Статья об историческом прошлом и настоящем творческого педагогического коллектива Большевяземской гимназии Одинцовского района
Большевяземская гимназия - старейшее образовательное учреждение Одинцовского района Московской области
Петрова Анна Владимировна¸ директор гимназии
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение Большевяземская гимназия расположена на западе Московской области в городском поселении Большие Вяземы и является одной из старейших школ Одинцовского района с богатым историческим наследием и традициями.
В 1814 году в имении графа Дмитрия Голицына в Больших Вяземах была открыта школа грамоты и пения в частном доме, в ней обучалось 7 мальчиков у дьяка. Затем школа стала церковно-приходской с двухлетним обучением, а с 1875 года — земская школа с трёхлетним, а потом четырёхлетним обучением. В четырёх классах обучалось 25 мальчиков из Больших Вязём, Малых Вязём, Захарова, Часцов, Чигасова, Бутыни и Голицино. В 1917 году в школе работало 2 учителя — это первые учителя нашей школы: Лебедев Дмитрий Алексеевич и Соловьёв Сергей Васильевич. В 1938 году была построена новое деревянное здание школы.
За хорошую успеваемость, умело организованную учебно-воспитательную работу в 1940 году школу утвердили участником Всесоюзной сельскохозяйственной выставки. Директором школы этого периода была Разумовская Вера Васильевна - учитель-общественник, она более 50 лет бессменно избиралась депутатом Большевязёмского сельского совета. В 1925 году Вера Васильевна являлась делегатом первого Всесоюзного учительского съезда СССР. За свою добросовестную работу она награждена орденом Ленина, орденом Трудового Красного Знамени, медалями и знаком «Отличника народного просвещения»
19 сентября 1967 года состоялось открытие здания новой школы на 1000 мест. Первые камни на строительной площадке появились в марте 1966 года. И уже через год, школа была открыта. С тех пор многое изменилось, а школа осталась прежней. Ибо «после хлеба для человека самое важное — школа...»
Год Статус школы
1814г. Двухклассная школа чтения и пения
1836г. Церковно-приходская школа двухлетка
1874г. Земская трехклассная школа
1895г. Земская четырехклассная школа
1917г. Единая советская трудовая школа
1935г. Неполная средняя школа-семилетка
1950г. Больше-Вяземская средняя школа
1994г. Открытие первых двух гимназических классов по экспериментальной программе профессора Л.В.Тарасова «Экология и диалектика»
1997г. Муниципальное образовательное учреждение Большевяземская школа
1998г. Муниципальное образовательное учреждение Большевяземская гимназия (сельская)
2002г. Муниципальное общеобразовательное учреждение Большевяземская гимназия
2005г. Муниципальное общеобразовательное учреждение Большевяземская гимназия (поселковая-городская)
2011г.- по настоящее время Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение Большевяземская гимназия (городская)
В национальной образовательной инициативе «Наша новая школа» подчеркивается, что облик современной школы, как по форме, так и по содержанию должен измениться в ближайшем будущем. Школа должна стать центром не только обязательного образования, но и центром занятий творчеством, спортом и другими видами досуговой деятельности. К тому же во всех образовательных учреждениях, и в нашей гимназии в частности, началась активная работа по введению федеральных государственных образовательных стандартов начального общего и основного общего образования. Новый стандарт предусматривает внеаудиторную занятость обучающихся - кружки, спортивные секции, различного рода творческие занятия. В связи с этим должна качественно измениться школьная инфраструктура. Это значит, что организованная школьная действительность требует иной школьной инфраструктуры. Нужны новые условия для качественного обязательного и дополнительного образования, самореализации и творческого развития детей.
Главные особенности Большевяземской гимназии – это её предметно-пространственная образовательная среда. В основу организации всей работы положена возможность широкого выбора форм и методов обучения, вариативности программ и видов учебной деятельности, получения различного дополнительного образования
Здоровьесбережение и социализация школьников – это главные приоритеты нашего образовательного учреждения, что делает его востребованным для наших социальных заказчиков – родителей. Гимназия - это учреждение со смешанным контингентом учащихся, где учатся одаренные дети, дети со средним и низким уровнем развития, имеющие проблемы со здоровьем, а также дети - инвалиды и дети из социально неблагополучных семей. Образовательное пространство гимназии обеспечивает возможность получать образование всем детям микрорайона в соответствии с их склонностями, способностями и интересами.
