Дополнительная образовательная программа объединения фортепиано


Управление образования администрации Серпуховского муниципального района Московской области МОУ ДОД «Центр внешкольной работы»
Дополнительная образовательная программа
объединения фортепиано
Шатурная Светлана Ивановна,
преподаватель музыки МОУ ДОД «ЦВР»
Возраст обучающихся: 7-14 лет
Срок реализации 7 лет
Эстетический отдел поселок Оболенск, 2012 год
Пояснительная записка.
Направленность: художественная.
Вид деятельности: «инструментальное исполнительство».
Данная модифицированная программа предлагает начинать обучение детей с семилетнего возраста в первом классе. В основе занятий «Примерные образовательные программы дополнительного образования детей по видам музыкального искусства для ДМШ, ДШИ» Министерства культуры Российской Федерации, 2001г. Обучение проходит по семилетней программе, в индивидуальном порядке, два раза в неделю по 45 минут (в учебном году – 72 часа). Некоторые ребята начинают обучаться в классе с 6 лет.
Работая с учащимися, педагог воспитывает эстетический вкус, развивает способности, музыкальное мышление, учит словесно охарактеризовывать исполняемые произведения. Часто в представлении ученика, пение связано с выразительностью музыкальной или речевой интонации, а игра на фортепиано воспринимается отдельно от вокального искусства. Используя вокально-хоровые навыки в классе фортепиано, педагог существенно сокращает путь к главной цели своих занятий - воспитанию юного музыканта.
По окончании обучения, учащийся сумеет грамотно разбирать нотный текст. По нотам или наизусть исполнять музыкальные произведения, научится игре в ансамбле. Получит навык чтения с листа.
В учебном процессе педагог учитывает индивидуальность каждого, пытаясь найти наиболее правильные методы работы. Независимо от степени одаренности учит понимать характер, форму, штрихи, стиль музыкальных произведений.
Репертуар программы отражает не только академическую направленность. Большой интерес проявляется к произведениям современных композиторов, джазовой музыке. Такое разнообразие дает возможность выбора для одного и того же класса различных по трудности вариантов программ.
Актуальность программы.
Педагогу-музыканту нельзя забывать об ответственности за воспитание полноценной, гармонично развитой личности. Поэтому важно воспитывать глубокое уважение к европейской, русской и российской культуре. Обучение игре на фортепиано неотделимо от воспитания характера учащегося в целом. В результате обучения игре на фортепиано происходит развитие способностей человека в различных областях, порой не связанных с музыкой.
1. Развитие слуховой и зрительной памяти, т.к. процесс обучения связан с запоминанием нотного текста, слухового анализа своей игры, музыкальных терминов на итальянском языке, исполнения музыкальных произведений на память.
2. Развитие эмоционального восприятия подкрепляется способностью мыслить вперед, переживая тот или иной музыкальный образ.
3. Развитие координации обеих рук в результате одновременной игры, а также ног, используя прием педализации.
4. Развитие мелкой моторики и крупной техники, что имеет связь с развитием речи у детей, способностью самовыражения в обществе.
5. Психологическая устойчивость, связанная с публичными выступлениями. Умение владеть своими эмоциями в стрессовой ситуации.
Отличительные особенности.
Особенностью программы «Обучение игре на фортепиано» состоит в том, что она разработана для учащихся общеобразовательных школ, не преследующих цель получения в дальнейшем профессионального музыкального образования. Большая роль отводится общему музыкальному развитию, домашнему музицированию и ансамблевой игре. Главное отличие данной программы от программ ДМШ:
Внимание к процессу развития интеллектуального кругозора и всего мировоззрения учащегося, не замыкаясь в рамках узкого профессионализма.
Набор детей осуществляется в первую очередь на основании их желания обучаться игре на фортепиано, а не на наличии музыкальных способностей.
Комплексная работа над развитием максимальной слуховой активности ученика, его сосредоточенности, его глубокого вслушивания в исполняемое произведение.
Система занятий в специальных фортепианных классах делает возможной максимальную индивидуализацию педагогического подхода. Теоретические знания ученик получает одновременно с практикой, что является наиболее продуктивным и целесообразным.
5.Ученик воспитывается в понимании безграничного роста нашей музыкальной культуры, своего небольшого вклада в нее через свои выступления в концертах.
Цель программы: сформировать правильный художественный вкус к музыкальной культуре. Развить музыкально-творческие способности, образное мышление, слух (интонационный, гармонического), чувство ритма, музыкальной памяти, исполнительской воли и выдержки.
Задачи:
1. Индивидуально осуществлять музыкальное развитие каждого ученика. Развить способность и желание вслушиваться в музыку и размышлять о ней, значительно активизируя работу с репертуаром.
2. Способствовать овладению основными пианистическими приёмами игры на инструменте, развитию музыкального слуха и памяти, чувства ритма.
3. Научить ученика самостоятельно разбирать и грамотно выразительно исполнять (по нотам и наизусть) на фортепиано произведения.
4. Сформировать у него навык чтения нот с листа, подбора по слуху, транспонирования, игры в ансамблях.
5. Приобщить к музыкальному творчеству посредством слушания и исполнения произведений.
6. Привить культуру звукоизвлечения, научить понимать характер, форму и стиль музыкального произведения, т.е. способствовать становлению культуры исполнительского мастерства;
7. Сформировать пианистическую базу для дальнейшего самостоятельного музыкального развития.
