О Хоровом отделении Радуга ГБОУ Школа №118


В ГБОУ Школа №118 в 2017 году будет отмечать 15-летие Образцовый детский коллектив Хоровое отделение «Радуга».
В 2002 году все начиналось с хорового кружка в Центре детского творчества, искусства и спорта ЮЗАО, куда приходили ребята просто петь. Но со временем они начали изучать сольфеджио, музыкальную литературу, обучаться игре на музыкальных инструментах. И хоровой кружок «вырос» в Хоровое отделение «Радуга», на котором занимаются более 150 детей.
Так как целью образовательной программы Хорового отделения «Радуга» является развитие творческого потенциала личности ребенка на основе музыкально-эстетического воспитания, то образовательная программа должна быть комплексной. В нее обязательно должны входить предметы, способствующие всестороннему развитию ребенка. Именно поэтому Комплексная образовательная программа включает в себя Хоровое пение, сольфеджио, музыкальную литературу, индивидуальные вокальные занятия, обучение игре на музыкальных инструментах. Причем комплекс занятий начинается еще на первой ступени, в группах «Капельки», где занимаются дети от 4 лет. Только на начальном этапе предметы адаптированы для детей дошкольного возраста: хоровое пение, основы музыкальной грамоты и орф-оркестр. Для старших ребят введены занятия по обучению игре на блокфлейте. Уже для младших школьников Основы музыкальной грамоты и Орф-оркестр переходят в Сольфеджио и музыкальную литературу, занятия на инструменте становятся индивидуальными по их выбору. А это и фортепиано, аккордеон, скрипка, большой выбор деревянных духовых инструментов: блокфлейта, флейта, кларнет, саксофон, гобой.
Что дает детям такой большой спектр занятий? Чтобы это понять, стоит проанализировать каждый предмет отдельно.
Почему Хоровое отделение и почему именно Хоровое пение?
А.Д. Кастальскому, крупнейшему композитору и педагогу нашего хорового искусства, принадлежат мудро проникновенные слова: «Исполнять музыку детям всего легче своим собственным голосом, инструментом всем данным и потому на первом месте при исполнении музыки самими детьми должно быть поставлено хоровое пение, где исполнители участвуют в исполнении всем своим существом».
Как известно, хоровое пение – одна из самых массовых форм музыкального искусства. В хоре может петь каждый! Поэтому на Хоровое отделение принимаются все дети, желающие петь.
Хоровой класс – важнейшая дисциплина музыкально-эстетического образования детей на Хоровом отделении «Радуга». Занятия в Хоровом классе оказывают исключительное влияние на формирование личности ребенка, играют большую роль в формировании духовной культуры, расширяет художественно-эстетический кругозор. В хоровом классе дети знакомятся с лучшими образцами народного музыкального творчества, духовной музыки, а так же учатся понимать и исполнять произведения композиторов-классиков и наших современников.
Пение способствует укреплению здоровья. Основой хорошего пения является правильное певческое дыхание. Упражнения на дыхание, являющиеся обязательной частью хоровых занятий, улучшают деятельность мозга, обменные процессы, кровообращение, т.е. являются хорошим жизненным тонусом для организма. Развитие слуха и памяти помогают решению проблем в учебе. Речевой тренинг воспитывает у обучающихся культуру речи. Коллективные занятия ребенка развивают в нем коммуникативные навыки, облегчающие процесс адаптации в обществе.
Хоровое пение не только традиционная форма, образующая и формирующая музыкальные способности, музыкальную одаренность, музыкальную интуицию, музыкальное мировоззрение, - но и обязательный, незаменимый фундамент всякого музыкального развития.
Но пение без сольфеджио, все равно, что русский язык без чтения. Сольфе́джио (итал. solfeggio — чтение с листа) для музыкантов - это музыкальная грамота, которая ведет к музыкальной грамотности, что дает возможность прочитать любое музыкальное произведение, проанализировать его и понять. Умение грамотно прочитать партитуру дает возможность понять, что хотел передать композитор, а как исполнитель постараться это понимание передать слушателю.
О необходимости изучать Музыкальную литературу на Хоровом отделении «Радуга» приходится говорить часто. Спрашивают, зачем? Для этого можно спросить, нужен ли предмет Литература в общеобразовательных школах. Музыкальная литература на Хоровом отделении делится на два этапа: Слушание музыки и история музыки. В течение семи лет на этих занятиях знакомятся с лучшими образцами музыкальной культуры как народной, композиторской, так и исполнительской. Учатся слушать, слышать музыкальные произведения, а это разное. Уметь анализировать услышанное и стремиться соединять в своем сознании сочетание художественного, литературного исторического и музыкального наследия, с которым ребята встречаются. Знания о композиторах, об их творчестве, эпохах, музыкальных стилях помогают детям не только расширить кругозор, но понять стиль и язык композитора, но и грамотно осознанно исполнять музыкальные произведения. Занятия проходят как в классах Музыкальной литературы, так и во Всероссийском музейном объединении музыкальной культуры имени М.И. Глинки, имеют возможность слушать концерты в лучших залах Москвы. Во время гастрольных выездов ребята посещают места, связанные с жизнью и творчеством композиторов.
