Конспект урока И.А.Крылов Зеркало и обезьяна
Открытый урок чтения в 3 «б» классе 08.11.2016г.
Тема: И. А. Крылов «Зеркало и обезьяна».
Цель: Выявить какой приём использовал И.А.Крылов для высмеивания
людских пороков.
Задачи: 1.Учить видеть иносказательный смысл басен.
2.Развивать умение рассуждать, проявлять склонность к обмену
впечатлениями, уверенность в своих силах.
3.Воспитывать нравственные качества.
Оборудование: портрет И.А.Крылова, проектор, экран, ноутбук, презентация, карточки со словами, сигнальные карточки, листочки для тестовой работы.
Ход урока:
1.Орг. момент
Учитель – Сегодня мы продолжим знакомство с жизнью и творчеством И.А.Крылова Слайд 1
2.Актуализация знаний
1Ученик (Сообщение о И.А.Крылове) Слайд 2,3,4,5.
Учитель -Что показывал И.А.Крылов в своих произведениях(недостатки людей)
Учитель – А. С. Пушкин, несмотря на великий талант и огромное количество его почитателей, был наказан: отправлен в ссылку, причём не однажды. Как вы думаете почему? (ответы детей).
Ученик (Индивидуальное д/з )– Да потому, что он писал не только о красоте природы, но и об отношениях между людьми. Так А.С. Пушкин ненавидел всякое ханжество, лицемерие, которое процветало при дворе императора Александра 1. Он высмеивал эти людские пороки в своих произведениях. Но ведь никто не любит, когда над ним смеются, да ещё прилюдно. Вот его и наказывали за это, чтобы другие не вздумали насмехаться над богатыми и знатными людьми.
2. Создание проблемной ситуации
Учитель: Но вот И.А. Крылов смог избежать такой участи, хотя тоже постоянно высмеивал людские пороки. А наказать его было нельзя.
Проблемный вопрос: Как вы считаете, что он придумал?
1) - Чтобы ответить на этот вопрос, давайте проведём следующую работу:
На доске карточки, на которых перечисляются различные поступки людей. Разбейте их на две группы
1-я: поступки, которые может высмеивать поэт;
2-я: поступки, которые могут одобряться поэтом;
(ложь, правдивость, глупость, доброта, жадность, хитрость, храбрость, трусость, лесть, лень, нежность, верность.)
2) Подводящий диалог
Учитель – Расскажите, как вы разделили слова на группы (проверка)
ложь доброта
глупость правдивость
жадность храбрость
хитрость нежность
трусость верность
лесть
лень
- Итак, в своих произведениях Крылов действительно высмеивал жадность, глупость, ложь, лицемерие, лесть, пустое времяпровождение и другие людские пороки.
3) - А кто уже может ответить на главный вопрос: « Почему Крылова не наказывали за то, за что наказывали А.С. Пушкина?»
(если дети затрудняются, ведём поиск решения проблемы дальше)
Попрыгунья Стрекоза
Лето красное пропела,
Оглянуться не успела,
Как зима катит в глаза.
-Вы, конечно, узнали, откуда эти строки?
Ученики – Из басни И.А. Крылова «Стрекоза и муравей».
Учитель – Так что писал И.А Крылов? (басни)
- А какие басни Крылова вы уже знаете? (Лебедь, Рак и Щука, Чиж и Голубь, Слон и Моська).
4) - Что такое басня? Слайд 6
Басня - это небольшое произведение, написанное стихами или прозой, в котором есть насмешка над каким-нибудь дурным или глупым поступком. В баснях обычно действуют животные, в образе которых мы легко узнаём людей.
- Так кто главные герои басен? (животные)
- Чьи поступки высмеивает автор? (животных)
-Значит, все недостатки людей автор переносит на.(животных).
-А это обидно для человека? (нет)
-Как вы думаете, указывал ли автор в баснях на недостатки конкретного человека?
Ученики - Нет, он просто высмеивал плохие поступки всех людей.
- Так кто может ответить на главный вопрос нашего урока?
Ученики – И.А Крылов, высмеивая людские пороки, использует довольно необычный приём: переносит их на животных, а это для человека не обидно и наказать за это – нельзя, хотя каждый может увидеть в этом свои пороки
Учитель – И, действительно, ребята, популярность басен Крылова была огромна уже при жизни поэта. Их заучивали наизусть и пересказывали друг другу, и боевые генералы, и рядовые солдаты, и мелкие чиновники, и даже императоры Александр 1 и Николай 2 ими зачитывались. Почему? Потому, что в этих баснях всем есть уроки, каждый видит себя тут, как в зеркале.
