Урок по окружающему миру Воздушный океан планеты
Презентация проекта «Воздушный океан планеты»
Дьяченко Т.С., учитель начальных классов,
МБОУ лицей №8 города Ставрополя
За окном XXI век. Век стремительных изменений во всех направлениях и сферах деятельности человека на фоне глобальной информатизации. В условиях такого времени, перемены не могли не затронуть образовательную среду. И, вполне естественно, что в первую очередь преобразованиям подверглась именно начальная школа.
Новые стандарты обучения были необходимы. Почему? Да потому, что в течение продолжительного времени образовательная система являлась неким аналогом представлений о мире в древности. На большой «черепахе» — это триединая цель (образовательная, развивающая и воспитывающая) — стояли три «слона» — знания, умения и навыки, а на этих «слонах» располагалась плоскость — это наш обучаемый. Школьник в таких условиях имел возможность получать знания (довольно глубокие) и вполне неплохо развиваться, но в большинстве случаев не находилось применения этим знаниям. Это был процесс превращения ребёнка в «энциклопедию», которая впоследствии редко открывалась, а со временем из неё начинали выпадать листы и теряться навсегда.
Стандарты нового поколения поставили задачу перед учителем: исправить ошибки времени — обучить и воспитать ЛИЧНОСТЬ, которая будет не только обладать величайшим набором знаний, но и уметь эти знания применить в нужной ситуации. Школьник, а позднее выпускник, должен представлять собой не плоскость, на которой так сложно создать рельеф, а объёмный эллипсоид, внутри которого кипящее ядро, мотивирующее к познанию. Этот эллипсоид находится в постоянном движении. Он, как волчок, вращается вокруг своей оси, познавая себя и развивая свои личностные качества и регулятивные функции, и вместе с тем движется вокруг объектов своего познания, пребывая в постоянном взаимодействии с ними. Такой ученик всегда найдёт выход из любой тупиковой ситуации: в учёбе и в реальной жизни.
Учителю же, попавшему во владения новой системы обучения нужно опираться на мощный фундамент, состоящий из эффективных методов и подходов.
В последние годы всё более актуальным становится использование в образовательном процессе приёмов и методов, которые формируют умение самостоятельно добывать новые знания, собирать необходимую информацию, умение выдвигать гипотезы, делать выводы и умозаключения.
Эту проблему в начальной школе пытаются решать, в частности, через организацию проектной деятельности. Метод проектов составляет основу проектного обучения, смысл которого заключается в создании условий для самостоятельного усвоения школьниками учебного материала в процессе выполнения проектов.
Однако полноценная проектная деятельность не соответствует возрастным возможностям младших школьников. Переносить способы работы из основной школы в начальную, не подготовив для этого необходимую почву, неэффективно и, как правило, вредно. Поэтому, прообразом проектной деятельности основной школы для младших школьников могут стать проектные задачи. В процессе решения каждой проектной задачи ученик знакомится с основами проектирования. С другой стороны идёт работа не только на перспективу, а программный уровень начальной школы осваивается на более высоком уровне.
В качестве примера хочу привести работу над подобной проектной задачей по окружающему миру «Воздушный океан планеты» в 3 классе.
Данный «проект» является краткосрочным и укладывается в рамки нескольких уроков-исследований.
Предлагается рассмотрение работы над этой проектной задачей в рамках исследовательской деятельности на уроке окружающего мира.
ВОЗДУШНЫЙ ОКЕАН ПЛАНЕТЫ
ХОД УРОКА:
1. Организационный момент.
Учитель:
Ребята!
Все расселись по местам? Никому не тесно?
По секрету вам скажу: «Будет интересно!»
Нас с вами непременно ждут открытия. Какими они будут: большими или маленькими? Каждый найдёт что-то для себя.
2. Этап целеполагания
Учитель:
Посмотрим, как выглядит наша Земля из космоса.
(ответы детей). (На слайде появляется изображение Земли из космоса).
Земля выглядит как шар голубого цвета. Это цвет даёт не только вода пяти океанов, но и так называемый «шестой» океан» планеты, который состоит из самого обычного, но вместе с тем самого загадочного вещества:
Ты без него не сможешь жить
Ни есть, ни пить, ни говорить.
И даже, честно говоря,
Разжечь не сможешь ты огня.
Что же это?
Дети. Это воздух.
Учитель: Как вы думаете, о чём пойдёт речь в нашем исследовании?
Дети. О воздухе.
Учитель: Итогом работы будет издание информационной газеты. Начнём её заполнение. Впишите тему урока: «Воздух».
3. Этап создания образовательной напряженности
(постановки проблемы). Начинается групповая работа.
Учитель: Предлагаю вспомнить, что мы знаем о воздухе.
Задание 1. Возьмите конверт №1. Выберите понятия, по вашему мнению связанные с нашей темой и приклейте на схему. Выступления групп.
4. Этап работы над открытым заданием,
создание собственного продукта
Учитель: У каждой группы остались понятия на листочках, не связанные со свойствами воздуха. Какое отношение имеют данные группы слов к теме урока, попытаемся выяснить.
В соответствии с этим, у нас возникли проблемы, которые необходимо разрешить. Давайте эти проблемные понятия вклеим в схему.
Задание 2. Группа слов: «Кирпич, пробирка, мел, почва»
Решаем первую проблему. Возьмите конверт №2 и выполните опыт, сделайте рисунок и запишите вывод в газету.
