Рабочая программа по мордовскому языку (4 класс)
Пояснительная записка
Рабочая программа по эрзянскому языку для 4 «Г» класса разработана в соответствии с федеральным Законом «Об образовании в Российской Федерации» № 273 от 29.12.2012 г., приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от от 26 ноября 2010 г. № 1241 "О внесении изменений в федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования, утверждённый приказом Министерства образования и науки Российской Федерации" от 6 октября 2009 г. № 373, учебным планом Лицея, примерных программ по учебным предметам, авторской программы для общеобразовательных учебных заведений по изучению эрзянского языка в начальных классах школ с русским или смешанным по национальному составу контингентом обучающихся (первый, второй и третий годы обучения) Вальчук Е.В., Дмитриевой С.Ю., с учётом гигиенических требований к режиму образовательного процесса, установленных СанПиН 2.4.2.2821 –10 «Санитарно – эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных организациях ».
Общая характеристика учебного предмета
Основной целью обучения эрзянскому языку является овладение учащимися коммуникативными навыками во всех видах речевой деятельности и развитие способности школьников использовать эрзянский язык как средство общения в диалоге культур.
Цель обучения раскрывается в единстве взаимосвязанных компонентов: воспитательного, образовательного, развивающего и практического.
Младший школьный возраст (6 – 10 лет) является наиболее благоприятным для усвоения второго языка. Имитационные способности детей младшего школьного возраста, их природная любознательность и потребность в познании нового способствуют эффективному решению задач, стоящих перед учебным предметом «Эрзянский язык».
В процессе ознакомления учащихся с новым средством общения у них формируется правильное понимание языка как общественного явления, развиваются интеллектуальные, речевые способности, формируется положительный эмоциональный настрой.
Настоящая программа призвана оказать помощь в организации процесса изучения эрзянского языка в начальном звене школы. Постановка целей и отбор содержания обучения предмету осуществляется с позиции возможного реального использования эрзянского языка как в условиях непосредственного общения, в том числе и с носителями языка, так и в ситуациях опосредованного общения (понимание аутентичных аудио – и печатных текстов).
Предлагаемая в программе поочередность прохождения тем, а также задач обучения не означает строгую последовательность их решения в учебном процессе. Взяв за основу определенную задачу и ориентируясь на предполагаемый результат обучения, учитель может применять собственные шаги по отработке представленного в программе содержания обучения.
Воспитательный компонент предусматривает создание у обучающихся положительного отношения к изучаемому языку, к культуре народа, говорящего на данном языке, уважительного отношения к национальным традициям и обычаям. Соприкосновение с культурными традициями разных народов формирует у учащихся представление о многообразии мира и воспитывает при этом такие личностные качества, как открытость и толерантность.
Развитие учащихся предусматривает целенаправленное формирование интеллектуальных и познавательных способностей: языковой и речевой наблюдательности, речемыслительной деятельности, готовности к познавательно – поисковому творчеству.
Реализация образовательного компонента предполагает расширение общеобразовательного кругозора учащихся, их знаний об истории и культуре мордовского народа.
Практический результат обученности заключается в формировании умений устной и письменной речи на эрзянском языке, обеспечивающих основные познавательно – коммуникативные потребности учащихся.
Коммуникативная компетенция. На начальной ступени обучения закладываются основы коммуникативной компетенции, позволяющие осуществлять взаимодействие детей на втором языке в разнообразных ситуациях общения. Основными видами коммуникативной компетенции являются речевая и языковая компетенции.
Речевая компетенция реализуется в таких видах речевой деятельности, как аудирование (понимание устной речи), говорение (продуцирование устной речи), чтение (понимание письменной речи), письмо (продуцирование письменной речи).
Аудирование – рецептивная деятельность, представляющая собой одновременно восприятие и понимание звучащей речи. В задачи начального этапа входит формирование базовых навыков аудирования: понимание смысла отдельных слов и реплик собеседника, выделение из речи смысловых единиц, понимание всего смысла небольших по объему связных высказываний, построенных на изученном лексико–грамматическом материале.
Говорение – продуктивный вид речевой деятельности. Являясь наиболее активной формой речевого взаимодействия, оно обеспечивает решение познавательных и коммуникативных задач формирования у школьников знаний, ценностных ориентаций, организации их совместной деятельности.
Говорение в начальных классах предполагает создание пассивного и совершенствование активного словарного запаса, умение планировать и конструировать связные высказывания. Обучение навыкам диалогической и монологической речи является взаимосвязанным процессом и происходит параллельно.
