Святки как средство воплощения обряда колядования
Святки как средство воплощения обряда колядования.
Филиппова С.А.
г. Липецк
Народные праздники и обряды являются одним из видов воспитательной деятельности, который подразумевает создание максимально благоприятных условий для раскрытия и развития способностей детей, удовлетворения их потребностей в общении, развитии духовного мира, в формировании высоких нравственных и эстетических принципов.
Одно из главных преимуществ народного праздника или обряда заключается в том, что используется богатейший арсенал эмоционально-выразительных средств, он обеспечивает многообразие приемов и методов педагогического воздействия, создает каждому ребенку условия для самостоятельной и коллективной творческой деятельности, в соответствии с его индивидуальными половозрастными особенностями.
Педагогическая цель народных праздников и обрядов достигается при условии четкой ориентации на психологию и жизненные установки определенной возрастной группы детей. По мере взросления у детей увеличивается стремление к неформальному общению, характерного для бытовой, праздничной ситуации. Но существует определенное противоречие между стремлением детей к самостоятельности с одной стороны, и неспособность организовать свою коллективную творческую жизнь с другой стороны. Часто дети не могут найти интересные оптимальные формы своей активности, поэтому встает проблема организации их свободного времени путем вовлечения в творческую деятельностью.
Зимние святки были одним из наиболее почитаемых и любимых праздников русского народа.
Начинались они с сочельника, кануна Рождества — 24 декабря и длились две недели до Крещения — 6 января (по старому стилю). Новый год делил святки на две половины. Время от Рождества Христова до 1 января называли «святыми вечерами», а от новолетия до Крещения — «страшными вечерами».
Святые вечера — это дни празднования Рождества Христова. Страшные вечера назывались потому, что существовало поверье, будто бы в эти дни черти и другая нечистая сила гуляют по белому свету. По церковной легенде, разгул нечистой силы в этот период связан с искушением Христа перед его крещением. По народной версии, в эти дни Бог, празднуя рождение сына, отворял ворота ада и позволял «праздновать бесам» на земле рождение Христа.
Подобное разделение святок велось, с древности, так как оно известно и нехристианским народам, так же святки имеют дохристианское происхождение; изначально эти дни были посвящены встрече и началу солнечного года, возрождению солнца, первым шагам пробуждающейся природы. Вместе с этим праздновали начало годового цикла сельскохозяйственных работ, а также почитали предков. Одновременно прощались с силами мрака, зимой, холодами, соответствующими периоду «умирания» солнца. Страшные силы в эти дни, казалось, достигали вершины своего могущества, но солнце уже начинало победоносное шествие, одолевая мертвенные силы зимы.
Святки — святые дни, зимние праздники, начинались с Рождества, в это время чествовали Коляду, сопровождались гулянья веселыми играми, ряженьем, пением колядок. Завершался длительный Рождественский пост, сняты все ограничения в пище, в веселье. Молодежь в эти дни и вечера устраивала игрища, пляски на улицах, гадания, уцелевшие от языческих времен. Церковь смотрела на святочные забавы сквозь пальцы. Отмечали святки шумно, раздольно, создавалась неповторимая атмосфера святочного веселья.
Празднование на святках представляло собой смешение языческих и христианских обрядов, так как христианские праздники совпали по времени с древними языческими обрядами, отмечавшими зимний солнцеворот. Основным содержанием этих обрядов было общение с миром мертвых, от которых зависело благополучие живых. Святки праздновались всеми, но в основном это праздник молодежи. В святочный период практически все обрядовые действия, (а именно такие как колядование, Славление Христа, посевание, некоторые гадания) были направлены на обеспечение богатого урожая и благополучия в целом. Обрядовые песни заклинали, описывали благополучие и изобилие, а сопровождавшие их действия изображали желаемое.
Одним из главных обрядов на Святки было колядование, представляющий собой обход домов группой людей с пением благожелательных песен. В Рождественском обходе первыми шли дети, символично открывая празднование Святок. Дети были обязательными участниками в двух типах Рождественских поздравлений — христославии и колядовании. Славлении Христа представляло собой святочный обряд, воспринимаемый в народном сознании как приход волхвов. Главным атрибутом шествия, являлась рождественская звезда, символизирующая Вифлеемскую звезду. Христославцы ходили от дома к дому, куда их приглашали, где они и исполняли особые Рождественские песнопения, например:
«У нас нынче Христос родился,
В яслях повился.
Над ним звезда воссияля,
Волхвам путь показала.
Волхвы пришли, три дары принесли».
Или же христо славы разыгрывали Рождественскую сценку. Совершался такой обход в день Рождества Христова.
Обряд колядования происходил накануне Рождества Христова, в сочельник. Но в отличие от христославцев, колядовщиков в дом не пускали, они «кричали Коляду» под окном.
Пришла коляда
Накануне рождества.
Дайте коровку,
Масляну головку.
А дай, Бог, тому,
Кто в этом дому,
Ему рожь густа,
Рожь ужиниста:
Ему с колоса осьмина,
Из зерна ему коврига,
Из полузерна — пирог.
