Интегрированный урок СБО и математики в 8 специальном (коррекционном) классе 8 вида


Интегрированный урок СБО и математики в 8 классе "Коммунальные услуги. Действия с целыми числами и десятичными дробями. "Провела Пименова О.В. учитель специальных (коррекционных) классов VIII вида МБОУ Теплостанская основная общеобразовательная школаТип урока: комбинированныйПродолжительность: 40минут Интеграция с предметом: Применение математических знаний в практических целях. Технологии: интегрированные, информационно-коммуникационные, личностно – ориентированные, здоровьесберегающие,дифференцированный подход Цель: Научить оплачивать коммунальные платежи.Задачи: Образовательные: Закрепить выполнение арифметических действий с целыми и дробными числами. Научить снимать показания с электросчётчика, подсчитывать стоимость израсходованной электроэнергии, заполнять квитанцию об оплате электроэнергии.Воспитательные:Воспитывать сознательное отношение к финансовым расходам и бережливость.Формировать социальную активность и самостоятельность.Практическая подготовка воспитанников к жизни в социуме.Коррекционные:Развивать мышление, память, внимание, речь.Формировать экономическое мышление. Знания, умения, навыки и качества, которыми овладевают воспитанники во время урока:Овладевают экономическими понятиями: экономия, коммунальные платежи.Актуализируют знания о домашней экономике, правилах оплаты коммунальных услуг.Приобретают умения снимать показания с бытовых приборов учёта, заполнять квитанции об оплате коммунальных платежей.Методы обучения:Словесные: беседа, объяснениеНаглядные: демонстрация мультимедийной презентацииПрактические: упражнение в снятии показаний счетчика и заполнении квитанций об оплате.Средства обучения:Компьютер.Мультимедийная презентация.Карточки-задания для практической работы.     План урока. 1. Организационный момент. 2. Актуализация опорных знаний.  3. Целеполагание и мотивация. 4. Объяснение нового материала. 1. Что такое коммунальные услуги и платежи. 2. Снятие показаний со счётчиков, расчёт оплаты. Физкультминутка 3. Практическая работа «Расчёт оплаты». 4. Платёжные квитанции. 5. Задание на дом «Заполнение квитанций». 6. Места оплаты коммунальных услуг. 7. Способы экономии электроэнергии.5.Проверка опережающего домашнего задания. Защита плакатов. 6. Итоги урока. Рефлексия.     ЭтапыДидактические задачиДеятельность педагогаДеятельность учащихсяОрганизация начала урока (1 мин) Подготовка учащихся к работе на уроке. Введение в урок.Побуждает школьников к организации рабочего места. Создаёт комфортную обстановку.Проверяют готовность своего рабочего места к уроку, настраиваются на успешную работу в процессе урока. Организационный момент. Психологический настрой. - Давайте наш урок начнем с пожелания друг другу добра.Я желаю тебе добра, ты желаешь мне добра, мы желаем друг другу добра. Если будет трудно - я тебе помогу. - Я рада, что у нас отличное настроение. Надеюсь, что урок пройдет интересно и увлекательно.А урок у нас с вами сегодня не совсем обычный, а урок интегрированный. Это значит мы будем заниматься на уроке сразу по двум предметам математика и СБО. Мы спокойны и уверены в себе. У нас всё получится. Итак, за работу. ЭтапыДидактические задачиДеятельность педагогаДеятельность учащихся2 Актуализация опорных знаний(2,5 мин)Подготовка учащихся к основному этапу урока. Включение мыслительного процесса.Организует проверку знаний учащихся по теме через театрализацию и ответы на вопросы.Учащиеся отвечают на вопросы. 2. Актуализация опорных знаний. - Что такое бюджет семьи? это все доходы и расходы семьи за определённый период времени-Из чего состоит семейный бюджет? БЮДЖЕТ СЕМЬИДОХОДЫРАСХОДЫ


ДОХОДЫРАСХОДЫзарплатапенсиястипендияпособияпроценты от вкладовсдача жильяпитаниеобучениеотдыхприобретение одежды и мебеликультурно-бытовые услугикоммунальные платежиИз чего складываются доходы? - А на что в семье расходуют деньги?






