Презентация к докладу Дифференцированное обучение на уроках истории и обществознания
Дифференцированное обучение на уроках истории и обществознания Автор : ВекличТатьяна Алексеевна, преподаватель истории и обществознания 2014 Индивидуализация обучения – это учет в процессе обучения индивидуальных особенностей учащихся, позволяющий создать условия для реализации потенциальных возможностей каждого ученика.
Дифференциация обучения – способ организации учебного процесса, при котором учитываются индивидуально-типологические особенности личности (способности, интересы, склонности, особенности интеллектуальной деятельности), на основании которых учеников можно объединить в группы.
Обученность Обучаемость Критерии дифференциации итог предыдущего обучения: уровень усвоения знаний и навыков уровень качества знаний и навыков способы и приемы их приобретения восприимчивость ученика к усвоению новых знаний и способов их добывания готовность к пере- ходу на новые уровни умственного развития Внутренняя дифференциация Группы учащихся Цели обучения Тип заданий
I Низкий уровень (20%) Пробудить интерес Ликвидировать пробелы Сформировать умение работать по образцу Репродуктивный (воспроизведение информа-ции; тренировочные задания)
II Средний уровень (65%) Развить устойчивый интерес к предметуЗакрепить и повторить имеющиеся знанияСформировать умение работать самостоятельно Продуктивный(применение знания в новой ситуации; создание нового продукта: схем, тестов и т.п.)
III Высокий уровень (15%) Сформировать новые способы действий, умение выполнять задания повышенной сложнос-ти и нестандартные заданияРазвить умение самостоятельной организации обучения Творческий По уровню трудности По степени самостоятельности учащихся По объему учебного материала По характеру помощи учащимся По уровню творчества Способы дифференциации Примеры дифференциациина уроках истории и обществознания Составить план рассказа по изучаемой теме (1-ый уровень). Подготовить тезисы по изучаемой теме (2-ой уровень). Составить конспект, включающий в себя элементы плана и тезисов (3-ий уровень). Пример дифференцированного задания по работе с текстом Заполните таблицу «Экспорт и импорт товаров Новгородской республики». Найдите точное место действия картины на плане Древнего Новгорода. Определите по деталям, что торг происходит именно в Новгороде, а не в другом городе Древней Руси. Новгородский торг. Худ. А. М. Васнецов Охарактеризуйте состав новгородского веча. Изучите дополни- тельную литературу. Соответствует ли трактовка художника истории новгород- ского веча современ- ным научным пред- ставлениям? Найдите на плане Древнего Новгорода место действия картины». Новгородское вече. Худ. А. М. Васнецов Как вы понимаете содержание французской карикатуры 1890-х гг.? 1 2 3 4 5 «Европейцы и Япония делят Китай». Задание на с/п. Эссе: «Какой стране по воле карикатуриста достанется самый большой кусок пирога и почему именно ей?» Закон – это нормативно-правовой акт, принятый в особом порядке органом ______________ власти или _____________, выражающий волю народа, обладающий высшей юридической силой и регулирующий наиболее важные общественные отношения. законодательной референдумом Подзаконные акты – это нормативные акты, изданные на основе и во исполнение ________ органами _____________ власти или _____________ ____________. закона исполнительной лицами должностными Для объяснения нового материала привлекать обучающихся третьей и реже второй группы. Они дома самостоятельно с использованием дополнительной литературы и Интернет-ресурсов готовят сообщения по новой теме (но заранее давать план выступления или критерии). На уроках закрепления и обобщения изученного материала работу на уроках можно организовать в уровневых группах.Дети третье группы получают творческие задания и выполняют их самостоятельно.Обучающиеся второй группы также самостоятельно выполняют задания по карточкам, по вопросам учебника.Ученики первой группы работают под руководством учителя. При такой организации работы «сильные» дети получают возможность в полную силу проявить свои способности и получить заслуженную оценку. А «слабые» дети чувствуют себя уверенней и тоже получают положительную оценку. Дифференцированные задания на уроках учета и контроля знаний При проведении контрольных срезов обучающиеся получают несколько вариантов заданий по степени сложности или по объёму. Предварительно озвучиваю, какие задания на «3», какие - на «4», а какие - на «5». Дети сами выбирают задания по своим возможностям. Но не все реально оценивают свои возможности, завышенная самооценка. Примерные контрольные работы в 8 классе по теме «США в конце XIX века». Вариант 1. 1.Выбери правильный ответ.Факторы успешного развития американской экономики в конце 19 века:А) высокие затраты на производство вооруженияБ) быстрый рост населенияВ) большое количество государственных предприятий. 2. Найди понятие, соответствующее описанию.Как и в Великобритании, в США решающую роль играли две крупные партии, боровшиеся за власть:А) двухпартийная системаБ) система участияВ) пропорциональная система Вариант 2. Напишите сочинение от имени политика северных штатов на тему «Почему началась гражданская война между северными и южными штатами?» Вариант 3.Как изменились взгляды А. Линкольна в ходе Гражданской войны?В чём позиция А. Линкольна не изменилась?Приведи в качестве примера отрывок инаугурационной речи А. Линкольна. Дифференцированные домашние задания. Можно домашние задания предлагать в нескольких вариантах, и обучающиеся сами выбирают задания по своим силам. Например, при изучении темы «Османская империя в XIV-XV веках» в 6 классе, предлагаются домашние задания: - пересказ с.177-182; - ответить на вопросы с.182; - краткое сообщение по исторической карте «Битва на Косовом поле»; - письменная характеристика султана Мехмета II. Тема: СССР на завершающем этапе Второй мировой войны. 1 группа – пересказ текста учебника «Коренной перелом в ходе Великой Отечественной войны». 2 группа – устные ответы на вопросы с.237.- Каковы причины успеха советского контрнаступления под Сталинградом?- Каково значение Сталинградской битвы в ходе Второй мировой войны?- Почему Курскую битву считают сражением, завершившим коренной перелом в ходе Великой Отечественной войны?- Чем можно объяснить массовый героизм советских людей в период войны?- Каково значение Тегеранской конференции? 3 группа – творческие задания на с.238. «Приемы педагогической техники – каждодневный инструмент учителя. Инструмент без работы ржавеет... А в работе – совершенствуется». Анатолий Гин, руководитель международной Лаборатории образовательных технологий «Образование для Новой Эры»