Урок по истории Казахстана для 10 класса «Исследование истории племён Казахстана в эпоху железа»

10 класс.

История Казахстана.

Урок 4.

Тема: Исследование истории племён Казахстана в эпоху железа.

Цель урока:


Познакомиться с историей племён, населявших территорию Казахстана в VIII-VII вв. до н.э.
Выяснить значение научных исследований о сакских племенах, археологических памятников эпохи раннего железа.
Расширять свои знания о саках с помощью различных источников информации.
Создать условия, ознакомления учащихся с историей племён, населявших территорию Казахстана в VIII-VII вв. до н.э.
Обратить внимание учащихся на значимость научных исследований истории сакских племён, археологических памятников эпохи раннего железа.
Способствовать повышению интереса к изучению данной темы, используя различные источники информации.



Тип урока: изучения новой темы.
Оборудование: таблица «ЗХУ», иллюстрации, оценочные листы, карточки для деления на группы,
справочники, атласы.

Ход урока:
Организационный момент.
Введение.
Изучение новой темы.
Закрепление.
Итог урока.

Деятельность учащихся и учителя на этапах урока:

Этап уроки
Деятельность учащихся
Деятельность учителя
примечание

Орг.момент
Выполняют условия проведения тренинга, принимают в нём активное участие.
Организует проведение тренинга, наблюдает, анализирует поведение учащихся. Способствует созданию позитивного настроя и готовности взаимодействовать с одноклассниками.
Тренинг должен помочь разделить учащихся на пары.

Введение
Учителя работают в парах. Рассматривают, изучают, анализируют иллюстрации, делают выводы о теме сегодняшнего урока. Предлагают свои варианты темы урока, которые записываются на доске.
После обсуждения формулируется единая тема урока, которая записывается на доске и в тетрадях.
Учитель предлагает ученикам ознакомиться с результатами археологических раскопок (ученикам предлагаются иллюстрации и фотографии раскопок) и по результатам работы сделать выводы о теме сегодняшнего урока.
Учитель предлагает рассмотреть все варианты темы, обсудить и сформулировать общую тему. Записывает тему на доске.
«Исследования археологов» - беседа в парах, критическое мышление
В первое время дать иллюстрации, а затем их описание

Изучение новой
темы
Учащиеся заполняют два первых столбца таблицы «ЗХУ».
Каждая пара предлагает вопрос из второго столбца таблицы.
После распределения вопросов ученики начинают работать с различными источниками информации (учебник, атлас, справочник и.д.)

После самостоятельного изучения своей части нового материала учащиеся собираются в две большие группы, в которых каждый делится своей информацией, остальные делают записи в тетрадях.

Учащиеся заполняют третий столбец таблицы «ЗХУ».
После того, как тема сформулирована, учитель предлагает детям заполнить таблицу «ЗХУ».
Учитель предлагает от каждой пары назвать по одному вопросу из второго столбца таблицы «ЗХУ», данные вопросы записываются на доске и используются, как план изучения новой темы. Затем учитель предлагает учащимся распределить вопросы между парами, для быстрейшего их изучения. После окончания отведённого времени учитель делит учащихся на две большие группы, в которых происходит взаимообучение. Учащиеся делятся полученными знания в большой группе.
Учитель задаёт вопрос: «На все ли вопросы мы ответили?» После утвердительно ответа, учитель предлагает учащимся заполнить третий столбец таблицы «ЗХУ».
«ЗХУ»
Изучение новой темы

Взаимообучение.

Закрепление


Исторические задачи.

Итог урока
Учащиеся заполняют оценочные листы. Свою карточку закрепляют рядом со смайлом, отражающим впечатление об уроке.
Учитель даёт домашнее задание. Предлагает заполнить оценочные листы и закрепить свои карточки на доске, возле смайла, отражающего впечатление об уроке.
Оценочные листы, рефлексия.


Содержательная часть:

Этап уроки
Деятельность учащихся
Деятельность учителя
примечание

Орг.момент
Выполняют условия проведения тренинга, принимают в нём активное участие.
Организует проведение тренинга, наблюдает, анализирует поведение учащихся. Способствует созданию позитивного настроя и готовности взаимодействовать с одноклассниками.
Тренинг должен помочь разделить учащихся на пары.

