Музей «Истоки». Дополнительная образовательная программа музейного объединения МОАУ «СОШ №1 имени В.И. Басманова» г. Бузулук


Муниципальное общеобразовательное автономное учреждение города Бузулука
«Средняя общеобразовательная школа №1 имени Героя Советского Союза Басманова Владимира Ивановича»
Областной смотр-конкурс музеев образовательных организаций
«Этих дней не смолкнет слава»
Номинация «Лучший музей»
Утверждена методическим советом
МОАУ «СОШ №1 имени В.И.Басманова»
Протокол № 1 от 28.08.2014 г.
Директор_________ Ю.В Побежимова
Музей «Истоки»
Дополнительная образовательная программа музейного объединения
МОАУ «СОШ №1 имени В.И. Басманова»
Возраст участников: 10-15 лет
Срок реализации программы: 2014-2019 гг.
Автор: Самсонова Лилия Юрьевна,
руководитель музея,
учитель русского языка и литературы
первой квалификационной категории,
МОАУ «СОШ №1 имени В.И. Басманова»,
Адрес образовательной организации:
461040, Оренбургская обл.,
г. Бузулук, ул. Кирова/Рожкова, д. 4/30,
контактный (сотовый) телефон:
8(905)8146236, тел. учреждения: 8 (35342)24707
E-mail: school.1@mail.ru г. Бузулук, 2014
Содержание
1. Пояснительная записка……………………………………………………3-11
2.Учебно-тематический план …………..........................................................12
3.Содержание программы……………………………………………………13-19
4 Методическое обеспечение…………………………………………………19
5.Список использованной литературы………………………………………19-20
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Краеведение и музееведение в системе образования являются традиционными и эффективными средствами обучения и воспитания у школьников любви к родному краю. Одним из условий успешного решения познавательных и воспитательных задач школы является организация работы школьного музея. Его создание в школе вызвано стремлением участников образовательного процесса знать больше о своей местности, школе; о людях, которые здесь жили и живут, трудились и трудятся в настоящее время, а также желанием сохранить историю своей малой Родины.
Школьный музей — это музей в миниатюре, отражающий узкие локальные темы истории или природы родного края. Тесно связанный со всем образовательным процессом школы, он создает благоприятные условия для индивидуальной и коллективной деятельности учащихся, помогает развивать у них умения самостоятельно пополнять свои знания, ориентироваться в потоке научной и политической информации.
Опыт показывает, что происходящие сегодня события через сравнительно короткое время начинают стираться из памяти. Исчезают источники, связанные с этими событиями. Наш долг — успеть сохранить для будущих поколений все ценное и достойное. Если не фиксировать события и явления «по горячим следам», то позже их изучение потребует много сил и времени. Поэтому фиксация происходящих событий или явлений природы является актуальной задачей школьного музея. Фотосъемка и описание событий, интервьюирование их участников и очевидцев, формирование банка краеведческих данных, ведение специальных летописей и хроник, пополнение фондов школьного музея — все это является важным средством документирования истории родного края.
Детская аудитория традиционно является приоритетной категорией музейного обслуживания. Кроме того, сейчас уже ни у кого не вызывает сомнения, что приобщение к культуре следует начинать с самого раннего детства, когда ребенок стоит на пороге открытия окружающего мира. В школьных музеях ребенок выступает не только как потребитель продукта музейной деятельности, но и как активный его создатель.
Краеведческая работа ведется в школе уже в течение нескольких лет. Собранный материал по истории нашего края хранится в школьном музее. Данная программа предназначена для ведения краеведческой работы в рамках учебно-воспитательной деятельности и призвана помочь обучающимся шире познакомиться с родным краем, глубже понять своеобразие его природы, истории и культуры, а также познакомиться с приемами собирательской и музейной работы через экскурсии, экспедиции, интересные встречи.ЦЕЛЬ, ЗАДАЧИ И ОСНОВНЫЕ ПРИНЦИПЫ
ОСУЩЕСТВЛЕНИЯ ПРОГРАММЫ
Цель программы: создать оптимальные условия для развития творческой деятельности обучающихся по изучению, возрождению и сохранению истории родного края через различные формы поисковой и музейной работы.
