Дифференцированное обучение на уроках русского языка


Дифференцированное обучение на уроках русского языка.
Урок по теме: «Бессоюзное сложное предложение со значением пояснения, дополнения, причины».
Учитель русского языка и литературы
1 категории Романова Н.А.
Цель: Познакомить учащихся с бессоюзным сложным предложением со значением пояснения, дополнения, причины.
Задачи:
Обучающие:
1. Повторить основные сведения о видах сложных предложений.
2. Формировать умения и навыки правильно расставлять объяснять постановку двоеточия в бессоюзном сложном предложении.
3. Использовать различные синтаксические конструкции для определения смысловых отношений между частями бессоюзного сложного предложения.
Развивающие:
1. Совершенствовать умения различать смысловые отношения между простыми предложениями в союзных предложениях, а также между союзными и бессоюзными предложениями.
2. Развивать логическое мышление учащихся, их аналитические способности: сравнивать, сопоставлять, делать выводы по теме.
3.Обучать правильной монологической речи учащихся.
Воспитывающие:
1. Воспитывать у учащихся чувство языка, внимание к происходящим в языке процессам через исследовательскую работу с текстом.
2.Воспитывать умение слушать отвечающих.
Тип урока: Урок сообщения новых знаний.
Оборудование: телевизор, доска, учебник, схемы, таблицы, карточки.
План урока.
Речевая разминка. Проверка домашней работы. (Цитаты №17, 18).-3 мин.
Словарно-орфографическая работа.- 7мин.
Изучение новой темы. Формулировка, целеполагание.-5мин.
Физкультминутка.-2 мин.
Закрепление изученного. Изучение параграфа. Работа по тексту.-12мин
Д/з.-1 мин.
Контроль знаний.-5 мин
Подведение итогов.-1,5 мин
Рефлексия.-1,5мин.
Выставление оценок.-2 мин.
Ход урока.
Проверка д/з. Цитаты №17,18 и комментарии к ним. (Взаимопроверка, выставление отметок).
Запись даты в тетради. Строчка для темы.
Словарно-орфографическая работа. А теперь вашему вниманию предлагается небольшой словарный диктант на повторение орфограмм, которые могут встретиться нам в заданиях на ОГЭ. (Взаимопроверка, выставление оценок.).
Интеллигентный человек, смирить раздражение, подравняться в строю, преклонить колена перед памятью павших, преемник традиций, прибывать по расписанию, незлобный, но придирчивый; не прочитанная мною книга, исписал полстраницы.
Д/З выполнить РНО.
Обратите внимание на слово ПРЕ-ЕМ-НИК. Что оно означает? Назовите однокоренные слова. Разберите слово по составу? Обратите внимание, какую ошибку можно допустить при написании этого слова. Сформулируйте правильно, на какое правило дано слово? Составьте словосочетания или предложения по данному слову. (Продолжатель чьей-н. деятельности; тот, кто занял чьё-нибудь место, чью-нибудь должность; преемница, преемнический, преемничество, преемственность).
4. Изучение нового материала.
Теперь перейдем к изучению новой темы.
-Мы с вами на прошлых уроках говорили о БСП. Кто напомнит, какие предложения называются БСП?
-Нам также известно, что БСП разнообразны по значению. Условно БСП можно объединить в несколько групп в зависимости от интонации и знаков препинания, с помощью которых значения БСП передаются при письме.
-Вспомните, о каких группах мы уже говорили? (При затруднении на экране даются примеры БСП со значением перечисления; противопоставления, времени, условия, следствия.)
Слайд со схемой БСП и его значения. ( перечисления; противопоставления, времени, условия, следствия; ?).-Итак, что нам необходимо выяснить?
-Как называется следующая группа БСП и какие знаки препинания в них ставятся?
1) Исследовательскую работу в группах. Для этого проведем небольшую исследовательскую работу в группах. Вам даны БСП, даны союзы. Как вы думаете, какой вид работы нам следует провести, чтобы ответить на поставленный вопрос. (С помощью союзов преобразовать БСП в СПП и определить виды придаточных, которые помогут определить название следующей группы БСП).
1. На реке Каратал происшествие: (пояснение) лед отправился в путешествие.
