Тренировочное задание ЕГЭ по истории (Россия в первой половине XVIII века)
ЕГЭ: - Тренировочные задания по теме № 6 :
« Россия впервой половине XVIII в» № 1»
Часть I(А)
Годы – 1700, 1709 г, 1721 – относятся к событиям:
Северной войны;
Церковного раскола;
Городских восстаний;
Русско- турецких войн
Позднее других произошло событие:
1 ) принятие Соборного Уложения;
2) воцарение Романовых;
3) получение империей выхода к Балтийскому морю;
4) появление на политической арене Лжедмитрия I
Провозглашение России империей состоялось :
1)XVI в; 2) XVII в; 3) XVIII в; 4)XIX в;
В каком году произошло Полтавское сражение?
1) 1709 г; 2) 1702 г; 3) 1711 г; 4) 1714 г
5. В каком году указаны даты царствования Петра I?
1) 1682- 1725 гг; 2) 1725 – 1741 гг; 3) 1762 – 1796 гг; 4) 1801 – 1825 гг
6. Какое событие связано с 1703 г?
1) начало Северной войны; 2) основание Санкт _ Петербурга;
3) заключение Ништадтского мира; 4) провозглашение России империей
7. Сенат, Синод , коллегии появились в России в:
1) XVI в; 2) XVII в; 3) XVIII в; 4)XIX в;
8. Какие из названных дат связаны с царствованием Елизаветы Петровны?
1) 1682- 1725 гг; 2) 1730 – 1740 гг; 3) 1741 – 1761 гг; 4) 1762 – 1796 гг
9. Укажите события Петровской эпохи , произошедшее ранее других:
1) создание Сената;
2) разделение государства на губернии;
3) образование Синода;
4) появление « Табели о рангах»
10. Какое из событий Северной войны произошло ранее других?
1) Полтавское сражение; 2) морское сражение у мыса Гангут;
3) сражение под Нарвой; 4) битва у деревни Лесной
11. В период правления Петра I состоялось народное выступление под предводительством:
1) Ивана Болотникова; 2) Степана Разина; 3) Кондратия Булавина; 4) Емельяна Пугачева;
12. И. Мазепа , Карл XII, Август II были современниками царя:
1) Павла I; 2) Петра I; 3) Ивана Грозного; 4) Бориса Годунова
13. Сражение у деревни Лесной и морское сражение у мыса Гангут произошли в ходе войны:
1) Семилетней; 2) Крымской; 3) Смоленской; 4) Северной
14. К памятникам архитектуры XVIII века относится:
1) Петропавловский собор в Санкт – Петербурге;
2) Успенский собор Успенского Кремля;
3) храм Василия Блаженного в Москве;
4) храм Святой Софии в Новгороде Великом
15. Какую меру предусматривали кондиции , предложенные Верховным тайным советом Анне Иоанновне? :
1) реформу Сената;
2) создание Государственного совета;
3) создание Священного Синода;
4) ограничение власти императрицы
16. В чье правление в России открытием Навигационной , Артиллерийской , Инженерной и Медицинской школ было положено начало формированию системы профессионального образования?
Алексея Михайловича; 2) Петра I; 3) Александра I; 4) Екатерины II
17. В 1722 г Петр I принял указ « о престолонаследии». В результате которого государь получил право:
1) лично выбирать и назначать наследника;
2) выбирать наследника вместе с Сенатом;
3) передавать престол строго по наследству;
4) передавать престол только по мужской линии.
