Урок — подготовка к сочинению по роману А.С. Пушкина Евгений Онегин Проблема смысла жизни и счастья в романе А.С. Пушкина Евгений Онегин
Подготовка к сочинению по роману А.С. Пушкина «Евгений Онегин»
«Проблема смысла жизни и счастья в романе А.С. Пушкина "Евгений Онегин"»
Цель: развитие эмоционального восприятия художественного текста, образного и аналитического мышления, творческого воображения, читательской культуры и понимания авторской позиции;
развивать умение отбирать материал в соответствии с поставленным вопросом;
формировать умение рассуждать на этико – философские темы и делать выводы.
Ход урока
Учитель: Сформулируйте основной вопрос, на который необходимо ответить, раскрывая предложенную тему сочинения?
В чём трагедия Евгения Онегина? Почему он не может быть счастлив?
У: На какие вопросы должен ответить человек, стремящийся понять смысл жизни?
Обсуждение
Учитель: Известный немецкий писатель, учёный Лихтенберг писал: «Что такое я? Что должен я делать? Во что могу верить и на что надеяться? К этому сводится всё в философии». «Из этих вопросов главный – средний. Если человек узнает, что ему делать, то он узнает всё, что ему нужно знать»,- продолжил мысль Лихтенберга Л.Н. Толстой.
У:
Как связаны смысл жизни и счастье?
Что способно наполнить жизнь содержанием, сделать её полноценной?
В результате обсуждения появляется такая схема:
ЧЕЛОВЕК
Воспитание
Образование
Общество
Деятельность
Искусство
Природа
Дружба
Любовь
………. ЦЕЛЬ ЖИЗНИ
Какие чувства испытывает человек, когда он понимает, ради чего он живёт? А если нет цели в жизни?
Способно ли всё это принести счастье?
Опишите психологическое состояние человека,
имеющего цель в жизни не имеющего цели в жизни
Радость
Уверенность в себе
Оптимизм
Воодушевление….. Пессимизм
Безверие
Равнодушие
Отсутствие интереса к жизни
Грусть
Неудовлетворённость жизнью
Тоска
Скука
Чей психологический портрет мы нарисовали?
- А теперь посмотрите на первую схему. Что у нас получилось? Парадокс?
Оказывается, можно иметь всё и быть глубоко несчастным человеком. Почему? В этом нам и предстоит разобраться. Вернёмся к описанию психологического состояния несчастного человека. Какое понятие объединяет перечисленные здесь?
- ХАНДРА!
- Что это: действительно болезнь или …? (блажь?)
Кстати, известный критик Писарев утверждал: «Онегин объелся, и его от всего тошнит. Если не всех светских людей тошнит так, как Онегина, то это происходит единственно оттого, что не всем удаётся объесться»; «Демонизм Онегина целиком сидит в его бумажнике»; «… у него лежат в кармане шальные деньги, которые дают ему возможность много есть, много пить, много заниматься «наукой страсти нежной» и корчить всякие гримасы, какие он только пожелает состроить»- Согласны ли вы с этим мнением? Что можете возразить?
(Многие интеллигентные высокообразованные люди страдали этим недугом)
- А как вы думаете, каковы причины этого явления?
(Беспорядочное воспитание, поверхностное образование, беспорядочный образ жизни, наполненный только развлечениями и т.д.)
- От чего зависит, какое воспитание, образование получит молодой человек, какому образу жизни отдаст предпочтение?
(Родители ориентируются на общественные запросы, ориентируются на те нравственные ценности, законы, которые определены обществом.)
- Что требовалось от молодого человека в обществе?
Когда же юности мятежной
Пришла Евгению пора,
Пора надежд и грусти нежной,
Monsieurпрогнали со двора.
Вот мой Онегин на свободе;
Острижен по последней моде;
Как dandy лондонский одет —
И наконец увидел свет.
Он по-французски совершенно
Мог изъясняться и писал;
Легко мазурку танцевал
И кланялся непринужденно;
Чего ж вам больше? Свет решил,
Что он умен и очень мил.
-------------------------------------------------------------------------------------------------
Как рано мог он лицемерить,
Таить надежду, ревновать,
Разуверять, заставить верить,
Казаться мрачным, изнывать,
Являться гордым и послушным,
Внимательным иль равнодушным!
Как томно был он молчалив,
Как пламенно красноречив,
В сердечных письмах как небрежен!
Одним дыша, одно любя,
Как он умел забыть себя!
Как взор его был быстр и нежен,
Стыдлив и дерзок, а порой
Блистал послушною слезой!
- Как подобную жизнь характеризует Автор?
( Вот как убил он восемь лет, Утратя жизни лучший цвет.)- Что «убил» в себе Онегин? (интерес к жизни, веру в дружбу и любовь)
- Пытается ли Онегин бороться с этим состоянием опустошённости и скуки?
Прочитайте отрывок, где Пушкин пишет о состоянии своего героя.
Нет: рано чувства в нем остыли;
Ему наскучил света шум;
Красавицы не долго былиПредмет его привычных дум;
Измены утомить успели;
Друзья и дружба надоели,
Затем, что не всегда же мог
Beef-steaksи страсбургский пирог
Шампанской обливать бутылкой
И сыпать острые слова,
Когда болела голова;
И хоть он был повеса пылкой,
Но разлюбил он наконец
И брань, и саблю, и свинец.
