых, потому, что лопатка для приготовления пищи необходима на кухне. И когда мама будет брать в руки эту лопатку, она будет чувствовать тепло и любовь тех рук, которые ее изготовили. Думаю, что лопатка ей очень понравится!
2. Определение конкретной проблемы и формулировка задач.
Проблема – как изготовить изделие, расписную лопатку в подарок маме на 8 Марта.
Для решения данной проблемы необходимо:
узнать:
историю городецкого промысла,
в чем заключается особенность городецкой росписи,
как можно изготовить расписную лопатку, в технике городецкой росписи.
Постановка цели проекта:
Сделать своими руками оригинальный подарок для своей мамы
на 8 марта – расписная лопатка.
Исходя из цели проекта, выделим задачи проекта:
научиться самостоятельно ставить цель и достигать ее;
развить: качества творческой личности, навыки свободной ориентации в информационном пространстве и современном мире декоративно-прикладного искусства;
познакомиться: с историей городецкого промысла, особенностями выполнения изделий в технике городецкой росписи;
овладеть навыками работы в традициях городецкого промыслов;
адекватно оценивать свои способности и возможности.
3. Алгоритм выполнения проекта.
1. Изучение истории народного промысла, его особенностей и современного состояния.
2. Разработка и анализ вариантов росписи. Выполнение эскиза росписи лопатки.
3. Выбор инструментов и материалов.
4. Технологическая последовательность выполнения росписи лопатки.
5. Самооценка.
6. Заключение
История городецкой росписи
Городецкая роспись по дереву, традиционный художественный промысел, получивший развитие в середине 19 века в деревнях по реке Узоле в окрестностях Городца Нижегородской области.
Возникновение росписи берет начало в производстве Городецких прялочных донец, инкрустированных мореным дубом и украшенных контурной резьбой. В отличие от широко распространенных прялок, вытесанных из единого деревянного монолита, Городецкие прялки состояли из двух частей: донца и гребня. Донце представляло собой широкую доску, суживающуюся к головке с «копылком» пирамидальной формы, в отверстие которого вставлялась ножка гребня. Когда на прялке не работали, гребень вынимался из копылка, и донце вешалось на стену, становясь своеобразным декоративным панно.
В середине прошлого века мастера стали оживлять инкрустированные донца сначала только подкраской фона, затем резьбы, а впоследствии и введением красочных сюжетных рисунков. Самое раннее подобное донце, сохранившееся до наших дней, было изготовлено мастером Лазарем Мельниковым в 1859 году. Постепенно роспись, технологически более простая, окончательно вытеснила трудоемкую инкрустацию. В роспись Городецкие мастера перенесли не только сюжеты, ранее используемые в инкрустации, но и обобщенную трактовку образов, подсказанную приемами резьбы. В росписи использовались яркие сочные краски красного, желтого, зеленого, черного цветов, замешанные на жидком столярном клее. Со временем ассортимент расширился; помимо традиционных прялочных донец стали изготовлять и расписывать короба-мочесники, деревянные игрушки, мебель, даже части дома ставни, двери, ворота. В 1880 году в промысле было задействовано около 70 человек из семи соседних деревень. В числе старейших мастеров, ставших зачинателямиГородецкой росписи, сохранились имена братьев Мельниковых и Г. Полякова, позже к ним присоединились живописцы, сохранившие секреты промысла в начале 20 века И. А. Мазин, Ф. С. Краснояров, Т. Беляев, И. А. Сундуков.
Постепенно выработались самобытные приемы Городецкой росписи, по своей многоэтапности близкие к профессиональной живописи. Первоначально производится окраска фона, которая является и грунтовкой. По цветному фону мастер делает «подмалевок», нанося крупной кистью основные цветовые пятна, после чего более тонкими кистями моделирует штрихами форму. Заканчивает роспись «разживка» белилами и черным цветом, объединяющая рисунок в одно целое. Готовый сюжет обычно заключают в графическую рамочку или обводку. В Городецкой росписи существует много простейших орнаментальных мотивов розы-купавки, бутоны, травки.С развитием промысла значительно обогатились и сюжеты росписи, заимствованные, видимо, из лубочных картинок. Помимо традиционных коней появились чаепития, гулянья, сценки из городской жизни, персонажи народных сказок, батальные сцены, навеянные Русско-турецкой войной.