ЭтапыДидактические задачиДеятельность педагогаДеятельность учащихся3.Целеполагание и мотивация(2,5 мин)Обеспечение мотивации и принятие учащимися цели урока, побуждение к деятельности Организует работу учащихся по принятию целей урока, обращает внимание на актуальность темы. Обсуждают и формулируют тему и цели урока с направляющей помощью учителя. 3. Целеполагание и мотивация. - Чтобы узнать тему сегодняшнего необычного урока нужно выполнить задание. А чтобы выполнить задание надо знать правила сравнения десятичных дробей. На парте в конвертах лежат «лампочки», на которых написаны десятичные дроби и по одной букве, составив эти дроби в порядке возрастания, вы прочитаете тему урока по СБО, которую будете изучать сегодня на уроке. - Итак, какие слова у вас получились? -Кто-нибудь догадался, чему мы будем сегодня учиться?Задачи нашего урока такие: -научиться снимать показания счётчика, - подсчитывать расходы, - заполнять квитанции на оплату электроэнергииКоммунальныеуслуги
ЭтапыДидактические задачиДеятельность педагогаДеятельность учащихся4. Изучение нового материала.25 минСоздание условий для изучения нового материала.Организует деятельность учащихся по изучению нового материала с помощью мультимедийной презентации, разгадывания загадок, использования наглядностиУченики знакомятся с видами счётчиков, учатся снимать с них показания, учатся заполнять квитанции, используя образцы и слайды мультимедийной презентации. 4. Объяснение нового материала. - Что такое коммунальные услуги и платежи? это услуги для обеспечения комфортных условий жизниКоммунальныеуслуги
Как вы думаете, что включает в себя плата за коммунальные услуги? Давайте посмотрим на экран. оплатаза электроснабжениеза газоснабжение, отоплениеза холодное и горячее водоснабжениеза телефон и Интернетза вывоз бытовых отходов


- С водой, электричеством, теплом мы сталкиваемся ежедневно, ежечасно, даже порой, не замечая этого: когда открываем кран, чтобы помыть руки, включаем свет, чтобы было светло, - мы начинаем потреблять коммунальные услуги. Но за все коммунальные услуги нужно платить. Плату за коммунальные услуги называют коммунальными платежами. Их вносят ежемесячно до определённого числа. – Граждане, оплачивайте коммунальные услуги ежемесячноА что будет, если вы вовремя не будете оплачивать коммунальные платежи? Могут наложить штраф, или по-другому это называется пеня, которая составляет определённый законом процент от платы, и чем больше просрочили оплату, тем больше придётся переплатить
- А о каком виде коммунальных услуг сейчас пойдёт речь, вы узнаете, отгадав загадку: К дальним сёлам, городам Что идёт по проводам? Светлое величество! Это … ? (электричество)- Сейчас мы используем для освещения помещений электрические лампочки.


- Всегда ли была электрическая лампочка?- Каких её предшественников вы знаете? лучинафакелсвечалампа керосиноваялампа масляная




-Ребята, отгадайте ещё одну загадку: Очень строгий контролёр Со стены глядит в упор, Смотрит, не моргая. Стоит только свет зажечь Иль включить в розетку печь- Всё на ус мотает. (электросчётчик)-Образцы электросчётчиков вы можете увидеть на слайде.


