Борис Леонидович Пастернак «Золотая осень» 4 класс
Этапы
Время
Деятельность учителя
Деятельность учащихся
Методы, приёмы и формы
УУД
Орг. момент
1мин.
Здравствуйте, ребята!
Прозвенел звонок – начиная урок. Посмотрите на себя, на свою парту. Всё ли в порядке? Готовы к уроку? Посмотрите на соседа, улыбнитесь. Можете присаживаться. Начинаем урок.
Приветствуют учителя.
Словесный
ЛУУД: самоопределение; внутренняя позиция школьника;
КУУД: планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками.
Речевая разминка
Целеполагание
3 минуты
3 минуты
Чуть слышно дерево поет
Дивясь такому случаю,
Медведь раскачивать начнет
Виолончель певучую.
Когда ты ходишь по лесам,
И ты тропинкой узенькой
Приди к сосне, послушай сам
Лесную эту музыку.
Прочитайте жужжащим способом (шепотом, начиная шепотом, затем увеличивая силу голоса, начиная громко, затем постепенно переходя на шепот, с ускорением, с замедлением, скороговоркой, с интонацией удивления, восхищения)
О чем это стихотворение?
Знаете ли вы что такое виолончель?(на экране изображение виолончели)
Я не случайно начала наш урок с этого стихотворения. Мы открываем новый раздел учебника- «Поэтическая тетрадь» рассмотрите внимательно иллюстрацию, как вы думаете о чем мы будем читать стихи?
Действительно, вы правы.
-Красота природы во все времена года всегда была источником вдохновения для поэтов, музыкантов, художников.
-Листьям – время опадать,
Птицам – время улетать,
Грибникам – блуждать в тумане,
Ветру - в трубах завывать,
Солнцу – стынуть,
Тучам – злиться,
Нам с тобой – идти учиться.
-О каком времени года говорится?
-Правильно!
-Сегодня мы с вами через музыку и поэзию постараемся почувствовать красоту осенней природы. Понаблюдаем, как одно и то же явление изображают поэты и композиторы.
-Я предлагаю вам послушать мелодию. Сядьте поудобнее, закройте глазки и слушая музыку, представьте себе картины осенней природы.
-Удалось вам представить картины осенней природы?
-Какими цветами вы бы нарисовали эти картины?
-Какое настроение вызвала эта мелодия?
- Осеннюю природу любили воспевать писатели и поэты. А каких поэтов, которые писали о природе, вы знаете?
Ответы детей
Ответы детей
Слушают.
Слушают.
-Об осени.
Закрывают глаза, слушают музыку.
-Да.
Фронтальная
Словесный
Беседа
К.: умение оформлять свои мысли в устной форме
Изучение нового материала
Изучение нового материала
25 мин.
А знаете ли вы что-нибудь об этом поэте, о его творчестве?
На экране портрет Пастернака.
Рассказ об авторе.
В 1890 г. в Москве в семье Леонида Осиповича и Розалии Исидоровны Пастернак родился будущий поэт Б.Л. Пастернак. В доме устраивались музыкальные вечера , на которых бывали знаменитые писатели и художники. С раннего возраста хорошо рисовал, а также проявлял музыкальную одарённость. Детские годы поэта протекали в атмосфере искусства, музыки, литературы. Разносторонние культурные интересы и связи семьи очень рано сказались на его склонностях. Первые стихи Пастернака напечатаны в 1913г., т.е. когда автору было 23 года.
Стихотворение «Золотая осень» вошло в последний сборник стихов (1956 – 1959г). Книга была подготовлена к изданию, но вышла в свет уже после смерти поэта (1960г).
Сегодня мы познакомимся со стихотворением «Золотая осень»
Но прежде я расскажу вам о значении некоторых слов, которые могут быть для вас непонятными.
Лик (устар.) – лицо человека.
Чертог (устар.) – пышное великолепное помещение или здание, дворец.
Просека- дорога, узкая полоса в лесу, очищенная от деревьев.
Флигель – пристройка сбоку главного здания.