Особую роль в развитии личности ребенка играет обучение игре на музыкальных инструментах. Учеными и психологами было доказано, что игра на музыкальном инструменте вносит неоценимый вклад не только в эмоциональное, но и в умственное развитие маленького исполнителя. Как это происходит?
Игра двумя руками налаживает координацию движений, следовательно, улучшает взаимодействие обоих полушарий головного мозга. На кончиках пальцев (а именно ими принято нажимать на клавиши, дырочки, клапаны, струны) расположены важнейшие нервные окончания, которые отвечают за развитие речи, памяти. При игре на музыкальных инструментах кончики всех без исключения пальцев тренируются активнее всего. Кроме того, игра на музыкальном инструменте без сомнения способствует развитию музыкального слуха, памяти, внимательности, усидчивости, а также эмоциональности.
Репертуар Хоровых коллективов Хорового отделения «Радуга» ежегодно пополняется лучшими образцами хорового искусства. Большое внимание уделяется изучению классического хорового наследия. Это музыка русских и зарубежных композиторов-классиков, и духовная музыка, и народные песни в различных обработках, также в репертуаре коллективов определенное место занимают и произведения современных композиторов.
Но думая о многогранном развитии детей в системе дополнительного образования, нельзя забыть о народном направлении музыкального искусства. Известный этнограф, фольклорист первой половины XX века Георгий Семенович Виноградов говорил: «Едва ли можно найти материал более близкий, затрагивающий интересы и потребности детского возраста и потому самый занимательный, чем тот, который связан с детским бытом, с повседневной жизнью, который возник, вырос и развился из исканий высокой радости детской народной массы. Это – детский фольклор».
Обращение к фольклору сегодня имеет глубокий социальный смысл, являясь средством эстетического, нравственного и патриотического воспитания детей и юношества. В 2010 году на Хоровом отделении «Радуга» был создан Детский фольклорно-этнографический ансамбль «Тавлинка». Занятия фольклором дают возможность детям получать музыкальное образование, основанное на народных традициях и сочетании в себе различных видов музыкального и художественного народного творчества: народное пение, хореография, шумовое музицирование, театральная игра, устное народное творчество, этнографический театр и т.д. (художественное – лубок, живопись, декорации…). Детский фольклор представляет собой специфическую область народного творчества, объединяющую мир взрослых и мир детей, включающую целую систему поэтических и музыкально-поэтических жанров фольклора. Во многих детских песнях и играх воспроизводятся время и события, давно потерянные памятью народа. Многие забавы детей являются «шуточным подражанием серьёзному делу взрослых», средством подготовки детей к жизни. В них находят своё отражение производственно-хозяйственная деятельность, национально-психологические черты и социальная жизнь народа.
Деятельность ансамбля направлена на сценическое воплощение фольклора и авторского песенного творчества, созданного для народного голоса. 
Жизнь Образцового детского коллектива Хорового отделения «Радуга», это не только занятия, хотя занятие музыкой – это повседневный и кропотливый труд. Но это еще и активная концертная деятельность. Выступление артиста перед публикой, концерты являются неотъемлемой частью жизни детского коллектива.
Творческие коллективы Хорового отделения, а это и Подготовительный хор (4-6 лет), Младший хор (7-10 лет), Концертный хор (10-14лет), Детский фольклорно-этнографический ансамбль «Тавлинка», солисты исполнители на музыкальных инструментах, вокальный ансамбль, дают до 30 концертов в течение учебного года. Исполнительская деятельность коллектива, стремление выйти к людям, поделиться, рассказать со сцены, вместе волноваться, переживать и радоваться – естественная потребность и необходимость каждой творческой личности. И нет для нее большей радости, чем благодарность слушателей.
И для воспитанников «Радуги» стремление выйти на сцену становится заветной мечтой. Хоровое отделение «Радуга» проводит как большие хоровые концерты, так и концерты камерной музыки. Ежегодно творческие коллективы участвуют в концертах на лучших концертных площадках города Москвы: Большой зал Московской консерватории им. П.И. Чайковского, Рахманиновский зал, Концертный зал Церковных Соборов Храма Христа Спасителя, Концертный зал Музея имени М.И. Глинки, Концертный зал Академии музыки им. Гнесиных, Светлановский зал МДМ.