2. Мы сбежались на происшествие: (причина) захотелось и нам в путешествие.
3. Посмотрели мы и увидели: (дополнение) льдины мчатся в одном направлении.
4. Женщина плакала навзрыд: (причина) среди погибших был и ее муж.
5. Страшная мысль мелькнула в уме моем: (пояснение) я вообразил ее в руках у разбойников.
6. Павел чувствует: (дополнение) чьи-то пальцы дотрагиваются до его руки выше кисти.
А именно
То есть
что
Потому что
Так как
-Сгруппируйте предложения и прокомментируйте, какое значение может иметь вторая часть БСП?
Алгоритм ответа представителей групп
I группа: в предложении между частями можно вставить союз «потому что», вторая часть указывает на причину того, о чем говорится в первой части. Эти предложения напоминают СПП причины. Следовательно, перед нами БСП со значением причины. Между частями предложения ставится двоеточие.
II группа:, в предложении между частями можно вставить союз «что», вторая часть дополняет первую. Такие предложения похожи на СПП изъяснительные. Следовательно, перед нами БСП со значением дополнения. Между частями предложения ставится двоеточие.
III группа: в предложении между частями можно вставить «а именно», вторая часть раскрывает и поясняет содержание того, о чем говорится в первой части Следовательно, перед нами БСП со значением пояснения. Между частями предложения ставится двоеточие.
-Итак, мы определили третью группу БСП. Записываем тему нашего урока «Бессоюзное сложное предложение со значением пояснения, дополнения, причины».
-Какие цели мы перед собой поставим?
- будем продолжать учиться определять смысловые отношения между частями бессоюзного сложного предложения.
-для этого необходимо вспомнить виды спп
-знаки препинания в БСП.
4.ФИЗКУЛЬТМИНУТКА!!!
5. Тренировочное упражнение. Давайте обратимся к учебнику и посмотрим, а что там сказано о данной группе БСП. Работа с учебником (стр. 130-131чтение правила).
-Что нового узнали из учебника?
-Первая часть предложения произносится с интонацией предупреждения, с понижением голоса, вторая часть произносится с обычной завершающей интонацией.
Работа по тексту.
1. Однажды в чужом городе мне встретился странный человек: он никогда не смеялся и не ругался, говорил тихо, никогда не повышал голоса, он не задавал никаких вопросов и ничего не объяснял. 2. Он был одинок: с ним никто не общался, и он не стремился обрести друзей. 3. Я подумала: должна быть причина такого необычного поведения странного человека.
4. Обратилась к главному мудрецу города.
5. И вот что поведал мне старец: “Человек потерял запятую, стал бояться сложных предложений, искал фразы попроще. 6. За несложными фразами пришли несложные мысли. 7. Потом он потерял знак восклицательный и стал говорить тихо, с одной и той же интонацией. 8. Его уже ничто не радовало и ничто не возмущало. 9. Он ко всему относился без эмоций.
10. Затем он потерял знак вопросительный и перестал задавать всякие вопросы.
11. Никакие события не вызывали его любопытства, где бы они ни происходили: в космосе, на Земле или в собственной квартире.
12. Еще через пару лет он потерял двоеточие и перестал объяснять людям свои поступки.
13. К концу жизни у него остались только кавычки. Он не высказывал ни одной собственной идеи. 14. Так он совсем разучился мыслить и дошел до точки. 15.Берегите…”
(По Г.Каневскому)
1. Определите художественный прием, которым пользуется автор. (Аллегория, т.е. иносказание.)
2. Закончите последнее предложение. (Берегите знаки препинания.)
3. Какова основная мысль текста? Что означает последний призыв?
4. Что означает выражение дойти до точки?
– Какова основная мысль текста? Что означает последний призыв? (Знаки препинания имеют определенные значения, они помогают человеку правильно оформлять свои мысли на письме. Последний призыв– это предостережение, предупреждение о необходимости внимательного, бережного отношения к знакам препинания и к языку в целом, так как он является хранителем человеческой мысли и человеческих эмоций.)
Выпишите номера БСП, укажите союзы, которые можно вставить, определите значение второй части предложения и прочитайте правильной интонацией.
А именно, пояснение.
