отчет по менторингу одного коллеги
Аналитический отчет о процессе эффективности менторинга одного коллеги
Понятие «менторинг» было для меня незнакомым. На курсах повышения квалификации было интересно узнать об истории возникновения этого понятия и о том, что это длительный процесс создания доверительных отношений с подопечным, или менти.
Кандидатура менти была выбрана и утверждена совместно с директором школы. Моя подопечная работает в школе второй год. Окончила университет имени Н.Гумилева в Астане по специальности учитель начальных классов. Девять лет работала воспитателем в детском саду. Она очень любит детей, у нее сложились хорошие отношения с родителями и коллегами, постоянно занимается самообразованием, активно участвует в работе методического объединения начальных классов, участвует в работе районных и областных семинаров. В этом году у менти первый класс. Она сильно переживала, что не сможет наладить работу в первом классе и развить у учащихся необходимые навыки и умения. Но время показало, что упорство учителя в купе с целеустремленностью дает положительные результаты, хотя не хватает опыта и знаний методики. Стремление учителя к самосовершенствованию определило мой выбор подопечного.
Я посетила урок менти с целью ознакомления с методикой преподавания. Объяснила коллеге, что целью нашей совместной работы будет не выявление ошибок в ее преподавании, а сообща найти методы работы, которые будут способствовать повышению эффективности урока, повысить педагогическое мастерство. Я рассказала своей подопечной об основных идеях программы второго (основного) уровня повышения квалификации педагогических работников образования. Основной упор в беседе был сделан на то, что современной школе нужны глобальные изменения в плане обучения и преподавания, «что сознательный рефлективный контроль и намеренное овладение знаниями являются важнейшими факторами обучения в школе» (Выготский, руководство для учителя, 207 стр.) Рассказала рассказала о семи модулях, подробно остановилась на теме моего исследования, а конкретно, о новых подходах в обучении и преподавании на уроках познания мира.
Перед посещением первого урока выбрали для наблюдения учащихся с разным уровнем обученности: «А»-одаренный ребенок, «В»-ученик со средними знаниями, «С»- ученик с низкой мотивацией. За этими учащимися я вела наблюдения во время уроков менти. В таблице представлены ожидаемые результаты и что получилось после проведенных уроков.
Уровень обученности Ожидаемые результаты Что получилось
«А»
Очень активен на уроке, всегда внимательно слушает учителя, может ответить практически на любой вопрос по теме урока. Может анализировать, рассуждать, с легкостью выполняет творческие задания. Сможет работать в паре с товарищем. Будет полным ответом отвечать на вопросы, безошибочно выполнять звуко-буквенныйразбор. Проявит больше самостоятельности при работе у доски.
Изменилось отношение к работе в парах. Прислушивается к товарищу, выслушивает его. Активно работал у доски, четко обосновал свои действия.
«В» Выполняет задания предложенные учителем четко, укладывается в рамки времени. Ей нравится выполнять творческие задания. Нет стремления к самостоятельному выполнению заданий, работу выполняет по алгоритму, предложенному учителем. Сможет работать самостоятельно, проявлять инициативу при выполнении заданий. Активность повысилась, но только при выполнении творческих заданий (отгадай загадку, ребусы и т.д.) Другие формы работы ее не привлекают.
«С» Может работать по алгоритму. На уроке не говорит, не может ответить на простейший вопрос. Не укладывается во время, отведенное на выполнение задания. Очень сложно переключиться с одного вида работы на другой. По любому поводу плачет. Повысится работоспособность, увеличится скорость выполнения заданий, проявит интерес к видеофрагментам урока с использованием ИКТ. Понизится степень тревожности. На видео-уроке проявлял интерес к происходящему. Отвечал на простые вопросы, заинтересовался заданием с использованием загадок. За 4 урока я впервые услышала «голос ученика».
