Презентация по МХК Методика конструирования факультативного курса для учащихся старших классов
Э……….. Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Школа №19(25) имени вице-адмирала В.М. Головнина» Доклад «Методика конструирования факультативного курса «Творчество русских художников-символистов начала XX века» для учащихся старших классов СОШ» Л. Н. Живиловаучитель ИЗО, МХКвысшей квалификации Рязань 2017 * * Объект исследования :Преподавание факультативного курсов в рамках дисциплин культурологического блока для учащихся старших классов СОШ.Предмет исследования: Методика конструирования факультативного курса «Творчество русских художников-символистов начала XX в.» для учащихся старших классов СОШ.Цель: Проанализировав методические особенности преподавания МХК разработать факультативный курс «Творчество русских художников-символистов начала XX в.» для учащихся старших классов СОШ. Особенности организациипедагогической деятельности * * Особенностями организации педагогической деятельности в старших классах СОШ можно считать:- развитие интереса, углубление знаний, совершенствование навыков и умений по данному предмету; организация свободного времени учащихся с целью их общего развития, нравственного и эстетического воспитания.Факультативный курс решает эти задачи средствами художественной культуры и в соответствии с практическими, общеобразовательными и воспитательными целями и задачами обучения в школе.Важным фактором успешного выполнения этих задач есть учет психолого-педагогических особенностей обучения на разных уровнях.На старшем уровне (10-11 классы) ученики стремятся к всестороннему развитию своей личности, углубленного усвоения знаний. В этом возрасте формируется научное мировоззрение, возрастает социальная активность, увеличивается интерес к проблемам человеческих взаимоотношений, увлечения становятся разносторонними. Методические аспектыпреподавания факультативных курсов в рамкахизучения дисциплин культурологического блока * * Программа предусматривает изучение факультативных курсов на основе единых подходов, исторически сложившихся и выработанных в системе школьного образования и воспитания:цель и задачи курса; основные дидактические принципы: непрерывности, интеграции, вариативности, дифференциации и индивидуализации;методы преподавания факультативов культурологического блока определяются:- возрастными особенностями учащихся и общей воспитательной направленностью данной дисциплины, которая может играть важную мировоззренческую роль в современной российской школе;- спецификой содержания, предполагающего изучение художественных произведений искусств с единых культурологических позиций и духовно-нравственных оценок;- активным использованием творческих методов обучения проблемно-поискового характера, основанных на включении школьников в самостоятельную учебную деятельность, связанную с анализом и оценкой художественных явлений. Методические аспектыпреподавания факультативных курсов в рамкахизучения дисциплин культурологического блока * * Организация работы на уроках с учащимися:- анализ произведения живописи;- написание реферата, доклада или сообщения;- подготовка к семинару или диспуту;- проведение экскурсии;- оформление выставки или стенда.Введение факультативных курсов в школьную программу углубляет и расширяет знания по МХК, так как способствует расширению культурологического кругозора школьников, развитию их творческой активности, эстетического вкуса и, как следствие, повышает мотивацию к изучению культуры. Методическая разработка факультативного курса * * Цель программы:Осмысление творчества русских художников-символистов начала XX в., развитие опыта эмоционально-ценностного отношения к искусству как социокультурной форме освоения мира, воздействующей на человека и общество.Задачи реализации курса:- углубление художественно-познавательных интересов и развитиеинтеллектуальных и творческих способностей подростков;- воспитание художественного вкуса;- приобретение культурно-познавательной, коммуникативной и социально-эстетической компетентности;- формирование умений и навыков художественного самообразования. Учебно-тематический план * * Общая характеристика факультативного курса:Курс систематизирует знания о культуре и искусстве, формирует целостное представление о художественной культуре, логике ее развития в исторической перспективе, о ее месте в жизни общества и каждого человека. Развивающий потенциал курса напрямую связан с мировоззренческим характером самого предмета, запечатленные в ярких образах. Принимая во внимание специфику предмета, его непосредственный выход на творческую составляющую человеческой деятельности, в программе упор сделан на деятельные формы обучения, в частности на развитие восприятия (функцию – активный зритель/слушатель).Место предмета в учебном плане:Программа факультативного курса «Творчество русских художников- символистов начала XX века» разработана для старших классов СОШ, рассчитана на одно полугодие - 17 часов (1час в неделю). * *
№ Тема раздела Содержание факультативного курса Кол.час. 1 «Искусство символизма» Художественные принципы символизма. Рождения символизма. Идея в основе искусства символизма. Метафоры и аллегории символизма. 2 2 «Мастера живописи символизма» Изобразительное искусство символизма.Символические образы в творчестве М.Врубеля.Мир утонченной мечты в произведениях Борисова-Мусатова. 2 3 «Мир искусства» Возникновение и деятельность организации художников «Мир искусства».А.Н.Бенуа - идейный и художественный центр «Мир искусства».Специфика творческого метода К.А.Сомова.Союз художников «Голубой розы»: творчество художников С.Ю.Судейкина, М.С.Сарьяна. Творчество А.В.Фонвизина, А.Арапова, П.Кузнецова, П.Уткина. 6 4 «Вторая волна объединения «Мир искусства» Стилизация народного лубка и картин купеческого быта Б.Кустодиева.Поиски совершенного художественного языка для книжной графики И.Билибина.Создание книги как единого произведения искусства,Г.Нарбута.Обращение к русскому и скандинавскому язычеству Н.Рериха. 4 5 Сценография художников «Мир искусства» Деятельность русских художников из круга «Мир искусства», их вклад в развитие театрально-декорационного искусства начала ХХ века. Театральные декорации и костюмы А.Н.Бенуа.Экзотический Восток и эгейское искусство в творчестве Л.Бакста. 3 Итого: 17 Учебно-тематический план Леон Николаевич Бакст (1866—1924) * * Аудитория Автопортрет Эллизиум. Эскиз занавеса . 1906 Декорации "Дафнис и Хлоя" Костюм к балету «Нарцисс» Древний ужас Бакст * * Аудитория Костюмы к балету «Шехерезада» Сарьян Мартирос Сергеевич(1880-1972) * * Аудитория 1904 Сказка. Райский сад. Акв. 1905 Чары Солнца. Сказка. К. 1905 Озеро фей. Б., гуашь. 1904 У родника. Сказка. Бумага, акв. 1906 Поэт. На склонах Арагаца. К. 1902 Автопортрет Рерих Николай Константинович (1874-1947) * * Матерь мира. 1924 Пантелеймон Целитель. 1931 Завет учителя. 1947. Великий дух Гималаев. 1934 Приказ Ригден-Джапо. 1933 * Деятельность русских художников символистов, начала ХХ века, проанализированная в настоящей работе, оказала значительное влияние на развитие искусства последующих времен. Она представляет собой значительный вклад в развитие изобразительно-декорационного, книжного искусства.Изучение деятельности этих художников-мастеров будет достаточно интересным в школьном факультативном курсе по мировой художественной культуре для учащихся 10-11-х классов. Заключение Спасибо за внимание !