Педагоги гимназии значительное внимание уделяют воспитанию учащихся, совершенствованию и обновлению внеклассной воспитательной деятельности с детьми. Сформирована система социально - значимых традиций. Традиции - это то, чем сильна гимназия, то, что делает её неповторимой, близкой для тех, кто в ней учится, и тех, кто учит. Традиционные дела любимы, к ним готовятся заранее. Появляются ожидания, связанные с каким-то праздником, следовательно, каждый может представить и спрогнозировать своё участие в определённом деле. Такая прогнозируемость и облегчает подготовку традиционных дел, и одновременно усложняет её, т. к. каждый год ждут, что праздник не будет похож на прошлогодний. Традиционными в гимназии стали такие воспитательные мероприятия как Пушкинские балы, Посвящение в гимназисты, проведение Ассамблеи «Гордость гимназии, День защиты детей, День Знаний, и много других.
Большая часть учащихся гимназии заняты в кружках и секциях. Условия, созданные для внеурочной деятельности и организации дополнительного образования, способствуют развитию творческих способностей учащихся, их личному развитию и социализации. Повышение уровня самооценки, проявление инициативы – это тот результат, к которому мы стремимся. Дополнительное образование одна из возможностей гармоничного включения обучающихся в социальную деятельность, направленную на рост личностных достижений. Всего в блоке дополнительного образования в гимназии функционирует 15 объединений по 8 направлениям, создана сеть спортивных кружков, в которых занимаются 90 % учащихся.
Информационным центром гимназии является школьная библиотека, ресурсами которой пользуются все учителя и ученики. Библиотека оснащена компьтером и электронными образовательными изданиями, а также создана коллекция авторских образовательных ресурсов , разработанных педагогами и обучающимися гимназии.
Важным условием создания полноценной школьной среды является наличие оздоровительной инфраструктуры: во второй половине дня работают спортивные кружки и секции: баскетбол, настольный теннис, софтбол, футбол, тхеквондо. В гимназии есть спортивный зал общей площадью 360 квадратных метров. На территории гимназии имеются большой и малый спортивные стадионы, спортивный городок. Отличительной особенностью нашей гимназии является обучение всех учащихся начальной школы интеллектуальной игре – шахматы. Все кабинеты начальной школы имеют большие шахматные столы, за которыми ученики увлеченно осваивают азы шахматной игры. На базе гимназии ежегодно проводятся шахматные турниры и товарищеские встречи юных шахматистов.
Большевязёмская гимназия - это инновационное образовательное учреждение, которое развивается в ногу со временем, сохраняя лучшие свои традиции. Сегодня гимназия - это 713 любознательных, активных, талантливых и мальчишек и девчонок, которых ведут по дорогам знаний не менее талантливые и высококвалифицированные учителя и наставники- 45 педагогов, большая половина которых имеет высшую квалификационную категорию
19 сентября 2014 года наша школа отметила 200-летний юбилей. Школьный юбилей – это не только большая радость, но и огромная ответственность, в первую очередь перед теми, кто работал до нас и перед теми, кто будет творить и обучать последующие поколения большевяземцев.
Какой мы видим нашу гимназию сегодня? Современная школа – это дом, который построили все мы: учителя, сотрудники, ученики, родители, выпускники и наши социальные партнеры. Этот дом сложился, как по кирпичику, из наших дел, наших качеств, талантов и старания. Каждый внес что-то свое. А результаты радуют. Большая заслуга в этом дружного, творческого педагогического коллектива, лучшие традиции которого мы сохраняем и приумножаем год от года. Школа за 200 лет существования пережила много радостей, невзгод и преобразований. Основной постулат, которого всегда придерживался педагогический коллектив Большевяземской гимназии - это уважение к личности ребенка максимальной степень опоры на лучшие качества учеников и наш девиз «Спеши творить добро!»
