Конспект занятия по музыкальному кружку на тему Загадка как малый жанр фольклора


Дата: «_____»_____________20___г.
Тема урока: Загадка как вид фольклора, ее назначение и место в жизни детей.
Цель и задачи:
заинтересовать обучающихся темой данного раздела, изучить типы загадок.
мотивировать детей на данной темы, показать значимость мифологии в современном мире, способствовать развитию творческой активности обучающихся, расширению их кругозора и т.д.
развивать навыки корректного произношения, развивать внимание и память.
Ход урока:
I Организационная часть
- Здравствуйте, ребята! Были времена, когда читать умел далеко не каждый. Но нельзя сказать, что люди, незнакомые с письменностью, были оторваны от предшествующих поколений. Свой опыт и знания они воплощали в песнях, пословицах, загадках, которые передавались из поколения в поколение устно.
II. Подготовительная часть.
- Вы, конечно, знаете, что устное народное творчество называют фольклором. А в чем его отличие от художественной литературы? Какие жанры фольклора вы можете назвать? (Ответы детей.)
III. Основная часть.    
- Загадка - одна из малых форм устного народного творчества, в которой в предельно сжатой, образной форме даются наиболее яркие, характерные признаки предметов или явлений. Разгадывание загадок развивает способность к анализу, обобщению, формирует умение самостоятельно делать выводы, умозаключения, умение четко выделить наиболее характерные, выразительные признаки предмета или явления, умение ярко и лаконично передавать образы предметов, развивает у детей «поэтический взгляд на действительность».
Загадки обогащают словарь детей за счет многозначности слов, помогают увидеть вторичные значения слов, формируют представления о переносном значении слова. Они помогают усвоить звуковой и грамматический строй русской речи, заставляя сосредоточиться на языковой форме и анализировать ее.
Зарождение загадок, по мнению ученых, связано с давним временем, когда человек прибегал к иносказательной речи, в целях маскировки своих действий перед охотой, чтобы звери, которых он одушевлял, не «узнали» об опасности. Первоначально загадки использовались как средство развлечения, забава. Но загадки играют более важную роль в жизни человека - незаметно, исподволь обучая и воспитывая.
Большинство возникших давным-давно загадок воспринимаются нами как вполне современные. Например, загадка о репке: «Кругла, а не месяц; желта, а не масло; с хвостом, а не мышь» - одинаково воспринимались и в глубокой древности и сейчас.
Как предполагают ученые, загадки являлись в древности средством обучения молодежи иносказательной речи, запоминания тайных слов. На ранней стадии развития человеческого общества загадки служили средством передачи сведений об окружающем мире от старшего поколения младшим. Знание загадок и умение их разгадывать было просто жизненной необходимостью. Лишь знающий загадки человек считался сильным, мудрым; их знание приносило человеку счастье, а незнание - гибель.
Тематика загадок отражает практический опыт человека, его повседневную бытовую и хозяйственную деятельность, его знания о мире. В загадках кодируются видимые и осязаемые реалии и явления: звездное небо, светила, ветер, дождь, снег, радуга и т. п. При этом «ответная» часть загадки (отгадка) носит предметный характер (например, загадывается «ветер»), а «вопросная» - предикативный (задаются признаки загаданного объекта: «Без рук, без ног, а ворота отворяет»). Реже загадываются действия («День и ночь одну работу работаю» - «Дышу») и целые ситуации («Идут девки лесом, поют куролесом, несут пирог с мясом» - «Покойника несут»), также загадки дают представление о народной аксиологии и иерархии ценностей: «Что на свете дороже всего?» - «Здоровье»; «Кто сильнее всего?» - «Сон» и т.п.
Классификация загадок, их основные виды
Все загадки можно разделить на группы в зависимости от указанных признаков предмета или явления. По разным источникам выделяют несколько классификаций загадок и их видов. Самая распространенная приведена ниже.
Загадки, в которых дается описание предмета или явления путем перечисления различных его признаков, например: Кафтан на мне зеленый, а сердце как кумач. На вкус, как сахар, сладок, а сам похож на мяч. (Арбуз).
Загадки, где описание предполагает краткую характеристику предмета или явления (по одному - двум признакам восстановить целостный образ). Например: Под ногой шуршат, шуршат. Скоро будет голый сад. (Листья).
В загадку включено отрицательное сравнение. Например: Есть панцирь, а не черепаха, живет на ветке, а не птаха. (Орех). Не конь, а бежит, не лес, а шумит. (Река).
Загадки, в которых представлено описание не самого предмета (явления), а буквенного (слогового) состава слова, его обозначающего.
Этот тип загадок включает:
а) Шарады - слова загадки, в которых несколько букв, слогов или частей слова выделены и описаны самостоятельно. По описаниям нужно разгадать целое слово. Например: Мой первый слог - предлог, и во втором мы проживем все лето, А целое от нас и вас давно уж ждет ответа. (За-дача).
б) Метаграммы - загадки, в которых из загаданного слова путем замены одной буквы другой получается новое слово. Например: С «Ч» - над морем я летаю, С «Г» - в машинах я бываю. (Чайка-Гайка).
в) Анаграммы - это слова, получающиеся из других слов при обратном чтении (кот - ток) или при перестановке слогов и букв (сосна - насос). Например: Легко дыша в моей тени, меня ты летом часто хвалишь, Но буквы переставь мои и целый лес ты мною свалишь. (Липа - пила).
г) Логогрифы - слова-загадки, меняющие свое значение при отнимании или прибавлении букв (гроза - роза). Например: Известное я блюдо, когда прибавишь «М», Летать, жужжать я буду, надоедая всем. (Уха - муха).
«Загадки - складки». Эти загадки легко разгадываются, так как ответ напрашивается сам собой в рифму. Такие загадки подготавливают детей к восприятию более сложных загадок. Например: Тучки в небе побежали, я раскрою зонтик, Дружно капли заплясали. Это значит… (Дождик).
«Загадки - шутки». Какое личное местоимение можно добавить к другому личному местоимению, чтобы получить много крупных плодов? (Ты-к-вы).
По мнению Н.И. Кравцова и А.В. Кулагина тематика загадки очень разнообразна. Есть загадки о природе, о людях, о животных, о растениях, о профессиях людей, о явлениях природы, о временах года, героях сказок и о многом другом. Например, о явлениях природы: «Тянется в окно золотое полотно»; о человеке: «На земле он всех сильней, потому что всех умней»; о животных: «Белые хоромы, красные подпорья».
III. Заключительная.
- Существует несколько видов загадок:
загадки-признаки (Конь стальной, хвост льняной…);
загадки-вопросы (Без какого ключа не откроешь дверь…);
загадки-сравнения (Кругла как мяч, желта как репа…);
загадки-действия (Упадет - поскачет, ударят - не плачет…);
загадки-противопоставления (Не огонь, а жжется…);
загадки-описания (Красное, румяное я расту на ветке, любят меня взрослые и маленькие детки…).
Таким образом, можно сказать, что классификации этой малой формы фольклора едины, а сама загадка носит обучающий характер и способствует развитию мыслительной деятельности человека.
IV. Подведение итогов.
Вот и подошел наш разговор к завершению. Мы изучили загадки и их типы. И мне хотелось у вас узнать, была ли полезна данная информация?
V. Рефлексия.-Что вам понравилось на занятии? Что вы запомнили из занятия? (Ответы детей)