В одном и том же классе программа рабочих и итоговых произведений может значительно отличаться по уровню сложности в зависимости от способностей учащегося. В работе над репертуаром педагог должен иметь произведения для концертного или экзаменационного исполнения, а также произведения для работы в классе или ознакомления. Продвижение ученика во многом зависит от регулярности и качества домашних занятий. Поэтому очень важно научить учащегося самостоятельно работать и рационально использовать время, отведённое на домашнюю подготовку к урокам.
За годы работы коллектив музыкального отделения ввёл в работу программу разноуровневого подхода к обучению детей игре на фортепиано.Весь процесс обучения делится на два этапа:
1 – начальный этап обучения охватывает возрастную категорию детей от пяти лет по 2-й класс включительно и имеет одно направление – общеобразовательное. Он подразделяется на два периода: дошкольный (4-7 лет) и школьный (1-2 классы).
Задача 1 этапа – выявить и развить индивидуальные природные возможности, склонности и музыкальные данные ребенка; дать необходимые теоретические знания и выработать исполнительские навыки; определить интенсивность, цели и задачи последующего этапа обучения.
На этом этапе формируется и начинает работать необходимый и уникальный по своему творческому потенциалу союз: «педагог-ребенок-родители», основу которого составляет полное доверие, доброжелательность, заинтересованность и общность цели.
К концу рассматриваемого отрезка обучения становятся заметными различия в уровне развития умственных, музыкально-слуховых и фортепианно-двигательных способностей, обозначается наполненность интересов. Что позволяет предвидеть возможности дальнейшего обучения и оптимально определить его направление и интенсивность для каждого ученика.
2 этап обучения – основной. Охватывает учащихся 3 – 7 классов.
С 3 класса, в соответствии с уже определенными целями и задачами обучения, в работе используют три направления:
1 – общеэстетическое;
2 – академическое (классическое);
3 – профессиональное;
В каждом направлении используются разные формы и методы работы и контроля за учебным процессом, но центральным, определяющим фактором становится целесообразный подбор и использование художественно – педагогического репертуара: от любимого детьми, доступного, данного в облегченном изложении эстрадно – песенного материала до насыщенных и усложненных традиционных программ для профессионального восприятия. При этом основным репертуарным источником остается Программа для ДМШ и ДШИ.
Работа по данным направлениям не имеет строго определенных рамок и четких разделений. Это единый учебный процесс с использованием различных компонентов методики. При проявлении повышенного интереса, развитии способностей и уровня исполнительского мастерства, а самое главное – потребности самого обучающегося, происходит естественная корректировка в обучении.
Направление работы с учащимися определяется педагогом по принципу целесообразности, согласовывается с родителями учащегося и контролируется
1 – начальный этап обучения: самый трудный и ответственный этап в работе.
Цель – создание фундамента, на котором построится все дальнейшее развитие ученика. Период духовности (уметь музыку хранить в уме, носить в душе, слышать своим ухом).
Дошкольный период (4 – 7 лет ) Цель – импрессинг (избирательное, мотивирующее воздействие внешней среды).
Задачи: - развитие слуха ( высотного, гармонического, тембрового, динамического);
- воспитание чувства ритма;
- возбуждение интереса;
- организация мышления;
- освоение музыкальной грамоты;
- организация игрового двигательного аппарата;
- воспитание начальных исполнительских навыков;
- развитие зачатков самостоятельного творчества.
Содержание работы:
- слушание музыки, определение характера, жанра, содержания. Осознание ритмического своеобразия жанров;
- пение песен с поддержкой аккомпанемента и без;
- определение количества звуков, мотивов;
- осознание понятия относительной высоты звуков;
- знакомство с ладом;
- знакомство с интервалами;
- постановка руки и освоение штрихов;
- игра в ансамбле;
- исполнение легких пьес, этюдов, упражнений;
- выполнение творческих заданий: рисунки к пьесам, сочинение маленьких мелодий, коротких стишков, подбор по слуху, транспонирование.
Форма занятий – урок (индивидуальный, игровой).
Форма контроля успеваемости – контрольные задания, контрольные занятия (краткая словесная характеристика).
Принцип – поощрение, подчеркивание достижений.
Школьный период (1 – 2 классы)
Цель – развивающее обучение.
Задачи:
- закрепление и развитие всех навыков, полученных в дошкольный период;
- знакомство с музыкальной формой, фразировкой, динамикой;
- осознание связи слуховых и двигательных ощущений;
- воспитание направленного внимания;
- развитие индивидуальности, характера;
- освоение исполнительских навыков;
- техническое развитие;
- воспитание навыков самостоятельной работы;
- приобретение навыков концертного выступления;
- освоение навыков коллективного музицирования;
- воспитание навыков самостоятельного творчества.
Содержание работы:
- работа над свободой движений, их слуховой контроль;
- сравнение различных трактовок в исполнении пьес;
- работа над развитием слуха, ритма, памяти;
- изучение гамм, упражнений, этюдов;
- чтение с листа;
- ансамблевое музицирование;
- изучение произведений разных жанров и стилей;
- публичные выступления;
- выполнение творческих заданий: подбор на слух; транспонирование на 2, 3,4; сочинение стишков к подобранным мелодиям – и наоборот; расстановка аппликатуры, штрихов, определение темпов и т.д.;
- прослушивание произведений в исполнении педагога;
- словесные пояснения;
- посещение концертов;
- слушание музыки.
Формы занятий – урок (индивидуальный) 2раза в неделю по 1 часу.
Форма контроля успеваемости:
- контрольные уроки (с краткой словесной характеристикой: достижения – неудачи);
- академические концерты (2 раза в году с оценкой);
- школьные концерты;
- тематические вечера, лекции – концерты.
Принцип – поощрение; оценка – как вознаграждение за трудолюбие, только в оптимистическом контексте.
