Подростки группы риска в практике добровольчества (5 класс)


Банникова Галина Владимировна
МОУ «СОШ №221»
Учитель начальных классов
ПОДРОСТКИ ГРУППЫ РИСКА В ПРАКТИКЕ ДОБРОВОЛЬЧЕСТВА
Добровольчество – это эффективный способ вовлечения молодежи в социальную практику через создание условий свободного доступа детей и молодежи к добровольческой социальной деятельности. Общеизвестно, добровольчество способствует получению и развитию новых знаний и навыков, формированию лидерских качеств, воспитанию молодежи социально ответственными и социально активными личностями. Иными словами, добровольчество следует рассматривать, как системообразующий элемент формирования гражданской социальной ответственности и «выращивания» гражданской социальной активности молодежи, способ развития гражданского общества [1].
В современной образовательной организации планирование внеурочной деятельности является важным аспектом. ФГОС требует от нас использования личностно-ориентированного, деятельностного подхода, и во внеурочной деятельности, а именно через практику добровольчества, его можно реализовать в полной мере.
Работая в 1 классе, я только начала вовлекать детей в практику добровольчества через участие в благотворительных акциях, направленных на помощь больным детям. Мы с учениками только стоим в начале большого пути и планируем на протяжении 3-х лет активно помогать нуждающимся людям.
После окончания начальной школы должна быть преемственность со средней и старшей школой, чтобы тот социальный опыт, который дети получат, приумножался и в последующие года обучения. Несомненно, это поможет и классному руководителю в работе с детьми подросткового возраста, а именно с детьми группы риска.
Как мне представляется, особенно в такой деятельности нуждаются подростки группы риска, отличающиеся низким уровнем гражданской и правовой зрелости. Вовлечение их в добровольческое движение следует рассматривать как один их путей их социальной адаптации. Участие в добровольческих акциях поможет им найти себя, почувствовать свою значимость для общества, что особенно важно для тех ребят, которые лишены нормального социального положения. Занятия добровольчеством будет способствовать духовному и нравственному росту и развитию личности. Так же это поможет подростку не совершать непреднамеренных поступков, которые могут повлечь за собой крайне тяжелые и необратимые последствия.
Участие в добровольческом движении поможет этим ребятам вступить в диалог со сверстниками и между поколениями; применить на практике собственные знания, таланты и умения; повысить гражданскую и правовую грамотность; приобрести умение ориентироваться в окружающей ситуации.
Для вовлечения подростков данной группы в добровольческую деятельность мы разработали проект «Времена года».
Цель – помощь в социальной адаптации подросткам группы риска интернатов и детских домов, развитие их гражданской и социальной зрелости, воспитание доброго и чуткого отношения к окружающим, через вовлечение их в общественную добровольческую деятельность.
Сущность заключается в том, чтобы создать из числа подростков группы риска интернатов и детских домов молодежной группы для организации детского досуга во дворах города.
Возрастная категория: 12-14 лет
Сроки проведения проекта: проект является долгосрочным
Основные мероприятия проекта.
Июнь - август: организация группой подростков во дворе, расположенном около интерната, игры «Комический футбол». В проведение этого мероприятия входит: а) проведение агитационной работы (информация о матче, агитационная работа, подготовка места проведения футбольной встречи), б) проведение матча (знакомство детей двора с правилами игры), консультация по форме одежды (участвующие должны быть одеты в костюмы каких-либо героев); в) проведение подобного мероприятия в других дворах.
Сентябрь – ноябрь: организация и проведение группой подростков во дворе, расположенном около интерната, ярмарки «Помощь братьям нашим меньшим». Ярмарка организована в помощь зоопарку. В проведение этого мероприятия входит: а) проведение агитационной и рекламной работы (информация о проведении ярмарки, раздача листовок с приглашением на ярмарку, подготовка места проведения ярмарки), б) проведение ярмарки (конкурсы, тематические загадки, реклама своего продукта), в) проведение подобного мероприятия в других дворах.
Декабрь – февраль: организация и проведение группой подростков во дворе, расположенном около интерната, конкурса «Ледяная фигура», с целью украсить двор к новому году. В проведение этого мероприятия входит: а) проведение агитационной работы (информация о конкурсе, агитационная работа, подготовка места проведения конкурса), б) проведение конкурса (дети вместе со своими родителями приступают к созданию ледяной фигуры), в) проведение подобного мероприятия в других дворах.
Март – май: организация и проведение группой подростков во дворе, расположенном около интерната, встречи ветеранов и детей «День великой победы», подготовка мини-концерта, выставка рисунков, посвященных данному празднику. В проведение этого мероприятия входит: а) сбор информации о ветеранах Великой Отечественной Войны, живущих в данном дворе, подготовка мини-концерта, создание рисунков для выставки, б) проведение данного мероприятия (беседа с ветеранами, пришедших на мероприятие, показ мини-концерта, выставка рисунков), в) проведение подобного мероприятия в других дворах.
Заключительным этапом проекта должна стать рефлексия данного проекта: оценка проделанной работы, а развитие адекватной самооценки и социальной зрелости. На этапах реализации проекта подростки будут вести дневник самоанализа.
Критериями оценки должны стать уровень роста социальной зрелости, повышение уровня гражданской и патриотической ответственности, формирование здорового образа жизни в молодежной среде, вовлеченность молодежи к занятиям физической культуре и спорту данных подростков.
Дневник самоанализа
Название мероприятия Участие (активное/пассивное) Что удалость? Что было сложно?
По окончанию проекта классный руководитель должен увидеть следующие результаты:
- повышение уровня адекватной самооценки и социальной зрелости;
- понижение уровня асоциального поведения и поступков.
Критерии оценивания эффективности проекта:
До После
С. – адекватная самооценка
Ас. – асоциальное поведение


С. Ас.С. Ас.

Литература
Бодренкова Г.П., Караваешников С.Е. Системное развитие молодежного добровольчества в контексте пропаганды здорового образа жизни. Методические рекомендации. – Москва: 2011. – 78 с.