- Показаны ли в романе пути обретения счастья?
- По существу, все повороты сюжета читаются как страшная для Онегина утрата возможного счастья: нашёл друга и … убил его на дуэли; встретил сокровище любви и… отверг его…
Многие лирические отступления романа помогают понять, какой могла бы быть судьба Онегина, не случись с ним мучительного «недуга».
Хандра- имя этой болезни века
Недуг, которого причину
Давно бы отыскать пора,
Подобный английскому сплину,
Короче: русская хандра
Им овладела понемногу;
Он застрелиться, слава Богу,
Попробовать не захотел,
Но к жизни вовсе охладел.
Как Child-Harold,угрюмый, томный
В гостиных появлялся он;
Ни сплетни света, ни бостон,
Ни милый взгляд, ни вздох нескромный,
Ничто не трогало его,
Не замечал он ничего.
- Каковы симптомы этого «недуга»?
- Виноват ли герой в том, что он страдает этим «недугом»?
- Каковы его причины?
- Пытается ли Онегин рассеять хандру, бороться со своим «недугом»?
- Почему эти попытки были неудачны?
И снова, преданный безделью,
Томясь душевной пустотой,
Уселся он – с похвальной целью
Себе присвоить ум чужой;
Отрядом книг уставил полку,
Читал, читал, а всё без толку:
Там скука, там обман иль бред;
В том совести, в том смысла нет;
На всех различные вериги;
И устарела старина,
И старым бредит новизна.
Как женщин, он оставил книги,
И полку, с пыльной их семьей,
Задернул траурной тафтой.
Вот наш Онегин – сельский житель,
Заводов, вод, лесов, земель
Хозяин полный, а досель
Порядка враг и расточитель,
И очень рад, что прежний путь
Переменил на что-нибудь.
Один среди своих владений,
Чтоб только время проводить,
Сперва задумал наш Евгений
Порядок новый учредить.
В своей глуши мудрец пустынный,
Ярем он барщины старинной
Оброком легким заменил;
И раб судьбу благословил.
- Почему все попытки заканчиваются неудачей? Ради чего это делает Онегин?
- Чтобы рассеять скуку, от нечего делать!
Вывод: значит, мало просто что-то делать, эта деятельность принесёт чувство удовлетворения и счастья только в том случае, если цель её общественно значима, если человек перестанет думать только о себе.
- Почему этого не может понять Евгений?
(Он эгоист поневоле, как назвал его Белинский. Потребность думать о других не была воспитана в семье и не поощрялась в обществе, в котором вращался Евгений Онегин)Почему Е. Онегин, «забав и роскоши дитя» не может быть счастлив ни в петербургском свете, ни в деревенской глуши?
Отступник бурных наслаждений,
Онегин дома заперся,
Зевая, за перо взялся,
Хотел писать – но труд упорный
Ему был тошен; ничего
Не вышло из пера его..- Итак, какая бы то ни было деятельность не спасла Онегина от апатии и скуки.
- Какие пути обретения счастья предоставлены Онегину судьбой?
- Возможность любви и дружбы.
- Можно ли назвать дружбой отношения Онегина и Ленского?
- Почему Онегин убивает Ленского на дуэли?
- Совершил ли он преступление?
(Для Онегина понятие «светской чести» оказывается значительнее нравственного долга – и он платит страшную цену за допущенное смешение нравственных критериев: на нём навеки кровь убитого им человека)
- «А счастье было так возможно…» Так ли это?
- Почему Пушкин отвергает даже возможность влюблённости Онегина в Татьяну – деревенскую девушку? И наоборот, Онегин оказывается способным любить в конце романа?
- Что изменило его?
(влияние смерти Ленского, и не только смерти, чувство Татьяны (чистое, искреннее) – оказывается, такое возможно!- и, конечно же, природа и многое, многое другое…)Любовь возродила его и одновременно повергла в пучину страданий. Каким он выйдет из этого испытания?!
- Почему Пушкин не показывает ещё одну возможность обретения смысла жизни – службу?
Социально- историческая обстановка, в которой складывался характер Е. Онегина
А.И. Герцен писал: «Молодой человек не находит ни малейшего живого интереса в этом мире низкопоклонства и мелкого честолюбия. И, однако, именно в этом обществе он осуждён жить, ибо народ далёк от него... между ним и народом нет ничего общего».
- Кто же такой Евгений Онегин с исторической точки зрения?
В.Г. Белинский – «страдающий эгоист»
А.И. Герцен – Культурная ненужность»
И.С. Тургенев – «лишний человек»
Итак, кто, по-вашему, виноват в том, что, имея в жизни многое, человек завидует раненому, хилому старику, заседателю, разбитому параличом?В.Г. Белинский писал: «Не натура, не страсти, не заблуждения сделали Онегина похожим на этот портрет, а век»
- Согласны ли вы с этим?
- Почему одно и то же общество сформировало и Онегиных, и Пушкиных, и декабристов?
Сделайте вывод.