Доклад по мордовскому языку Изучение мордовского языка в свете ФГОС


Шумбрачи! Здравствуйте, уважаемые коллеги!
Меня зовут Попова Ирина Викторовна, приехали мы с Республики Башкортостан, Бижбулякского района, с.Каменки. Восемь лет назад в нашей средней школе вели изучение родного языка (эрзянского) и мордовской литературы, который я преподаю детям нашего села. По утвержденному учебному плану на изучение мордовского языка отводится 21 час в неделю (1-11 классы). С 1-5 классы обучаются по ФГОС, остальные по традиционной системе.
Администрация Бижбулякского района и отдел образования, оказывают большую помощь и поддержку в изучении родных языков (башкирского, мордовского, татарского, чувашского).
Всех без исключения педагогов Республики Башкортостан волнуют вопросы воспитания и обучения подрастающего поколения. В настоящее время все мы отмечаем большие изменения, происходящие в образовании школьников при изучении родного языка. Это связано в первую очередь с тем, что назрела необходимость не только возрождать мордовскую национальность и язык, но и принимать все меры, чтобы изучение языка дало возможность изучить культуру.
Восемь лет назад перед нашей школой была поставлена большая задача – учить детей родному языку (эрзянскому) и мордовской литературе. Это было продиктовано главным образом статусом эрзянского языка как ведущего в нашем селе и его роль как языка – посредника в общении народов русской, башкирской, татарской, чувашской и других национальностей. Значит, усвоение второго языка (в данном случае эрзянского) – это вхождение в новую культуру, её освоение. Обучение языку тесно связано с изучением духовной культуры мордовского народа, формирует у учащихся компетентность, знание мордовской национальной культуры. Поэтому в процессе обучения мордовскому языку формируются: это языковая компетентность (знание о звуковом составе, словарном богатстве, способах словообразования и грамматическом строе языка), коммуникативная компетентность (умение высказываться в устной и письменной форме в соответствии с условиями речевого общения, свободно общаться на мордовском языке в диаспоре). Мордовский язык обретает статус хранителя национальной культуры, наряду с русским, башкирским и другими языками.
Изучение мордовского языка в русскоязычной школе – это ничто иное, как вхождение детей в культуру мордовского языка, а при освоении культуры формируется языковой компонент.
Для изучения языка созданы учебники нового поколения. При этом следует помнить о том, что существует большое количество способов и приёмов, которые способствуют лучшему усвоению родного языка.
Хочу выразить огромную благодарность авторам учебников для русскоязычных школ (у нас в школе есть такие учебники с 1-6 классы). В учебниках по эрзянскому языку имеется богатейший материал, связанный с историческим прошлом Мордовии, с развитием современной экономики, градостроительства, науки, культуры и спорта. Учебники прекрасно иллюстрированы, с правильно подобранным тематическим материалом. Имеют большое количество различных упражнений и заданий. Особенно хотелось отметить интересные и содержательные тексты, они доступны детям по как тематике, так и по словарному составу, так как даются подборки словарных слов.
Подход к соответствующей теме идет на протяжении всего урока с помощью различных упражнений. Тут и грамматические задания, и задания на запоминания, и заучивание стихов наизусть. Очень удобно подобраны стихи и отрывки из прозаических произведений мордовских писателей и поэтов прошлого и современности. Грамматический материал тесно связан с лексическим.
Положительно разнообразит задания и фольклорный материал: пословицы, поговорки, загадки, сказки. Много развивающих игр и кроссвордов, тесно связанных с изучаемым материалом. Дети с удовольствием заучивают стихи, решают кроссворды. В учебниках эрзянского языка много игрового материала, который даёт возможность учителям строить урок с учётом современных требований, а детям усваивать учебный материал. Особо хочется выделить наличие диалогов, которые учат детей правильно общаться на эрзянском языке. Привлечён материал, связанный и историческим прошлым, развитием села, знаменитыми земляками. Очень достойно преподносится материал о современной Мордовии.
На первом и втором году обучения отдаётся предпочтение сказке и игровым приёмам. Способствуя созданию радостной атмосферы общения детей с народным искусством, языком, не забываются о степенях эстетического познания. Создаются условия для эстетических переживании, красоты родной природы, которая является вечным источником творчества.
Не менее ответственный момент связан с организацией коллективной работы. Дети делятся на творческие группы для совместной работы. В зависимости от условий в классе может получиться 3-4 варианта работ. Вариантом решения всех этих задач и импровизаций – могут служить интегрированные уроки. Главными героями становятся народные мастера, солисты, художники. Это не дань моде – это веяние времени и стремление найти естественную гармонию между дифференциации и интеграции образования.
Современные школьники должны стать не только потребителями художественных вещей, созданных народом, но и наследовать духовный опыт поколений.
В нашей школе есть этнографический музей. Ведь краеведение воспитывает живую любовь к родному краю. Дети знакомятся с историей, казалось бы, простых вещей: ложки, утюги, ножницы, прялки, национальные костюмы, самовары, люльки и т.д. Музеи помогают устанавливать тесные связи с мордовской диаспорой, представители которой живут в других районах нашей республики. Не секрет, что они являются носителями языка, хранителями обычаев и традиций.
Мы знаем, что у сельских учителей, преподающих мордовский язык в школах, накоплен богатейший опыт преподавания. Не помешало бы у них позаимствовать новые приёмы работы с детьми, изучающий родной язык.
Каковы же перспективы преподавания мордовского языка в русскоязычных школах? Они есть, и большие. Но будут удачными лишь в том случае, если продолжится изучение мордовского языка в дальнейшем.
Благодарю за внимание!
Всем желаю профессиональных и творческих успехов! Счастья, здоровья!
Талантливых, работоспособных и внимательных учеников! ...