РАЗВИТИЕ МОЛОДЕЖНОГО ДОБРОВОЛЬЧЕСТВА (ВОЛОНТЕРСТВА), МОЛОДЕЖНЫХ ДОБРОВОЛЬЧЕСКИХ ПРОГРАММ В ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ОРГАНИЗАЦИЯХ И СОЦИУМЕ.
РАЗВИТИЕ МОЛОДЕЖНОГО ДОБРОВОЛЬЧЕСТВА (ВОЛОНТЕРСТВА), МОЛОДЕЖНЫХ ДОБРОВОЛЬЧЕСКИХ ПРОГРАММ В ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ОРГАНИЗАЦИЯХ И СОЦИУМЕ.
Сарксян С.А., преподаватель истории и обществознания.
ГБПОУ ВО «Лискинский промышленно-транспортный техникум имени А.К. Лысенко» licey6@vmail.ruМолодежь - наиболее активная составляющая гражданского общества, поэтому необходимость формирования активной гражданской позиции молодого поколения, то есть его осознанного участия в жизни общества, отражающего его сознательные реальные действия (поступки) в отношении к окружающему в личном и общественном плане. Они направлены на реализацию общественных ценностей при разумном соотношении личностных и общественных интересов определяющихся спецификой положения молодежи в обществе. Молодое поколение необходимо оценивать как органическую часть современного общества, несущую особую, незаменимую другими социальными группами, функцию ответственности за сохранение и развитие нашей страны, за преемственность ее истории и культуры, жизнь старших и воспроизводство последующих поколений. Активная гражданская позиция – осознанное участие человека в жизни общества, отражающее его сознательные реальные действия (поступки) в отношении к окружающему в личном и общественном плане, которые направлены на реализацию общественных ценностей при разумном соотношении личностных и общественных интересов.
Компоненты активной гражданской позиции: социальная активность, гражданское самосознание и гражданские качества.
Социальную активность можно определить как сознательное, творческое отношение к трудовой и общественно-политической деятельности, в результате которой обеспечивается глубокая и полная самореализация личности. Активность рассматривается как гармоничное сочетание трудовой и общественно-политической деятельности. Активное отношение к жизни предполагает глубокие знания, всесторонне развитые способности и гражданскую сознательность. Под социальной активностью понимается сознательная активность, основанная на глубоком знании закономерностей общественного развития.
Гражданское самосознание личности развивается с опорой на жизненную позицию личности: осознание, оценка человеком своего знания, нравственного облика и интересов, идеалов и мотивов поведения, целостная оценка самого себя как деятеля, как чувствующего и мыслящего существа по мере осознания им себя в качестве члена общества, носителя общественно значимой позиции. Понимания воспитанником своего внутреннего мира зависит от сформированности у него социальных установок для себя.
Гражданские качества формируются под влиянием социальной среды и собственных усилий личности в специально созданных условиях. Чувство любви к Родине, чувство ответственности за свои поступки и действия, инициативность, самостоятельность – важную роль в процессе воспитания этих качеств играет формирование и развитие у учащихся потребностей и положительных мотивов, связанных с этими качествами.
Таким образом, гражданская позиция формируется под влиянием условий, в которых находится личность, и реализуется в общественной деятельности посредством социальной активности, действенности личности и проявлений её гражданских качеств.
Активная гражданская позиция предполагает наличие интереса к общественной работе, инициативу, исполнительность, осознание личной значимости, наличие организаторских умений. О социальной активности и гражданских качествах подростка (основополагающих компонентах активной гражданской позиции подростков) можно судить и по тому, какую позицию он занимает при обсуждении и оценке дел коллектива, как сам относится к критическим замечаниям и оценкам. Наличие способности к рефлексии и адекватной самооценки также показатель уровня гражданского самосознания подростков.
Задача становления активной гражданской позиции личности связана с формированием сложного комплекса взаимодействий человека с окружающим миром и обществом, определением своего положения в обществе в соответствии с гуманистическими идеалами и принципами.
Становление активной гражданской позиции подростков представляет собой сложный процесс развития интегративного качества личности, характеризующегося социальной активностью и инициативой, органичным сочетанием личностных и гражданских ценностей, предполагающее осознание себя гражданином и активным участником общественной жизни.