Для наблюдения за работой менти, мною проводилась видеосъемка уроков моего подопечного. После подробного анализа и просмотра снятого видеоматериала, коллега обратилась с просьбой оказания ей методической помощи при разработке плана урока. При анализе урока выяснилось, что менти испытывает затруднения при постановке цели к уроку. У нее не всегда получается составлять вопросы на уроке, а именно ранжирование вопросов по этапам. Часто учитель задает детям вопросы, которые требуют однозначных ответов «да» или «нет». Вопросы не направлены на конкретного ученика т.е учитель задает их всем и поэтому дети отвечают на вопросы хором. Не всегда на уроке ей удается составить правильный алгоритм действий(в первом классе надо не только указать страницу учебника, но и написать ее на доске, а для некоторых и показать ее в учебнике), задания не последовательные, теряется их смысл. На уроке не организована работа по звуко-буквенному анализу слов, дети не работают индивидуально, внимание рассеянное. Учителю не удается задействовать в работе всех учащихся. По моим наблюдениям всего 25% учащихся были задействованы на уроке, остальные учащиеся были задействованы частично или вообще не приняли участие в работе. Уроки коллега проводит в традиционной форме. При анализе урока было определено направление в дальнейшей работе.
В первом классе урок познания мира проводится один раз в неделю. Из-за недостатка времени решили проводить на практике уроки Грамоты. Совместно с менти был разработан план проведения серии уроков по Грамоте на тему «Гласные звуки и буквы». Составили планы-конспекты уроков с учетом потребностей учащихся. В первом классе тяжело проводить уроки в группах, решили детей на группы не делить, использовать работу и в парах и индивидуальную.
На уроке запланировали беседу с вопросами по токсономии Блума. Вопросы на знание материала низкого порядка и вопросы на развитие познавательной деятельности и анализа – высокого порядка. Так же запланировали работу учащихся с раздаточным материалом при выполнении заданий связанных со звуко-буквенным разбором слов. Практические задания было решено чередовать с теорией, для того чтобы разнообразить формы работы на уроке. Определились с наглядным материалом и выбрали творческие задания.
Урок прошел с небольшими недочетами. Опрос проводился по вопросам, составленным по ромашке Блума. Учащиеся отвечали на вопросы низкого порядка четко. На вопросы, которые требовали анализа, не все учащиеся смогли ответить. Учитель не добивался от учащихся полных ответов, а развитие речи - основной процесс на уроках Грамоты. В классе есть учащиеся, которые не могут построить ответ на простой вопрос. В дальнейшем, при планировании и проведении уроков, необходимо тщательно подбирать вопросы и предусмотреть требования для учащихся, чтобы отвечали на вопрос полным распространенным предложением. Не удалось формативное оценивание. Учитель сам руководил процессом оценивания, ученики анализировали работу своих товарищей, пытались ее оценить с помощью стикеров и жетонов, а так же словесно. Учащиеся, в силу возраста, оценивали товарищей по симпатии. У детей только начало развития взаимооценивания и самооценивания, поэтому важно начинать эту работу, путем проб и ошибок, именно в первом классе. Цель урока была достигнута посредством упражнений, которые были выполнены на уроке. Так же этому способствовала работа с цветными карточками для звуко-буквенного анализа. Дети воспринимали информацию о звуках и буквах не только зрительно и на слух, но и на основе практической работы, которая способствовала активизации учащихся на уроке. Использовались загадки, ребусы, скороговорки, чистоговорки для активизации мыслительной деятельности на уроке. Закрепление теории происходило на основе письменных упражнений. На заключительном уроке для активизации учебной деятельности учащихся запланировали использование ИКТ. Я в своей практике использую видеоуроки по русскому языку, поэтому решили провести видео-урок. У коллеги возникли некоторые сомнения по использованию видео на уроке, так как такая работа в классе не велась. За основу мы взяли конструктор для составления видеоуроков по русскому языку для первого класса. Задания взяли с учетом возрастных и индивидуальных особенностей учащихся. Тема данного урока: «Сколько слогов в славе». Цель урока была сформирована, исходя из темы: развивать у учащихся умение определять количество слогов в слове по количеству гласных букв. Дети с первых уроков грамоты учатся определять количество слогов в словах, но определять количество слогов в слове по количеству гласных им не приходилось. Учащиеся с огромным интересом наблюдали за происходящим на экране, удалось заинтересовать всех учащихся класса. Активность на уроке составила примерно 75%. Менти реализовала на уроке все запланированное, сократила время на подготовку заданий к выполнению. Изменился психологический климат в классе. Дети выполняли задания с большим интересом, не чувствовалось давление со стороны учителя, у многих учащихся уменьшилось чувство тревожности.
