Урок по русскому языку на темуИмя прилагательное. Разряды прилагательных. Степени сравнения имен прилагательных. Полные и краткие прилагательные. Правописание прилагательных. 
Қостанай қаласы әкімдігі білім бөлімінің  № 3 мектеп-гимназиясы» ММ
ГУ «Школа-гимназия №3 отдела образования акимата города Костаная»
                            
                             Урок
Тема: «Имя прилагательное. Разряды   
            прилагательных. Степени сравнения       
            имен  прилагательных. Полные и   
            краткие  прилагательные.   
            Правописание  прилагательных».
 
Учитель: Битюцкая Л.Д.
                                 2016 год
Тема: Имя прилагательное. Разряды прилагательных. Степени сравнения имен прилагательных. Полные и краткие прилагательные. Правописание прилагательных.
Цели: систематизировать знания учащихся по разделу морфология, углубить   
            знания о морфологических признаках прилагательного, повторить   
            разряды   прилагательных, полные  и краткие прилагательные,    
            степени сравнения  прилагательных, повторить правописание  
            прилагательных;
            закрепить навыки определения разрядов прилагательных,  
            правописание  прилагательных,  умение различать степени сравнения,  
            развивать  аналитическое мышление, навыки монологического  
            высказывания, речь,   память. 
           Формировать устойчивый интерес к русскому языку.Методы: стратегии «Ассоциация». Кластер. Двухчастный дневник.Технология: развитие критического мышления через чтение и письмо.     
Оборудование: интерактивная доска, презентация, карточки с текстом  стихотворений ,  эпиграф:
                                                        С русским языком можно творить  чудеса.                                                                                                                                    
                                                        Нет ничего такого в нашей жизни,
                                                        в нашем сознании, что нельзя было бы
                                                        передать русским словом…
                                                                                                         К. Паустовский
                                                
                                                    Ход урока.
I. Организационный момент. II.Целевая установка и психологический настрой учащихся.Прочитайте слова Абая, которые станут эпиграфом к нашему уроку и ответьте на вопрос: « К чему призывает Абай?.Орыстың тілің білсең көзін шайдай ашылады.Абай Кұнанбаев « Қара сөзі».Знать русский язык - значит открыть глаза на мир.Абай Кунанбаев «Слова Назидания».1.Этап вызова мотивации. 
Инструктаж: 
1.Подобрать ассоциации к слову мама. 
(Делается вывод о том, что подобранные слова являются прилагательными.)
2. Составление кластера « Имя прилагательное».
 3. Творческое задание: 
1. Написать сказку о городе, в котором живут прилагательные.
2. Написать рассказ о дружбе прилагательного и существительного.    Презентации работ.III. Этап реализации темы урока.1.Терминологический диктант.
 Читаю вопросы, а вы пишите в тетрадях только ответы.
Раздел языкознания, изучающий слова как части речи и их формы.                            ( морфология).
Синтаксическая роль имени прилагательного в предложении? (определение).
Чем еще может быть прилагательное в предложении?( сказуемое).
Имена прилагательные этого разряда обозначают принадлежность предмета кому-либо.(притяжательные).
Имена прилагательные этого разряда называют признак предмета через отношение к какому-либо другому предмету, действию, времени, месту.        ( относительные).
Имена прилагательные этого разряда обозначают различные качества предмета.      ( качественные).
Прилагательные: кипуч, свеж, прекрасен - употреблены в ... форме (краткой).Проверка устно.
2.Повторение сведений о прилагательном.
1.Назовите общее грамматическое значение имени прилагательного.2. Что мы знаем о морфологических признаках прилагательного?3. Какова синтаксическая роль?4. Назвать разряды прилагательных.5. Дать определение качественным прилагательным.6. Дать определение относительным прилагательным.7. Какие прилагательные называются притяжательными?8.Какие вы знаете степени сравнения имён прилагательных?                                         9.Расскажите о полных и кратких прилагательных.
3.Знакомство с новым материалом.
1.Чтение и анализ материала учебника §15,16
2.Вывод.IV. Закрепление. 
1.Игра-соревнование  « Путаница».                                                                           Распутать, записать в тетради.
 Дуб зеленый, цепь златая, у лукоморья на дубе том , и днём и ночью ходит,  учёный кот,  кругом по цепи всё. 2. Выполнение  упражнения 282,285 (письменно).
3.Самостоятельная работа.Раздаю 3 варианта карточек с текстом стихотворений, вставить пропущенные прилагательные и указать автора произведения. Определите разряд прилагательных.4.Составление синквейна. В стихотворениях говорится о временах года, поэтому составим пятистишие.1. Ключевое слово. Название . Тема.2. Описание( 2прилагательных)3. Идет процесс. Действие по теме (3 глагола).4.Мое отношение к теме.5. Подтверждение сущности четырех строк.(1 слово - вывод).5.Творческая работа.
        В словах ни корней, ни приставок, ни суффиксов - одни окончания.       
       Узнайте, где спряталось полное прилагательное, а где – краткое.
1. _ _ _ая;             4. _ _ _ий;                      7. _ _ _ое;   
 2._ _ _ые;             5. _ _ _ые;                      8. _ _ _ее;
6515108382000 3.  _   __      ;         6._ _ _ы;                        9. _ _ _о.
Образуйте от данных прилагательных формы кратких:                                  Могучий, красивый, крепкий, хороший, тихий, бледный, свежий.
- Чем отличаются полные прилагательные от кратких?
6.Словообразовательная работа.                                                                                                          1.От данных слов образовать прилагательные с суффиксом- к- -ск-.Франция, Исландия, Сибирь, Кубань, Кавказ, Урал, Псков, Рига, Турция.2.От данных прилагательных образуйте все формы степеней сравнения.
1ряд – красивый, твёрдый высокий;
2ряд – горький, белый, глубокий;
3ряд – молодой, громкий, звонкий.V. Итог урока.
1.Обобщение по теме.
Заполнение двухчастного дневника.Что я знал о прилагательном. Что нового я узнал о прилагательном.
2. Комментирование оценок.
VI. Задание на дом: §15,16 упр.279(1)