Дополнительная образовательная программа объединения Естествоиспытатели
Управление образования Администрации
Южноуральского городского округа
Муниципальное общеобразовательное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа №3»
«Согласовано» «Утверждаю»
На заседании МС Директор МОУ. СОШ №3
«___» ______2014 г. __________О.В.ЗацепилинПротокол № 2
От «__»_____2014 г. «___»____________2014 г.
Дополнительная образовательная программа
ОБЪЕДИНЕНИЯ
«ЕСТЕСТВОИСПЫТАТЕЛИ»
Возрастной диапазон: 13-15 лет Автор: Арапова Галина
Викторовна
Срок реализации программы: 2 года
Южноуральск2014 г.
ИНФОРМАЦИОННАЯ КАРТА К ДОПОЛНИТЕЛЬНОЙОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЕ «ЕСТЕСТВОИСПЫТАТЕЛИ»
Ф.И.О. педагога Арапова Галина Викторовна
По типу создания типовая, адаптированная, авторская
По образовательной области профильная, многопрофиль ная
(естествознание, искусство, духовная,
антропология, социальная практика,
словесность)
По направлению деятельности: ориентационная, фундаментальная,
прикладная, информационная,
художественно-эстетическая
По способу реализации: эвристическая, алгоритмическая,
исследовательская, творческая
По условиям усвоения: общекультурный, углубленный,
профессионально-ориентировочный
По направлению деятельности: 1)техническое,2)спортивно-техническое
3)физкультурно-оздоровительное,
4)туристико- краеведческое,5)эколого-
биологическое, 6)культурологическое
7)художественно-эстетическое,
8)социально-педагогическая
профориентация, 9)военно-
патриотическое,10)естественно-
научное.
По формам реализации: групповые, индивидуальные,
индивидуально-групповые
По продолжительности: одногодичная, двухгодичная,
трёхгодичная
По полу: для мальчиков, для девочек,
смешанное
По возрасту: для дошкольников, учащихся начальной
школы, основной школы, средней
школы.
Образовательная программа
«Естествоиспытатели»
Пояснительная записка
Предлагаемая программа составлена на основе учебной программы за VII-IX классы по химии и предусматривает взаимосвязь с её основными разделами. Однако она включает большой дополнительный материал по экспериментальной химии. Затрагивает такие отделы, как аналитическая химия, биохимия. Одной из особенностей программы является итегративность с такими науками, как физика, биология, математика, география.
Поскольку в VII-IX начинается изучение основных стехиометрических законов, то на внеклассных занятиях уделено много внимания количественным опытам. Эти работы помогают учащимся глубже понять законы сохранения массы и постоянства вещества, научиться решать количественные и качественные задачи, а также использовать полученные знания на практике, при подготовке исследовательских проектов.
Очень тесная связь существует с математическими знаниями учащихся. Она даёт возможность проводить работу с графиками, решать количественные задачи с применением пропорций и процентов.
Программа тесно взаимосвязана с таким предметом, как биология. Многие биохимические понятия составляют ту основу, на которой строятся многие фундаментальные положения как в химии, так и в биологии, и способствуют формированию материалистического мировоззрения.
Актуальность программы заключается в том, что в современной школе очевиден интерес ребёнка к более углубленному и детальному изучению естественных наук. Знания, полученные в ходе реализации программы помогут ребёнку в их профессиональной ориентации, в успешной социализации.
Цель программы: создание условий для углубления знаний учащихся в области естествознания, формирование экологической культуры учащихся.
Задачи программы:
Развивать познавательную активность и творческие способности учащихся в процессе углубленного изучения экологии и химии.
Формировать у детей наблюдательность, логическое мышление, основы исследовательской работы, умение сравнивать и анализировать, умение делать выводы на основании полученных результатов вести дискуссию.
Прививать навыки коммуникативного общения, совершенствовать навыки работы с лабораторным оборудованием.
Основные методы работы:
Большое внимание уделяется практике с использованием иллюстративного и природного материала. К практическим занятиям относится лабораторный эксперимент, создание проектов, выступления, участие в конкурсах, конференциях.