Хочется отметить, что работа с менти была для меня интересной. Мы работаем в одной школе, поддерживаем дружеские отношения, регулярно оказываем друг другу методическую и психологическую помощь. Поэтому сложностей в сотрудничестве в рамках менторинга не возникало. По началу и коллега, и дети испытывали дискомфорт во время проводимых фото и видеосъемок, но вскоре все участники действа привыкли к присутствию объектива. Я думаю, что менторинг помог взглянуть коллеге со стороны на свою работу, проанализировать все недочеты, нед которыми еще нужно работать. Моя подопечная способна меняться, брать все самое лучшее для своей работы и исправлять недочеты. Это в особой мере проявилось на ее уроках, когда слабые учащиеся начали работать на уроке, проявлять активность и интерес.
На диаграмме просматривается повышение интереса учащихся к уроку за счет использования новых подходов в обучении.
В процессе менторинга я обратила внимание, что начинаю меняться сама. Взглянула на свою работу со стороны, анализируя свои ошибки, могу оказать методическую помощь коллеге. Менторинг помог мне осознать значение анализа и рефлексии в работе учителя, что необходимо любые свои действия анализировать и делать выводы. Использовать в дальнейшей работе все самое лучшее, эффективное. Сделала очень важный вывод для себя, что менторинг и коучинг - взаимосвязанные и взаимодополняющие процессы. В дальнейшей работе планирую совмещать их. При наблюдении уроков менти, мне было сложно одновременно наблюдать за учениками АВС и вести фото и видеосъемку. Сделала вывод, что необходимо привлекать к этой работе коллег.
Менти выказала желание продолжать сотрудничество. Ей стал понятен процесс менторинга, когда указывают не на ошибки, а на неэффективность того или другого метода. Коллега посетила коучинги, которые я проводила, обращалась ко мне за консультацией. Написала небольшое эссе об эффективности процесса и ею предоставлена устная рефлексия в формате обратной связи при интервьюировании (приложение 1): «Вопрос о компетенции учителя, на мой взгляд, является актуальным. Меняется общество, меняются люди, требования. В наше время по-разному понимают роль педагога. Некоторые видят в нем просто «подателя информации» по предмету. Я же вижу себя воспитателем и наставником для детей. На мой взгляд, недостаточно «давать» знания, необходимо создавать условия, чтобы ребенок сам стремился получить их. Я убеждена, что каждый ребенок уникальный, но его способности не всегда проявляются ярко. Всем сердцем понимаю, что необходимо развивать эти способности, но мне не хватает опыта. Мой ментор дал надежду на то, что я получу от него необходимую помощь в преподавании. При общении с ментором и обсуждении уроков, я не ощущала неудобства и не испытывала дискомфорт, а чувствовала, что мне хотят помочь. Чувствовать поддержку было очень приятно. Надеюсь, что в дальнейшем наше сотрудничество продолжится. Как бы ни был профессионально подготовлен учитель, он просто обязан совершенствовать свои личные качества, профессиональный уровень. В своей работе я следую заповеди: учитель учит детей до тех пор, пока учится сам. Радуюсь даже самым незначительным успехам моих учеников. Я учу их радоваться успехам друг друга, стараюсь поддержать, окрылит. Каждый день спешу туда, где трудно, интересно и радостно!»
Литература:
1.Руководство учителя. Алматы. 2014г.
2.Задания в период практики в школе. Алматы. 2014г.
Приложение 1.
Транскрипт интервью с менти:
Ментор:
-Вас ознакомили с программой 7 модулей обучения?
Менти:
- Да, ознакомили с программой и 7 модулями, меня очень заинтересовали некоторые из них.
Ментор:
-Какие именно модули вас заинтересовали?
Менти:
- Новые подходы в обучении и преподавании. Учителям необходимо меняться, менять подходы к обучению и воспитанию. Так же мне было интересно услышать об оценивании для обучения.
Ментор:
-Что вы применили в своей работе?
Менти:
-Попробовали формативное оценивание. Не все получилось, но это очень сложный и интересный процесс, в дальнейшем я буду использовать этот вид оценивания. Групповая работа у нас не получилась, попробовали работу в парах. Постепенно буду пробовать другие формы работы.
Ментор: Проводили урок с использованием ИКТ?
Менти:
-Да, запланировали и провели видеоурок, дети были в восторге, повысился интерес к уроку, дети активно работали.
Ментор:
-Будете ли вы в дальнейшем сотрудничать с ментором?
Менти:
-Конечно, я надеюсь на наше дальнейшее сотрудничество с ментором. Я молодой специалист с небольшим опытом работы в школе и надеюсь на поддержку и советы.