- Ещё во 2 классе мы говорили, что каждая басня начинается или заканчивается..(моралью).
- Вспомните мораль известных вам басен
Ученики – Когда в товарищах согласья нет, на лад их дело не пойдёт(и др.)
Учитель – А что такое мораль?
Мораль- это вывод или поучение, в котором выражена главная мысль.
Тестовая работа (на листочках) Слайд 8,9,11,13,15,17.
3. Работа с учебником (опрос домашнего задания)
1)басня «Мартышка и очки»
- Вчера на уроке мы познакомились с басней «Мартышка и очки».
- Сейчас мы покажем сценку на басню И.А.Крылова «Мартышка и очки»
-Что вызвало у вас смех? Какой показалась вам мартышка?
- Что она сделала с очками?
-Найдите в тексте мораль этой басни (читают мораль).
2) работа над содержанием
- Так какова же главная мысль басни?
- Что высмеивает И.А. Крылов? (глупость необразованного человека).
- С каким настроением она их надевала? (злилась)
- С какой интонацией надо прочитать эти строки?
- Прочтите.
Попробуйте представить себе эту сердитую Мартышку, а теперь сами изобразите её мимикой, жестами.
- Вот с таким выражением лица прочтите следующие 4 строки.
( читают несколько человек)
Учитель:- Как вы понимаете выражение: И проку на волос нет в них ?
Ученики: - Значит, нет толку, пользы.
Учитель: - Покажите это голосом, читая следующие 3 строки (читают).
Физминутка
4. Работа по новой теме « Зеркало и обезьяна»
Учитель:- Следующая басня И.А.Крылова, с которым мы познакомимся сегодня, называется «Зеркало и Обезьяна».
(Откройте тетради и запишите число и тему урока) Слайд 18
Цели урока. Слайд 19
Как вы думаете, о чём пойдёт речь? (высказывают предположения)
-А что автор будет высмеивать?
- Давайте, сравним ваши предположения с текстом.
-Словарная работа Слайд 20
-Выразительное чтение басни учителем
- Что вы хотите сказать?
-Похожа эта Обезьяна на Мартышку из предыдущей басни? Чем? Слайд 21
- Кого она увидела в зеркале? (себя)
- Узнала она себя в зеркале? (нет)
- Почему?
- Какой она, наверное, себя считала?
-Ребята, а какой совет дал ей Мишка?
(Чем кумушек считать трудиться, не лучше ль на себя кума оборотиться?)
Эти слова стали поговоркой, и я часто вам их напоминаю. Когда я это делаю?
(Когда хочу, чтобы вы не судили другого, а посмотрели, прежде всего, на себя).
- Так какова главная мысль, какие человеческие качества высмеивает Крылов?
- Найдите и прочтите мораль этой басни. Слайд 22
- Что значит «На руку нечист»?
5. Чтение по ролям
- А теперь найдите в тексте слова, которые произносит обезьяна, глядя в зеркало.
-Я прочту слова автора, а вы слова обезьяны, ( Выразительное чтение по ролям)
Итак, ребята, мы сегодня читали. (басни), автора.(И.А. Крылова). И напоследок я предлагаю вам поиграть в игру «Мораль сей басни такова». Ваша задача, определить к какой басне относится данная мораль.
6. Игра
Вперёд чужой беде не смейся, голубок . (Чиж и голубь)
Когда в товарищах согласья нет, на лад их дело не пойдёт.
(Лебедь, Щука и Рак)
Таких примеров много в мире, не любит узнавать никто себя в сатире. (Обезьяна и зеркало)
Ай, Моська, знать она сильна, коль лает на слона.
(Слон и Моська)
Ты всё пела, это дело. Так пойди же, попляши!
(Стрекоза и муравей)
7. Итог урока
-На этом наш урок заканчивается, а я прошу вас закончить предложения, опираясь на слова, Я знаю: (что Крылов писал басни, в каждой басне есть мораль, мораль это..) На доске появляется надпись Мораль- это вывод или поучение, в котором выражена главная мысль.
8. Рефлексия. Оцените себя (ученики поднимают соответствующие карточки)
9. (Отметка за урок)
10. Домашнее задание: Стр.136 наизусть басню, (сделать иллюстрацию к басне)