Программа настольной игры Тогыз кумалак

Казенное Государственное Учреждение «Специализированная школа- лицей № 34 для одаренных детей» Управления Образования ВКО











Программа
По « Тогыз кумалак »
1-4 классы













Составитель: Овчинникова Е.М., учитель физической культуры













Г. Усть-Каменогорск
2013 год
Пояснительная записка
Тогыз кумалак- древняя игра. В свое время в древнейших городах долины Инда была найдена доска для настольной игры, в которой применялись камешки и бобы, точно такие же, как в современном тогыз кумалаке. Об этой находке английский археолог Э.Маккей пишет, что «все свойства в высшей степени напоминает игральную доску, распространенную в различных африканских племенах» тогыз кумалак, по мнению некоторых зарубежных ученых, так же африканского происхождения. Такого же мнения и советский ученый Б.А.Куфтин. При этом следует отметить, что возраст индийского тогыз кумалак более 4500 лет. Не так давно казахстанскими археологами были сделаны интерейснешие открытия, открывающие новое в истории тогыз кумалак. При раскопках древнего населения периода 3-4 вв.н.э. (Южно- Казахстанская область ) ученыеобнаружили различные шарики, специально выполнены для игры. В результате тщательного исследования они пришли к выводу, что шарики служили для игры в тогыз кумалак. В это же время, в 30 км. От г. Джамбула на одной из скал Бурлинских гор археологи обнаружили рисунок, изображавший доску для игры в тогыз кумалак. На каждой стороне доски имеется по 9 лунок, т.е. столько же, сколько имеет современная доска для игры. В тогыз кумалаке доминирует число 9. Как указывают И.Вуллер (1885г.), Л.Бугаев (1869г.) и многие другие авторы, это число с древних времен считается «священным» у монгольских и тюркских народностей. У казахов число 9 тоже было традиционным. Им исчислялись дорогие подарки, крупные спортивные призы.
Доска для тогыз кумалак содержит по 9 лунок с двух сторон, в каждую из которых кладутся по 9 кумалаков. Всего используется 162 камня. Сдавних времен каждая из лунок имеет свое название, берущее свое начало из практики игры. Они называются слева- направо соответственно: Арт, Тектурмас, Атутпес, Аисуратар, Бел, Белбосар, кандыкпан, Кукмайын, Мандай. Когда для игры стали использоваться доски, выдолбленные из дерева, то лунки стали размечаться буквами алфавита. Это было нужно для того, чтобы записать партии. Практика показала что доска размечена буквами неудобна для проведения официальных соревнований.
Цифровое обозначение лунок удобнее для запоминания. Например:если левая первая лунка №1, следующая №2, в середине будет лунка №5, крайняя правая №9. Такое обозначение дает возможность быстро и точно определить, куда попадает последний из раскладывающих камней, используя математические действия. В результате принятых организационных и методических мер, тогыз кумалак стал превращаться в официально настольную спортивную игру. Игра стала вводиться в календарь спортивно- массовы х мероприятий, по ней все чаще и чаще начали проводиться официальные чемпионаты, районные,обдастные и республиканские первенства, Были разработаны и утверждены новые правила игры.
Тогыз кумалак исключительно интересная и полезная настольная спортивная игра. Она способствует воспитанию воли, выдержки, развивает остроту мышления, смекалку, сообразительность, учит логично мыслить. Тогыз кумалак, как и многие другие национальные спортивные игры, имеет математическую основу.


Требования к знаниям, умениям и навыкам.

Учащиеся должны знать:
-историю и возникновение игры тогыз кумалак;
-Основы игры;
-Принципы игры;
-Игру и математику;
-Значение и силу игры;
-Теорию игры( начало, середина, конец игры).

Учащиеся должны уметь:
-Играм правым флангом;
-Пути игры;
-Позиция с «Туздыками» и ее оценка;
-Комбинацию игры;
-Ловушку игры;
-Партии игры;
-Значение и сила «Туздыка».



Цель:

- Знакомство с элементарной игрой;
-Привитие любви и интереса к игре;
-Обеспечение креативной функции занятий;
-Взаимосвязь игры с математикой;
-Творческое развитие личности;
-Индивидуальный подход к учащимся;
-Воспитание памяти, внимания, усидчивости.



Правила игры:

Игроки делают ходы поочередно. Делая ход, игрок берет все кумалаки из любой непустой лунки на своей половине и раскладывает их в лунки по одному против часовой стрелки.Если последняя лунка окажется вражеской и количество кумалаков в ней стало четным, то кумалаки из лунки переходят в казан игроку. Послеэтого ход переходит к его сопернику. Игра ведется до тех пор, пока один из игроков не наберет в свой казан 81 камалака (этот игрок побеждает), либо оба набирают 81 (ничья).