2 – основной этап обучения.
Общеэстетическое направление (3 – 7 класс) 3 уровень.
Это направление рассчитано на обучение учащихся, которые по ряду объективных и субъективных причин не могут осваивать полный объем и отвечать довольно высокому уровню требований и действующей Программы для ДМШ: ограниченные музыкально – слуховые и двигательные возможности, замедленное мышление, слабое здоровье, интенсивность работы ( отношение к занятиям), направленность интересов.
Цель направления – воспитание гармонически развитой личности, подготовленного слушателя, активного потребителя духовных ценностей, способного к обоснованному эстетическому суждению, владеющего навыками самостоятельного музицирования.
Задачи: - привитие интереса и любви к музыкальному искусству;
- развитие художественного вкуса, умения чувствовать и переживать прекрасное;
- развитие комплекса исполнительских и слуховых навыков;
- исполнение доступных музыкальных произведений различных жанров;
- воспитание навыков домашнегомузицирования;
- накопление музыкальных впечатлений.
Содержание работы: - освоение посильного классического (программного) и объемного вспомогательного учебного материала (песенного, эстрадного, обработок и т.д.);
- развитие слуха, ритма, памяти;
- освоение технических формул;
- игра в ансамблях;
- чтение нот с листа;
- освоение навыков аккомпанемента;
- подбор по слуху;
- целенаправленное слушание музыки (концерты, записи) с последующим обсуждением;
- организация тематических вечеров (беседы о музыкальных жанрах; знакомство с творчеством композиторов разных эпох, с другими видами искусства).
Форма занятий – урок (индивидуальный).
Форма контроля успеваемости:
- контрольные уроки (с анализом результатов развития);
- академические концерты (1 раз в году с оценкой);
- концерты для родителей.
Академическое (классическое) направление (3 – 7 класс) 2 уровень
Это направление охватывает основную массу учащихся, обладающими «средними», но поддающимися развитию и хорошими музыкально – слуховыми данными, достаточным уровнем мышления.
Цель направления – воспитание гармонически развитой личности с высоким художественно – эстетическим потенциалом и активной гражданской позицией – не только потребителя, но и возможного производителя духовных ценностей: музыканта любителя, владеющего исполнительскими навыками, пропагандиста музыкальной культуры, активного участника художественной самодеятельности.
Задачи: - формирование художественно – эстетических вкусов и потребностей на лучших образцах классической и современной музыки;
- максимально возможное развитие пианистических способностей и технических навыков исполнительства;
- освоение навыков педализации;
- выявление индивидуальности (дифференцированный подход к каждому ученику) и всестороннее музыкальное развитие;
- стимулирование инициативы и потребности самовыражения;
- воспитание самостоятельности и самоконтроля в работе;
- воспитание навыков практического использования полученных знаний, открывающее путь дальнейшему самостоятельному развитию;
- развитие навыков самостоятельного творчества и музицирования;
- овладение навыками концертного выступления;
- освоение навыков коллективного музицирования.
Содержание работы: - развитие мелодического, гармонического, полифонического, ладогармонического и метро – ритмического мышления;
- формирование и развитие естественной рациональной техники и неразрывной связи с художественным замыслом;
- анализ выразительных возможностей музыки и ее инструментального воплощения;
- постоянное стимулирование интереса к новому, дающее толчок к воображению;
- освоение навыков самостоятельности в работе;
- изучение объемного репертуара, включающего произведения разных форм и стилей;
- работа над развитием творческих способностей и свободным владением навыками музицирования(аккомпанемент, чтение с листа, импровизация, транспонирование, подбор на слух, игра в ансамблях);
- публичные выступления.
Форма занятий – индивидуальный урок.
Формы контроля успеваемости:
- открытые академические концерты (2 раза в году с оценкой);
- технические зачеты (с оценкой и анализом развития);
- контрольные уроки;
- тематические музыкальные вечера;
- школьные конкурсы, концерты;
- выступления перед родителями, в общеобразовательных школах, детских садах и других площадках.
Профессиональное направление (3 – 7 класс) 1 уровень.
Это направление предполагает обучение перспективной группы учащихся, которые могут рассматриваться как будущие потенциальные профессионалы.
Эти учащиеся должны владеть полным объемом знаний и навыков, предусмотренными предыдущими направлениями, но работают по более расширенным творческим планам. Повышенные исполнительские требования к ним строго индивидуальны.
Цель – воспитание потенциального музыканта – профессионала.
Задачи: - активизация всей эмоционально – слуховой сферы;
- сочетание образно-эмоционального и логически-смыслового восприятия;
- освоение закономерностей артикуляции и синтаксического членения;
- овладение различными приемами педализации;
- интенсивное техническое развитие с освоением всех видов фортепианной фактуры;
- воспитание художественной техники;
- увеличение объема изучаемого материала и повышение исполнительских требований;
- воспитание навыка самостоятельной ориентации в работе над различными проблемами;
- воспитание устойчивых концертно-исполнительских навыков.
Содержание работы: - работа над совершенствованием всех видов слуха;
- воспитание ощущения связи выразительности с пианистическими приемами;
- работа над воспитанием самостоятельного эмоционального восприятия;
- освоение навыков свободной ориентации в выборе аппликатуры, закрепление аппликатурных формул;
- стимуляция мышления и памяти;
- активное чтение с листа и «эскизное» изучение произведений;
- работа над мелкой техникой и узкопозиционном диапазоне (гаммообразные пассажи, репетиции, ломаные интервалы, мелизмы, трели), освоение арпеджированного и аккордово-интервального движения;
- воспитание навыков беглости в сочетании с ритмо-динамической точностью и полной свободой, пластичностью, организованностью всей руки;
- освоение объемного разностилевого материала и возможность использования метода «скачка» (только полностью оправданного, обоснованного способностями ученика);
- применение повышенных требований к уровню и качеству исполнения;
- активные публичные выступления.