Потому что, причина
Что, дополнение
6. Д/з. На «3»-«4» Выписать 7-9 БСП причины, пояснения или дополнения из рассказа Шолохова «Судьба человека», определить смысловые отношения между частями предложений; на «4» - «5» - сочинение-рассуждение (15.3) по данному тексту. Объясните, как вы понимаете смысл фразы «дойти до точки?» Напишите сочинение – рассуждение «Что значит «дойти до точки»?»
7. .Проверочная работа.
Ребята, а теперь выполним тестовые задания.
1 вариант – нечетные номера;
2 вариант – четные номера.
Какова роль двоеточия в предложении?
Любите книгу: она поможет разобраться в путанице мыслей, научит уважать человека.
А) Содержание одного предложения противопоставляется другому.
Б) Второе предложение указывает причину того, о чём говорится в первом предложении.
В) Второе предложение дополняет смысл первого.
Укажите бессоюзное сложное предложение.
А) Уж небо осенью дышало, уж реже солнышко блистало, короче становился день.
Б) Сверкнула молния, и послышался сильный удар грома.
В) Когда Аню провожали домой, уже светало и кухарки шли на рынок.
3.Какой знак нужно поставить в бессоюзном сложном предложении на месте пропуска?
В январе дни становятся длиннее ( ) морозы усиливаются.
А) точка с запятой;
Б) запятая;
В) двоеточие.
4. Укажите количество пропущенных запятых в предложении.
Выглянуло солнце поля сейчас же осветились радостным светом яркими бликами заиграла река.
А) одна;
Б) три;
В) две.
5. Определите смысловые отношения между частями бессоюзного сложного предложения.
Мне стало совестно: я не мог закончить начатой речи.
А) Бессоюзное сложное предложение со значением пояснения.
Б) Бессоюзное сложное предложение со значением причины.
В) Бессоюзное сложное предложение со значением дополнения.
Определите смысловые отношения между частями бессоюзного сложного предложения.
Варвара прислушалась: донёсся шум вечернего поезда.
А) Бессоюзное сложное предложение со значением условия.
Б) Бессоюзное сложное предложение со значением пояснения.
В) Бессоюзное сложное предложение со значением причины.
7. Какой знак следует поставить между частями бессоюзного сложного предложения?
Павка лёг на дрова и уснул ( )усталость одолела.
А) запятая;
Б) двоеточие;
В) точка с запятой.
8. Найдите бессоюзное сложное предложение, между частями которого ставится двоеточие.
А) Книга была богато иллюстрирована читать её было интересно.
Б) Пушистые цветы одуванчиков уносило ветром.
В) Поезд тронулся и начал набирать скорость.
9. Сложноподчинёнными называются предложения:
А) Состоящие из нескольких простых предложений.
Б) Части которых неравноправны, одна из них главная, другая - зависимая.
В) Части которых равноправны.
10. Какой знак нужно поставить в бессоюзном сложном предложении на месте пропуска?
Собака была славная ( ) уши торчком, хвост колечком, глаза умные-умные.
А) точка;Б) точка с запятой:В) двоеточие.
Учитель: А теперь проверим, перед вами - правильные ответы. Взаимопроверка.
Ответы:1 вариант2 вариант
1.В
1. А
2. Б
2. В
3. Б
3. Б
4. Б
4. А
5. Б
5. В
8. Итог урока.
–При каких условиях будем ставить двоеточие в БСП? (если перед нами БСП со значением причины, пояснения, дополнения)
– Как мы определим, какое именно перед нами БСП – причины, пояснения или дополнения? (подставим союзы а именно, потому что, что)
9. Рефлексия. Анкета.
У каждого на парте лежит лист анкеты, в течение 3–5 минут ученики ее заполняют.
1. Назовите тему урока: ____________________
2. Достигли ли вы цели, поставленной в начале урока?
(Подчеркните выбранный вами ответ.) Да Нет Частично
Оцените свою деятельность.: Что получилось - ….
что не получилось- ….
что хотелось бы еще сделать- ……
были ли вы активны на уроке- …….
Какая работа на уроке заинтересовала вас более всего?_______________________
Выскажите свои пожелания, рекомендации по проведению урока.
6. Поставьте себе отметку за работу на уроке - ____________