Основные задачи, которые необходимо решить для достижения цели программы:
• активизация познавательной и исследовательской деятельности учащихся;
• развитие их творческих способностей;
• приобщение школьников к культуре предков, к традициям и обычаям удмуртского народа, привитие чувства любви к родному краю;
• воспитание у обучающихся гражданственности и патриотизма;
• привлечение внимания школьников к проблемам сохранения истории и культуры родного края;
• формирование и пополнение музейных коллекций, обеспечение сохранности экспонатов, учет фондов музея.
Основные принципы осуществления программы:
• принцип заботливого отношения друг к другу, к окружающему миру;
• принцип совместной деятельности обучающихся;
• принцип целесообразности («все делать с пользой»);
• принцип творческого отношения к делу.
Срок реализации программы — 5 лет.
НАПРАВЛЕНИЯ ПРОГРАММЫ
Программа реализуется по следующим направлениям:
• поисково-исследовательская деятельность;
• учет и хранение фондов;
• экспозиционная деятельность;
• просветительская деятельность.
Поисково-исследовательская деятельность
Данное направление работы предполагает непосредственное участие обучающихся и учителей в поисково-исследовательской работе по возрождению истории родного края. Для этого необходимо ознакомить их с методикой сбора и фиксации материалов, научить работать в фондах музеев, архивах и библиотеках, используя основные пути сбора историко-краеведческого материала:
• планомерный систематический сбор документов, памятников материальной и духовной культуры;
• экспедиционный сбор;
• прием даров и случайных поступлений.
Такая работа позволит:
• принимать участие в экспериментальном проекте «Использование краеведческого материала на уроках» с целью издания в дальнейшем сборника методических материалов;
• проводить на базе музея совместную работу учителя и учеников по исследованию проблемных вопросов истории родного края;
• обобщать изученный материал в рефератах, творческих исследованиях учащихся;
• участвовать в олимпиадах по историческому краеведению;
• создавать фонд мультимедийных презентаций.
Учет и хранение фондов
Основные задачи данного направления работы музея:
• создать необходимые условия для обеспечения сохранности фондов и сведений о них;
• правильно оформлять основную музейную документацию (книги поступлений основного фонда и книгу учета научно-вспомогательного материала, а также акты приема материалов и предметов);
• правильно оформлять учетные обозначения на музейный предмет;
• точно записывать сведения о происхождении предмета, его связях с определенными историческими фактами и людьми;
• организовать прием и выдачу музейных предметов;
• обязательно фиксировать выдачу материалов на уроки и мероприятия.
Экспозиционная деятельность
Результатом поисково-исследовательской работы учащихся становится создание музейной экспозиции. Главная задача данного направления — способствовать повышению научного и эстетического уровня экспозиций. Для этого необходимо:
• освоить и практиковать порядок создания экспозиции: изучение и отбор материалов, составление плана, разработка проекта художественного оформления, изготовление оборудования, текстов, элементов оформления, монтаж;
• учитывать основные эстетические требования: ритмичность в расположении экспозиционных комплексов, равномерность насыщения их частей, пропорциональную загрузку экспозиционных площадей;
• использовать в работе выставки-передвижки;
• предусмотреть в экспозиции школьного музея разделы, в которых можно легко заменять материал, что даст возможность проводить в музее разнообразные игры и викторины с различными категориями школьников. Созданная экспозиция школьного музея должна стать центром просветительской работы в школе и на селе.
Планируется возрождение экспозиции «Интерьер крестьянской избы», создание экспозиций «70-летию Великой Победы посвящается», «Его имя носит школа», «Летопись школьных лет».
Просветительская работа
Главная задача данного направления — вовлечение в работу музея значительного числа школьников, их родителей, учителей. Для этого необходимо:
• продолжить обучение учащихся исторические композиции, экскурсии и др.;
• использовать материалы музея на уроках истории, краеведения, русской литературы, изобразительного искусства, технологии, на уроках в начальных классах;
• организовать проведение на базе музея районных семинаров учителей истории, краеведения, заместителей директоров по учебно-воспитательной работе.
Главный критерий повседневной работы музея — это проведение экскурсий и других форм массовой работы. При этом должен поддерживаться высокий теоретический и методический уровень этих мероприятий, комплексный подход, актуальность и занимательность, учет возраста, интересов и знаний участников, опора на экспозицию, материалы и актив музея.
УЧАСТНИКИ ПРОГРАММЫ
Программа рассчитана на обучающихся школы разных возрастов, интересующихся историей родного края, ведущих поисковую и исследовательскую работу, участвующих в городских конкурсах юных краеведов, а также на учителей и родителей.Для создания, развития и функционирования историко-краеведческого музея в школе должен быть сформирован актив музея.