Форма занятий – индивидуальный урок.
Формы контроля успеваемости:
- открытые академические концерты;
- технический зачет (с показом этюда);
- все виды конкурсов;
- периодические прослушивания;
- предварительное обсуждение годовых программ учащихся выпускников;
- подведение итогов развития в конце года по каждому ученику.
Критерии контрольных требований
Общеэстетическое направление (3-7 класс) 3 уровень:
- культура исполнения;
- владение основными навыками игры;
- выражение заинтересованности.
7 класс – свободный выбор программы из трех произведений.
На академических вечерах исполняется любое произведение.
Академическое (классическое) направление 2 уровень.
3 класс – культура звука, свобода движений;
- слуховое восприятие;
- волевое участие.
4 класс – то же + мышление + техническое развитие.
5, 6 класс – программа по силам в свободном, эффектном исполнении (все разделы).
На академических концертах исполняются:
1-й – полифония, пьеса;
2-й – этюд, крупная форма.
Профессиональное направление 1 уровень.
3 класс – требование академической группы + объем + мышление + техническое оснащение.
4, 5, 6 класс – техника (в широком смысле) + мышление + самовыражение.
7 класс – открытый выпуск – уровень профессионального мастерства.
На академических концертах свободный выбор программы с использованием всех разделов.
Срок реализации данной дополнительной образовательной программы 7 лет. Возраст обучающихся 7 – 14 лет.
Занятия по классу фортепиано проходят индивидуально 2 раза в неделю по 1 часу.
Ожидаемые результаты и способ определения их результативности:
Контроль и учет успеваемости.
Успеваемость учащихся в течение учебного года фиксируется в ведомости, индивидуальном плане и дневнике. Ученики первого класса имеют не менее двух выступлений за год: академический концерт в начале 2-го полугодия и переводной экзамен в конце года. В первом классе ученики исполняют 2-3 разнохарактерные пьесы (по желанию ученика и педагога). Учащиеся со 2-6-й класс имеют не менее 4-х публичных выступлений, за которые получают оценку: технический зачет, академический зачет в конце 1-го полугодия, переводной экзамен, контрольные уроки. Учащиеся выступают на концертах, конкурсах, фестивалях, что способствует многостороннему, комплексному развитию. Ученики выпускного класса участвуют в прослушивании в конце 1-го полугодия и в середине 2-го полугодия. На прослушивание выносится 2-3 произведения из программы по желанию ученика и педагога. Для учащихся выпускного класса предусмотрены обязательные выступления на академическом концерте в 1-м полугодии и отчетном концерте в конце учебного года.
Технический зачет — сдают учащиеся со 2-6 класс, исполняя, один этюд и гамму, учитывая гаммы по тональностям (мажорные, минорные, аккорды, арпеджио). Зачет проходит в начале ноября, что позволяет быстро вернуть форму после летних каникул и создать техническую базу для дальнейшей работы.
Академический концерт в конце 1-го полугодия. Учащиеся играют программу из 2-х произведений. В связи с возросшей нагрузкой на детей в общеобразовательных школах, программа предлагает некоторые изменения, касающиеся количества произведений и уровня их сложности. В то же время учитываются реальные возможности учащихся и не снижаются требования к качеству обучения.
Два раза в год (декабрь, май) проводятся отчетные концерты, на которых учащиеся показывают свое исполнительское мастерство. Программа определяется педагогом и учеником.
В течение года педагог проводит по желанию классные концерты с участием всех учеников класса (исполнение произведений по жанрам, собственное исполнение), участвует в городских, муниципальных конкурсах, мероприятиях.
В конце каждой четверти педагог проводит контрольный урок с оценкой.
На протяжении учебного года в классном порядке педагог проверяет навык чтения с листа, игру в ансамбле.
Итоговый переводной экзамен проводится в конце учебного года. Учащиеся со 2-6 класс исполняют программу из 3-х произведений. Учащиеся 1-го класса исполняют 2 произведения, различного характера и жанра.
Выпускные экзамены проводятся в 5-м или 7-м классе в зависимости от плана обучения. На выпускной экзамен выносится программа из 4-х произведений различного жанра. По результатам игры комиссия, состоящая минимально из 3-х педагогов озвучивает итоговую оценку. Результат заносится в Свидетельство об окончании музыкального отделения Центра внешкольной работы по предмету фортепиано.
Формы подведения итогов реализации программы:
Промежуточные академические концерты, технические зачёты, конкурсы; переводные и выпускные экзамены. Выступления учащихся на тематических концертах для родителей, гостей и учащихся общеобразовательной школы, музыкально-художественных олимпиадах, фестивалях, научно – практических конференциях и др.
Условия реализации программы.
Для реализации данной программы нашего объединения – фортепиано должны быть следующие условия:
- создание в классе положительного фона обучения. На уроке специальности фортепиано ученик должен чувствовать себя уверенно и защищено, а в его сознании необходимо создать образ занятия как чего-то светлого, всегда интересного, веселого и доброго.
- культивирование устойчивого интереса к занятиям в объединении. Урок по специальности фортепиано обладает своими характерными особенностями, представляя собой комплекс различных видов музыкальной деятельности детей (обучение музыкальной грамотности и чтению нот, обучение игре на фортепиано, организация музыкальных интересов учащихся).
