Развивающее занятие психолога для старшей группы День дерева
Конспект
занятия на тему «Станем дереву друзьями»
для детей старшей группы
Цель:
1.Учить внимательно относиться к другим.
2.Формировать эмоциональный позитив, эмпатийность, понятие «дружба».
3.Закрепить знания о прорастании семени, о потребностях растений с использованием моделей.
4.Развивать мелкую моторику, внимание, творческие способности средствами нетрадиционного рисования.
Дидактические средства:
Кукла би-ба-бо «Сорока», семя акации, мольберт, влажные салфетки, шаблоны (птиц, цветов, листочков, насекомых и др.), различные материалы для рисования без кисти (песок, крупы, пластилин, тесьма, яичная скорлупа).Мотивация: проведение «Дня весеннего дерева» (мотивация общения).
Дети входят в зал.
Воспитатель.– Сегодня занятие должна была проводить Ирина Александровна. Но к сожалению ее нет, и я не знаю , что же делать… Но я знаю, что к нам пришла Фея. Она и поможет нам.
Входит Фея (педагог – психолог).
Фея. Здравствуйте, ребята. Я, Фея Флора. Фея – это добрая волшебница, а Флора – это все, что растет на земле: и цветы, и кустарники, и деревья.
Станем вместе мы в круг,
Сколько друзей - глянь вокруг,
Слева друг, и справа друг.
Возьми левого за руку,
Возьми правого за руку,
Хороший получился круг.
А теперь, сядьте рядышком друг с другом, словно месяц полукругом.
Влетает Сорока, стрекочет, теряет семечко.
- Потеряла, потеряла! (улетает).
Фея находит семечко.
- Ой, ребята, посмотрите, что это сорока потеряла?
- А что может из него вырасти?
Ребята, а давайте поиграем в игру.
Игра – этюд «Как семечко выросло».
(Дети делятся на подгруппы. Педагог рассказывает о жизни семечка в течении года, а дети с помощью движений и разных действий иллюстрируют этот рассказ).
Фея. (обращается к первой подгруппе). Я взмахну волшебной палочкой и превращу вас в семена.
Наступает осень (включается соответствующая музыка), и семена готовятся к долгому зимнему отдыху. (Дети сворачиваются в клубочек и представляют себя маленьким семечком, только что упавшим на землю). Чтобы начать жизнь весной, после долгой зимы, у каждого семечка есть собственный запас еды. (Педагог раздает каждому ребенку мешочки с яблоками и бутылочками воды).
Приходит зима (звучит соответствующая музыка). Кружатся в хороводе снежинки, и снег укрывает каждое семечко мягким, пушистым одеялом. (Звучит аудиозапись. «Снежинки» (дети второй подгруппы) берут в руки белые платки и кружатся в импровизированном танце вокруг «семян». По окончании музыки накрывают их платками). Но вот наступила весна. Солнышко постепенно прогревает землю, и семена медленно просыпаются. (Дошкольники чуть – чуть шевелятся и зевают). Начался первый весенний дождь(Включается аудиозапись с шумом дождя). У семян появились корешки (дети вытягивают ноги), они начали пить воду (дети садятся и пьют воду из своей бутылочки). Раскрылись и стали использовать запасы еды (дети откусывают от яблок). Еда прибавила семенам сил для прорастания.
Навстречу солнечным лучам тянутся тонкие стебли с нежными зелеными листьями, выросшие из семян. (Дети поднимают руки вверх и покачивают ими).
Начинается лето. Растения выросли еще больше, и на них появились цветки (складывают ладони в виде бутона, поднимают руки над головой). К цветкам прилетают пчелы и другие насекомые. ( Дети третьей подгруппы изображают насекомых, летающих вокруг цветов и собирающих нектар).
Лето подходит к концу, цветы увядают, и на их месте появляются коробочки с семенами. Птицы не только с удовольствием клюют их, но и разносят семена по всей земле. (Дети четвертой подгруппы изображают птиц. Они «рассаживают семена» на стулья, расставленные вдоль стен). Наступает осень и все повторяется снова.
Психолог показывает слайды.
-Посмотрите, пожалуйста, на дерево внимательно, и подумайте, можно ли сделать из него дом?
- А можно ли превратить дерево в дом, если не срубать его?
- Человеку в дупле жить неудобно. А вот птицы, звери, насекомые живут на дереве и внутри него, как в большом доме.
Внутри себя оно, любя,
Придумало дупло.
«Живите все! Живите! Мне
Ничуть не тяжело»
И вот живет сова.
Сама и сколько – то совят…
И лунный луч живет всю ночь
И сказка для ребят!
Психолог предлагает заселить крону Дерева – дома.
* Для птицы дерево – это столовая, место для гнезда, где она может спрятаться.