Актив музея и учащиеся школы:
Пополняют фонды музея путем организации исследований, переписки и личных контактов с различными организациями и лицами, устанавливают связи с другими музеями;
Проводят сбор необходимых материалов на основании предварительного изучения литературы и других источников по соответствующей тематике;
Изучают собранный материал и обеспечивают его учет и хранение;
Оформляют экспозиции и выставки;
Проводят экскурсии для обучающихся, родителей, педагогов, гостей школы;
Оказывают содействие учителям в использовании музейных экспонатов в учебном процессе;
Принимают активное участие в выполнении соответствующих профилю музея запросов от организаций и частных лиц.
В целях повышения эффективности работы в составе актива музея распределены поручения. Состав актива музея и направления его деятельности определяется на заседании Совета музея. Отвечает за работу музея и актива руководитель школьного музея, назначаемый приказом директора школы.
Перечень обязанностей руководителя школьного музея
Планирует работу школьного музея и актива музея.
Организует работу по поиску и сбору материалов по теме музея.
Ведет документацию школьного музея.
Обеспечивает сохранность экспонатов школьного музея.
Организует стационарные и передвижные выставки; пропагандирует материалы музея путем организации экскурсий, проведения совместных уроков с учителями истории, литературы, краеведения, начальных классов.
Курирует работу Совета музея.
Готовит отчетную документацию о деятельности музея.
ОСНОВНЫЕ ЭТАПЫ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ
Первый этап — информационно-познавательный (2014–2015, 2015-2016 уч. г.)
На этом этапе осуществлен сбор краеведческого материала, возрождена и оформлена музейная комната, проведена паспортизация музея. На заседаниях актива музея учащиеся овладели основными краеведческими знаниями.
Второй этап — операционно-деятельностный (2016-2017, 2017-2018 уч.г.)
На этом этапе активисты музея овладеют навыками и умениями работать с источником, описывать объекты.
Третий этап — практико-ориентационный (2018–2019 уч.г.)
Результатом работы на данном этапе должно стать овладение учащимися спецификой работы в школьном музее и основами научно-исследовательской деятельности.
УПРАВЛЕНИЕ ПРОГРАММОЙ
Управление программой осуществляется советом музея, в состав которого входят: руководитель музея, учитель краеведения, учитель истории, библиотекарь, председатель местного Совета ветеранов, учителя школы, родители учащихся.
ПРЕДПОЛАГАЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ
1. Данная программа открывает широкие возможности для разностороннего развития учащихся, так как в ней в единстве решаются разнообразные образовательные и воспитательные задачи. Реализация программы оказывает большое влияние на развитие личности школьника, на процесс обучения и воспитания детей, на формирование их социальной активности, привитие бережного отношения к природе, воспитание чувства любви к Родине.
2. Повышается образовательный уровень всех участников программы, у них формируются новые навыки получения знаний, возрастает интерес к изучению родного края. Работа по этой программе может сформировать у учащихся устойчивый интерес к истории своего народа, материальной и духовной культуре.
3. Фонды музея пополняются новыми материалами, создаются летописи школы.
ФОРМЫ ПРОВЕДЕНИЯ ИТОГОВ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ
Экскурсии: обзорные, тематические.
Боевой путь 348-й стрелковой дивизии;
Подвиг бузулучан в годы Великой Отечественной войны;
Встречи актива музея с ветеранами Великой Отечественной войны;
Уроки Мужества
Из истории школы
Есть такая профессия – Родину защищать!
Из прошлого в будущее (история возникновения пионерского движения)
Подготовка праздников «Рождество», «Колядки». Конкурсы на лучший костюм, песни, частушки, стихи – обрядовой фольклор. Оформление книжек – раскладушек, альбомов «Пасха»
Встречи с воинами Российской армии. Встреча с матерью А.Гуляева, погибшего в Афганистане. Проведение дней воинской славы. Практическая работа: поздравление ветеранов Великой Отечественной войны, оформление открыток.
Участие в конкурсах школьных музеев.