Перечисленные виды музыкальной деятельности детей могут быть представлены в различных комбинациях.
- выявление и развитие музыкальных способностей детей. К музыкальным способностям мы относим следующие компоненты: музыкальный слух, музыкальная память и метро-ритмическое чувство.
- наличие качественного инструментария и современных технических средств обучения:
- эстетическое оформление класса или кабинета музыки;
- портреты композиторов; репродукции в соответствии с продуманным интерьером класса; наличие фонотеки;
- подборка специальной литературы, работы детей.
- инициация учителя, обладающего высокой музыкальной культурой и педагогическим мастерством.
Учитель в ходе своей профессиональной деятельности выполняет две основные функции: обучающую и воспитательную. Реализация этих функций требует от современного педагога следующих личностных параметров:
- потребности и способности к активной и разносторонней профессиональной и социально- культурной деятельности;
- тактичности, терпимости и терпеливости в отношении с детьми и взрослыми, готовности принимать и поддерживать их, а если нужно, то и защищать;
- умение обеспечить индивидуальное и коллективное общение, предотвращать конфликты в детском и взрослом обществе;
- знание особенностей психического развития, особенно детей с проблемами, и стремления вместе с ними целенаправленно создавать условия, необходимые для их саморазвития;
- способности к их собственному саморазвитию и самовоспитанию.
Гуманный педагог должен опираться на возможности ученика, его потенциал, а не на авторитет своей власти и принуждения. Его главная задача – выявить, раскрыть и развить все ценное в человеке, а не сформировать привычку к послушанию. Педагог, как и любой другой руководитель, должен хорошо знать и представлять деятельность учащихся, которой он управляет. Таким образом, педагогическая профессия требует двойной подготовки – человеческой и специальной. Важнейшая характеристика педагога – направленность личности. Она является тем каркасом, вокруг которого компонуется основные профессионально значимые свойства – интерес к профессии, педагогическое призвание, профессионально - педагогические намерения и склонности.
Основой педагогической направленности является интерес к профессии учителя, который находит свое выражение в положительном эмоциональном отношении к детям, родителям. Педагогической деятельности в целом и к конкретным ее видам и в стремлении к овладении педагогическими знаниями и умениями.
Учебно-тематический план (1 год обучения)
№ п/пНазвание темы Теоретич. Практич. Всего
часов
1. Знакомство с инструментом. 1 1 2
2. Обучение нотной грамоте. 12 18 30
3. Формирование пианистических навыков. Работа с аппаратом. 7 13 20
4. Изучение произведений. Чтение с листа. Работа над исполнительством. 3 15 18
5. Академический концерт. 1 1 2
. Итого: 72часа
Учебно-тематический план (2 год обучения)
№ п/пНазвание темы Теоретич. Практич. Всего часов
1. Развитие техники. 4 11 15
2. Развитие музыкальных способностей. Чтение с листа. 3 9 12
3. Развитие пианистических навыков игры. Игра в ансамбле. 10 28 38
4. Академический концерт. Технический зачет. 1 1 2
5. Переводной экзамен 0 1 1
6. Организационные мероприятия: концерты, конкурсы. 2 2 4
Итого: 72часа
Учебно-тематический план (3 год обучения)
№ п/пНазвание темы Теоретич. Практич. Всего часов
1. Развитие техники. 4 16 20
2. Основы полифонического мышления. 2 5 7
3. Развитие пианистических навыков игры. Навык чтения с листа. Игра в ансамбле. 8 29 37
4. Академический концерт. Технический зачет. 1 1 2
5. Переводной экзамен 0 1 2
6. Организационные мероприятия: конкурсы, фестивали, концерты. 2 2 4
Итого: 72часа
Учебно-тематический план (4 год обучения)
№ п/пНазвание темы Теоретич. Практич. Всего часов
1. Развитие техники. 3 19 22
2. Основы музыкальной терминологии 2 5 7
3. Развитие пианистических навыков игры. Навык чтения с листа. Игра в ансамбле. 5 31 36
4. Академический концерт. Технический зачет. 1 1 2
5. Переводной экзамен. 0 1 1
6. Организационные мероприятия. Концерты, конкурсы. 2 2 4
Итого: 72часа
Учебно-тематический план (5 год обучения)
№ п/пНазвание темы Теоретич. Практич. Всего часов
1. Развитие техники 6 24 30
2. Основы музыкальной терминологии 2 3 5
3. Развитие пианистических навыков игры. Игра в ансамбле. Чтение с листа. 4
26 30
4. Академический концерт. Технический зачет. 1 1 2
5. Переводной экзамен. 0 1 1
6. Организационные мероприятия. Концерты, конкурсы 2 2 4
Итого: 72часа
Учебно-тематический план (6 год обучения)
№ п/пНазвание темы Теоретич. Практич. Всего часов
1. Развитие техники. 8 24 32
2. Основы музыкальной терминологии. 2 3 5
3. Развитие пианистических навыков игры. Развитие навыков игры в ансамбле. Чтение с листа. 8 20 28
4. Академический концерт. Технический зачет. 1 1 2
5. Переводной экзамен. 0 1 1
6. Организационные мероприятия. Концерты, конкурсы 2 2 4
Итого: 72часа
Учебно-тематический план (7 год обучения)

п/п. Название темы Теоретич. Практич. Всего часов
1. Развитие техники. 9 25 34
2. Музыкальная терминология. 2 2 4
3 Развитие пианистических навыков игры. Чтение с листа. 10 16 26
4 Контрольное прослушивание. 1 2 3
5. Итоговый выпускной экзамен. 0 1 1
6 Организационные мероприятия. Концерты, конкурсы 2 2 4
Итого: 72часа
Содержание программы.
