Конспект урока курса ОРКСЭ модуля Основы мировых религиозных культур по теме: Религиозные ритуалы. Обычаи и обряды.

Тема: Религиозные ритуалы. Обычаи и обряды.

Учитель начальных классов: Позднякова Галина Геннадьевна
МБОУ «Мужевская СОШ имени Н.В. Архангельского»

Цель урока: Формирование толерантного отношения к обычаям и обрядам различных религиозных культур.
Задачи урока:
предметные- формировать первоначальное представление об религиозных культурных традициях как духовной основе многонационального многоконфессионального народа России;
метапредметные- формировать умение планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации; определять общие цели и пути их достижений, умение договориться о распределении ролей в совместной деятельности;
личностные- формировать у обучающихся образ мира как единого и целостного при разнообразии культур, национальностей, религий; развивать доверие и уважение к истории и культуре всех народов;
Развивать доброжелательность и эмоционально- нравственную отзывчивость, понимание и сопереживание другим людям.
Оборудование: учебник, презентация к уроку, рабочая тетрадь ученика, три вариант интеллект- карт( по уровню сложности), иллюстрации, карточки с понятиями ( по уровню сложности).

ХОД УРОКА.
(дети разделены на 4 группы по 6-7 человек)

1.Организационный момент. Создание положительного настроя на урок.
Прозвенел звонок для нас.
Все зашли спокойно в класс.
Встали все у парт красиво,
Поздоровались учтиво.
Тихо сели, спинки прямо.
Вижу, класс наш хоть куда
Мы начнем урок, друзья.
2. Актуализация опорных знаний.
-Сегодня на нашем уроке по Основам религиозных культур и светской этики мы приступим к изучению новой темы.
-Но сначала мы поиграем и выясним, хорошо ли вы усвоили предыдущий материал.

На доске учитель прикрепляет карточки со словами
«Буддизм», «Христианство» , «Иудаизм», «Ислам».
Рядом прикрепляются карточки- слова как на экзамене «лицом» вниз.
Карточки разделяются по уровню сложности:
1 уровень(легкий) Будда, священник, Иерусалим, Мухаммад
2 уровень (средний) каллиграфия, пагода, фреска, семисвечник
3 уровень (сложный) «Три корзины мудрости», сура, раввин, мессия
-Прочитайте слова, написанные на доске. Нам известно, что обозначают эти понятия?
(названия религий)
-Как вы думаете, что мы сейчас будем делать? (ответы детей)
-Правильно. Вы подходите, выбираете карточку, ориентируясь на ее уровень, читаете громко слово и прикрепляете ее соответствующем поле.

Работа детей.
После выполнения задания на доске
БУДДИЗМ ХРИСТИАНСТВО ИУДАИЗМ ИСЛАМ
Будда священник Иерусалим Мухаммад
Пагода фреска семисвечник каллиграфия
«Три корзины Мессия раввин сура
Мудрости»

-Какой вывод сделаем после игры? Мы все знаем? Значит, есть чему еще учиться.

3. Формулирование учебной проблемы, планирование.
- Посмотрите на иллюстрации (показать) Что это? Назовите. ( пагода, церковь, синагога, мечеть)
- Дайте определение. ( Это здания, построенные для совместных молитв)
-Поднимите руку те, кто из вас был в церкви, синагоге, мечети. Как вы думаете, люди ходят туда только для того, чтобы молиться? Что там еще может происходить? (крестины, венчание, праздники)
-Да, действительно, в этих сооружения происходят ежедневно службы, ритуалы. Обряды свойственные всем религиям. Внутри них сложились свои обычаи, традиции.
Так как вы думаете, о чем мы будем говорить сегодня на уроке? ( о ритуалах и обрядах, которые есть во всех религиях)
- Скажите, а зачем нам это надо знать? Нужны ли нам эти знания в жизни? (ответы детей)
-Нужно, чтобы жить в современном мире. Надо ориентироваться во всех его областях.
-Давайте запишем тему урока: Религиозные ритуалы. Обычаи и обряды.


Слайд 1.
Испания, небольшая деревушка. В ней живет сеньор Марселино де Саутоула.

Слайд 2.
Саутоула исследовал пещеры, находясь в окрестностях того места, где он жил. Пещеру Альтамиру он впервые посетил в 1875 году.