Тематические выставки («Учителями славится Россия, ученики приносят славу ей», «Наши истинные учителя. Опыт и чувство», «Малая Родина» и др.)УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН

п\пТемы занятий в том числе
теория практика
1 Краеведческое направление обучающихся
6 18
2 Наследие в школьном музее 6 3
3 Функции школьного музея 2 4
4 Организация школьного музея10 10
5 Комплектование фондов школьного музея 14 6 Фонды школьного музея 2 7
7 Учет и описание музейных предметов 12 18
8 Военная слава бузулучан12 24
9 Экспозиция школьного музея
12 30
10 Тексты в музейной экспозиции 3 9
11 Экскурсионная работа в школьном музее 6 24
всего 85 147
СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ
Программа предполагает обучение учащихся основам краеведения и музейного дела в процессе создания и обеспечения деятельности школьного музея.
Тематическое наполнение и часовая нагрузка отражены в учебно-тематическом плане. Специфика организации занятий по программе заключается в параллелизме и взаимосвязанности краеведческой и музееведческой составляющих курса. Осуществление такого подхода создаёт условия для комплексного изучения истории края в период Великой Отечественной войны музейно-краеведческими средствами. Подобное построение занятий позволяет дать учащимся знания, необходимые для:
- реализации регионального компонента по различным предметам основного курса обучения;
- осуществления музейно-краеведческих исследований как формы дополнительного образования;
- организации систематической деятельности школьного музея как учебно-воспитательного и досугового центра учреждения образования.
Программа школьного музея предполагает не только обучение детей теоретическим основам краеведения и музееведения, но и включение их в конкретную музейно-краеведческую деятельность, что позволяет активу школьного музея принимать участие в научно-практических конференциях, краеведческих олимпиадах и других мероприятиях, предусмотренных программой.
Особым компонентом программы может быть постоянно действующая научная экспедиция учащихся учреждения образования по изучению и охране историко-культурного и природного наследия родного края музейно-краеведческими средствами. В экспозиции могут принимать посильное участие все учащиеся учреждения образования. Организационно-методическим центром этой экспедиции может выступать Совет школьного музея. Таким образом, фонды школьного музея и его информационно-краеведческая база смогут пополняться не только в результате деятельности актива самого музея, но и других учащихся учреждения образования.
Научная экспедиция включается в сетку учебно-тематического плана только в той мере, которая необходима Совету школьного музея для осуществления функций организации и координации деятельности экспедиционных групп (отрядов) для реализации своих музейно-краеведческих задач.
Таким образом, программа предполагает осуществление трёх социально-культурных функций:
Совершенствование форм и методов обучения и воспитания учащихся средствами краеведения и музееведения.
Организация деятельности школьного музея как научно-исследовательского, учебно – воспитательного и досугового центра.
Организация участия обучающихся в туристско-краеведческих направлениях работы, федеральных, региональных и муниципальных программ музейно-краеведческими средствами.
В процессе обучения учащиеся получают возможность специализации в исполнении различных ролевых функций и в тематике музейно-краеведческих исследований.
Руководитель программы может варьировать последовательность изучения тем краеведческой составляющей курса. Для проведения занятий по отдельным темам могут привлекаться специалисты в данной области.
Тематическое содержание курса
Тема 1. Краеведческое направление обучающихся (24 часа)
Теоретические занятия (6 часов)
Цели, задачи, участники музейного движения. Целевые программы. Формы участия в движении. Школьный музей как организационно – методический центр движения в школах города. Организация участия учащихся в местных, региональных и всероссийских краеведческих программах
Практические занятия (18часов)
Тема 2. Наследие в школьном музее (9 часов)
Теоретические занятия (6 часов)
Понятие об историческом наследии. Законодательство об охране объектов наследия. Краеведение как комплексный метод выявления и изучения наследия. Музеефикация объектов наследия как способ их охраны и использования.
Практическое занятие (3 часа)
Творческое сочинение учащихся «Наследие, которым я дорожу»
Тема 3. Функции школьного музея (6 часов)
Теоретические занятия (2 часа)
Полуфункциональность школьного музея: межпредметный учебный кабинет; детский клуб; общественная организация, объединяющая детей и взрослых разных поколений; способ документирования; форма сохранения и представления материальных и духовных объектов наследия; школа профессиональной ориентации детей.
Практические занятия (4 часа)
Тема 4. Организация школьного музея (20 часов)
Теоретические занятия (10 часов)
Школьный музей как общественное учебно-исследовательское объединение учащихся. Профиль и название музея. Формы организации, ролевые функции, права и обязанности актива школьного музея. Учредительные документы школьного музея.
