Пословица как малый фольклорный жанр.


Конспект урока
Предмет: литературное чтение (4класс).
Тип урока: урок изучения новых знаний и актуализации полученных ранее.
Тема урока: пословица как малый фольклорный жанр.
Цели урока:
+ Формирование умения понимать обобщённый смысл, заложенный в пословице.
Задачи урока:
+познавательные
- пополнить знания о пословице как о малом фольклорном жанре;
- развивать умение извлекать информацию;
- развивать умение определять средства художественной выразительности в пословице;
- изучить структуру пословицы.
+развивающие
- развивать умение анализировать, обобщать, сопоставлять;
- развивать словарный запас, речь;
- способствовать развитию связной устной речи и эстетического вкуса;
- развивать речь учащихся через комментирование пословиц;
- развивать умение понимать мораль пословицы;
-развивать логические качества, в именно анализ, синтез, сравнение,классификация
- развивать литературный вкус и мышление.
+ воспитательные
-воспитывать интерес к фольклорным традициям русского народа;
- воспитывать нравственные основы личности, посредством пословиц;
- воспитывать заинтересованность в работе в парах, выполняя задания;
-воспитывать вкус эстетики и нравственно-личностные качества.
Оборудование:
+презентации
+учебник
+ тетради
+ квадраты листов со слогами ПО-СЛО-ВИ-ЦА
+ карточки с частями пословиц (16 шт. на парту)
Ход урока
1. Организационный момент
-Здравствуйте ребята, сегодня на уроке мы будем трудиться и слушать, и рассуждать.
2. Актуализация имеющихся знаний
-Ребята, а какие малые жанры фольклора вы знаете?
(колыбельные песни, потешки, пестушки, заклички, приговорки, считалки, дразнилки, скороговорки, небылицы, пословицы, поговорки, загадки и т.д.)-А почему, как вы думаете, в некоторых работах вместо определения малые жанры фольклора встречается определение детский фольклор?
(Поскольку такие народные произведения входят в жизнь человека очень рано, задолго до овладения речью).
- Хорошо, названия жанров вы знаете, а теперь мы проверим, как вы сможете определить, к какому виду малых жанров фольклора относятся приведённые тексты.
Презентация
1) От топота копыт пыль по полю летит (скороговорка).
2) Зимою греет,
     Весною тлеет,
     Летом умирает,
     Зимой оживает (снег). (загадка)
3) Киса, кисонька, коток,
     Киса - серенький хвосток,
     Приходи, киса, ночевать,
     Приди Васеньку качать… (колыбельная песня)
4) Раз, два – упала гора,
      Три, четыре – прицепило,
      Пять, шесть – бьют шерсть,
     Семь, восемь – сено косим,
     Девять, десять – деньги весить.   (считалка)
5) Обманули дурака
      На четыре кулака,
      На пятое – стуло,
     Чтоб тебя раздуло!
     На шестое - колесо,
   Чтоб тебя разнесло.   (дразнилка)
3.Сообщение темы урока
(на доске прикреплены квадраты листов, на которых написаны слоги: ПО-СЛО-ВИ-ЦА)- Ребята, посмотрите на доску, подумайте и составьте из этих слогов слово.
(Пословица)
- Верно, молодцы, это ключевое слово темы нашего занятия. Сегодня мы будем изучать такой малый фольклорный жанр, как пословица.
4.Вступительное слово учителя
- Издавна люди замечали смешное, странное, умное или неразумное в действиях и поступках других, в разных явлениях жизни, метко это характеризовали короткими выражениями, которые запоминались, передавались из поколения в поколение и дошли до нашего времени. Например, англичане говорят, что «дым родной страны яснее огня чужбины», итальянцы - «не верь, что за морем на виноградной лозе сосиски растут», вьетнамцы - «чтобы быть человеком - учись неустанно», шведы - «не напряжешь рук - не напряжешь и зубов», японцы - «сильный тот, кто самого себя победить может». Сегодня и мы зачерпнем мудрости из бездонного колодца, имя которому - устное народное творчество, фольклор.
5.Изучение нового материала
Ребята, что такое пословица? (Ответы учащихся)
Определение пословицы дано в учебнике на стр.25, давайте прочитаем его.
(Пословица - это краткое изречение, выражение, которое имеет, как правило, поучительный характер.)
- Часто ли вы используете в своей речи пословицы? Какие? (Ответы учащихся)
6.Физкультминутка
Раз - подняться, потянуться,Два - нагнуться, разогнуться,Три - в ладоши, три хлопка,Головою три кивка.На четыре - руки шире,Пять - руками помахать,Шесть - на место тихо сесть...
7.Анализ пословиц
Ученье – свет, а неученье – тьма .(6 слайд)
-Ребята, как вы понимаете смысл этой пословицы? (Ответы учащихся)
- Какой художественный приём используется в этой пословице? (Противопоставление-антитеза, сравнение)
- А что чему противопоставляется и почему? (Ученье и неученье, свет и тьма)
- В этой пословице противопоставлены свет и темнота (тьма) . Свет олицетворяет образование, знания, полученные в результате учения, а тьма — невежество, культурную отсталость. Говорят (чаще шутливо) в качестве наставления, когда хотят подчеркнуть значение образования, пользу знаний, а следовательно необходимость учиться. 
Больше узнаешь – сильнее станешь. (7 слайд)
-Ребята, попробуйте сами проанализировать пословицу, по аналогии с проанализированной предыдущей пословицей. Для начала перепишите пословицу со слайда, необходимые пометки делайте в тетради.
