Конспект по ознакомлению детей с природой Донского края Тема: «Донская аптека».
Конспект по ознакомлению детей с природой Донского края
Тема: «Донская аптека».
Цель: Создать условия для ознакомления детей с лекарственными растениями Донского края.
Задачи:
Познакомить детей с растениями: чабрец, подорожник, крапива, одуванчик, ромашка; их внешним видом, значением в нашей жизни, посредствам включения детей в беседу и игровую ситуацию.
Способствовать развитию мышления, памяти, внимания, используя иллюстративный материал и давая характеристику каждому растению.
Воспитывать интерес и внимательное отношение к растениям, посредствам ознакомления с их особыми лечебными свойствами.
Предполагаемый результат:
Узнавание детьми растений по внешнему виду.
Умение детей описать растение по внешнему виду.
Знания детей о лечебных свойствах растений.
Ход занятия:
Воспитатель: Ребята, сегодня утром сорока принесла нам это письмо! Хотите узнать, кто нам его прислал? (да)
Послушайте Они бывают разные:
загадку. Если вы её разгадаете, то поймёте от кого оно:
Полезные, опасные,
Красивые, пахучие.
С листьями, колючие.
Лекарства заменяют
И лакомством бывают,
И чаем нас напоят,
И даже дом построят,
Земли они творенья
Зовём мы их… (растения)
Воспитатель: Ребята, а что мы называем растениями? (травы, кусты, цветы, деревья)
- Где мы можем встретить много различных растений? (в лесу, в парке, в огороде, степи).
-В каком краю мы с вами живем? (Донском)
- А кто из вас знает основные природные зоны Донского края? (степь, лес)
Воспитатель: Степь – это сообщество растений и животных. В степи растет множество различных трав высоких и пониже.
( слышится плач – появляется лисичка, держится за колено).
Воспитатель: Здравствуй, лисонька, что случилось?
Лиса: Я играла с зайчишкой в догонялки, упала и поранила коленку. Ой-ой-ой, больно!
Воспитатель: Ребята, что делать? (нужно помочь лисичке). – Что мы будем делать, как лечить ранку? (помазать йодом)
— Молодцы, ребята! Сейчас найдём йод в нашей аптечке и полечим лисичку.
Лиса: Нет! Я боюсь йода, он жжется! Моя мама-лиса мои ранки лечит травкой и листиками.
Воспитатель: Это что же за травка и листики такие?
Лиса: А вы попробуйте, догадайтесь!
Вдоль дорожек его встретишь,
Ранки, ссадины излечишь.
Сорвёшь листочек осторожно,
Кто нас лечит? (подорожник) – показ картинки
Воспитатель: Ребята, кто из вас пользовался подорожником? (ответы детей)
Сейчас у нас какое время года? (весна) . Мы можем найти подорожник весной ? Я шла в д/с и нашла это растение. Посмотрите вот оно.
Подорожник люди использовали с давних времён как кровеостанавливающее, ранозаживляющее средство.
Воспитатель рассматривает с детьми лист: темно-зеленого цвета, широкий округлый гладкий лист с выраженными продольными жилками. А вот как выглядит все растение на картинке. Широкие округлые листья собраны в розетку с прожилками зеленоватым колоском на тонких стебельках.
Воспитатель: Садись лисичка, сейчас мы полечим твое колено. (воспитатель прикладывает лист к коленке и с помощью детей бинтует его)
Воспитатель гладит лисичку, лисичка благодарит детей.
Воспитатель: Лисонька, какая у тебя шёрстка мягкая и блестящая.
Лиса: Хотите узнать, что помогает моей шёрстке быть такой красивой? (да). – Угадайте:
Растёт зелёною стеной,
Её обходят стороной.
Колючая и злая дива,
А зовут траву?… Крапива (Показ картинки)
Воспитатель: Да, людям есть, за что благодарить лекарственное растение – крапиву. В ней есть вещества, убивающие микробов, а отвар крапивы укрепляет волосы.
Воспитатель: Рассмотрите на картинке крапиву: Травянистое растение. Листья с зубчатыми краям. Листья растения, как и стебли, часто покрыты жгучими волосками. Цветки мелкие, с колосками.
Воспитатель: Кто запомнил название этого растения? (крапива)
Лиса: Кто угадает моё любимое лекарственное растение? Оно такого же золотистого цвета, как моя шубка.
Лисичка читает стихотворение:
«На зеленой хрупкой ножкеВырос шарик у дорожки.Ветерочек прошуршали развеял этот шар.»Воспитатель: Мне кажется, лисонька, я догадалась. А вы, ребята, знаете это растение? (одуванчик)
Показ картинки и рассматривание одуванчика.
Воспитатель: Листья у одуванчика продолговатые, глубоко надрезанные голые собраны в прикорневую розетку.
Цветки с лепестками, похожими на язычок золотисто-желтого цвета. Плоды похожи на маленькие парашюты серого цвета.
Лиса: Когда у меня плохой аппетит, мама-лиса делает мне салат из листиков одуванчика.
Воспитатель: Значит, одуванчик тоже лекарственное растение. Он помогает улучшить аппетит.
Лиса: Послушайте загадку о другом лекарственном растении
Стоят в поле сестрички:
Желтый глазок, белые реснички. (ромашки) – показ картинки.
Воспитатель: Стебель у ромашки высокий, сильно ветвистый. Листья рассечённые. Цветки белые с желтыми серединками.
Воспитатель: Отваром ромашки полощут горло, когда оно болит. Кому мама уже делала такой отвар? (ответы детей)
Лиса: Моя мама таким отваром меня тоже поила.
Воспитатель: Да, природа подарила нам много лечебных трав. Многие из них мы видели каждый день, но не знали, что они – лекарства от разных болезней.
Кто может назвать и показать лекарственные растения, с которыми мы сегодня познакомились? (подорожник, крапива, одуванчик, ромашка)
Спасибо, лисонька, за интересный рассказ. Теперь мы не только знаем лекарственные травы, но и умеем ими пользоваться.
Лиса: Ребята, а я хочу проверить, как вы запомнили лечебные растения. Хотите со мной поиграть?
Игра называется «Беги к растению»
Кто хочет быть растениями?
Каким растением ты хочешь быть? А ты? И т.д. (раздает шапочки)
«Растения» - дети наши растут в степи, а остальные дети пошли гулять в степь. Под музыку дети гуляют по залу. С окончанием музыки лисичка хлопает в ладоши и говорит: «Раз, два, три к ромашке… беги» и т.д. Дети находят растение и становятся в кружок (игра повторяется несколько раз)
Дети могут поменяться местами и игра повторяется.
Лиса: Мне пора к мамочке. На прощание хочу угостить вас лесным чаем. Я купила лекарственную травку – чабрец, в лесной аптеке (даёт коробку) посмотрите здесь нарисована еще одна лечебная травка. Я заварила для вас чай. Мама всегда на ночь заваривает мне ароматный чай. В нем много витамин и всяких полезных веществ. Он применятся при лечении простудных заболеваний. Попробуйте, вам понравится. До свидания. Не болейте.
(Дети благодарят лисичку за угощение и прощаются).
Воспитатель: Предлагаю вам выпить чай из чабреца и угостить им всех наших гостей. (Заваривание чая, чаепитие).
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
№16
Конспект познавательно-речевой деятельности
в средней группе
Тема: «Донская аптека».
Воспитатель: Цыбенко. И.В.
2017 г.