Городецкий промысел просуществовал около пятидесяти лет. Его расцвет приходится на 1890-е годы, когда выработка донец доходила до 4 тысяч в год, но уже к началу 20 века промысел пришел в упадок. После I мировой войны расписное производство полностью прекратилось, и даже самые знаменитые живописцы были вынуждены искать иной заработок.Возрождение Городецкой росписи связано с именем художника И. И. Овешкова, приехавшего в Горьковскую область в 1935 году из Загорска. Его стараниями в деревне Косково была открыта общественная мастерская, объединившая старых живописцев. Овешков принял на себя не только руководство работой мастерской, но и организовал профессиональное обучение художников. При его непосредственном участии началось расширение ассортимента расписных изделий шкатулки, настенные шкафчики для посуды, детские стульчики, складные ширмы. В 1937 году Городецкие мастера участвовали в выставке «Народное творчество», проходившей в Третьяковской галерее в Москве, где рядом с донцами 19 века демонстрировались современные изделия.
В 1951 году в селе Курцево была открыта столярно-мебельная артель «Стахановец», которую возглавил потомственный Городецкий живописец А. Е. Коновалов. Артель занялась изготовлением мебели с мотивами традиционной росписи шкафов, тумбочек, табуретов, столиков; ассортимент постоянно расширялся. В 1960 году артель преобразовалась в фабрику «Городецкая роспись».В настоящее время фабрика выпускает расписные игрушки-качалки, детскую мебель, декоративные панно, блюда, токарную посуду. Хотя изменилось функциональное назначение Городецких изделий, в их росписи сохранились традиционные мотивы и образы, длинноногие кони, всадники, волшебные птицы, цветы-купавки.
Особенности выполнения городецкой росписи
[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]Технология городецкой росписи во многом проста, особенно в плане подготовки основы. Городецкая роспись совершается непосредственно на деревянной основе, которая при желании может быть покрыта грунтовой краской красного, черного или желтого цвета. Все основные используемые в росписи цвета должны иметь насыщенный и разбавленный оттенки. На рабочей поверхности тонкими линиями карандашом намечают композицию будущего узора.
Главная задача – наметить размеры и положение основных элементов, или узлов, например, животных и цветов. Опытные мастера пропускают этот этап, рисуя сразу красками. Узлы, как правило, прорисовывают более светлым тоном краски (промалевка). На светлые пятна наносятся тонкие мазки темного оттенка (теневка), изображая детали: лепестки цветов, складки одежды, детали интерьера и др. На этом же этапе между крупными элементами изображаются листочки и бутоны. Заключительный этап росписи - нанесение черной (разживка) и белой (оживка) краской штрихов и точек. Эти действия выполняется самой тонкой кистью и придает работе законченный вид. После высыхания краски изделие покрывают бесцветным лаком.
Виды композиции
Существует три вида композиции в Городецкой росписи: цветочная роспись, цветочная роспись с включением мотива «конь» и «птица»и сюжетная роспись.
Цветочная роспись чаще всего используется, так как она наиболее проста в исполнении. В менее сложном варианте на работе может быть изображен один цветок с расходящимися от него листьями. В более сложном варианте, например, на боковых стенках часто изображают полосу из цветочного орнамента, а крышка декорируется цветами, вписанными в круг. На крышках хлебниц цветы располагают обычно прямоугольником или ромбом. В цветочном орнаменте можно выделить следующие наиболее распространенные типы орнамента:
[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]
«Букет» - изображается симметрично. Обычно пишется на разделочных досках или блюдах. Небольшие букетики из одного - трех цветков можно увидеть на мелких изделиях, таких, как коробочки, стаканчики, солонки.