Достаточно пролистать Книгу почета школьного музея, взглянуть на длинные списки выпускников гимназии, чтобы убедиться в том, как учителя Большевяземской гимназии в труднейших условиях смогли увлечь детей, пробудить у них интерес к знаниям, воспитать трудолюбивых, нравственно чистых людей! Многие из них покинули свою малую Родину и трудятся в других регионах нашей страны и за её пределами, прославляя своим трудом родную школу. Большая часть их связала свою судьбу с родным краем. Честь и хвала вам, дорогие выпускники!
Гимназия славится своими выпускниками, среди которых много известных людей:
- Рязанов Александр Михайлович, директор ГИЛМЗ А.С.Пушкина, почетный работник культуры Московской области.
- Сульянов Анатолий Константинович член Союза Советских журналистов; генерал-майор авиации; член Союза Советских писателей.
- выпускник 1931 года Михаил Каминский, полярный летчик, писатель;
- выпускник 1939 года А.М. Молчанов, лётчик, Герой Советского Союза, Почётный гражданин г. Киева;
- выпускник 1941 года Жебраков Виктор – заместитель председателя Государственного комитета по сельскому хозяйству в 1992 году;
- выпускник 1942 года Е.В. Коршунов, заместитель министра нефтяной и газовой промышленности в 1972 году;
- выпускник 1945 года Н.А. Королёв – один из создателей космического корабля «Буран»;
- выпускник 1947 года Б.М. Гришин, директор Петелинской птицефабрики,
- выпускник 1947 года В.В. Душечкин, Герой Социалистического труда, токарь-наладчик, автор учебника по токарному делу;
- выпускница 1953 года Т.Мязина член Союза Художников России;
- выпускник 1953 г. В.Н. Шманенков, доктор технических наук, в составе группы готовил первый совместный космический полёт Союз-Аполлон, ныне член-кореспонтент Академии наук;
- выпускница 1953 года Т.В. Шутикова, Заслуженный учитель РФ , директор Захаровской СОШ.
- выпускник 1954 года Г.В. Анфиногенов доктор сельскохозяйственных наук, автор высокоурожайных сортов зерновых в рискованной зоне земледелия и многие другие заслуженные врачи, учителя, юристы, сельскохозяйственные работники, государственные деятели нашей страны.
Наше образовательное учреждение высоко оценено Управлением образования Одинцовского муниципального района, об этом свидетельствуют дипломы лауреатов районного конкурса «Лучшее образовательное учреждение», начиная с 2010 годы 4 года подряд гимназия становилась победителем. На Всероссийском образовательном Форуме «Школа будущего» в Санкт-Петербурге в ноябре 2013г. независимым общественным советом конкурса наша Большевяземская гимназия вошла в число 100 лучших гимназий России, как ОУ добившиеся наиболее высоких результатов и успехов в образовательной деятельности. Мы получили диплом и золотую медаль лауреатов конкурса.
Творческий портрет и научный потенциал гимназии сегодня представляют 3 кандидата педагогических наук, это Антонова Н.В, Богданова Т.В., Логинова Н.Г., заслуженный учитель РФ , учитель географии Игнатьева Н.А., почетные работники общего образования: Петрова А.В, Мухина Л.Н., Китаева Э.Б.,Боченков Е.С., Носова Н.В. Ежегодно педагоги гимназии становятся победителями премии Губернатора Московской области и Президента РФ в рамках Приоритетного национального проекта «Образование».
По результатам 2013 года наша Большевяземская гимназия вошла в Национальный Реестр «Ведущие образовательные учреждения России - 2013» как одна из инновационных образовательных организаций Одинцовского муниципального района Московской области, о чем свидетельствует свидетельство № 1178 от 25.03. 2014г.
Хочется верить, что у Большевяземской гимназии не только славное прошлое, хорошее настоящее, но и прекрасное будущее.