Результативность деятельности, направленной на развитие активной гражданской позиции молодежи в современном обществе можно отслеживать через этапы становления качеств личности, которые выделил Д.И. Фельдштейн.
Первый этап – осознание своего «Я».
Второй этап становления качеств личности – готовность к выбору.
Третий этап – готовность к проявлению «Я».
Четвертый этап – использование возможностей среды для собственного развития. Этот этап нашел отражение в социальных проектах.
Таким образом, активная гражданская позиция – это приобретенное качество, которое развивается и совершенствуется на протяжении всей жизнедеятельности человека. Она не является раз и навсегда приобретенным качеством, а изменяется в зависимости от условий, в которые попадает личность.
Включение молодежи в разные виды общественно значимой деятельности существенно расширяет сферу их социального общения, возможности усвоения социальных ценностей, формирования нравственных качеств личности. Именно в коллективе формируются такие важнейшие мотивы поведения и деятельности молодого человека, как чувство долга, коллективизма, товарищества.
Хотя учение остается для него первейшим видом деятельности, но основные новообразования в психике молодого человека связаны с общественно полезной деятельностью.
В процессе специально организованной деятельности молодежь овладевает культурными и материальными ценностями общества, приобретает навыки и умения общественно значимой деятельности. Разнообразная деятельность помогает им освоить жизненный опыт, необходимый для осуществления личных планов, становятся шире взгляды, суждения, развиваются творческие способности, формируется общественное мнение. Эта деятельность может способствовать формированию активного отношения молодого человека к тому, что он познает, видит и делает. В этом процессе молодежь овладевает самой деятельностью, становится творцом, а не пассивным исполнителем.
Таким образом, чем содержательнее и целесообразнее построена и организована деятельность, тем больше возможностей для реализации потребности в активной позиции, тем разумнее строится процесс межличностного общения, тем эффективнее будет осуществляться формирование личности в процессе развития.
Несомненно: мы, взрослые должны направлять молодежь, заботиться о сохранении традиций и преемственности развития. Но в современных кризисных для всего мира условиях, когда будущее выглядит предельно неопределенным и непредсказуемым, мы не имееем права строить мост в будущее и само будущее только на основе своих представлений о нем, без участия молодежи». Развитие личности молодого человека, формирование его жизнеспособности поставлено на первое место, причем упор сделан на самоорганизацию, самореализацию, самовыражение и как следствие на формирование активной гражданской позиции.
Активная гражданская позиция предполагает наличие интереса к общественной работе, инициативе, исполнительности, осознании личной значимости, наличии организаторских умений. Включение молодежи в разные виды общественно значимой деятельности существенно расширяет сферу социального общения, возможности усвоения социальных ценностей, формирования нравственных качеств личности.
Гражданская позиция проявляется и формируется в конкретных делах. Возможность проявить свое отношение к людям, обществу, найти способы практической реализации себя во взаимодействие с окружающим миром. Через нее учащиеся познают мир, себя, формируют свое самосознание, нравственные и социальные установки, реализует свое я. Активная гражданская позиция – это приобретенное качество, которое развивается и совершенствуется на протяжении всей жизнедеятельности человека. Наиболее благоприятной средой для формирования гражданской активности является волонтерское движение в нашем училище. Именно оно формирует такие важнейшие мотивы поведения и деятельности учащихся, как чувство долга, коллективизма, товарищества.
Особенность формирования гражданственности и как ее проявления — активной гражданской позиции в системе профессионального образования заключается в том, что на фоне дальнейшего воспитания и развития личности учащегося, происходит процесс воспитания его как субъекта профессиональной деятельности. Современному обществу нужны образованные, духовно- нравственные, предприимчивые люди, которые могут самостоятельно принимать ответственные решения в ситуации выбора. Гражданин современной России - это человек, обладающий правовой культурой, чувством ответственности за свою страну, ее процветание, знающий и уважающий законы, умеющий не только жить в гражданском обществе и правовом государстве, но и создавать их. Поэтому, разностороннее развитие личности будущего конкурентоспособного специалиста, обладающего высокой правовой и политической культурой, социальной активностью и качествами гражданина-патриота, является главной целью воспитательной работы ГБПОУ ВО «Лискинского промышленно-транспортного техникума имени А.К. Лысенко» Формирование активной гражданской позиции, развитие взаимоотношений между человеком, государством, местным сообществом тесно связано с понятием добровольчества (волонтерства). Социальную зрелость общества принято определять по тому, насколько активно молодежь участвует в добровольческой (волонтёрской) деятельности.