«Гирлянда» - это разновидность «букета», когда один или два крупных цветка располагаются в центре, от них в стороны расходятся более мелкие цветы с листьями. Они могут вписываться[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]в круг, полосу, располагаться серповидно (на угловых заставках). Данный вид композиции цветочного орнамента чаще всего используется при росписи разделочных досок, хлебниц, шкатулок, блюд, детской мебели.
[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]
«Ромб»- один из вариантов«гирлянды», когда в центре пишутся один или более цветков, образующие центр, а бутоны и листья, постепенно уменьшающиеся к вершинам ромба, расположены вдоль его воображаемых ребер. Эту цветочную композицию чаще всего можно увидеть на разделочных досках прямоугольной формы, сундучках, скамеечках, створках шкафов, и хлебницах.
«Цветочная полоса» - сохранилась в Городецком промысле еще с расписных прялок, где она разделяла верхний и нижний ярусы. В зависимости от того, на каком изделии ее пишут, она может представлять повторяющуюся ленточную композицию из цветов одинакового размера, разделенных парами листьев, [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]либо ту же композицию, в которой чередуются: цветки одного размера, но разные по рисунку; цветки одного размера, но разные по цвету; цветки, разные по рисунку, цвету и размеру. Такие орнаментальные полосы обычно используют при росписи объемных изделий, например круглых шкатулок. Узкой полосой опоясывают сюжетные композиции. Более широкая полоса является средним ярусом в трехъярусной композиции.
[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]
«Венок» напоминает«цветочную полосу», но только замкнутую по краю блюда или крышки шкатулки.
Цветочные композиции обычно симметричны по расположению мотивов и распределению цвета. Несмотря на существование жестких схем построения цветочных узоров, художники придумывают бесчисленное количество вариантов этой росписи.
Цветочная композиция с включением мотива «конь» и «птица»[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]также очень распространена в городецкой росписи. Ее можно увидеть на блюдах и разделочных досках, шкатулках и хлебницах, детской мебели и даже ложках. Включением новых мотивов увеличивается и число вариантов различных композиций. Так же как и в цветочной росписи, в изделиях с изображением коня и птицы мотивы могут быть симметричны. Они располагаются по сторонам цветущего дерева или внутри цветочной гирлянды. Иногда, среди симметрично написанного цветочного орнамента располагаются две птицы, асимметричные по рисунку, иногда различные по цвету. В том случае, когда в композиции мотивы «конь» или «птица» изображены отдельно, симметрия цветочной композиции может сохраняться, а может быть и нарушена.
[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]Выполняя этот вид на комплекте разделочных досок, городецкие художники создают симметрию внутри самого комплекта. Так, если он состоит из трех досок, то две крайние будут симметричны, хотя эта симметрия достаточно условна. На крайних досках могут изображаться различные мотивы цветов либо при написании птиц будут использоваться два мотива: «петух» и «курочка». Удивительно красиво и цельно выглядит такой орнамент на декоративных блюдах, где четко определяется центр. К тому же городецкие мастера пишут такие узоры не только на фоне дерева, но и на цветных фонах. Особенно эффектно они смотрятся на черных и красных «подкладках», хотя наряду с ними художники используют и другие цвета, например желтый, охристый, золотистый, оранжевый и др. Необходимо учитывать, что вводимый в данный вид орнамента зооморфный мотив привносит определенную семантическую окраску. Так, изображение мотива «петух» или «конь» трактуется как вестник солнца, пожелание счастья, удачи, успеха. Парное изображение «петуха» и «курочки» символизирует семейное благополучие, пожелание семье счастья и множества детей.
Сюжетная роспись одна из самых трудоемких и удивительно красивых видов композиций городецкой росписи. Здесь свидания и гуляния, посиделки и застолья, праздничные выезды и проводы, иллюстрации к различным сказкам и сюжеты из современной жизни, а также многое, многое другое.