Птички прилетают, чтобы почистить дерево от насекомых, чтобы построить гнездо.
*Жуки и пауки тоже живут на дереве.
Для них дерево – это его жилище, место, где откладывают личинки, где можно найти добычу. Некоторые жуки питаются соком, вытекающим из стволов.
*Пчелы и бабочки отдыхают на деревьях.
Они пьют их нектар, опыляют их.
*На деревьях часто кормятся гусеницы. Гусеницы вредят деревьям.
Они могут полностью оголить деревья. Но гусеницы со временем превращаются в красивую бабочку. А еще гусеницами питаются различные птицы.
А теперь заселим подземный этаж нашего дерева – дома.
*Мышата живут в норке под корнями дерева.
Норка у мышат сухая и уютная. Норка разделена на два «помещения» - жилую зону и кладовку. В кладовке хранятся запасы.
* Дождевые черви живут в корнях деревьев.
Они прокладывают себе под землей ходы и рыхлят землю. Для растений это очень хорошо. А питаются черви веществами, которые достают прямо из земли,- едят эту землю и превращают ее в перегной.
* Под землей могут жить муравьи.
Они надежные защитники деревьев. Они истребляют различных насекомых, которые вредят дереву. Там, где нет муравейников, можно встретить оголенные деревья, объеденные насекомыми.
А еще на зиму под корнями дерева укладываются спать ящерицы и змеи.
- У нашего дерева сегодня праздник «День весеннего дерева». В праздники принято ходить в гости, причем не с пустыми руками. Давайте и мы приготовим для нашего дерева подарки. А для начала вспомним птиц и насекомых, которые прилетают к нашему дереву, и покажем их в упражнениях.
Психогимнастика. Упражнение «Бабочка».
И.п: стоя, ноги параллельно, руки вниз.
1- поднять дугами через стороны руки вверх, подняться на носки.
2- потрясти прямыми руками.
3- 4 – вернуться в и.п.
Упражнение «Воробей».
И.п.: стоя, ноги слегка расставлены, руки на поясе.
1 -3 – подпрыгивать на двух ногах на месте.
4- и.п.
Дети садятся за столы.
Пальчиковая гимнастика «Деревья».
В поле дерево стоит (поднимают руки над головой)
Ветер ветки шевелит (покачивают руками).
Весной набухли почки (сжимают пальцы в кулаки)
Раскрылись все листочки (разжимают кулаки, шевелят пальцами).
Практическая деятельность:
Рисование без кисти «Подарки дереву».
Дети выбирают себе шаблоны, обводят их по контуру, по желанию выкладывают контур жгутиками, пластилином, засыпают толченой яичной скорлупой, крупой и т.д.
Фея.- А что же нужно нашему дереву, что вы ему подарите? (дети дарят подарки, объясняя их значение).
- Я подарю птицу, она будет дереву другом и спасет от гусениц.
- Я подарю солнышко, пусть оно светит ярко-ярко, согревает дерево, помогает листикам окраситься в зеленый цвет.
- Я подарю капельку воды, пусть она напоит и умоет дерево.
- Я подарю дождевого червяка, пусть он сделает землю плодородной, и она будет кормить дерево.
- Я подарю зеленые листики, пусть их вырастете много-много, они будут шуметь, а я приду послушать шум и спрячусь под ними от жаркого солнца.
- Я подарю скворечник. Пусть в нем поселится много птиц.
- Я подарю бабочку, пусть она отдыхает в твоих листьях, пусть украсит его своим ярким нарядом.
Фея.- Птицы, звери, насекомые живут на дереве и внутри него, как в большом доме. И человеку важно знать свой дом. Весь дом, а не один свой уголок. Важно понять: надо жить в дружбе со всеми.
А теперь давайте присядем все вместе на нашу волшебную полянку. Закройте глаза. (Звучит спокойная музыка) Вспомните наше путешествие. Как оно начиналось. Что происходило. Чем закончилось. Откройте глаза. Я предлагаю вам сорвать в волшебном лесу «ягодку» и положить себе на стол. Если путешествие понравилось - красную, не понравилось - синюю.
В этом доме поселятся все желающие иметь друзей. Этот дом открыт для всех, но чтобы в нем всем было хорошо воспитанники должны вспомнить правила дружбы:
- никого не обижать
- быть добрым
- не быть жадным
- помогать другим
- Быть приветливым и веселым
Итог занятия
В конце занятия психолог отмечает, как всем хорошо, когда дети хорошо играют, не мешают и не обижают друг друга. Воспитанники сделали подарки для дерева, узнали кто же друзья. Все старались, помогали друг другу. Дети поблагодарили друг друга и прощались с психологом ладошками по кругу.
Исполняется песня. «Мои друзья».