1-й класс.
На начальном этапе обучения педагог знакомит ученика с устройством фортепиано, учит быстро ориентироваться на клавиатуре, проводит беседы о жанре, характере произведений…Яркое исполнение пьес педагогом, подбор по слуху, пение песенок, совместная игра ансамблей - помогает заинтересовать ребенка и плавно перейти к изучению нотной грамоты, упражнениям. Обучение нотной грамоте с 1-го класса осуществляется по системе Артоболевской, и носит систематический характер. Развитие музыкально-художественных впечатлений формирует навык чтения с листа. В течение года ученик проходит 20-30 небольших произведений, учится играть различными штрихами: non legato, legato, staccato .В основном это народные песни, пьесы танцевального характера, с элементами полифонии, этюды, ансамбли. В 1-м полугодии учащийся исполняет на академическом концерте 2-3 произведения. В конце учебного года на переводном экзамене ученик играет 3 произведения: пьесу с элементами полифонии (менуэт, полонез, маленькая прелюдия), этюд, пьеса. Возможны разные варианты экзаменационных программ.
Примерный вариант программы, рекомендуемый для исполнения учащимися на академическом концерте и переводном экзамене.
1
1. А. Любарский. «Курочка».
2.А. Руббах. «Воробей».
2
1.А.Гедике. «Ригодон».
2.К. Гурлит. «Этюд» до мажор.
3.Г. Галынин. «Зайчик».
2 класс.
В течение учебного года ученик проходит 10–12 различных по форме и жанру музыкальных произведений.
Начиная со 2-го класса, учащиеся сдают технический зачет, мажорная гамма по выбору в прямом движении каждой рукой отдельно или вместе в две октавы, в противоположном – двумя руками от одного звука при симметричной аппликатуре. Аккорды по 3 звука без обращения каждой рукой отдельно в тех же тональностях, короткие арпеджио и этюд.
В течение учебного года ученик проходит 2-3 полифонических произведения, 4-6 этюдов на разные виды техники, 3-4 разнохарактерных пьесы, 1-2 крупные формы. Педагог учит выразительности исполнения, качественному и разнообразному звучанию. Внимание уделяется ритму, штрихам и динамике. Ознакомление с педализацией. На переводном экзамене исполняется полифония, крупная форма, этюд и пьеса. Ученик знакомится с новыми произведениями, читая с листа дома и в классе, играет в ансамбле с другими учащимися или педагогом.
Примерный вариант программы, рекомендуемый для исполнения учащимися на академическом концерте и переводном экзамене.
1
И.С. Бах «Менуэт» ре минор.
К.Черни-Гермер. 1 часть, этюд до мажор.
А. Роулей. «Хоровод гномов».
2
1.И.С. Бах. «Полонез» соль минор.
2.Ф. Лекуппе. «Этюд» ля минор.
3. А. Гедике. Сонатина до мажор 1 часть.
4. Д. Кабалевский. «Клоуны».
3 класс
В течение учебного года, учащиеся проходят 2-3 полифонических произведения, 2 крупные формы, 5-7 этюдов на разные виды техники, 4-5 пьес. Среди них обязательно виртуозного и кантиленного характера. Также учащиеся играют гаммы до 3-х знаков на 2 октавы двумя руками, в прямом и хроматическом движении вверх, вниз. Арпеджио: короткие и длинные, аккорды тонического трезвучия с обращениями. Педагог вправе изменять требования в соответствии с индивидуальностью ученика. Учащийся расширяет познания в области терминологии: темповые, динамические обозначения, знакомится с формой произведений. Использует педаль, различные виды. Знакомится с особенностями исполнения полифонии и крупной формы, читает с листа дома и в классе, играет в ансамбле с другими учащимися или педагогом.
Примерный вариант программы, рекомендуемый для исполнения учащимися на академическом концерте и переводном экзамене.
1
1.М. Глинка. Фуга ля минор.
2. К.Лешгорн. Этюд соль мажор.
3.Р. Шуман. «Смелый наездник».
2
И.С.Бах. «Маленькая прелюдия» до мажор.
К. Черни – Гермер.1часть, этюд ре мажор.
Э. Мелартин. Сонатина соль минор.
4. Э. Григ. «Вальс» ля минор.
4 класс
Учащиеся в течение всего года проходят 2 полифонии, 4 этюда на разные виды техники, 4-5 пьес, обязательно одну кантиленного характера. Одну или две крупных формы. Гаммы до 4-х, знаков на 4 октавы в прямом, расходящемся и хроматич. движении. Арпеджио длинные, короткие с обращениями. Аккорды. Ученик осваивает новые полифонические приемы. Продолжает осваивать педаль, знакомится с новыми муз. терминами, улучшает навык чтения с листа.
Примерный вариант программы, рекомендуемый для исполнения учащимися на академическом концерте и переводном экзамене.
1
И.С. Бах. Маленькая прелюдия №7 ми минор.
Л. Шитте. Этюд ля мажор.
Р. Шуман. «Дед Мороз» из цикла «Альбом для юношества».
2
1. Д. Ципполи. Фугетта ми минор.
2.И. Гайдн. Сонатина ре мажор,1 часть.
3. А. Лемуан. Этюд ля мажор.
4. С. Прокофьев. «Прогулка» из цикла «Детская музыка».
5 класс
Учащиеся в первом полугодии на техническом зачете исполняют этюд, гамму на четыре октавы двумя руками вместе в прямом и противоположном движении; аккорды двумя руками вместе; арпеджио короткие и ломаные каждой рукой отдельно или вместе; арпеджио длинные каждой рукой отдельно или вместе. Хроматическую гамму двумя руками вместе в прямом движении, расходящиеся – от «ре» и «соль-диез».
