Конспект открытого урока по технологии Пошив комплекта для новорожденного (9 класс)


ГКС(К)ОУ «Специальная (коррекционная) общеобразовательная
школа № 33 города Ставрополя»
Пошив комплекта одежды
для новорожденного
с пооперационным разделением труда
(Конспект открытого урока в 9 классе)
Разработала: учитель
трудового обучения
Школьная Е.А.
г. Ставрополь
2015
Тема: Пошив комплекта одежды для новорожденного с пооперационным разделением труда.

Цели урока:
Образовательная:
научить выполнять операции по пошиву одежды для новорожденных; ознакомить со структурой и организацией работы в швейном цехе с пооперационным разделением труда; продолжить формирование полученных умений и навыков.
Развивающая:
Развивать умение сравнивать свою работу с образцами, анализировать, находить свои ошибки. Закреплять умение работать с инструкционно-технологическими картами.
Воспитательная:
Формировать навыки коллективной работы, самостоятельность и чувство ответственности за порученную работу перед коллективом, умение трудиться в коллективе, прививать навыки культуры труда и аккуратности.
Оборудование и материалы для учащихся:
инструменты и приспособления для ручных работ;
швейное оборудование;
утюжильное оборудование;
крой изделий;
образцы изделий.
Дидактическое обеспечение
компьютер;
мультимедиа-приставка, учебно-техническая документация:
инструкционно-технологические карты.
Методы обучения: объяснительно-иллюстративный, репродуктивный.
Тип урока: комбинированный урок
Словарь: производственный технологический процесс, пооперационное разделение труда, норма времени.
Время: два урока по 40 минут
Структура урока:
1. Организационный момент – 3 мин.
2. Актуализация ранее изученных знаний – 12 мин.
3. Формирование новых знаний умений и навыков – 15 мин.
4. Практическая работа – 35 мин.
5. Рефлексия – 7 мин.
6. Анализ и оценка работы – 7 мин. Домашнее задание – 3 мин.
I. Организационный момент.
приветствие;
проверка явки учащихся;
заполнение учителем классного журнала;
проверка рабочей одежды и готовности учащихся к уроку;
настрой учащихся на работу;
доведение до учащихся плана урока.
Ход урока:
- Здравствуйте, ребята.
Сегодня мы с вами находимся не просто в кабинете, а в швейном цехе и каждый из вас выступит в роли рабочих швейной фабрики. А наши гости с вашей помощью совершат виртуальную экскурсию в мир швейного производства, познакомятся с его структурой, организацией и технологическим процессом. А еще нам поступил заказ на изготовление комплекта одежды для новорожденных, поэтому цель нашего занятия – научиться выполнять операции по пошиву детской одежды бригадным методом и закрепить навыки работы на швейном оборудовании.
II. Актуализация знаний учащихся:
1. Скажите, пожалуйста, где изготавливают швейные изделия?
(Пошив изделий производится в цехах фабрик, где в определенном порядке размещено различное оборудование для изготовления одежды)
2. Чем отличаются ателье от швейных фабрик?
3. Кто скажет люди, каких профессий трудятся в швейном цехе?
С основными профессиями нашего швейного цеха вас познакомят девочки.
Раскройщик – работает на раскройных машинах. Раскройщик производит с помощью специальной машины раскрой детали.
Швея – выполняет пошив изделий – стачивает детали.
Утюжильщик – выполняет влажно-тепловую обработку изделий с помощью утюгов или специальных гладильных прессов.
4) Перечислите виды оборудования, применяемого на швейных предприятиях?
5) Какие виды изделий изготавливают швейные предприятия?
III. Формирование новых знаний умений и навыков
Среди всех швейных изделий особое место занимает детская одежда. Являясь составной частью предметного мира, в котором живут дети, одежда активно воздействует на их психику, вызывая положительные или отрицательные эмоции и, тем самым, способствует становлению растущего человека и развитию определенных черт его характера (активности, уверенности или застенчивости). Поэтому к детской одежде предъявляются очень серьезные требования.
эстетические (приятный, современный дизайн)
экологические (не вредная для здоровья)
конструктивные (четко, грамотно выполненные чертежи)
технологические (качественно и аккуратно сшитое изделие)
экономические (оптимальные экономические затраты, принцип маркетинга – реклама, упаковка, сервис).
Первая группа детской одежды – это одежда для новорожденных
Комплект одежды для новорожденных состоит из следующих изделий: пеленок, распашонок, чепчиков, кофточек, ползунков, комбинезонов.
Хорошее самочувствие и настроение ребенка напрямую зависит от той одежды, в которую он одет. Поэтому основные требования, которые предъявляют к одежде для самых маленьких следующие:
Ее изготавливают только из хлопчатобумажных тканей.
Швы на изделиях для младенцев выполняются на лицевую
сторону.