( Пословица построена на основе переносного смысла. Больше узнаешь – сильнее станешь, умственно, а не физически. В пословице нет имён существительных, внимание сосредоточено на глаголах, на действиях).Учёный водит – неучёный следом ходит. (8 слайд)
-Ребята, как вы понимаете смысл этой пословицы? (Ответы учащихся)
- Какой художественный приём используется в этой пословице? (Противопоставление – антитеза, сравнение)
- А кто кому противопоставляется? (учёный и неучёный)
- Сделаем вывод, что учёный, умный человек всегда знает, где и как применить свои знания, а неучёный может лишь повторять за учёным, действуя по образцу, т. к у неучёного недостаточно знаний.
Учился читать да писать, а выучился петь да плясать. (9 слайд)
-Ребята, как вы понимаете смысл этой пословицы? (Ответы учащихся)
-Чем особенна эта пословица? (Нет имён существительных, внимание сосредоточено на глаголах, на действиях.)
- Как вы думаете, следствием чего может стать такой результат, учился одному, а выучился другому? (Лень…)
- Ребята, зарисуйте схему этой пословицы в тетради. (Учитель ходит по рядам, проверяет.)
(На слайде появляется строка со схемой)
-Какой вывод вы можете сделать, смотря на схему? (Первая и вторая части пословицы одинаковые.)
- Для чего это используется? ( Для яркого выражения противопоставления)
- Сделаем вывод, что если человек не будет стараться, не будет иметь желания научиться чему-либо, он будет заниматься всем, но не учиться. Нужно осознавать, что учиться читать и писать очень важно, нежели петь и плясать - развлечения.
Не на пользу книги читать, коли только вершки хватать. ( 10 слайд)
-Ребята, как вы понимаете смысл этой пословицы? (Ответы учащихся)
- Каким словом можно заменить слово «коли»? (Если)
- Как вы объясните такую замену слова «коли» словом «если? На что это указывает? (Коли - устаревшее слово. Использование устаревших слов, признак того, что пословицы - это древний жанр.)- Что означат слово «вершки»? (Вершки – верхняя часть чего-нибудь, в данном случае книги-поверхностное чтение)
-Какое средство художественной выразительности используется в пословице? (Метафора - вершки хватать)
- Сделаем вывод, что прочитав, к примеру, лишь первую страницу, не поймешь и не узнаешь смысла и содержания всей книги.
8.Задания
1)
- Ребята, на парте у вас 16 карточек, на каждой из них написана часть пословицы. Всего полноценных пословиц должно быть 8. Поработайте в паре со своим соседом по парте и составьте полноценные пословицы.
Жизнь прожить - не поле перейти.Не зная броду, не суйся в воду.Жизнь дана на добрые дела.На бога надейся, а сам не плошай.
Маленький, да удаленький.Трусливому зайке и пенек — волк. Вся семья вместе, так и душа на месте.Испокон века книга растит человека.
(11 слайд –проверка)
2)"Подбери пословицу" (слайды 12, 13)
Сказала Нина что-то  по секрету своей подруге. Та не утерпела и рассказала своей соседке по парте, которая в свою очередь поделилась еще с кем-то. Вскоре об этом знали все. (По секрету – всему свету)
Попросили родители свою дочь посидеть с младшим братом. Девочка пригласила к себе подруг. Они разыгрались и забыли про малыша. (У семи нянек – дитя без глаза)
Коля смотрел, как дети катались с высокой горы. Ему тоже захотелось. Но он видел, как тяжело ребята поднимались в гору, зато радостно слетали вниз.(Любишь кататься – люби и саночки возить)
Саша решил собрать из конструктора  модель самолета. Сначала у него ничего не получалось. Но Саша был настойчив и терпелив – и самолет готов. (Терпенье и труд все перетрут. Без труда не выловишь и рыбку из пруда)(если есть время)
9.Обобщение
-Ребята, я думаю, вы уже заметили, что при анализе, мы использовали пословицы из учебника на стр. 24.
- Какой единой темой объединены, проанализированные нами пословицы? (Наука и знание)
-Теперь давайте ответим на такой вопрос «Зачем же нужны пословицы?» (Ответы учащихся)
- Пословицы создаются для описания, характеристики какой-либо типовой ситуации, при помощи образа или меткого замечания, сохраняя в себе ее смысл и информацию о том, как нужно оценивать эту ситуацию. Переходя от поколения к поколению, пословица переносит в себе систему ценностей, глубокий жизненный опыт, и некий фрагмент мировоззрения. Употребление пословицы в повседневной речи имеет следующие функции: во-первых, выступает неоспоримым аргументом, ведь за ней стоит весь народ! Во-вторых, приобщает к коллективному опыту других людей. В этом плане пословицы являются обучающими текстами, и их задача – очень четко передавать заложенную в них информацию, сохранять ее. Структура пословицы, как правило, двухчленна (большинство текстов строятся именно так) , она представляет собой начало и конец мысли, которые, с точки зрения народа, связаны друг с другом причинно-следственной связью. Зачем нужны пословицы? Пословицы – это кладезь народной мудрости в концентрированной форме, и отказываясь от них, мы теряем бесценную информацию, накопленную веками существования нашего народа.
10. Домашнее задание
-составить 5 своих пословиц или нарисовать рисунок к любой выбранной вами пословице;
- прочитать и понять смысл оставшихся пословиц на стр.24 в учебнике.
11.Итог урока
- С каким малым жанром фольклора мы познакомились?
- Есть ли автор у пословиц?
- Что вы запомнили о пословицах?
- Чему научились на уроке?
- Что вам понравилось?
- Что было для вас трудным?