Дифференцированное обучение учащихся на уроках биологии.

Ковшова К.А.
Учитель химии и биологии
Новодворовская НСШ
Тайыншинского района
Северо-Казахстанской области

Дифференцированное обучение учащихся на уроках биологии.
В настоящее время во многих школах республики внедряются различные педагогические технологии, в том числе и педагогическая технология уровневой дифференциации обучения. Дифференцированное обучение представляет собой учет индивидуальных особенностей учащихся в учебной работе. Возникает вопрос: какие же это индивидуальные особенности личности учащегося, которые обусловливают индивидуализацию обучения? Принцип индивидуального подхода в дидактике предполагает учет таких особенностей учащихся, которые влияют на его учебную деятельность и от которых зависят результаты учения. Таковыми могут быть различные физические и психические качества и состояния личности: особенности всех познавательных процессов и памяти, свойства нервной системы, черты характера и воли, мотивация, способности и т.д. Дифференцированный подход облегчает воспитательную деятельность педагога, так как позволяет определять содержание и формы воспитания не для каждого ребёнка, а для определённой "категории" учащихся. Реализации дифференцированного подхода способствует организация игр, соревнований, временных творческих коллективов, создание специальных педагогических ситуаций, помогающих раскрыть достоинства учащихся. Необходимое условие дифференцированного подхода - изучение межличностных отношений. Это даёт возможность воздействовать на отношения между личностью и группой, группой и коллективом, детьми и взрослыми и т.д. Эффективность дифференцированного подхода находится в прямой зависимости от творческой атмосферы сотрудничества в воспитательной организации и демократического управления ею.
Сущность дифференцированного подхода заключается:
a) в обеспечении достижений обязательных результатов обучения каждым учеником в соответствии с его реальными учебными возможностями;
b) в обеспечении развития познавательного, ценностного, творческого, коммуникативного и художественного потенциала личности;
c) обеспечении обучения в соответствии с реальными учебными возможностями учащихся и ориентацией на "зону ближайшего развития".
В оценке индивидуальных возможностей учащихся проверка усвоенности учебного материала хотя и играет существенную роль, но не является единственным показателем.
На уроках я использую разноуровневые задания, которые делятся на 3 уровня:
- репродуктивный уровень /знания – знакомства, знания - копии/
Например:
1.Что такое орган? Закончите схему.









Кроссворд «Вид симметрии корня».
Выпишите в клетки кроссворда названия типов корней, корневых систем и участков корня. Если задание выполнено правильно, то в выделенном вертикальном ряду вы прочтете, какой вид симметрии характерен для корня.







·


Вид корневой системы:
у одуванчика – 5 у пшеницы – 2

2. - алгоритмический /знания - умения/
Например:
1.Химический состав клетки.
Из перечня веществ выберите те, которые относятся к органическим или к минеральным веществам. Ответы зашифруйте с помощью букв и цифр.
Вещества:
А – неорганические (минеральные)
Б – органические.
1. белки 4. жиры
2. вода 5. крахмал
3. сахар 6. соли

2. Ткани и зоны корня.
Распределите перечисленные группы клеток и их функции по типам тканей и зашифруйте ответы с помощью букв и цифр.
Типы тканей:
А – покровная ткань
Б – образовательная ткань
В – проводящая ткань
Г – всасывающая ткань
Группы клеток:
1. корневой волосок 4. сосуды
2. молодые клетки 5. живые клетки
3. прозрачная кожица
Зоны корня:
а) корневой чехлик
б) зона деления
в) зона роста
г) зона всасывания
д) зона проведения
Функции:
увеличение размеров корня
всасывание воды и минеральных солей
защита от повреждений
проведение от воды и растворов в другие органы
способствует развитию других зон.

3. - эвристический уровень /знания- трансформации/. Эти задания можно использовать при подготовке учащихся к олимпиаде по предмету.
Например:
1. Их каких двух слов образуется слово, означающее часть зародыша?
(.) + (.) = (..)

2. Из каких музыкальных нот образуется двудольное растение?
(..) + (.) = ()

3. Подберите слова в скобках
Д + (злак) = (мелкое сокращение мышц) = (..)

Преимущество и особенность выполнения разноуровневых заданий перед обычными, привычными для нас заданиями в том, что при уровневой дифференциации обучения каждый ученик, несмотря на свои казалось бы, хорошие способности, начинает свою деятельность с выполнения заданий легкого, но обязательного для всех ученического уровня. Это вводится для того, чтобы, предлагая классу дифференцированные задания, не допускать искусственного разделения детей на способных и неспособных.
Таким образом, внедрение педагогической технологии, предусматривающей уровневую дифференциацию обучения, предполагает формирование саморазвивающейся, и умеющей самостоятельно принимать правильное решение личности.
Отношения учителя и ученика – это радостная дружба, полная фантазии и доверия. И, если ребенок увидит открытое сердце учителя, тогда маленький человек с любопытством и единством выйдет в мир науки и начнет жить в этом мире жизнью, наполненной свободой и счастьем познания истины.

ОРГАН

вегетативные

цветок

13 EMBED PBrush 1415

13 EMBED PBrush 1415

13 EMBED PBrush 1415



Root Entry