ГБПОУ ВО «Лискинский промышленно-транспортный техникум имени А.К. Лысенко» идеи добровольческой (волонтерской) деятельности воплощаются в жизнь через реализацию социальных проектов, членами волонтерской команды «Волонтерский корпус». Команда создана в 2015 году,под руководством Антоновой Валентины Викторовны, преподавателя истории и обществознания. Полезной деятельностью во благо общества и общественно полезным трудом учащиеся занимались всегда, поэтому часто понятие «добровольческая (волонтёрская) деятельность» подменялось понятием «общественная деятельность». Участие в социально ценной волонтёрской (добровольческой) деятельности само по себе способно вызвать позитивные изменения в личности. Наиболее эффективно в этом плане стремление придать молодежной инициативности и активности социально-позитивный характер и, при этом, не только решать задачи воспитания человека, способного воспринимать и присваивать духовно-нравственные гуманистические ценности, поступать в соответствии с убеждениями, но и решать перспективную задачу формирования будущих профессионалов и волонтёров социальной работы разной направленности.
Хочется отметить такие мероприятия как:
Акция «Георгиевская ленточка», поздравление жителей города Лиски с Днем Победы, вручение георгиевских ленточек.
Акция «Письмо победы»,учащиеся писали письмо в прошлое своим прадедом, в котором выражали благодарность за мирное небо над головой.
На территории нашего техникума были высажены кусты сирени в рамках акции «Сирень победы».
Для бывших работников техникума ,для ветеранов и гостей был проведено торжественное мероприятие «Песня Победы»где прозвучали песни военных лет.
На базе нашего техникума готовится «Бессмертный полк» для участия в параде к 70 летию Победы. Студенты из семейных архивов, занимаясь поисковой работой, находят ранее не известные сведения о своих родственниках ,участниках войны.
Вся наша волонтерская деятельность зафиксирована в фото и видео материалах ,которая хранится на базе нашего техникума и отправляется в качестве отчетной документации в город Воронеж, в региональный волонтерский корпус руководителем которого является Панов Никита Сергеевич.
Участники волонтерского движения получили волонтерские книжки, для отслеживание своей деятельности.
Волонтёрство предоставляет возможность приобрести социальный опыт, получить рекомендации для дальнейшего продвижения и карьерного роста. Отсутствие жесткой иерархии в структуре управления волонтерской деятельностью позволяет проявить лидерские качества не только на уровне техникума, но и на уровне района и города. Некоторые волонтёры со временем начинают реализовывать свои авторские социальные проекты.
Таким образом, волонтёрская деятельность способствует изменению мировоззрения самих людей и тех, кто рядом, и приносит пользу, как государству, так и самим волонтёрам. Неоспоримым является тот факт, что развитие добровольчества среди учащихся создает все условия для более полного использования созидательного потенциала молодежи. Быть волонтёром сегодня — значит открыто заявлять о своей готовности помогать нуждающимся в социальной защите, проявлять инициативу, стремиться к саморазвитию и самосовершенствованию, значит быть личностью нравственной, духовно богатой, внутренне свободной, умеющей быть счастливой и нести счастье и добро другим людям, значит быть достойным гражданином и патриотом своей страны.
Литература
1.Волонтерская служба негосударственной организации социальной сферы. К.: Сфера, 2002.- 94с.
2. Заверико н.В. Телефон доверия /Пособие для волонтеров.- Запорожье, 1999.-42с.
3. Короткова р.И. Подготовка социальных работников к работе с волонтерами. -К.: КПУ, 2001.-60с.
4 Технологизация волонтерской работы в современных условиях / за редакторшу А.Й.Капской. -К. 2001.- 140с.