18. Анна Иоанновна смогла разорвать кондиции , навязанные ей верховниками , опираясь на:
1) народное возмущение правлением верховников;
2) поддержку дворянства и гвардии;
3) раскол внутри Верховного тайного совета;
4) военную помощь со стороны Пруссии
19. Вследствие неудачи Прутского похода Петр I был вынужден:
1) временно приостановить строительство Балтийского флота;
2) вернуть Азов Османской империи;
3) вернуть Швеции Нарву;
4) отказаться от союза с королем польским Августом II
20. В XVIII веке рекрутской повинности не несли представители сословной группы:
1) частновладельческих крестьян ; 2) государственных крестьян; 3) купцов ; 4) мещан
21. В 1726 г Екатерина I учредила:
1) Государственный совет; 2) Земский собор; 3) Верховный тайный совет; 4) Сенат
22. Коллегиальная система управления была введена в России :
1) Иваном IV; 2) Борисом Годуновым; 3) Алексеем Михайловичем; 4) Петром I
23. К числу органов государственной власти, созданных при Петре I относится :
1) Государственный совет; 2) Верховный тайный совет; 3) Земский собор; 4) Синод;
24. Причиной проведения преобразований Петра I было стремление к:
1) расширению связей с Европой;
2) объединению всех русских земель;
3) расширению сети железных дорог;
4) завоеванию колоний
25. В результате петровских преобразований в области культуры в XVIII в произошло утверждение:
1) «золотого века» русской культуры;
2) интереса к античному искусству;
3) классицизма в архитектуре;
4) светского искусства
26. Реформы Петра I в области государственного управления привели к :
1) выборности государственных органов;
2) усилению влияния родовитого боярства;
3) ликвидации приказной системы;
4) упразднению сословного строя
27. Кунсткамера была открыта по инициативе:
1) Петра I ; 2) Екатерины II; 3) М.В. Ломоносова; 4) Н.М. Карамзина
28. Сподвижник Петра I, талантливый механик – изобретатель:
1) Иван Ползунов; 2) Иван Кулибин ; 3) Михаил Ломоносов; 4) Андрей Нартов
29.В первой четверти XVIII века в состав России вошли территории:
1) Эстляндии; 2) Восточной Пруссии; 3) Западной Украины; 4) Финляндии
Часть II(В)
Задания этой части работы требуют ответа в виде одного- двух слов, последовательности букв или цифр , которые переносятся в бланк ответов №1 без пробелов и знаков препинания. Каждую букву или цифру пишите в отдельной клеточке в соответствии с приведенным в бланке образцами.
Установите соответствие между датой и событием:
К каждой позиции первого столбца подберите соответствующую позицию второго и запишите в таблицу выбранные цифры под соответствующими буквами.
Дата
Событие
А
1549 г
1
Принятие Соборного уложения
Б
1589 г
2
Избрание первого русского патриарха
В
1649 г
3
Полтавское сражение
Г
1709 г
4
Созыв первого Земского собора
5
Начало Ливонской войны
А
Б
В
Г
Установите соответствие между процессами и терминами, к ним относящимся:
К каждой позиции первого столбца подберите соответствующую позицию второго и запишите в таблицу выбранные цифры под соответствующими буквами.
Процессы
Термины
А
Закрепощение крестьян
1
«Новоторговый устав»
Б
Образование всероссийского рынка
2
«заповедные годы»
В
Создание регулярной армии
3
Рекрутчина
Г
«обмирщение культуры»
4
«ассамблеи»
5
Государственный совет
А
Б
В
Г
3. Установите соответствие между именами государей и названиями документов , созданных в их правление.
К каждой позиции первого столбца подберите соответствующую позицию второго и запишите в таблицу выбранные цифры под соответствующими буквами.
Имена государей
Документы
А
Ярослав Мудрый
1
«Соборное уложение»
Б
Иван III
2
«Русская Правда»
В
Алексей Михайлович
3
Судебник
Г
Петр I
4
«Жалованная грамота дворянству»
5
«Об учреждении губерний»
А
Б
В
Г
4.Расположите имена исторических личностей в хронологическом порядке их жизни и деятельности
Запишите буквы, которыми обозначены имена , в правильной последовательности в таблицу.
А) Афанасий Никитин; 2) Симон Ушаков; 3) Иван Федоров; 4) Витус Беринг
5. Расположите события в хронологическом порядке события.
Запишите буквы, которыми обозначены имена , в правильной последовательности в таблицу.