Каталог – составляемый в определённом порядке перечень каких-нибудь однородных предметов.
- Послушайте, сейчас я вам его прочту.
О чем пишет поэт?
С чем он ее сравнивает?
Кто уловил общее настроение стихотворения? Какое оно?
-Какое настроение вам передалось?
-Какое чувство у вас осталось после чтения?
-Какие слова, выражения говорят об этом?
Какие выразительные слова использует Пастернак?
Каким настроением проникнуто стихотворение?
Как его читать?
Ребята сейчас сами про себя прочитайте стихотворение
Теперь 1 вариант прочитает стихотворение 2 варианту, а затем наоборот.
Молодцы, ребята рассмотрите репродукцию на с. 115 учебника.
Как называется картина? Как вы думаете почему автор дал ей именно такое название?
Как ее можно было еще назвать?
Подходят ли сточки стихотворения Б. Л. Пастернака к этой картине?
Если подходят то какие? Прочитайте.
Молодцы.
Внимательно слушают.
О золотой осени.
С дворцом
Красотой осени.
-Называет осень сказочной.
-Меняются цвета.
- «Всем открытый для обзора»
-Золотой, прозрачный, жёлтый.
- О сентябре.
-Нельзя пройти бесшумно.
- Янтарный.
-Жёлтый +оранжевый.
- Смола на деревьях.
-Вишнёвый.
-Со старыми вещами.
- Наступает зима.
Ответы детей.
-Жёлтого.
-Прозрачный (лик); золотой (обруч); жёлтых (клёнах); янтарный (след); вишнёвый (клей).
- Олицетворение: просеки дорог, заглядевшихся в озёра; лик берёзы.
-Метафора: липы обруч, зари вишнёвый клей.
- Сравнение: липы обруч, как венец, флигеля. Словно в рамах; осень – древний уголок.
- Для поэтического восторга, радости.
Ответы детей
Читают в паре.
Фронтальная
Словесный
Беседа
К.: умение оформлять свои мысли в устной форме; умение высказывать собственные суждения и давать им обоснование.
Л.: активная личная позиция.
П.: понимание роли чтения
Л.: внутренняя потребность включения в деятельность
К.: высказывать собственные суждения и давать им обоснование.
Итог и рефлексия урока
3 мин.
Встаньте те, кто доволен своей работой?
-Какие трудности у вас возникли?
Понравилось ли вам стихотворение?
Домашнее задание
Выразительное чтение стихотворения «Золотая осень» По желанию: выучить.
Записывают д/з
Беседа
Объяснение
Р.: умение сделать вывод
ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА УРОКА
В 4 «Б» классе МБОУ школы № 155 г.о. Самара
Разработала учитель начальных классов Гусева Светлана Алексеевна
г.о. Самара, 2016
Технологическая карта урока
Учебник, авторы УМК «Школа России», Л.Ф.Климанова, В.Г. Горецкий
Тема: Борис Леонидович Пастернак «Золотая осень»
Тип урока: комбинированный
Цель урока: познакомить детей с жизнью и творчеством Б. Л. Пастернака; учить понимать язык поэзии, читать поэтические произведения; обогащать словарный запас; развивать память, речь, мышление
Планируемые результаты:
Предметные: умение прогнозировать содержание произведения, читать вслух, воспринимать на слух поэтическое произведение.
Метапредметные:
Регулятивные:
- формулирование учебной задачи урока, планирование вместе с учителем деятельности по изучению темы урока, оценивание своей работы на уроке
Коммуникативные:
-ответы на вопросы на основе художественного текста учебника
– осмысление правил взаимодействия а паре и группе.
Познавательные:
-анализ художественного текста, выделение в нем основной мысли
Личностные:
- умение проявлять активную личную позицию.
Задачи:
Познакомить детей с биографией Б. Л. Пастернака;
продолжать развивать умения работать со стихотворным текстом;
продолжать расширять кругозор учащихся;
продолжать воспитывать любовь и трепетное отношение к родной литературе и языку.
Ресурсы: компьютер, медиапроектор, презентация, экран
15