Слайды 3
В 1879 году Саутоула вторично посетил пещеру, взяв с собой свою маленькую дочку. Именно она, сидя у отца на плече, обратила внимание на рисунок животного на потолке пещеры.
При тщательном осмотре оказалось, что потолок и стены пещеры покрыты рисунками зубров, выполненными черной, коричневой, красной краской.


Сайт 4,5,6
Фигуры животных были выполнены в натуральную величину и отличались необыкновенным мастерством исполнения.

-Саотуола не сомневался , что эта живопись относится к эпохе древнего каменного века, но когда он опубликовал сообщение, оно было встречено с крайним недоверием. Большинство археологов сочли эти рисунки подделкой. Невозможно было представить, что человек каменного века мог так искусно и правдоподобно изображать животных. Но со временем подлинность и древность живописи были доказаны.

-Ребята, как вы думаете, с какой целью первобытный человек создавал эти рисунки? (ответы детей)
-Для наших далеких предков рисунки и росписи на скалах не были простой забавой, а частью тайных религиозных церемоний, без которых первобытный человек не мыслил себе благополучия своей общины. Их надо было проводить в укрытых от чужого глаза, труднодоступных местах. Поэтому и были выбраны пещеры.

-Как древний человек добывал себе пропитание? (занимался охотой) Слайд 7.

-Убивая нарисованного зверя копьями или стрелами, первобытные люди верили, что выполняя такие действия, они как бы приманят к себе удачу. Слайд 8.
Значит, рисунки создавались не для того, чтобы украсить ими стены пещеры. Эти рисунки были ритуальными.

-Так же первобытные люди верили в загробную жизнь. В захоронение они складывали предметы, которыми пользовались при жизни. Слайд 9. Так уже в древности складывались религиозные обряды.

-Что же такое ритуалы(обряды)? (ответы детей)
-С толковым словарем сегодня у нас работает _____________________________
Прочитай , какое определение ритуалу дает Ожегов? (Читает)
-Давайте запишем в наш словарь:
«Ритуалы(обряды)- это поведение человека, различные действия которые связывают его с потусторонним миром.»
-Обряды становились все более сложными. Люди стремились умилостивить богов, попросить их об удаче, богатстве. Для этого они приносили богам подношения, подарки и молились им. Молитвы могли совершаться как в храмах, так и в домах людей.
В каждой существующей сегодня религии есть свои обряды. Они связаны в основном с событиями в жизни человека, такими, как рождение, вступление в брак, смерть.
Главным ежедневным обрядом во всех религиях является молитва. Кто сможет дать определение слову молитва?
- Прочитай в словаре.
Запишем в тетради:
«Молитва- это обращение верующего к богу»
-Самая известная молитва- спасибо. Вы произносите ее очень часто. Что она означает? («спаси бог»)


-А сейчас вы будете работать в группах. Правила этой работы вы прекрасно знаете. Члены каждой группы превратятся в представителей одной определенной религии.
- Если вам на уроке необходимо получить какую- либо информацию по теме рока. То откуда мы ее берем? (учитель, учебник)
Именно с учебником вы будете сегодня работать. На страницах 54,55,56,57 собрана вся информация по теме урока.
Каждая группа должна будет выбрать необходимый материал для заполнения карточек, которые лежат у вас на столе. После выполнения работы ваш представитель прочитает нам, что у вас получилось.

Самостоятельная работа детей.

-Слушайте внимательно и подумайте, что в этих обрядах общего, а чем они отличаются?
Выступление представителей групп.


СМОТРИ ПРИЛОЖЕНИЕ.

-Вы выслушали представителей всех религий. Что вы заметили? (обряды одинаковые, все они связаны с жизнью человека)
-А в чем отличие? (название обрядов, в том, как они проводятся)

Подведение итогов. Домашнее задание.
- Что нового вы узнали на уроке?
-Как вы думаете, обо всем мы успели поговорить сегодня?
-Конечно , нет. В любой религии есть еще много таинств и обрядов, о которых нам еще предстоит узнать. Домашнее задание будет у вас на выбор. Дома вы приготовите сообщение о любом обряде, который мы не рассматривали сегодня. Оно может быть оформлено как доклад, сообщение ( в тетради) , можно сделать компьютерную презентацию.
-По вашему мнению, кто считает, что может похвалить себя за работу на уроке?
-А чью работу вы бы отметили?
МОЛОДЦЫ!

15