Вывод: воздух существует везде.
Физминутка.
Продолжение исследования
Учитель:
Орешек знаний тверд,
Но все ж мы не привыкли отступать,
Нам расколоть его поможет
Научная статья «Хочу все знать».
Задание 3. Попытаемся разрешить остальные проблемы, возникшие перед нами. Для этого обратимся к статье.
Каждая группа читает статью и отвечает на вопросы.
Далее учитель показывает демонстрационный эксперимент
Рассмотрим эксперимент, проведенный с помощью модульной системы PROLog. (При методической подготовке эксперимента была составлена технологическая карта, позволяющая организовать учебную деятельность, направленную на получение знаний и развитие универсальных учебных действий).
Вероятно, что многие из Вас слышали, как в средствах массовой информации говорят о выпадении кислотных дождей. Что такое кислотные дожди? Как они образуются? Как влияют на нас и окружающие предметы?
В самой природе кислотных дождей не существует. Кислотными становятся обычные дожди.
Мы убедимся в том, что кислотные дожди оказывают разрушительное действие на металлические конструкции.
С этой целью проводится опыт (с использованием модульной системы PROLog).
1. Датчик температуры через модуль сопряжения подключается к USB-порту компьютера.
2. На экране мы видим координатную плоскость, таблицу данных и панель цифрового измерительного модуля, на которой показана текущая температура окружающей среды.
Демонстрация эксперимента.
1. Я измеряю температуру воздуха в банке в начале эксперимента. Для этого, закрываю банку крышкой и в отверстие, имеющееся в крышке, помещаю щуп модуля температуры.
2. Затем вынимаю датчик температуры из банки, помещаю в неё предварительно пропитанную столовым уксусом металлическую мочалку. Вновь закрываю банку крышкой и в отверстие крышки снова помещаю щуп датчика температуры.
Наблюдая за изменением температуры воздуха в банке, которое отображается на экране на панели цифрового модуля температуры, на графике зависимости температуры от времени, а также проанализировав данные таблицы измерений, дети имеют возможность сформулировать вывод:
при взаимодействии с кислотой металл подвергается коррозии, при этом повышается температура окружающей среды, что в конечном итоге приводит к возникновению парникового эффекта.
Грамотное определение основных приёмов и методов работы, направленных на формирование универсальных учебных действий, отражённых в технологической карте, позволило организовать работу таким образом, что обучающиеся смогли сделать правильный вывод по результатам эксперимента.
В продолжение урока задаются вопросы: Так как же мы сможем сберечь нашу атмосферу? Что можно предложить, чтобы воздух сохранился чистым?
Задание. Придумайте и нарисуйте экологические знаки охран воздуха и окружающей среды от загрязнения.
Дети выполняют задание.
Учитель. Чистый воздух способствует умственной активности, давайте же проверим ваши знания по теме урока.
5. Этап закрепления (осознание необходимости приобретённых знаний)
Тест в системе Вотум.
Тестирование пройдено. Но прежде, чем вы увидите свои оценки, я прошу каждого сделать самооценку работы на уроке.
6. Этап рефлексии
Если в работе над проектной задачей всё удалось то информационной газете дети отмечают значок ОБЛАЧКО, если ещё есть неразрешённые вопросы, то значок — ЧЁРНАЯ ДЫРА.
Вывешиваем газеты.
Заключение
Он прозрачный невидимка,
Легкий и бесцветный газ.
Невесомою косынкой
Он опутывает нас.
Он в лесу – густой, душистый,
Как целительный настой,
Пахнет свежестью смолистой,
Пахнет дубом и сосной.
Летом он бывает теплым,
Веет холодом зимой,
Когда иней красит стекла
И лежит на них каймой.
Мы его не замечаем,
Мы о нем не говорим.
Просто мы его вдыхаем —
Ведь он нам необходим.
Подведение итогов работы (оценки компьютера).
Данный урок является вводным действием к дальнейшей работе над поставленной проектной задачей.
При проведении экспериментов, ученики не только выяснили, что собой представляет воздух, какими свойствами обладает, но и насколько важна его защита от негативного влияния человека, узнали о том, что существуют такие глобальные проблемы, как образование озоновых дыр, выпадение кислотных осадков. Изучив теоретический материал по данной проблеме, учащиеся на опыте убедились, насколько вредны кислотные дожди не только для живых организмов, но и для металлических конструкций, архитектурных построек. В результате, дети имели возможность спрогнозировать ситуацию на планете при дальнейшем загрязнении атмосферы.
«Мы должны научиться видеть суть вещей. Не то, что на поверхности, а то, что за этой поверхностью. Следует постараться увидеть то, что прячется за словами…
Истина — как раз в этой сути, в не в словах» (Анхель де Куатьэ).Использованная литература:
1. Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования / М-во образования и науки РФ. ― М.: Просвещение, 2011.
2. Проектные задачи в начальной школе / Под ред. А.Б. Воронцова. ― М.: Просвещение, 2011.
3. Модульная система экспериментов PROLog. Инструктивно-методические материалы для педагога. Начальная школа. Базовый уровень. ― М.: Бизнес-Меридиан, 2011.
6. Вронский, В. А. Кислотные дожди: экологический аспект//Биология в школе. ― 2006. ― №3. ― С. 3-6.