Выступление психолога на дне открытых дверей
Психологическая готовность к школе
Выступление на Дне открытых дверей Педагог-психолог Букова Т.А.
Цели:
1.Познакомить родителей с видами психологической готовности детей к школе.
2.познакомить родителей с игровыми приемами интеллектуального развития дошкольников
3.Повысить мотивацию к помощи детям при подготовке к школе.
Оснащение: распечатки «Памятки родителям», распечатки с описаниями компонентов психологической готовности к обучению в школе.
Ход
Последний год перед поступлением ребенка в школу приносит много тревог его родителям. За этот достаточно долгий срок некоторые мамы и папы пытаются изучить со своим сыном или дочерью программу первого класса. Однако делать подобное ни к чему. Лучше убедиться в том, что ребенок обладает достаточной психологической зрелостью для обучения в школе.
Готовность к обучению в школе включает в себя:
мотивационную готовность;
интеллектуальную готовность;
волевую готовность;
коммуникативную готовность.
Мотивационная готовность подразумевает наличие у ребенка желания принять новую социальную роль — роль школьника. С этой целью родителям необходимо объяснить своему ребенку, что дети ходят учиться для получения знаний, которые необходимы каждому человеку.
Следует давать ребенку только позитивную информацию о школе. Помните, что ваши оценки и суждения с легкостью заимствуются детьми, воспринимаются некритично. Ребенок должен видеть, что родители спокойно и уверенно смотрят на его предстоящее поступление в школу.
Причиной нежелания идти в школу может быть и то, что ребенок “не наигрался”. Но в возрасте 6–7 лет психическое развитие очень пластично, и дети, которые “не наигрались”, придя в класс, скоро начинают испытывать удовольствие от процесса учебы.
Интеллектуальная готовность предполагает развитие внимания, памяти, сформированные мыслительные операции анализа, синтеза, обобщения, умение устанавливать связи между явлениями и событиями. К 6–7-и годам ребенок должен знать:
свой адрес и название города, в котором он живет;
название страны и ее столицы;
имена и отчества своих родителей, информацию о местах их работы;
времена года, их последовательность и основные признаки;
названия месяцев, дней недели;
основные виды деревьев и цветов.
Ему следует уметь различать домашних и диких животных, понимать, что бабушка — это мама отца или матери. Иными словами, он должен ориентироваться во времени, пространстве и своем ближайшем окружении. .
Волевая готовность предполагает наличие у ребенка способностей ставить перед собой цель, принять решение о начале деятельности, наметить план действий, выполнить его, проявив определенные усилия, оценить результат своей деятельности, а также умения длительно выполнять не очень привлекательную работу.
Развитию волевой готовности к школе способствуют изобразительная деятельность и конструирование, поскольку они побуждают длительное время сосредоточиваться на постройке или рисовании.
Коммуникативная готовность проявляется в умении ребенка подчинять свое поведение законам детских групп и нормам поведения, установленным в классе. Она предполагает способность включиться в детское сообщество, действовать совместно с другими ребятами, в случае необходимости уступать или отстаивать свою правоту, подчиняться или руководить.
1. Ребенок переходит к систематической учебной деятельности. В дошкольном возрасте ведущей деятельностью является игра. Нужно заметить, что поступление ребенка в школу не означает отказа от игр, т. к. по-прежнему значительную часть своего времени первоклассник уделяет именно им.
2. Возникают отношения “ученик–учитель”. Они требуют от первоклассника принятия роли ученика, т. е. умения слушать и выполнять указания учителя.
3. Приобретается статус ученика. Школа воспринимается им как символ дальнейшего развития. А что разовьет в себе ребенок, чего достигнет, пребывая в ее стенах, — во многом зависит от нас, взрослых.
Неуспеваемость, школьные неврозы, повышенная тревожность это результат того, что первоклассник психологически не был готов к обучению в школе. Какие же компоненты включает в себя “психологическая готовность к школе”? Прежде чем ответить на вопрос, познакомьтесь с информацией на плакате.
Родителям раздаются «Памятки» с описанием игр
Памятка родителям будущих первоклассников
Одним из факторов успешной учебы в 1 классе является развитие мелкой моторики рук. Поэтому будущему первокласснику для развития мелкой моторики рук рекомендуется выполнять ежедневно в домашних условиях по 15-20 минут по 2-3 вида следующих упражнений:
1. Завязывание и развязывание шнурков.
2. Застегивание и расстегивание пуговиц.
3. Складывание пазлов и мозаик.
4. Лепка из пластилина.
5. Рисование цветными карандашами, красками, мелом.
6. Нанизывание бус на нитку.
7. Собирание пирамидок и матрёшек.
8. Работа с бумагой (выполнение несложных аппликаций).
9. Перебор крупы.
10. Игры с конструктором и кубиками.
11. Рукоделие.
Детям, которые мало говорят, давайте возможность больше рисовать, лепить.
Для подготовки ребенка к обучению в школе полезны такие тренинги:
ТРЕНИНГ 1. Ребенок увлеченно играет. Попросите его отвлечься и выполнить просьбу, состоящую из нескольких заданий (например – принеси мне плед и выключить телевизор). Повторяя такие задания, вы формируете навыки понимания указаний взрослого.
ТРЕНИНГ 2. Предложите ребенку игру – нарисовать узор под диктовку на бумаге «в клетку». Начинать надо с верхнего левого угла листа. Диктуйте: одна клетка вправо, две клетки вниз, одна влево и т.д. При этом развивается способность к пространственной ориентации, глазомер, умение внимательно слушать и выполнять задания.
ТРЕНИНГ 3. Возьмите текст книги с крупным шрифтом. Попросите ребенка подчеркнуть или вычеркнуть определенную букву в целом абзаце последовательно, строка за строкой. Регулярное выполнение таких игровых заданий способствует приобретению навыков концентрации внимания и активности мышления.
ТРЕНИНГ 4. Положите на стол 7-10 различных предметов и прикройте их полотенцем. Приоткрыв секунд на 10 и снова закрыв, предложите ребенку перечислить предметы. Затем поменяйте местами два каких-то предмета и предложите ребенку за те же 10 секунд определить разницу. Такие задания развивают внимание и активизируют зрительную память.
Родители будущих первоклассников!
Постоянно рассказывайте ребенку обо всем, что его окружает, что Вы знаете.
Развивайте самостоятельность ребенка.
Рассуждайте с ребенком на самые различные темы. Предлагайте самому делать выводы и высказывать предположения.
Развивайте умение общаться. Например, с помощью игры в мяч: бросьте ему мяч и назовите предмет (например, ель), пусть он кидает обратно со словом «дерево» (слон-животное, ромашка-цветок и т.д.).