Чтение. Необходимые навыки работы при чтении включают умение использовать языковую догадку, выбор, опору на чувство языка, умение пользоваться словарем. Характерными особенностями чтения на начальном этапе обучения является прочтение всего текста в медленном темпе, точное понимание основного содержания и наиболее существенных деталей, запоминание содержания для последующего пересказа.
Письмо (письменная речь). На начальном этапе связная письменная речь не является целью обучения. Ее задачи ограничены выработкой таких умений, как
списывание с печатного текста с дополнительными заданиями (конструирование словосочетаний по образцу, классификация слов по вопросам и грамматическим признакам; изменение формы слова по образцу и т.д.);
выписывание из текста слов, словосочетаний, простых предложений;
письмо по памяти;
письмо под диктовку;
самостоятельное письменное высказывание (1-5 предложений).
Языковая компетенция представляет собой способность адекватно использовать языковые средства для построения высказываний и текстов в соответствии с нормами языка в устной и письменной речи. Основными составляющими языковой компетенции являются:
Произносительная сторона речи. Произношение и различение на слух всех звуков эрзянского языка. Произношение звонких и глухих согласных. Отсутствие оглушения звонких согласных в конце слога или слова. Произношение гласных под ударением и без ударения. Ударение в словах и во фразе. Членение предложений на смысловые группы. Соблюдение интонации основных коммуникативных типов предложения: повествовательного (утвердительного и отрицательного), вопросительного (общий и специальный вопрос), побудительного, восклицательного.
Лексическая сторона речи. Лексические единицы, обслуживающие ситуации общения в пределах тематики начального этапа, в объеме 500 лексических единиц для двустороннего (рецептивного и продуктивного) усвоения и 100 лексических единиц для рецептивного усвоения. Простейшие устойчивые словосочетания, оценочная лексика и реплики-клише как элементы речевого этикета, отражающие культуру мордовского народа. Начальное представление о способах словообразования: словосложение и аффиксация, в том числе суффиксы существительных -кс, -ма, -мо,-ця, -ка, -нэ, -не, -ке, суффиксы глаголов -в, -вт, -м, -с, -н. Заимствования из русского и других языков.
Грамматическая сторона речи. Основные коммуникативные типы простого предложения. Порядок слов в простом предложении. Предложения с простым глагольным, составным глагольным сказуемым. Утвердительные и отрицательные предложения. Общие и специальные вопросы. Побудительные предложения в утвердительной и отрицательной формах. Безличные предложения в настоящем времени. Простые распространенные предложения. Предложения с однородными членами. Сложносочиненные предложения с сочинительными союзами и, или.
Глагол. Образование и употребление глаголов в настоящем, прошедшем, будущем времени.
Имя существительное. Существительные в единственном и множественном числе, образованные по правилу и исключения. Указательная и притяжательная форма имен существительных.
Имя прилагательное. Прилагательные в сравнительной и превосходной степени.
Имя числительное. Количественные и порядковые числительные до 100.
Местоимения: личные, притяжательные, вопросительные, указательные.
Послелоги места, направления.
ОПИСАНИЕ МЕСТА УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА В УЧЕБНОМ ПЛАНЕ
Согласно учебному плану МБОУ «Лицей №1» всего на изучение учебного предмета «Эрзянский язык» в4 классе – 68 ч. (2 ч в неделю).
ЦЕННОСТНЫЕ ОРИЕНТИРЫ СОДЕРЖАНИЯ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА
Одним из результатов обучения русскому языку является осмысление и интериоризация (присвоение) учащимися системы ценностей.
Ценность добра - осознание себя как части мира, в котором люди соединены бесчисленными связями, в том числе с помощью языка; осознание постулатов нравственной жизни (будь милосерден, поступай так, как ты хотел бы, чтобы поступали с тобой).
Ценность общения - понимание важности общения как значимой составляющей жизни общества, как одного из основополагающих элементов культуры.
Ценность природы основывается на общечеловеческой ценности жизни, на осознании себя частью природного мира. Любовь к природе - это и бережное отношение к ней как среде обитания человека, и переживание чувства её красоты, гармонии, совершенства. Воспитание любви и бережного отношения к природе через тексты художественных и научно-популярных произведений литературы.
Ценность красоты и гармонии - осознание красоты и гармоничности родного языка, его выразительных возможностей.
Ценность истины - осознание ценности научного познания как части культуры человечества, проникновения в суть явлений, понимания закономерностей, лежащих в основе социальных явлений; приоритетности знания, установления истины, самого познания как ценности.
Ценность семьи. Понимание важности семьи в жизни человека; осознание своих корней; формирование эмоционально-позитивного отношения к семье, близким, взаимной ответственности, уважение к старшим, их нравственным идеалам.