А) начало царствования Петра I;
2) провозглашение России империей;
3) принятие Соборного уложения;
4) начало Северной войны
6. Прочитайте отрывок из сочинения С.М. Соловьева и напишите , как называлась относящаяся к XVIII веку война, о которой пишет историк:
« Война эта , окончившись таким блистательным миром для России , изменяла положение дел в Европе: подле Западной Европы для общей деятельности с нею появилась новая Европа. Восточная, что сейчас же отразилось в европейском организме , отозвалась повсюду – от Швеции до Испании»
7. Прочитайте отрывок очевидца событий и напишите о какой войне идет речь:
« Поистине удивительно , как русские могли взобраться на такую крепость и взяли её помощью одних осадных лестниц». Петр каламбурил по случаю успеха: « Правда , что зело жесток сей орех был , однако , слава Богу, счастливо разгрызен.»
8 . Прочитайте отрывок из сочинения современного историка и напишите фамилию государственного деятеля XVIII века, о котором идет речь:
«Среди многочисленных его достижений , званий и титулов были генералиссимус, денщик, светлейший князь, президент; он был несомненно богат, но всего лишился к концу жизни. Его именем названо одно из полотен В.И. Сурикова»
9 . Прочитайте отрывок из документа и напишите имя царя:
«Между тем он неусыпно учился морской архитектуре. Время провожал он, как и в Голландии. Король подарил ему 25- пушечную яхту и модель военного корабля и велел дать морское примерное сражение. Тогда – то , восхищаясь маневрами , сказал он: «если б не был русским царем , то желал бы быть английским адмиралом»
Часть III(С)
Прочитайте отрывок из исторического источника и кратко ответьте на вопросы 1-3 , приведенные после текста . Ответы предполагают использование информации из источника , а так же применение исторических знаний по курсу истории соответствующего периода.
Из работы историка Н.И. Павленко
« Нам остается ответить на вопрос , волновавший как современников , так и потомков: почему намерение верховников ограничить самодержавие потерпело неудачу , почему надорванные кондиции стали кульминацией в победе самодержавия? Причин несколько ,но главная из них кроется в отсутствии консолидации среди господствующего сословия – она наступила несколькими десятилетиями позже.
Волею случая Верховный тайный совет был укомплектован преимущественно выходцами из аристократии, причем представителями двух фамилий : Долоруких и Голицыных. Составленные ими кондиции отражали интересы прежде всего этих двух фамилий. Вчитайтесь в кондиции и их преамбулу, состоявшую из 12 пунктов, и вы обнаружите только два , в реализации которых были заинтересованы широкие круги дворянства: обязательство императрицы заботиться об укреплении и расширении православия и лишении императрицы возможности распоряжаться без суда жизнями и имениями дворян. Остальные же десять пунктов были нацелены на удовлетворение интересов двух аристократических фамилий и имели в виду не изменение политического строя в стране , а ограничение власти конкретного монарха в пользу конкретных фамилий.
Сказанное дает основание считать «затейку» верховников олигархической , удовлетворяющей притязаниям всего двух фамилий. Отсюда брали начало все последующие ошибочные действия верховников. »
1. Под каким названием вошел в историю период, описываемый в документе? Кем были составлены кондиции, и кому было предложено их подписать?
2. Используя текст документа и свои знания по курсу истории , ответьте , какова была цель составления кондиций , и почему ее не удалось реализовать ( укажите не менее трех причин)
3. Как оценивает автор «затейку» верховников? Какие доводы он приводит для обоснования своей оценки? Укажите не менее двух доводов.
ЕГЭ: - Тренировочные задания по теме № 6 :
« Россия впервой половине XVIII в» № 1»
Часть 1
1
1
2
3
3
3
4
1
5
1
6
2
7
3
8
3
9
1
10
3
11
3
12
2
13
4
14
1
15
4
16
2
17
1
18
2
19
2
20
3
21
3
22
4
23
4
24
1
25
4
26
3
27
1
28
4
29
1
Часть 2
1
4213
2
2134
3
2315
4
АВБГ
5
ВАБГ
6
Северная
7
Северная
8
Меньшиков
9
Петр I или Петр Великий
15