Урок по литературе на тему: М.А.Шолохов. Донские рассказы


План – конспект урока-семинара в 7 классе
«Добрый шолоховский слог»
(Внеклассное чтение по «Донским рассказам» М.А.Шолохова)
Цель: расширить и углубить знания детей о творчестве М.А.Шолохова, познакомить с «Донскими рассказами»; закрепить умение анализировать художественное произведение малого жанра; воспитывать любовь к книге.
Оборудование: выставка книг М.А.Шолохова, презентация, аудиозаписи песен Гражданской войны.
Предварительное задание - анализ рассказа по группам:
1 группа – «Родинка»
2 группа – «Пастух»
3 группа – «Жеребёнок»
4 группа – «Алёшкино сердце»
5 группа – «Нахалёнок»
Каждая группа готовит инсценировку, иллюстрации, выразительное чтение.
Из числа учащихся – оператор, музыкальный редактор, два критика.
Я хотел, чтобы мои книги
помогали людям стать лучше,
стать чище душой, пробуждали
любовь к человеку.
М.А.Шолохов
I.Слово учителя у книжной выставки. Сегодня речь пойдёт о великом писателе земли Русской, лауреате Нобелевской премии в области литературы Михаиле Александровиче Шолохове и его необыкновенной книге «Донские рассказы», оказавшей огромное влияние на многих читателей.
2. Чтение стихотворения С.Васильева. (Подготовленный ученик).
Как сейчас, отлично помню
(Этот вечер мне запал
Прямо в сердце!): повезло мне –
В руки Шолохов попал.
Взял я книжку – невеличку
И хоть вымок и продрог,
Но от первой от странички
Оторвать глаза не мог.
Весь квартал кругом облазив,
Выбрал я сухой подъезд
И все шесть «Донских рассказов»
Прочитал в один присест.
Вторгся в душу мне зелёный
Аромат донских степей,
Покорили волны Дона –
Хоть бери в ладонь и пей!
Верьте мне или не верьте,
Но с тех пор на вечный срок
В душу врос до самой смерти
Добрый шолоховский слог.
Как забудешь ту страницу,
Где вдруг встали пред тобой
Эти судьбы, эти лица
Над рекою голубой!...
III.О писателе. О себе рассказывать Шолохов не любил. Из воспоминаний:
«С 1920 года служил и мыкался по донской земле. Долго был продработником. Гонялся за бандами, властвовавшими на Дону, и банды гонялись за нами. Всё шло как положено. Приходилось бывать в разных переплётах.»
Он удивил читателя дерзновенностью и смелостью художественной мысли, правдой жизни. Ему было свойственно чувство современности.
Ещё не отполыхала Гражданская война, ещё не просохли слёзы на глазах казачек, потерявших мужей и сынов, ещё дымилась пожарищами донская земля, а юный Шолохов уже пишет о пережитом. Он стал писателем в 20 лет. В центре первого сборника «Донских рассказов» - действительность Донского края, охваченного пламенем гражданской войны, и классовая борьба первых послевоенных лет, борьба не на жизнь, а на смерть, когда рушились даже кровные, родственные связи и люди гибли «безобразно просто.»
IV.Выступление 1-й группы
- Рассказ «Родинка» о событиях Гражданской войны, но в нём нет батальных картин. Писатель показывает трагедию народа на примере одной семьи. Главный герой – восемнадцатилетний казак Николай Кошевой, командир эскадрона. Тяжело сложилась его жизнь: в германскую без вести пропал отец, умерла мать. С малых лет Николка гнул спину на богатеев, батрачил, а потом ушёл в отряд красных. Несмотря на юный возраст Николая, его уважают в эскадроне за храбрость, выдержку, самоотверженность.
Чтение наизусть: «Плечист Николка…» Рассказ по рисункам детей.
Преследуя со своим отрядом банду, отбился Николка от своих и был убит атаманом шайки.
Звучит песня «Там вдали за рекой». Учитель читает наизусть финал рассказа «Из бурелома на бугор выскочил волк…» Звучит песня.
Запись в тетрадях: В рассказе «Родинка» показано не просто трагическое столкновение отца с сыном и гибель обоих. Отец и сын – представители двух враждебных сторон. Тем и страшна гражданская война, что её граница проходит через судьбы близких людей.
V. Выступление 2-й группы
- Рассказ «Жеребёнок» тоже о событиях гражданской войны. Писатель утверждает, что война – это несчастье не только людей, но и всего живого на земле. Среди бессмысленной человеческой бойни продолжается жизнь. А привыкшие к смерти люди не ожесточились, сохранили в себе лучшие человеческие качества.
Шли бои, рвалась картечь, гудела земля, и в этом грохоте и шуме у Трофимовой кобылы появился жеребёнок.
Чтение отрывка «Среди белого дня возле навозной кучи…»
Трофим был покорён видом своей кобылицы, которая всем своим существом выражала радость материнства. Надо было пристрелить жеребёнка, но Трофим не смог этого сделать: слишком уж беспомощен он был, слишком нежно ласкала его мать. Жалеют жеребёнка и эскадронный командир, и все бойцы, потому что он напоминает им родной дом, мирную жизнь. Трофим спасает жеребёнка, попавшего в водоворот, а сам погибает от вражеской пули.
Учащиеся комментируют собственные рисунки к рассказу.
Чтение по ролям отрывка «Жеребёнка течением снесло далеко…»
Запись в тетрадях: Рассказ «Жеребёнок» - это обращение писателя к воюющим сторонам с призывом о мире. Автор как будто говорит читателям: «Всё живое на земле рождается, чтобы жить. Люди, не убивайте друг друга!»
VI. Выступление 3-й группы
- В рассказе «Пастух» отражается более поздний этап жизни казачества. Закончилась Гражданская война. Разгромлены белые банды, но в станицах и хуторах не утихла напряжённая классовая борьба.
Герои рассказа – Григорий и Дуняша Фроловы – брат и сестра, круглые сироты. Гриша не хочет оставаться батраком, он пишет в газету, что богатеи заняли в станице руководящие должности. Кулаки жестоко расправились с юношей.
Комментарий иллюстраций.
Особое место в рассказе автор уделил пейзажу, который эмоционально готовит читателя к восприятию трагических событий.
Чтение наизусть. «Из степи, бурой, выжженной солнцем…»
Запись в тетрадях: В рассказе «Пастух» Шолохов использует пейзаж как средство раскрытия внутреннего мира героев, их настроения, поступков. Писатель слышал родную землю – дальнее и близкое. Знал её до последней былинки. Он верил в судьбу отчизны. Он думал и писал языком правды и любви. Это и есть путь к сердцам людей.
VII. Выступление 4-й группы
- Продолжает тему классовой борьбы в деревне рассказ «Алёшкино сердце». С одной стороны – голодающие бедняки, Алёшка и его семья, с другой - богатеи, поп, кулак Алексеев, Макарчиха.
Комментарий иллюстраций.
Никого не может оставить равнодушным эпизод, когда Полька, Алёшкина сестрёнка, изнемогая от голода, залезла к соседке в печку, наелась щей и заснула. А Макарчиха, «баба ядрёная и злая», била Польку утюгом по голове, забила до смерти. Голодный Алёшка забрался к соседке в погреб за молоком, а та пытается убить и его. Потом соседка покупает у Алёшкиной матери хату за девять пригоршней муки, а сараи – за горшок молока.
Чтение по ролям. «На другой день праздник Троица…»
Наверно, так и умер бы Алёшка с голоду, если бы не спас его политком Синицын.
Чтение стихотворения, сочинённого ученицей 7 класса Лиловой Людой.
Крадётся голод по деревне,
Большой безглазый человек.
По улице он шарит гневно,
Не прикрывая страшных век.
Алёшкино он стиснул сердце
И пальцы чёрствые скрепил,
Но приоткрыл Алёшка сердце
Своей измученной души.
Он потерял отца, сестрёнку,
От голода погибла мать,
Продав за горсть муки хатёнку,
Не зная, что ещё продать.
Синицына Алёшка встретил
(Побольше бы людей таких!)
Он на добро добром ответил,
Спасает он людей других.
Запись в тетрадях: Рассказом «Алёшкино сердце» писатель утверждает непреложную истину: в любой, самой страшной ситуации человек должен оставаться человеком.