Ценность труда и творчества - осознание роли труда в жизни человека, развитие организованности, целеустремлённости, ответственности, самостоятельности, ценностного отношения к труду в целом и к литературному труду, творчеству.
Ценность гражданственности и патриотизма - осознание себя как члена общества, народа, представителя страны, государства; чувство ответственности за настоящее и будущее своего языка; интерес к своей стране: её истории, языку, культуре, её жизни и её народу.
Ценность человечества - осознание себя не только гражданином России, но и частью мирового сообщества, для существования и прогресса которого необходимы мир, сотрудничество, толерантность, уважение к многообразию иных культур и языков.
РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА
Личностными результатами изучения предмета «Эрзянский язык» являются следующие умения и качества:
эмоциональность; умение осознавать и определять (называть) свои эмоции;
эмпатия – умение осознавать и определять эмоции других людей; сочувствовать другим людям, сопереживать;
чувство прекрасного – умение чувствовать красоту и выразительность речи, стремиться к совершенствованию собственной речи;
любовь и уважение к Отечеству, его языку, культуре;
интерес к чтению, к ведению диалога с автором текста; потребность в чтении;
интерес к письму, к созданию собственных текстов, к письменной форме общения;
интерес к изучению языка;
осознание ответственности за произнесённое и написанное слово.
Метапредметными результатами изучения курса «Эрзянский язык» является формирование универсальных учебных действий (УУД).
Регулятивные УУД:
самостоятельно формулировать тему и цели урока;
составлять план решения учебной проблемы совместно с учителем;
работать по плану, сверяя свои действия с целью, корректировать свою деятельность;
в диалоге с учителем вырабатывать критерии оценки и определять степень успешности своей работы и работы других в соответствии с этими критериями.
Познавательные УУД:
вычитывать все виды текстовой информации: фактуальную, подтекстовую, концептуальную;
пользоваться разными видами чтения: изучающим, просмотровым, ознакомительным;
извлекать информацию, представленную в разных формах (сплошной текст; несплошной текст – иллюстрация, таблица, схема);
перерабатывать и преобразовывать информацию из одной формы в другую (составлять план, таблицу, схему);
пользоваться словарями, справочниками;
осуществлять анализ и синтез;
устанавливать причинно-следственные связи;
строить рассуждения;
Коммуникативные УУД:
оформлять свои мысли в устной и письменной форме с учётом речевой ситуации;
адекватно использовать речевые средства для решения различных коммуникативных задач; владеть монологической и диалогической формами речи.
высказывать и обосновывать свою точку зрения;
слушать и слышать других, пытаться принимать иную точку зрения, быть готовым корректировать свою точку зрения;
договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности;
задавать вопросы.
Предметными результатами изучения курса «Эрзянский язык» является сформированность следующих умений:
правильно произносить и различать на слух звуки, слова, словосочетания и предложения эрзянского языка; соблюдать интонацию основных типов предложения;
овладеть наиболее употребительной лексикой в рамках тематики начального этапа, усвоить продуктивный лексический минимум в объеме не менее 500 лексических единиц. Общий объем лексики, включая рецептивный лексический минимум, составляет не менее 600 лексических единиц;
получить представление об основных грамматических категориях эрзянского языка, распознавать изученную лексику и грамматику при чтении и аудировании и использовать их в устном общении;
понимать на слух речь учителя, одноклассников, основное содержание облегченных текстов с опорой на зрительную наглядность и языковую догадку;
участвовать в диалогическом общении: вести этикетный диалог и элементарный двусторонний диалог – расспрос в ограниченном круге ситуаций повседневного общения;
кратко высказываться на темы, отобранные для начальной школы, воспроизводить наизусть знакомые рифмованные произведения детского фольклора;
овладеть техникой чтения вслух; читать про себя учебные и облегченные аутентичные тексты, пользуясь приемами ознакомительного и изучающего чтения;
писать краткое поздравление и личное письмо (с опорой на образец), заполнить простую анкету о себе.
Тематическое планирование
№ Название темы Коли-вочасов Провер. работы. /ПДД
1 Моя школа 5 1
2 Мир вокруг меня. 10 3 Я и моя семья 8 4 Профессии 4 5 Мир вокруг меня. 5 6 Мои друзья 4 7 Культурное наследие 8 8 Моя малая Родина 8 9 Мир вокруг меня. 7
10 Я и моя семья. 8 11 Культурное наследие 1 Всего 68 1
Основное содержание курса
4 класс.