- В чём измеряется электроэнергия? ( кВт в час)- Чтобы снять показания с электросчётчика, надо списать цифры вот из этого окошечка.
- Как вы думаете, а чтобы подсчитать, сколько надо заплатить за свет, достаточно только этих показаний? (нет)- Для того чтобы посчитать, сколько нужно заплатить за свет, нужно знать последнее показание счётчика в прошлом месяце и знать сколько стоит 1 кВт электроэнергии.А теперь мы научимся рассчитывать плату за израсходованную электроэнергию. Оплата электроэнергии производится согласно показанию электросчётчика. Решим задачу. ЗадачаПоказания электросчётчика на 10 декабря 2014г -3200 кВт·ч,показание в прошлом месяце на 10 ноября 2014 г было 3100 кВт·ч. Сколько денег нужно заплатить за электроэнергию в этом месяце, если цена за 1 кВт·ч составляет 2 , 72 рубля ? Работа в тетрадях. Учитель на доске.- Как узнать, сколько электроэнергии потребили в течение месяца? (из текущего показания счётчика вычесть предыдущее) 3200– 3100 = 100(кВт·ч) – расход электроэнергии за месяц.Сколько же денег будут стоить 100кВт ·ч электроэнергии? Как мы можем это узнать? (умножением стоимости одного кВт·ч на количество израсходованной электроэнергии) 2,72 × 100 = 272 рубля нужно заплатить за электроэнергию в декабре. - Ответили мы на вопрос задачи?(Да). Физкультминутка.Быстро встали, улыбнулись,Выше-выше подтянулись.Ну-ка руки распрямите,Поднимите, опустите.Вправо, влево повернитесь,Рук коленями коснитесь.Сели, встали, сели, встали,И на месте побежали.      ЭтапыДидактические задачиДеятельность педагогаДеятельность учащихсяПрактическая работа(3 мин) Создание условий для выполнения заданий с применением полученных знаний и умений.Организует деятельность учащихся по применению знаний и умений для выполнения практической работы.Ученики самостоятельно выполняют задания, записывая сведения в таблицу. Объясняют выполнение заданий, проговаривая этапы.Осуществляют самопроверку. Практическая работа «Расчёт оплаты».- А теперь вы самостоятельно поучитесь рассчитывать плату за светСамостоятельная работа по карточкам. Детям раздаются индивидуальные карточки с заданиями и карточки с образцом выполнения задания.Ι вариант (Ульяна)Заполни таблицу, если плата за 1кВт·ч – 2,72р:№Показания счётчикаОплата по счётчикупредыдущеепоследующее1.5 6465 735  2.5 3375 405 ΙΙ вариант (Роман)Заполни таблицу, если плата за 1кВт·ч –2,72р:№Показания счётчикаОплата по счётчикупредыдущеепоследующее1.7 8997999  Образец. 2,72р ×(последующее – предыдущее)= …Например: №Показания счётчикаОплата по счётчикупредыдущеепоследующее1.3 2713 367261р12к3367 – 3 271 = 962,72р · 96 = 261,12 рПереведите полученную десятичную дробь в целое число, полученное при измерении стоимости.(261,12р = 261р12к) Проверка практической работы. Ученики обмениваются карточками с выполненным заданием, и проверяют друг у друга. Затем учитель открывает на слайде правильные ответы. Карточки сдаются учителю.проверим I вариант242,08р= 242р. 8 к.184,96 р= 184р.96к.II вариант272 р.

Платёжные квитанции- Мы уже знаем, что оплата за электроэнергию производится согласно показаниям счётчика и вносится ежемесячно. - А чтобы произвести оплату нужно заполнить платёжную квитанцию (показ шаблона квитанции)- Все поля платёжной квитанции должны быть заполнены полностью и разборчиво, в противном случае платёж может быть разнесён неверно.Учитель даёт каждому образец и пустой бланкДома вы заполните квитанцию по образцу. Данные показания счётчика возьмёте из первой решённой задачи. Места и правила оплаты коммунальных услугПосмотрите на экран. Во всех ли из предложенных учреждений можно оплатить коммунальные услуги. Исключите лишнее .- Сейчас появилась новая форма оплаты услуг: через специальные устройства – платёжные терминалы, которыми вы многие уже умеете пользоваться. Аптекабанкпочтасупермаркетполиклиникакасса ЖКХ