Хоровое отделение «Радуга» является постоянным участником Большого сводного хора московских школьников. Целевой программы Департамента образования г. Москвы «Поют дети Москвы».
В 2012 году Хоровое отделение «Радуга» явилось организатором Открытого фестиваля юных музыкантов «VIVAT MUSICA!», посвященного зарубежной музыке, охватывающей культурное наследие от ее истоков до сегодняшних дней.
Целью фестиваля является не только пропаганда музыкального искусства в современном обществе, поиск взаимодействия классических традиций с новыми прогрессивными тенденциями в музыкальном искусстве и образовании, использование культурного наследия на благо гуманитарного образования, эстетического и духовного развития юных исполнителей, но и поиск талантливых детей города Москвы и Подмосковья. В ежегодном конкурсе «VIVAT MUSICA!» принимают участие юные исполнители образовательных учреждений города Москвы независимо от ведомственной принадлежности в количестве до тысячи пятисот человек. В рамках Фестиваля организованы мастер-классы, семинары, концерты камерной музыки с участием ведущих музыкантов Москвы.
Но кроме концертных мероприятий на Хоровом отделении есть традиции, проводить праздники вместе, такие как «Новогодние посиделки», «От Рождества до Масляницы». На таких мероприятиях дети и родители в теплой, уютной атмосфере, в лучших семейных традициях совместно готовятся к празднику и вместе его «празднуют». Они и поют, и танцуют, и дарят друг другу подарки.
Особый праздник Хорового отделения проходит и в мае - это «Выпускной». Для воспитанников «Радуги» чествование выпускников очень ответственное мероприятие. Ребята, родители и заблаговременно начинают готовить поздравления, концертные номера. С большим трепетом и ответственностью все стараются не только порадовать так называемых корифеев, но и чем-либо удивить.
А каждый учебный год заканчивается выездом в профильно-оздоровительный лагерь. Все ребята ждут выезда в Хоровой лагерь, ведь для них это большая радость, в течение 10 дней отдыхать в прекрасном месте на берегу озера в компании близких друзей и заниматься любимым делом без ограничений. Они поют, сколько хотят и играют, сколько хотят, да так, что в конце смены ставят музыкальный спектакль, либо концерт. А играют так, что даже взрослые не могут устоять и включаются в игру. И вот уже весь коллектив охвачен единой игрой. А в конце смены проходит большая игра с общим поиском сокровищ!
Именно в хоровом лагере ребята учатся не только жить в коллективе, но и быть самостоятельными, терпимыми и внимательными по отношению друг к другу. Здесь ребята учатся дружить, решать жизненные и творческие проблемы, с которыми им и в жизни придется сталкиваться. В течение 10 дней происходит своего рада «закаливание» ребят для гастрольных выездов. Ведь Концертный хор ежегодно выезжает на международные фестивали и конкурсы в другие города и страны. За 15 лет «Радуга», участвуя в Международных конкурсах, становится обладателем высших наград.
Деятельность коллектива, его жизнь и творчество – все объединено общей целью, создать условия для гармоничного развития личности ребенка. Реализация творческих амбиций в коллективе формирует качества, помогающие достигать успешности не только в творчестве. Публичные выступления формируют в обучающихся психологическую стойкость, а социально-значимая деятельность воспитанников коллектива помогает сформироваться их активной гражданской позиции и непременного чувства ответственности за личный и коллективные результаты.
Как особый результат работы Хорового отделения хочется отметить создание «Взрослого хора». В «Радуге» запели родители! И во «Взрослый хор» принимаем всех желающих петь, независимо от музыкальной подготовленности. Для кого-то пение в хоре – это воспоминание о детстве, а для кого-то пение в хоре - самообразование, так как в детстве они были лишены возможности заниматься музыкой, и только сейчас осознали, как им не хватает умения петь, слышать и понимать услышанное. И пока у хора далеко не все получается, но именно взрослые люди говорят о том, что на хоровых занятиях они получают не только удовольствие от обучения, но и эмоциональное наслаждение от пения красивой музыки, общения друг с другом. И у «Взрослого хора» теперь есть цель, научиться петь так, чтобы выйти на сцену и исполнить концертную программу для своих детей и вместе со своими детьми!
Сегодня Образцовый детский коллектив Хоровое отделение «Радуга» ГБОУ Школа №118 – это коллектив единомышленников педагогов, детей и родителей, использующих свои индивидуальные возможности для достижения целостного, гармоничного исполнительского сотрудничества.