Моя школа. 5 часов.
День Знаний – самый радостный праздник. Первый звонок. Первый урок. Рассказ о любимом учебном предмете. Объяснение почему нравится тот или иной предмет.
Мир вокруг меня. 10 часов.
Лето. Названия летних месяцев. В лесу. Деревья и кустарники леса. Обитатели леса. Труд хлебороба. Бережное отношение к хлебу. Осень. Названия осенних месяцев.
Я и моя семья. 8 часов.
Названия членов семьи. Место учёбы, работы. Вечер в семье. Интересы и увлечения членов семьи. Совместный просмотр телепередач. Походы в лес за грибами и ягодами. Беседы.
Профессии. 4 часа.
Названия профессий. Особенности профессий. Кем я хочу быть, когда вырасту. Почему?
Мир вокруг меня 5 ч.
Подготовка к зиме. Зима. Названия зимних месяцев. Зимующие птицы. Помощь зимующим птицам. О зимних праздниках мордовского народа.
Мои друзья. 4 часа.
Рассказ о своём друге. Совместные увлечения. Посещение кружков. Переписка. Рассказы интересных историй.
Культурное наследие. 8 часов.
Художники Республики Мордовия. Творчество Ф.В.Сычкова. Великий скульптор – С.Д.Эрьзя. Писатели Мордовии. Мордовская детская литература.
Моя малая Родина. 8 часов.
Города и сёла нашей республики. Районы, районные центры Мордовии. Государственные символы Мордовии. Наши знаменитые земляки. Заповедные места нашей республики. Исчезающие животные и растения. Необходимость охраны исчезающих животных и растений. Экскурсия по достопримечательным местам города (села).
Мир вокруг меня 7 часов.
Весна. Названия весенних месяцев. Весенние праздники. Международный женский день. Праздник 9 мая. Чествование ветеранов. Весенние заботы в саду и огороде. Отдых.
Я и моя семья. 8 часов.
Ведение домашнего хозяйства в сельской местности. Работа в саду и огороде. Правильное питание. Приготовление пищи.
Культурное наследие. 1 час.
Достопримечательности родного края. Поход в музей.
КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ ПО ЭРЗЯНСКОМУ ЯЗЫКУ
4 класс. 2 ч в неделю – 68ч
№ Темы Вид занятий Самостоят.
работа Кол-во часов Дата
планир. Дата
факт.
Моя школа 5 ч.
1 Шумбрат,школа!
Повторение Чтение и перевод текста 1 2 СодамоньПокшчи. Ввод новой лексики Работа с текстом 1 3 Школасо.
Работа с новыми синт. конструкциями Выполнение упражнений 1 4 Вечкантонавтнеме.
Школаньэрямосто. Активизация речевых умений и навыков Чтение и пересказ текста 1 5 ПДД.Безопасная дорога. Повторение и обобщение темы «Школа» Тестовая работа 1 Мир вокруг меня 10 ч
6 .
Лей лангсо. Ввод новой лексики Работа с текстом 1 7 Кизэньпиземе. Ввод новой лексики Чтение и перевод 1 8 Кизэ. Ввод новой лексики Работа со словарем 1 9 Вирентьказнензэ.
Повторение Рассказ по плану 1 10 Вирентьэрицянзо. Ввод новой лексики Работа с текстом 1 11 Кшись – минексюпавчинек. Презентация Проект 1 12 Кшись – весементьпрявт. Повторение Чтение, перевод 1 13 Сырненьсёксь.
Повторение Творческое задание к тексту 1 14 Ракшатнесёксня.
Повторение и обобщение темы Выразит.чтение наизусть стихотворения. 1
15 Поздасёксь. Повторение Чтение и перевод 1 Я и моя семья 8ч.
16 Минеккемекудораськенек
Активизация речевых умений и навыков Составление рассказа 1 17 Монь кудораськень
Ввод новой лексики Рассказ по картинке 1 18 Кудораськеньтевть.
Развитие речи Составляем диалог 1 19 Кудосо.
Проверочная
работа Работа с текстом 1 20 Чачомачи. Ввод новой лексики Задания к тексту 1 21 Ярсамось.
Повторение и обобщение темы 1 22 Ярсамопеленьанокстамось
Презентация 1 23 Ярсамопель. Ввод новой лексики Работа со словарем 1 Профессии 4 ч.
24 Важодема.
Презентация Проектная работа 1 25 Тевеньвечкемась. Повторение и обобщение темы Тестовая работа 1 26 Мезекс улема?
Проверочная работа Чтение и перевод 1 27 Профессият. Работа с новыми синт. конструкциями Работа с текстом. Ответы на вопросы 1 Мир вокруг нас 5 ч.