Наделил бы вас Господь
И живьем, и бытьем,
И богатством
И воздай вам, Господи,
Еще лучше того!
Ключевым моментом ритуала обхода дворов было одаривание колядующих. В основе лежит принцип обмена. Колядовщики поют песни-величания хозяину, а взамен требуют вознаграждения. Таким образом, главный смысл обряда в том, что между хозяином и колядовщиками ежегодно совершался обмен. Отдавая часть своих запасов, хозяин тем самым приобретал расположение и покровительство тех сил, которые распоряжались будущим урожаем и достатком. Одаривали колядовщиков не в избе, а прямо на крыльце или передавали угощение через окно.
Для ребят-колядовщиков специально выпекали обрядовые фигурки, имевшие разные названия — козульки, коровки. Девочек одаривали печеньем «женского рода», мальчиков — «мужского», девочкам доставались коровки, овечки, тетеры, мальчикам же — бычки, барашки. При этом было не столь важно, что в подарке трудно было различить, бык это или корова — лепились они по одной форме. Но «половая принадлежность» фигурки обязательно определялись словесно. Подобное обрядовое печенье имеет особую магическую силу.
Для потешных и забавных игр парни и девушки заранее готовили маски зверей и птиц, шутовские одеяния. Рядились, как кому хотелось и в масках с шутками — прибаутками обходили дома, исполняли величальные, обрядовые песни о том, как родился Христос, как в гости к хозяину пришли Божьи посланники и другие, плясали, поздравляли хозяев.
Среди ряженых были традиционные персонажи: барыня, горничная, цыган, цыганка, нищий, различные звероподобные маски, Баба - Яга, черт, смерть с косой и другие. Человек под маской на время праздничных обходов как бы выводился из рамки обычных норм поведения. Во многих местах водили «козу» в сопровождении «деда», «цыгана», «барыни» и иных персонажей. «Коза» сначала умирала, а потом вновь оживала, и все кончалось общим весельем. Водили также «коня», «медведя», «журавля».
Аксессуарами святочных празднеств были сноп, связанный с месяцем жатвы — августом, соломенная кукла — март или июнь, маски тура — январь или апрель, коня — апрель или июнь, медведя — март. Все, кто «рядился» в маски, должен был, потом искупаться в проруби, чтобы смыть с себя грех.
На святках христианский мир как бы терял свою устойчивую структуру, всемогущий Бог становился беспомощным младенцем, небо сливалось с землею, мертвые приходили в гости к живым, будущее приоткрывалось, и чудеса становились явью. В ночь под Рождество воды в реках и источниках приходили в движение и при этом претворялись в вино, животные говорили друг с другом человеческими голосами. Поскольку святки, по народному поверью, - время особого разгула нечистой силы, то ставили мелом кресты на окнах и дверях, чтобы не вошла в жилище нечистая сила или вообще недобрый человек. В святках проводились веселые зимние гулянья, на улицах жгли костры, которые по поверью, должны были прибавить тепла и света, устраивали санные выезды на лошадях, различные забавы, катание на санях.
Наименования русских новогодних песен, различны. Их называют: «овсень», «коляда», «виноградье».
Святочные обряды ведут свое начало из глубокой древности. До наших дней уцелели очень немногие. Магический смысл обрядов во многом утрачен, но осталось сознание, таинственной связи человека с природой, понимание душевной жизни своих предков.
Список литературы
1. Аничков Е.В. Язычество и древняя Русь,: СПб., 1914 г.
2. Аникин В.П., Круглов Ю.Г. Русское народное творчество.: Ленинград,1987.
3. Камаев А.Ф. Камаева Т,Ю, Народное музыкальное творчество: Учебное пособие для студентов высшего педагогического учебных заведений-М, 2005.
4. Круглов Ю.Г. Русское народное творчество. М. 2002г.
5. Костянин Н.Н. Русская народная словесность.: М., 1994 г.
6. Колпакова Н.П. Русская народная бытовая песня.: М.— Л., 1962 г.
7. Миллер В.Ф. Русская масленица и западноевропейский карнавал.: М.,1884.
8. Потебня А.А. О мифическом значении некоторых обрядов и поверий. :М., 1884 г.
9. Пропп В.Я. Русские аграрные праздники.: Л., 1963 г.
10. Рыбаков Б.А. Древние элементы в русском народном творчестве. -Советская этнография, 1948 г, №1.
11. Сахаров И.П. Сказания русского народа.: СПб., 1841 г, т.1.
12. Снегирев И. Русские простонародные праздники и суеверные обряды. 1837-1839,ч.1-4.
13. Соколов Ю.М. Русский фольклор.: М., 1938 г.
14. Соколова В.К. Весенне-летние календарные обряды русских, украинцев и белорусов. Х1Х-начало ХХ в, М., 1979 г.
15. Терещенко А.В. Быт русского народа.: СПб., 1848 г.
16. Чичеров В.И. Русские колядки и их типы. - Советская этнография,
1948 г.
17. Шангина И.И. Русские традиционные праздники.: Л., 1999 г.