Теоретическая часть:

Главная задача в теоретической части состоит в том, чтобы научить спортсмена анализировать и осмысливать действия за игральной доской свои, и соперника. Методы теоретичесой части проводится в виде: беседы ( рассказ), показ, учебная игра.
Занятия тогыз кумалаком воспитывает у детей: уважительное отношение к товарищам, к соперникам, к тренеру, к судьям, к зрителям. Основное внимание при построение бесед направлено на то, чтобы прививать детям гордость за выбранный вид спорта и желание добиться высоких результатов.



План теоретической части:




Название темы
Краткое содержание темы

1.
Физическая культура
Понятие о физической культуре и спорте. Физическая культура как средство воспитания трудолюбия, организованности.

2.
Личная гигиена
Понятие о гигиене. Гигиенические требования к одежде и обуви. Гигиена спортивных сооружений.

3.
Зарождение и развитие игры тогыз кумалак
История игры тогыз кумалак.

4.
Лучшие спортсмены
Чемпионы Казахстана разных лнт.




13 EMBED Word.Document.8 \s 1415
Практическая часть:


В игре Тогыз Кумалак используется специальная доска с двумя рядами. Маленьких лунок (по девять в каждом ряду) и двумя большими лунками, которые называются "казанами". Нижний (ближний) ряд лунок считается стороной игрока, противоположный ряд - стороной противника. "Казан" игрока находится ближе к стороне противника, а "казан" противника - ближе к стороне игрока.
В начале игры в каждой маленькой лунке находится по девять камней. Игроки ходят по очереди, вынимая камни из одной из лунок и раскладывая их в другие Лунки. Игрок вынимает все камни из одной из лунок на своей стороне. Если выбранная Лунка содержала больше одного камня, то первый вынутый камень кладется обратно в ту же лунку, из которой он был взят. Все последующие вынутые камни игрок раскладывает в лунки против часовой стрелки (слева -направо в своих лунках, и справа -налево в лунках противника). В каждую лунку он кладет по одному камню.
Если выбранная лунка содержала всего один. Если при раскладывании игрок кладет последний камень в лунку противника, доводя общее количество камней до четного числа, то он забирает все камни из этой лунки (вместе со своим камнем) и кладет их в свою лунку- накопитель. Последний камень падает в лунку на стороне противника и доводит общее количество камней до четного числа (10). Все эти 10 камней перемещаются в "казан" игрока.
Если при раскладывании игрок кладет последний камень в лунку противника, доводя общее количество камней до трёх, а также удовлетворяются три нижеприведенных условия, то все эти три камня перемещаются в "казан" игрока, а лунка превращается в "туздык" ("святок место" по-казахски). Упомянутые три условия перечислены ниже: если у игрока уже есть "туздык": - последняя лунка на стороне противника (самая правая) не может быть превращена в "туздык"; - "туздык" не может быть создан симметрично уже созданному "туздыку" оппонента (например, если третья лунка на стороне игрока является "туздыком" противника, то игрок не может превратить третью
лунку на стороне противника в свой собственный "туздык"). Ход, нарушающий любое из этих трех условий, может быть произведен, однако в результате не создается "туздык" и три камня остаются лежать в лунке. Любой камень, падающий при раскладывании в "туздык", забирается владельцем "туздыка" в свой "казан".
Если игрок не может сделать ход, так как все его лунки пусты, то второй игрок переносит все оставшиеся в его лунках камни в свой казан, и игра завершается. Выигрывает игрок, набравший большее количество камней в своем казане. Ход считается сделанным, если играющий разложил кумалаки в лунку и отнял от нее руку. В случае, если играющий дотронулся до кумалаков или поднял их, не предупредив, он обязан ими пойти. Правило «Взялся - ходи» должно быть не забываемым. Если играющий желает поправить неправильно разложенные кумалаки в лунках, он обязан предварительно сказать предупреждающее слово «поправляю». Делать это можно только при своей очереди хода и во избежание недоразумений в присутствии тренера или судьи.




















Литература:

1.Методические рекомендации « Тогыз кумалак» В.Г.Гришина
2. учебное пособие « Тогыз кумалак» Алма-ата «Жалын» 1983год.Абилда Акшураев
3. Мотодические рекомендации по «Тогыз кумалак» для самостоятельных и индивидуальных работ Касенова Б.Б., Кольева В.В.










Root Entry15