Она должна быть качественно и аккуратно выполнена.
Заказ, который нам поступил – это комплект из пеленки, распашонки и чепчики для малышей. Ваша задача – изготовить два комплекта.
В нашем цехе будет работать бригада с пооперационным разделением труда. Что это значит - с пооперационным разделением труда?
В швейной промышленности используется поточная система организации производства. Это значит, что выпуск продукции осуществляется в больших количествах в течении длительного промежутка времени, а также строгой повторяемости операций и непрерывности производства. Разделение труда в потоке осуществляется по установленному такту потока (отрезку времени, рассчитанному на выпуск одного изделия).
Прежде чем организовать разделение труда в потоке, производственный технологический процесс обработки разделяется на группы по обработке деталей и узлов. Схемы разделения труда разрабатываются технологами, экономистами, нормировщиками на основе технологической карты пошива изделия. Они же рассчитывают норму времени на выполнение каждой операции.
Назовите основные операции, которые выполняют при пошиве любого изделия.
1. Стачивание.
2. Обработка срезов на крае обметочной машине
3. Влажно-тепловая обработка.
При индивидуальном пошиве изделий работник выполняет все операции сам (стачивает швы на швейной машине, затем обрабатывает срезы на крае обметочной машине и заканчивает влажно-тепловой обработкой готового изделия). А в бригаде каждый работник выполняет одну определенную технологически неделимую операцию.
Давайте подробнее рассмотрим технологическую карту на изготовление данного комплекта:
Инструкционно-технологическая карта пошива распашонки.
Обработать срез рукава распашонки на крае обметочной машине.
Стачать боковые срезы распашонки.
Обработать боковые срезы распашонки на крае обметочной машине.
Обработать нижний и средние срезы распашонки на крае обметочной машине.
Инструкционно-технологическая карта пошива чепчика и пеленки
Соединить детали чепчика стачным швом.
Обработать срезы чепчика на крае обметочной машине.
Обработать передний срез чепчика на крае обметочной машине.
Окантовать нижний срез чепчика с образованием завязок.
Обработать срезы пеленки на крае обметочной машине
IV. Практическая часть.
Вводный инструктаж:
Прежде чем приступить к работе, давайте проверим знания по технике безопасности: читая текст, вставьте пропущенные слова.
А сейчас вы приступите к работе, работники - займите свои места. Учащиеся начинают самостоятельную работу каждый на своем участке:
- Ляликова Н. и Мейнерт Е. на стачивающей швейной машине;
- Кошелева Т. и Воронина А. – на крае обметочной машине
- Михеева А. – на ВТО
- Кошелева Т. – бригадир
Чтобы «работники» не простаивали в ожидании кроя, учитель заранее готовит крой изделий. Бригадир раздает заготовки кроя, фиксируют количество сделанного каждым работником, проверяет, чтобы не было брака.
Текущий инструктаж учителя (проводится по ходу выполнения учащимися самостоятельной работы).
Физ. пауза.
2-ой урок. Продолжение самостоятельной работы.
Окончание работы над изделиями.
До конца рабочего дня осталось несколько минут. Прошу бригадира подвести итоги работы, она сейчас нам расскажет, как работала бригада.
- Сколько было изготовлено изделий
- Был ли брак в работе?
- Соблюдают ли работники правила по т/б.
V. Рефлексия
Закрепление изученного материала.
- Вам понравилась игра в швейный цех?
- Что нового вы узнали?
- Люди, каких профессий трудятся в швейном цехе?
- Что значит пооперационное разделение труда?
- Как могут пригодиться эти знания вам в жизни
- Какую профессию швейного цеха вы бы выбрали?
Подведение итогов работы – сообщение о достижении целей урока.
Объективная оценка результатов коллективного и индивидуального труда учащихся на уроке; - сообщить оценку качества работы каждого учащегося;- выставить оценки в журнал и дневники учащихся.
Разобрать наиболее характерные недочеты в работе учащихся.
Сообщение о теме следующего урока.
Задание учащимся на подготовку к следующему уроку.
Рабочий день швейного цеха закончился. Все молодцы, спасибо,
до свидания.
Литература
Домашнее ателье (хозяйкина библиотека). Киев. Изд-во “Фирма Довира”. 1993. С. 15.
Лазарева Т.Ф., Слезова В.А. Белье для новорожденных (чертежи) // “Школа и производство”. № 1. 1998. С. 58.
Технология. Швейное дело. 9 класс : учеб. Для спец. (коррекц.) образовательных учреждений VIII вида / Г.Б. Картушина, Г.Г. Мозговая. – М .: Просвещение, 2010. – 199.
Швея. Портной легкой женской одежды. Учебное пособие для учащихся лицеев и средних профессионально-технических училищ. – Ростов/Д: изд. «Феникс», 2001 – 320 с.