VIII. Выступление 4-й группы
- Главный герой рассказа «Нахалёнок» семилетний Мишка.
Чтение. «Для отца он - Минька…»
Его отец, бывший матрос, вернулся с гражданской войны. Он рассказывает сыну о светлом будущем, за которое боролся. И Мишка верит в это светлое будущее, когда спорит с Витькой-поповичем, дерётся на пруду с ребятами из зажиточных семей, пытается вступить в Красную армию, скачет ночью по степи к красным.
Чтение. «Поцеловал дед Миньку и тихонько ударил савраску ладонью…»
Запись в тетрадях: В рассказе «Нахалёнок» отражена история нашего края, а свою историю должен знать каждый.

IX. Итог урока. М.А.Шолохов писал: «Я за то, чтобы у писателя клокотала горячая кровь, когда он пишет, я за то, чтобы писатель смеялся и плакал вместе с героем, которого он любит и который ему дорог.» и мы смеёмся вместе с Мишкой Коршуновым, горюем над Николкой Кошевым и его несчастным отцом, плачем над Алёшкой.
- Что характерно для рассказов Шолохова?
Запись в тетрадях:
1.Портретные характеристики героев (особенно глаза).
2.Речевые характеристики.
3.Пейзаж как средство раскрытия внутреннего мира героев.

В рассказах М.А.Шолохов охватил действительность Гражданской войны и период классовой борьбы на Дону.
Шолохов – жизнелюб по натуре, юмор оставался с ним и его героями даже в самые тяжёлые моменты жизни. Слово Шолохова как глоток чистого, свежего воздуха. Он жил со своими героями, он шёл с народом по трудным тропам, никогда не отстраняясь от главного в жизни.
«Благодаря Шолохову явились характеры, открывающие до самых глубин душу народа, под его кистью картины революционного преобразования мира предстали в образах, полных трагической красоты и величия.» (О.Гончар)
Впереди у вас, ребята, знакомство с замечательными книгами великого писателя.
Осенние птицы летят за окном,
И книжек страницы им машут крылом.
Похожи немножечко стаи страниц
На тех улетающих птиц.
Над морем заката горит полоса,
Ветра надувают страниц паруса,
Летит по волнам белопарусный бриг
К земле непрочитанных книг.
В.Суслов