Платёжный терминал- Для того чтобы это сделать, достаточно выбрать на клавиатуре терминала вид оплаты и поднести штрих-код, напечатанный на квитанции к специальному окошку и сделать это можно не только наличными деньгами, но и банковской картой. Если вы внесли большую, чем надо сумму, то она будет переведена на счёт мобильного телефона.  А надо ли экономить свет, газ, воду? То, чего у нас на первый взгляд достаточно? Способы экономии электроэнергииА ещё мы должны помнить и строго выполнять правила безопасности при обращении с электроприборами. Нарушение этих правил может стать причиной несчастных случаев.Учитель раздаёт памятки «Правила пользования электроприборами» ЭтапыДидактические задачиДеятельность педагогаДеятельность учащихся5. Проверка домашнего задания(3 мин)Проверить на основе ответов учащихся или выполнения ими задания сознательность исамостоятельность, проявленную при подготовке домашнего заданияСледит за правильностью выполнения, качеством (как по содержанию, так и по форме), выявляет самостоятельность выполнения, определяет приёмы, использованные учащимися при самостоятельной работе домаУченики показывают и защищают плакаты на тему «Береги электричество! 5.Проверка домашнего задания-Ребята, а как вы можете экономить электроэнергию дома и в школе? Расскажите о способах экономии.Защита мини-плакатов , призывающих беречь свет. - Итак, если хотите получить лишние деньги, то надо экономить! Что такое экономия, давайте прочитаем.Экономия – это когда бережёшь деньги, время, силы, любые другие ресурсы, когда бережно их используешь, стараешься уменьшить расход
- Давайте сейчас вспомним пословицы и поговорки об экономии. Закончите пословицы.Денежки счёт любятБережливость лучше богатстваПо приходу и расходТот без нужды живёт, кто деньги бережёт

ЭтапыДидактические задачиДеятельность педагогаДеятельность учащихсяИтоги урока. Рефлексия.(2 мин)Сделать выводы по уроку. Создать условия для рефлексии собственной деятельности.Организует проверку знаний учащихся через ответы на вопросы, заполнение тестовой «квитанции» по содержанию урока. Учащиеся отвечают на вопросы, заполняют «тестовые квитанции». Определяют уровень собственных достижений. 6.Подведение итогов. Рефлексия. - Наш урок походит к концу, и сейчас для того, чтобы подвести итоги, я предлагаю вам заполнить квитанцию-тест: 1.Снимать показания с электросчётчика 2.Выполнять расчёт оплаты за свет3.Заполнять квитанции на оплату Квитанция выдана:Фамилия____________________________________Имя_________________________________________Отчество_____________________________________Я научился (ась):Итак, что же у нас получилось?Выставление оценок за работу на уроке отдельно по СБО и математике. Спасибо всем за внимание, на этом урок закончен. Использованная литература и Интернет-ресурсы.Залялетдинова Ф.Р. Нестандартные уроки математики в коррекционной школе [ Текст]: 5-9 классы. – М.: ВАКО,2007. – 128с.Программы для 5-9 классов специальных (коррекционных) общеобразовательных учреждений VIII вида . Под ред. В.В. Воронковой [ Текст]: . Москва, ВЛАДОС, 2000.- 224с.Сасова И.А., Фирсова М.М. Экономика для младших школьников. 3 класс [ Текст]: Пособие для учителя.- М.: Вита- Пресс. 2002.-112с.Симоненко В.Д., Шелепина О.И. Семейная экономика: Учебное пособие для 7-8 классов общеобразов. учрежд. Образовательная область «Технология» [ Текст]:- 2-е изд. испр. и доп. – М.: Вита- Пресс,2002. – 192с. Эк В.В. Математика, 8 класс. [ Текст]: Москва, «Просвещение», 2005. – 216с. http://sbokorr.blogspot.ru/ картинкиhttp://festival.1september.ru/articles/595344/