28 Мазыйкателе.
Презентация Проектная работа 1 29 Теленьналксематне.
Урок-праздник 1 30 Ракшатнетельня. Повторение и обобщение темы Работа с карточками 1 31 Теленпокшчитне.
Знакомство с новыми речевыми образцами Составление диалога 1 32 Роштова. Активизация речевых умений и навыков Составление рассказа 1 Мои друзья 4 ч.
33 Монь ялган.
Развитие речи 1 34 Минектевенек.
1 35 Юткошкасто.
Урок чтения Выразит.чтение стихотворений 1 36 Ялгаксчи. Презентация 1 Культурное наследие 8 ч.
37 Мордовияньартыцятне.
Ввод новой лексики Чтение и перевод 1 38 Мордовияньартыцятне.
Знакомство с новыми речевыми образцами Чтение и перевод 1 39 Ф. В. Сычков.
Урок с элементами лекции Сообщения 1 40 С. Д. Эрьзя. Урок с элементами лекции Работа с карточками 41 С. Д. Эрьзя. Презентация 1 42 Мордовияньсёрмадыцятне.
Активизация речевых умений и навыков Составление рассказа 1 43 Мордовияньсёрмадыцятне.
Повторение Чтение и перевод 1 44 Эйкакшоньжурналт.
Знакомство с новыми речевыми образцами Чтение, ответы на вопросы 1 Моя малая Родина8ч.
45 Тириньмастороньванстомась.
Активизация речевых умений и навыков Диалог 1 46 Кортатаноавадо. Знакомство с новыми речевыми образцами Работа с карточками 1 47 Эрзяньдымокшоньседикелеэрямось.
Тириньмастор. Развитие речи Чтение, ответы на вопросы 48
Тириньёнкс. Проверочная работа Составляем текст-описание 1 49 Фёдор Фёдорович Ушаков. Повторение и обобщение темы Проверочная работа 1 50 Минексодавиксломантне.
Активизация речевых умений и навыков Составляем рассказ по образцу 1 51 Пертьпельксэнтьванстомась.
Активизация речевых умений и навыков Подготовка к диалогической и монологической речи 1 52 Минекпертьпельксэсь. Повторение и обобщение темы Составляем рассказ по образцу 1 Мир вокруг нас 7 ч.
53 Тундоньсамось.
Активизация речевых умений и навыков Составляем текст-описание 1 54 Тундонтьтюсозо. Активизация речевых умений и навыков 1 55 Сад пиредыэмеж пире.
Активизация речевых умений и навыков 1 56 Фруктатдыэмежть.
Активизация речевых умений и навыков 1 57 Минексёлмовинжетне.. Активизация речевых умений и навыков 1 58 Сад пиресэдыэмежпиресэважодемась.
Активизация речевых умений и навыков 1 59 Минексадпиресь. Активизация речевых умений и навыков 1 Моя семья 8 ч.
60 ИзьнямоньПокшчи.
Активизация речевых умений и навыков 1 61,62 Кирдедемельсэлемест. Активизация речевых умений и навыков 2 63 Тундоньмелявкст
Активизация речевых умений и навыков 1 64 Кшисьминексюпавчинек. Активизация речевых умений и навыков 1 65 Кудоньтевть.
Активизация речевых умений и навыков 1 66 Велесэ.
Активизация речевых умений и навыков 1 67 Кудоньракшатненьмельгаякамось. Активизация речевых умений и навыков 1 Культурное наследие1 ч.
68,
Тиринькультурантьсюпавчись. Активизация речевых умений и навыков 1 МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА
Наименование объектов и средств материально-технического обеспечения Количество Примечания
Библиотечный фонд (книгопечатная продукция)
1. Дмитриева С.Ю.,Кочеваткина О. В. Учебник для 4-го класса общеобразовательной школы, Саранск Морд.книжное издательство 2009 г.
К
Печатные пособия
2. Наборы сюжетных и предметных картинок, в том числе и в цифровой форме.
Словари по эрзянскому языку. Ф/Д Технические средства обучения
3. Классная магнитная доска.
Д Оборудование класса
4. Ученические столы 2 местные с комплектом стульев
Стол учительский с тумбой
Шкафы для хранения учебников, дидактических материалов, пособий. К
Д
Д СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
Для учащихся:
Люлякина С.М. Евкст.- Саранск,-1993.
Юткошкасто: Для младшего и среднего возраста. Саранск,1994.
Д.В.Цыганкин. Занимательная грамматика. Саранск,1988.