[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]Декоративные панно имеют, как правило, вытянутую по горизонтали прямоугольную форму. Оно может состоять из трех отдельных досок. В них сохраняются те традиционные приемы организации пространства, которые были выработаны художниками Городца еще в конце XIX в. Это и колонны, стоящие по сторонам, и богатые, красиво драпирующиеся, шторы по бокам и настенные часы, висящие в центре изображаемого интерьера, огромные окна и круглые столы. Да и одежда главных героев барышень и кавалеров совсем не изменилась. Только краски теперь используются более яркие. Горизонтальные панно, как и вертикальные, художники нередко делят на части. Герой или группа главных героев сюжетной композиции, как правило, располагается в центре горизонтальной росписи или в верхней части вертикальной. Они выделяются цветом, размером, тоном, ритмом.
В качестве разделяющего мотива могут использоваться изображения колонн и штор. Таким образом, художники изображают на декоративных панно несколько комнат, а центральная тема связана по смыслу с сюжетами, показанными на боковинах. Встречаются росписи, где панно разделено на две части. Тогда появляются два смысловых центра, неразрывно связанных друг с другом, свой центр имеется в каждой части, и он строится по общим законам.
[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]Своеобразно прочтение героев сюжетной композиции. Мужская фигура на коне трактуется как жених, одинокая девушка, стоящая около березки-подружки, прочитывается как невеста. Сцены застолья, чаепития, свадьбы, вечерки выполняются на фоне окна с обязательным включением стола. Стол никогда не пустует, он заполнен чашками, самоваром или вазой с цветами это символ богатства и достатка. Такое же семантическое прочтение несут богато драпированные шторы и настенные часы. Лица людей в городецкой росписи всегда обращены к зрителю. Очень редко встречаются изображения, развернутые в три четверти.
[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]Художники не ограничиваются изображением внутренних интерьеров. На декоративных полотнах появляются деревенские дома с резными ставнями и наличниками, с печными трубами, украшенными резными петухами, здесь же колодцы с крышами, украшенными головами коней. Панно, изображающие уличные сцены, иногда делятся на части. В центре при этом будет дан главный сюжет, иногда он может показывать внутреннее убранство богатого дома. Но чаще сцены гуляния, выездов и свиданий современные городецкие мастера не делят на части. На панно воспроизводятся целые улицы с домами, заборами, церквями, растительными мотивами в виде [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]деревьев. Под ногами у главных героев нередко пишутся животные - собаки, кошки, петушки, цыплята. При таком построении сюжета главные герои изображаются на переднем плане, более крупно, чем второстепенные, нередко их выделяют цветом. Несмотря на сложность сюжетов, художники обязательно включают в роспись цветы, даже если показан зимний пейзаж.
Традиции подписывать работы или сопровождать их народными пословицами и поговорками восходят к первым расписным городецким изделиям последней четверти XIX в. Народная мудрость, выраженная в словах, помогает раскрытию сюжета изображения, оживляет рисованную картинку и подчеркивает то огромное смысловое значение, которое вкладывал автор в свое изделие.
Разработка и анализ вариантов
При разработке и анализе вариантов изделия эскиз выполняется сначала на бумаге. Из приведённых вариантов каждый решает остановиться на наиболее понравившемся. Поэтому приступаем к дальнейшей работе.
Выбор инструментов и материалов.
1. Лопатка (береза);
2. Наждачная шкурка.
4. Кисточки (три кисти: беличью художественную (N2 или N3), колонковую художественную (N1 или N2) и флейц (N2 или N3))
5. Краска-гуашь
6. Лак для покрытия готового изделия.
7. Вода.
8. Карандаш .
9. Ластик .
7. Технологическая последовательность выполнения росписи лопатки.
№п/п
этап
описание
1
Разработка и анализ вариантов:
Выполнение эскиза в карандаше
2
Разработка эскиза в цвете.
