Урок по русскому языку на темуИмя прилагательное. Разряды прилагательных. Степени сравнения имен прилагательных. Полные и краткие прилагательные. Правописание прилагательных.


Қостанай қаласы әкімдігі білім бөлімінің № 3 мектеп-гимназиясы» ММ
ГУ «Школа-гимназия №3 отдела образования акимата города Костаная»

Урок
Тема: «Имя прилагательное. Разряды
прилагательных. Степени сравнения
имен прилагательных. Полные и
краткие прилагательные.
Правописание прилагательных».

Учитель: Битюцкая Л.Д.
2016 год
Тема: Имя прилагательное. Разряды прилагательных. Степени сравнения имен прилагательных. Полные и краткие прилагательные. Правописание прилагательных.
Цели: систематизировать знания учащихся по разделу морфология, углубить
знания о морфологических признаках прилагательного, повторить
разряды прилагательных, полные и краткие прилагательные,
степени сравнения прилагательных, повторить правописание
прилагательных;
закрепить навыки определения разрядов прилагательных,
правописание прилагательных, умение различать степени сравнения,
развивать аналитическое мышление, навыки монологического
высказывания, речь, память.
Формировать устойчивый интерес к русскому языку.Методы: стратегии «Ассоциация». Кластер. Двухчастный дневник.Технология: развитие критического мышления через чтение и письмо.
Оборудование: интерактивная доска, презентация, карточки с текстом стихотворений , эпиграф:
С русским языком можно творить чудеса.
Нет ничего такого в нашей жизни,
в нашем сознании, что нельзя было бы
передать русским словом…
К. Паустовский

Ход урока.
I. Организационный момент. II.Целевая установка и психологический настрой учащихся.Прочитайте слова Абая, которые станут эпиграфом к нашему уроку и ответьте на вопрос: « К чему призывает Абай?.Орыстың тілің білсең көзін шайдай ашылады.Абай Кұнанбаев « Қара сөзі».Знать русский язык - значит открыть глаза на мир.Абай Кунанбаев «Слова Назидания».1.Этап вызова мотивации.
Инструктаж:
1.Подобрать ассоциации к слову мама.
(Делается вывод о том, что подобранные слова являются прилагательными.)
2. Составление кластера « Имя прилагательное».
3. Творческое задание:
1. Написать сказку о городе, в котором живут прилагательные.
2. Написать рассказ о дружбе прилагательного и существительного. Презентации работ.III. Этап реализации темы урока.1.Терминологический диктант.
Читаю вопросы, а вы пишите в тетрадях только ответы.
Раздел языкознания, изучающий слова как части речи и их формы. ( морфология).
Синтаксическая роль имени прилагательного в предложении? (определение).
Чем еще может быть прилагательное в предложении?( сказуемое).
Имена прилагательные этого разряда обозначают принадлежность предмета кому-либо.(притяжательные).
Имена прилагательные этого разряда называют признак предмета через отношение к какому-либо другому предмету, действию, времени, месту. ( относительные).
Имена прилагательные этого разряда обозначают различные качества предмета. ( качественные).
Прилагательные: кипуч, свеж, прекрасен - употреблены в ... форме (краткой).Проверка устно.
2.Повторение сведений о прилагательном.
1.Назовите общее грамматическое значение имени прилагательного.2. Что мы знаем о морфологических признаках прилагательного?3. Какова синтаксическая роль?4. Назвать разряды прилагательных.5. Дать определение качественным прилагательным.6. Дать определение относительным прилагательным.7. Какие прилагательные называются притяжательными?8.Какие вы знаете степени сравнения имён прилагательных? 9.Расскажите о полных и кратких прилагательных.
3.Знакомство с новым материалом.
1.Чтение и анализ материала учебника §15,16
2.Вывод.IV. Закрепление.
1.Игра-соревнование « Путаница». Распутать, записать в тетради.
Дуб зеленый, цепь златая, у лукоморья на дубе том , и днём и ночью ходит, учёный кот, кругом по цепи всё. 2. Выполнение упражнения 282,285 (письменно).
3.Самостоятельная работа.Раздаю 3 варианта карточек с текстом стихотворений, вставить пропущенные прилагательные и указать автора произведения. Определите разряд прилагательных.4.Составление синквейна. В стихотворениях говорится о временах года, поэтому составим пятистишие.1. Ключевое слово. Название . Тема.2. Описание( 2прилагательных)3. Идет процесс. Действие по теме (3 глагола).4.Мое отношение к теме.5. Подтверждение сущности четырех строк.(1 слово - вывод).5.Творческая работа.
В словах ни корней, ни приставок, ни суффиксов - одни окончания.
Узнайте, где спряталось полное прилагательное, а где – краткое.
1. _ _ _ая; 4. _ _ _ий; 7. _ _ _ое;
2._ _ _ые; 5. _ _ _ые; 8. _ _ _ее;
6515108382000 3. _ __ ; 6._ _ _ы; 9. _ _ _о.
Образуйте от данных прилагательных формы кратких: Могучий, красивый, крепкий, хороший, тихий, бледный, свежий.
- Чем отличаются полные прилагательные от кратких?
6.Словообразовательная работа. 1.От данных слов образовать прилагательные с суффиксом- к- -ск-.Франция, Исландия, Сибирь, Кубань, Кавказ, Урал, Псков, Рига, Турция.2.От данных прилагательных образуйте все формы степеней сравнения.
1ряд – красивый, твёрдый высокий;
2ряд – горький, белый, глубокий;
3ряд – молодой, громкий, звонкий.V. Итог урока.
1.Обобщение по теме.
Заполнение двухчастного дневника.Что я знал о прилагательном. Что нового я узнал о прилагательном.
2. Комментирование оценок.
VI. Задание на дом: §15,16 упр.279(1)