В каждом полугодии ученик проходит не менее четырех произведений. Если уровень трудности произведений превышает предложенный в программе, их количество в представляемых списках может уменьшаться. Большое место уделяется работе над дифференциацией фактуры. Работа над артикуляцией и туше. Обязательно наличие крупной формы (желательно сонатное allegro). Для развития навыка чтения нотного текста следует обращаться как к сольным, так и ансамблевым произведениям, различным переложениям и популярным пьесам. Рекомендуемый уровень трудности – на 2 класса ниже.
Примерный вариант программы, рекомендуемый для исполнения учащимися на академическом концерте и переводном экзамене.
1
1. Г. Гендель. Сарабанда с вариациями ре минор.
2. К. Лешгорн. Соч.65, этюд № 31.
3.П.И. Чайковский «Баба-яга» из сб. «Детский альбом».
2
1.И.С.Бах. Двухголосная инвенция ля минор.
2.В.А.Моцарт. Сонатина №6, I часть.
3.К.Черни-гермер II часть, этюд №27.
4.Ф. Мендельсон. «Песня венецианского гондольера» соль минор.
6 класс.
Учащиеся в первом полугодии на техническом зачете исполняют
1 этюд, гамму двумя руками вместе в прямом и противоположном движении, в терцию и дециму; аккорды двумя руками вместе; арпеджио короткие, ломаные, длинные – тонические трезвучия с обращениями, двумя руками вместе; хроматическую гамму двумя руками вместе в прямом движении, в противоположном - от «ре» и «соль-диез» Требования могут меняться как в сторону облегчения, так и в сторону усложнения в зависимости от индивидуальных возможностей ученика. При исполнении гамм, обращается внимание на активность пальцев, гибкость запястья, ровность звучания. Темпы индивидуальные, в зависимости от возможностей учащегося.
В течение года учащийся проходит 2-3 полифонии, крупные формы, пьесы различного стиля и характера (развёрнутую романтическую, виртуозную пьесу). В переводном экзамене этюд может быть заменён виртуозной пьесой. Большое внимание уделяется работе над формой музыкального произведения. Воспитывается выдержка и охват целого в связи с заметным увеличением объёма и сложностью музыкальных произведений в 6 классе. Особое внимание уделяется игре в ансамбле и чтению с листа.
1
1.И.С. Бах. Двухголосная инвенция ля минор.
2. К. Лешгорн. Соч.136, этюд №3.
3. Д. Шостакович. «Полька».
2
1.И.С. Бах. Трёхголосная инвенция ми мажор.
2.В.А.Моцарт. Лёгкая соната до мажор К.№545 I часть.
3. К. Лешгорн. Соч.66.этюд №15.
4.Ф. Шуберт. Скерцо си бемоль мажор.
7 класс.
На выпускной экзамен выносится полная программа, охватывающая весь репертуарный комплекс, состоящая не менее чем из четырёх произведений. В некоторых случаях может быть разрешено исполнение программы по нотам. Произведения экзаменационной программы неоднократно обыгрываются на прослушиваниях в течение года. Итоговая оценка учитывает успехи, продвижение учащегося в течение всего периода обучения в школе. Учащийся может пройти в год две программы, может повторить произведение из программ предыдущих классов. Главная задача 7 класса – представить выпускную программу в максимально готовом виде. Акцент ставится на исполнительстве и психологической готовности к концертным выступлениям.
Примерные программы выпускного экзамена для учащихся.
1
1.И.С.Бах-Кабалевский. Органная прелюдия и фуга соль минор.
2.Л. Бетховен. Соната №19, II часть.
3.К.Черни. Соч.299, этюд №12.
4.М. Глинка. Ноктюрн ми бемоль мажор.
2
1.И.С.Бах ХТК I том, Прелюдия и фуга си бемоль мажор.
2.Л. Бетховен. Соната №1 I часть.
3.К. Черни. Соч.740, этюды №1 и №2.
4.Э. Григ. Соч51 Ноктюрн до мажор.
Методы и технологии обучения.
В музыкальном воспитании и обучении детей нашего объединения можно применять три взаимосвязанных метода:
Наглядный;
Словесный;
Метод практической деятельности.
Каждый метод включает в себя систему различных приемов, зависящих от его специфики. Выбор тех или иных методических приемов обучения определяется конкретными задачами данного музыкального занятия, сложностью музыкального материала, этапом обучения и уровнем общего развития детей. Подбирая для обучения школьников различные методические приемы, учителю необходимо руководствоваться следующими правилами:
- обеспечить высокий уровень предлагаемого детям музыкального материала и качественность его исполнения;
- учитывать особенности каждого ребенка; уровень его общего и музыкального развития, его организованность;
- учитывать образность и конкретность восприятия музыки детьми.
Используя наглядный метод, мы помогаем детям в конкретных, красочных образах, показываем им различные понятия, связанные с той или иной темой. Данный метод включает в себя следующие компоненты:
- слуховую наглядность, т.е. непосредственное слушание музыки ребенком;
- зрительную наглядность, которая в процессе музыкального развития сочетается со слуховой. К зрительной наглядности относятся: показ упражнений, картинок, относящихся к данной теме.
Применяя словесный метод, учитель обращается к сознанию ребенка, что способствует развитию осмысленности, содержательности его деятельности.