При работе с химическими реактивами выбраны те практические работы, которые могут сделать кружковцы с учетом своих способностей при наличии материально-технического обеспечения этих работ. Задания могут быть индивидуальными и групповыми. В случае выполнения группового задания следует предусмотреть четкое распределение обязанностей между членами группы.
В групповые формы работы также включены экскурсии на предприятия города, что помогает учащимся познакомится с основными направлениями промышленности города и района.
Таким образом, основные методами являются: поисковый, практический, проектный.
Возраст обучаемых 13-15 лет. Занятия проводятся один раз в неделю. Продолжительность занятий 45 минут.
В ходе обучения по данной программе учащиеся должны знать:
В первый год обучения:
В совершенстве знать правила техники безопасности на рабочем месте
Научиться работать с аналитическим весами и разновесами, определять плотности некоторых жидких веществ, научиться разделять смеси при помощи физических способов разделения
Определять количественный и качественный состав смесей
Освоить основные этапы составления плана разработки проекта
Принять участие в разработке собственного исследовательского проекта;
Во второй год обучения:
Владеть навыками работы с лабораторным оборудованием, освоить методы титрования и тонкослойной хроматографии
Научиться проводить качественный и количественный анализ вещества
Освоить методы и приёмы исследовательской и проектной деятельности.
Ожидаемый результат: экологически грамотная личность, способная адаптироваться к изменяющимся условиям современного мира.
Учебно-тематический план на 1-ый год обучения.
№ п/пТема занятий Количество
часов Теория Практика
1 Химическая лаборатория, техника безопасности. 1 1 2 Химическая посуда, назначение и приёмы работы с ней. 2 1 1
3 Весы и взвешивание. 1 1
4 Некоторые способы определения плотности некоторых веществ. 1 1
5 Чистые вещества и смеси. 2 1 1
6 Способы разделения смесей. 2 1 1
7 Количественное определение состава смесей, расчет массовой доли. 2 1 1
8 Изготовление цветных мелков. 1 1
9 Знакомство с проектно-исследовательской деятельностью..1 1 10 Формирование проектных групп. 1 1 11 Определение темы проекта, актуальности и новизны. 2 2 12 Определение цели и задач исследования. 1 1 13 Определение методов и приёмов исследования. 1 1 14 Составление плана работы над проектом. 2 2 15 Работа с литературой и интернетом. 2 2 16 Работа с литературой и интернетом. 1 1 17 Собственное исследование. Проведение эксперимента. 2 2
18 Собственное исследование. Решение промежуточных задач. Проведение эксперимента. 3 3
19 Собственное исследование. Проведение эксперимента. 2 2
20 Обсуждение полученных результатов, анализ полученной информации. Формирование выводов. 1 1
21 Выступление на конференции НОУ. 2 2 Учебно-тематический план на 2-ой год обучения.
№ п/пТема занятий Количество
часов Теория Практика
1 Химическая лаборатория, техника безопасности. 1 1 2 Химическая посуда, назначение и приёмы работы с ней. 2 1 1
3 Весы и взвешивание. 1 1
4 Некоторые способы определения плотности некоторых веществ. 1 1
5 Чистые вещества и смеси. 2 1 1
6 Способы разделения смесей. 2 1 1
7 Количественное определение состава смесей, расчет массовой доли. 2 1 1
8 Изготовление цветных мелков. 1 1
9 Знакомство с проектно-исследовательской деятельностью..1 1 10 Формирование проектных групп. 1 1 11 Определение темы проекта, актуальности и новизны. 2 2 12 Определение цели и задач исследования. 1 1 13 Определение методов и приёмов исследования. 1 1 14 Составление плана работы над проектом. 2 2 15 Работа с литературой и интернетом. 2 2 16 Работа с литературой и интернетом. 1 1 17 Собственное исследование. Проведение эксперимента. 2 2
18 Собственное исследование. Решение промежуточных задач. Проведение эксперимента. 3 3
19 Собственное исследование. Проведение эксперимента. 2 2
20 Обсуждение полученных результатов, анализ полученной информации. Формирование выводов. 1 1
21 Выступление на конференции НОУ. 2 2