3
Подготовка изделия к работе:
Шлифовка
4
Перенос рисунка с эскиза на лопатку
5
Роспись изделия красками.
6
Подготовка изделия к использованию
7
Окончание работы
Подготовка изделия к работе
Деревянную основу для росписи шлифуют шкурками с мелким зерном для того, чтобы загладить все неровности на поверхности, по которой будет вестись роспись.
Следующим этапом идет перенос эскиза на лопатку.
Роспись изделия красками.
Для росписи использовались кисточки (синтетика и белка №2 до №10.) Так же гуашевые краски. Народные мастера Городецкую роспись выполняют без предварительной прорисовки карандашом. Но, чтобы легче было рисовать гуашью, наносим на поверхности лопаток, простым карандашом придуманные узоры.
Затем подготовленную основу расписываем гуашевыми красками. Расписывать изделие красками, нужно аккуратно, стараясь не задевать другие плоскости эскиза на лопатке.
Наносим главные фигуры в виде крупных цветовых пятен. Розан выполнил розовым цветом, а купавку – голубым, коня чёрным, а листья зелёным. Этот этап называют "подмалевка".Следующий этап называют "теневка", т.к. здесь используются более темные краски бардовые или синие. Обозначают центр цветка и лепестки. У розана центр рисуют в середине цветка, у купавки он смещается влево или вправо. Центр обозначают небольшим кружком. Лепестки цветов имеют форму полукруглых дужек. Цвет дужек совпадает с цветом центра цветка Завершающий этап росписи называют "оживка", т.к. именно после нее весь рисунок словно оживает. "Оживку" делают белой и черной краской.
Эти действия выполняются самой тонкой кистью и придают работе законченный вид.
Подготовка изделия к использованию
Хорошо просушенное и расписанное изделие покрываем лаком.
Лак наносим в два слоя с полной просушкой между слоями. В этом случае образуется качественная пленка, которая защищает роспись от всех повреждений. При этом оставляем не покрытой ту часть, которой мама будет перемешивать пищу.
Самооценка
Результатом проектной деятельности мы очень довольны. Нам удалось решить проблему, достичь поставленной цели, мы изготовили прекрасный подарок.
Исправлять в нем ничего не нужно, хочется продолжать развивать полученные знания и умения при оформлении расписных изделий. Наиболее трудоемкий этап в выполнении проекта - прорисовывание нескольких слоёв узора и удачное оформление расположения всех орнаментов.
Для изготовления проектного изделия мне понадобились следующие знания и умения:
- умение выполнять схему узора;
- умение смешивать цвета;
- умение работать с лаком.
8. Заключение
Работать над проектом было познавательно и интересно. В результате своих исследований мы узнали, что Городецкая роспись по дереву возникла в городе Городце, на реке Волге. Ее возникновение связывают с изготовлением и распространением городецких прялок. Основные элементы росписи - это замысловатые цветочные мотивы, жанровые сцены, декоративные образы животных и птиц.
Теперь мы можем не только самостоятельно расписать любое изделие Городецкими узорами, а так же научить других. В результате была составлена технологическая карта полученного изделия. Она поможет сделать первые шаги на пути к овладению этим художественным ремеслом другим моим сверстникам. Мы уверены, что самым дорогим, близким людям не нужен самый дорогой подарок, но выбирать его и создавать надо с любовью и большой ответственностью. Мы надеемся что у нас это получилось и мамы оценят наши старания.
9. Список используемых источников.
Художественные памятники верхней Волги: от Калинина до Ярославля/Ю.Я. Герчук, М.И. Домшлак, М.: Искусство, 1976
Пряник, прялка и птица Сирик: кн. для уч-ся ст. классов/ С.К. Жегалова, С.Г. Жижина, З.П. Попова, Ю.С.
Горяева Н. А. «Декоративно-прикладное искусство в жизни человека». Издательство: Просвещение 2010 год.
Интернет источники
[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]
[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]
[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]
[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]
[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]
[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]