Слово учителя может помочь детям понять, прочувствовать содержание музыкального произведения, пробудить их воображение, а также способствовать проявлению творческой активности. Этот метод включает в себя следующие приемы:
- Объяснение. Используется педагогом, когда предложено новое произведение для разучивания; рассказ должен быть четким, кратким; должен способствовать заинтересованности детей, более глубокому пониманию содержания произведения, вызывать у них эмоциональные переживания, развивать воображение.
- Беседа. Обычно проводится учителем с учеником перед и после слушания музыкального произведения, которое ребенок должен разучивать. В процессе беседы дети делятся своими впечатлениями от произведения, высказывают свое отношение, дают элементарную оценку. Беседы с детьми не должны быть длительными, а наоборот, отличаться лаконичностью и конкретностью.
- Замечания. Обращены со стороны учителя к ребенку, к его сознанию, который в силу каких-либо причин отвлекся во время урока, но они (замечания) должны быть строгими и в тоже время корректными.
Наконец, используя метод практической деятельности, учитель развивает способность детей к конкретной деятельности на уроках по специальности фортепиано. Метод может рассматриваться как вид целенаправленного воспитания и обучения с помощью систематических упражнений.
Методическое обеспечение дополнительной образовательной программы:
1. Общешкольная библиотека эстетического отдела с учебно-методической, нотной и литературой по искусству.
2. Личная нотно-методическая библиотека и литература по искусству.
3. Келдыш Ю.В. Музыкальная энциклопедия 6 томов, издательство «Советская энциклопедия» и «Советский композитор», Москва 1982 год.
4. Фонотека: аудио и видеозаписи детской, классической и современной музыки.
5. Компьютер, принтер.
6. Музыкальные инструменты:
- рояль (в малом зале) для концертных выступлений.
- пианино (в классах) для индивидуальных занятий.
- синтезатор.
- детские музыкальные инструменты и др.
7. Метроном.
8. Аудио и видеоаппаратура.
9. Наглядные пособия: таблицы, схемы, стенды, альбомы.
10. Портреты композиторов и музыкантов.
11. Сценарии праздников, тематических концертов, разработки открытых уроков, докладов и др.
Список рекомендуемой литературы для педагога.
Алексеев А. «Методика обучения игре на фортепиано». – М., 1978.
Айзенштадт С.А. «Детский альбом» П. И. Чайковского. - М.;Классика. 2003.
Баренбойм Л. «Музыкальная педагогика и исполнительство». – Л., 1974 .
Баренбойм Л. Путь к музицированию. – Л. Советский композитор,1979.
Болино Г.К. Игры-задачи для начинающих музыкантов. – М. Музыка, 1974.
Браудо И. А. «Об изучении клавирных сочинений Баха в музыкальной школе» - Музыка,1979.
Брянская Ф. Формирование и развитие навыка игры с листа в первые годы обучения пианиста. – М., Классика,2005.
Вицинский А. В. Беседы с пианистами. – М. Классика – 21,2004.
«Вопросы музыкальной педагогики» - научные труды МГК им. П.И. Чайковского, вып.11, сборник 16 под ред. Рощиной Л. – М., 1997.
Гольденвейзер А. «О музыкальном искусстве». Сборник статей. – М., 1975.
Гофман И. «Фортепианная игра. Ответы на вопросы о фортепианной игре». – М., 1961.
Голубовская Н. «Искусство педализации». – Л., 1974 .
Коган Г. «Работа пианиста». – М., 1979.
Корто А. О фортепианном искусстве.- М.: Классика , 2005.
Либерман Е. Я. Работа над фортепианной техникой. – М: Музыка,1971.
Мильштейн Я. «Советы Шопена пианистам» - М., 1967.
Мильштейн Я. «Хорошо темперированный клавир И.С.Баха и особенности его исполнения» - Классика XXI, М., 2001.
Нейгауз Г. «Об искусстве фортепианной игры». – М., 1967.
Николаев А.Очерки по истории фортепианной педагогики и теории пианизма. – М.: Музыка, 1980.
Носина В. «Символика музыки Баха».
Смирнова Т. Фортепиано – интенсивный курс. – М.: Музыка,1992.
Перельман Н. «В классе рояля» - Классика XXI. – М., 2002.
Тимакин Е. «Воспитание пианиста». – М., 1984.
Тимакин Е. Навыки координации в развитии пианиста.- М.: Советский композитор,1987.
Фейнберг С. «Пианизм как искусство» - Классика XXI, М., 2001 .
Шуман Р. «Жизненные правила для музыканта». – М., 1958.
Шмидт – Шкловская А. О воспитании пианистических навыков. – М.: Классика,2002.
Щапов А. Фортепианный урок в музыкальной школе. – М.;Классика, 2002.
Яворский Б. «Сюиты Баха для клавира». – М. Классика, 2002. Список рекомендуемой литературы для детей и родителей.
Агапова И.А., Давыдова М.А. Развивающие музыкальные игры, конкурсы и викторины. - М.:ООО «ИД РИППОЛ классик», ООО Издательство «ДОМ. XXI век», 2007. – 222с. – (серии «Учимся играючи», «Азбука развития»).
Гольденвейзер А. «О музыкальном искусстве». Сборник статей. – М., 1975.
Михайлова М.А. Развитие музыкальных способностей детей. Популярное пособие для родителей и педагогов. – Ярославль: «Академия развития», 1997. – 240с., ил.
Радынова О. Музыкальное развитие детей: В 2 ч. – М.: Гуманит. Изд. Центр ВЛАДОС, 1997. Ч. 1.– 608 с.: нот.
Финкельштейн Э.И. Музыка от А до Я. – М.: Изд-во «Советский композитор», 1991. – 191с.: ил.