Введение
Учителя работают в парах. Рассматривают, изучают, анализируют иллюстрации, делают выводы о теме сегодняшнего урока. Предлагают свои варианты темы урока, которые записываются на доске.
После обсуждения формулируется единая тема урока, которая записывается на доске и в тетрадях.
Учитель предлагает ученикам ознакомиться с результатами археологических раскопок (ученикам предлагаются иллюстрации и фотографии раскопок) и по результатам работы сделать выводы о теме сегодняшнего урока.
Учитель предлагает рассмотреть все варианты темы, обсудить и сформулировать общую тему. Записывает тему на доске.
«Исследования археологов» - беседа в парах, критическое мышление
В первое время дать иллюстрации, а затем их описание.

Изучение новой
темы
Учащиеся заполняют два первых столбца таблицы «ЗХУ».
Каждая пара предлагает вопрос из второго столбца таблицы.
После распределения вопросов ученики начинают работать с различными источниками информации (учебник, атлас, справочник и.д.)

После самостоятельного изучения своей части нового материала учащиеся собираются в две большие группы, в которых каждый делится своей информацией, остальные делают записи в тетрадях.

Учащиеся заполняют третий столбец таблицы «ЗХУ».
После того, как тема сформулирована, учитель предлагает детям заполнить таблицу «ЗХУ».
Учитель предлагает от каждой пары назвать по одному вопросу из второго столбца таблицы «ЗХУ», данные вопросы записываются на доске и используются, как план изучения новой темы. Затем учитель предлагает учащимся распределить вопросы между парами, для быстрейшего их изучения. После окончания отведённого времени учитель делит учащихся на две большие группы, в которых происходит взаимообучение. Учащиеся делятся полученными знания в большой группе.
Учитель задаёт вопрос: «На все ли вопросы мы ответили?» После утвердительно ответа, учитель предлагает учащимся заполнить третий столбец таблицы «ЗХУ».
«ЗХУ»
Изучение новой темы

Взаимообучение.

Закрепление


Исторические задачи.

Итог урока
Учащиеся заполняют оценочные листы. Свою карточку закрепляют рядом со смайлом, отражающим впечатление об уроке.
Учитель даёт домашнее задание. Предлагает заполнить оценочные листы и закрепить свои карточки на доске, возле смайла, отражающего впечатление об уроке.
Оценочные листы, рефлексия.















«ЗХУ» __________________________________________________________________

ЗНАЮ
ХОЧУ УЗНАТЬ
УЗНАЛ



































































«ЗХУ» __________________________________________________________________

ЗНАЮ
ХОЧУ УЗНАТЬ
УЗНАЛ









































ОЦЕНОЧНЫЙ ЛИСТ

Ф.И. __________________________________________________________________________________


Работа в парах
взаимооценка
самооценка

Работа с иллюстрациями



Формулировка темы урока



Формулировка вопросов к плану урока



Изучение нового материала.




Работа в больших группах
взаимооценка
самооценка

Рассказ своего материала



Качество речи





Да/Нет

Понравился ли Вам урок?


Вы на уроке повторили уже знакомую информацию.


Вы расширили свои знания по данной теме.


Вы узнали много нового по данной теме.


Вам больше нравится работать одному.


Вам больше нравится работать в парах.


Вам больше нравится работать в больших группах.


Работая в паре Вы были инициатором?


К Вашему мнению и Вашим предложениям прислушиваются одноклассники.


Вам было интересно и легко рассказывать свой материал другим одноклассникам в большой группе.


Вам было трудно сложно рассказывать свой материал другим ребятам.


Работая в больших группах Вы испытывали робость, страх перед реакцией одноклассников, стеснялись.


Помогла ли Вам таблица «ЗХУ» оценить свои знания?


Согласны ли Вы с оценкой выставленной Вам вашими одноклассниками?


Чувствовали ли Вы себя на уроке уверенно?



15