Практические занятия (10 часов)
Тема 5. Комплектование фондов школьного музея (14 часов)
Теоретические занятия (14 часов)
Выявление и сбор предметов музейного значения. Сбор дополнительной информации об исторических событиях и предметах музейного значения. Обеспечение научной и физической сохранности находок. Меры безопасности в процессе походов, экспедиций, других полевых изысканий.
Тема 6. Фонды школьного музея (9 часов)
Теоретические занятия (2 часа)
Структура и состав собрания школьного музея: основной и научно-вспомогательные фонды, музейные коллекции. Основные принципы формирования фондов и коллекций. Организация учёта фондов школьного музея. Обеспечение сохранности музейных предметов: температурно-влажностный и световой режимы хранения. Реставрация музейных предметов.
Практические занятия (7 часов)
Тема 7. Учет и описание музейных предметов (30 часов)
Теоретические занятия (12 часов)
Задачи учета и научного описания музейных предметов. Система учета музейных фондов: главная инвентарная книга, инвентарные книги и коллекционные описи, паспорта музейных предметов и вспомогательные картотеки.
Практические занятия (18 часов)
Ролевая игра- практикум по разработке системы документов учёта и описания музейных предметов, составлению паспортов музейных предметов.
Тема 8. Военная слава бузулучан (36 часов)
Теоретические занятия (12 часов)
Жители родного края – участники ВОВ и других военных действий. Выпускники школы в рядах Вооруженных Сил России. Военные реликвии семьи. Служба в армии --почетная обязанность гражданина России.
Практические занятия (24часа)
Выявление ветеранов ВОв, выпускников школы - кадровых военных или прошедших действительную военную службу. Сбор информации у родственников и знакомых. Книга Памяти школы.
Тема 9. Экспозиция школьного музея (42 часа)
Теоретические занятия (12 часов)
Концепция экспозиции школьного музея. Тематико-экспозиционный план и архитектурно - художественное решение экспозиций. Виды экспозиций: тематическая, систематическая, монографическая, ансамблевая экспозиция. Экспозиционное оборудование. Основные приёмы экспонирования музейных предметов. Обеспечение сохранности музейных предметов в экспозиционном использовании.
Музейные выставки: стационарные, передвижные, фондовые.
Практические занятия (30 часов)
Подготовка предложений и проектов: концепции, тематико-экспозиционного плана и архитектурно-художественного решения, их обсуждение.
Тема 10. Тексты в музейной экспозиции (12 часов)
Теоретические занятия (3 часа)
Назначение текстов в экспозиции. Виды озаглавливающих и сопроводительных текстов. Правила составления этикеток к экспонатам. Приёмы размещения текстов в экспозиции.
Практические занятия (9 часов)
Игра-практикум по составлению этикетажа к экспонатам. Приёмы размещения текстов в экспозиции.
Тема 11. Экскурсионная работа в школьном музее (30 часов)
Теоретические занятия (6 часов)
Экскурсия как форма популяризации историко-культурного и природного наследия музейными средствами. Виды экскурсий: обзорная, тематическая, учебная. Приёмы подготовки экскурсии с использованием опубликованных источников, научной и популярной литературы, материалов музейного собрания. Мастерство экскурсовода: речь, внешний вид, свободное владение материалом, этика.
Практические занятия (24 часа)
Игра-практикум по разработке текстов экскурсий по выбранной теме.
МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ПРОГРАММЫ
Разработки игр, бесед, походов, экскурсий, конкурсов, конференций, рекомендации по проведению занятий на базе музея; дидактический и лекционный материалы, методики по исследовательской работе.
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
Актуальные вопросы деятельности общественных музеев. М., 1980.
Голышева Л.Б. Музейная педагогика/Преподавание истории в школе №2, 2003 г.
Методика историко-краеведческой работы в школе, под ред. Н.С. Борисова. М., 1982
Майорова Н.П., Чепурных Е.Е., Шурухт С.М. Обучение жизненно важным навыкам в школе. Спб., 2002.
Родин А.Ф., Соколовский Ю.Е. Экскурсионная работа по истории, М., 1974.
Садкович Н.П., Практические рекомендации по созданию текста истории школы/Преподавание истории в школе «2, 2003 г.
Смирнов В.Г., Художественное краеведение в школе, М., 1987.
8. Туманов В.Е., Школьный музей, М., 2002