Методические рекомендации Как правильно выбрать профессию
МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ
по построению профессиональной карьеры
«Как правильно выбрать профессию»
Реализация идеи профилизации обучения на старшей ступени ставит выпускника основной ступени перед необходимостью совершения ответственного выбора – предварительного самоопределения в отношении профилирующего направления собственной деятельности.
Подросток в большинстве случаев не готов осуществить этот выбор самостоятельно и осознанно, ему необходима помощь:
родителей,
учителей,
психологов.
Сегодня, в период бурных социально-экономических перемен, родители и педагоги зачастую также оказываются дезориентированными в вопросе выбора профессии, а соответственно и профиля обучения. Часто желание родителей и детей определяется общественным мнением, сложившимся рейтингом каких-нибудь видов деятельности и соответствующих им профессий, что подчас не соответствует реальным общественным потребностям, да и потребностям самого ребенка. Для того чтобы школьник мог выполнить выбор профессии самостоятельно и осознанно, он должен выступать в роли субъекта:
ему необходимо выявить свои интересы, способности, склонности;
у него должны сформироваться умение и готовность проводить выбор,
должна сложиться способность к переориентации в случае ошибочного выбора.
СУЩНОСТЬ, ЗАДАЧИ И ЭТАПЫ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО САМООПРЕДЕЛЕНИЯ УЧАЩИХСЯПрофессиональное самоопределение – это процесс и результат сознательного и самостоятельного выбора профессии.
В психологическом плане самоопределившаяся личность – это субъект, осознавший, что он хочет (цели, жизненные планы, идеалы), что он есть (свои личностные и физические свойства), что он может (свои возможности, склонности, дарования), что от него ждет общество – это субъект, готовый функционировать в системе общественных отношений. По мнению Е.А. Климова, «профессиональное самоопределение, понимаемое как одно из важнейших проявлений субъекта деятельности, может рассматриваться на двух взаимосвязанных, но различимых уровнях: гностическом (в форсе перестройки сознания, включая самосознание) и практическом (в форме реального изменения социального статуса)».Психологическое сопровождение профессионального самоопределения учащихся разных возрастов определено особенностями и задачами каждой ступени обучения /см. таб./.
Этап Задачи Направления деятельности
педагога-психолога
1-4 классы Развитие трудолюбия и интереса к выбору профессии; ознакомление с миром профессий Информационное
5-7 классы Формирование потребности в профсамоопределении, развитие интересов и склонностей Информационное,
диагностическое.
8-9 классы
Формирование профсамосознания, осознанного
Намерения и пути продолжения образования Информационное, диагностическое,
консультативное /преимущественно групповое/,
тренинговое.
10-11 классы
Развитие убежденности и адекватности сделанного выбора профессии; подготовка к реализации профнамеренияИнформационное, диагностическое,
консультативное /преимущественно индивидуальное/,
тренинговое.
ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ ПРОФОРИЕНТАЦИОННОЙ РАБОТЫ
Профориентация – это ориентация личности на те или иные профессии.
По определению Вишнякова С.М., «профессиональная ориентация – это комплекс педагогических мероприятий по содействию молодежи в профессиональном самоопределении с учетом потребности в специалистах и ситуаций на рынке труда».
Информационное направление – является традиционным в профориентации. Основная задача этого направления – формирование знаний о профессиях, профессиональном образовании, рынке труда, требованиях профессий, предъявляемых к качествам и способностям человека. Считается, что именно дефицит знаний является основной проблемой человека, выбирающего профессию. Источником информации для реализации этого направления являются словари, справочники, профессиограммы, компьютерные базы данных, Интернет-сайты.
Ведущие формы работы – это лекции, семинары, индивидуальные консультации, встречи с представителями различных профессий, экскурсии в центры занятости населения и учреждения профессионального образования, на предприятия и фирмы.
Учащемуся необходимо знать требования, которые выбранная им профессия предъявляет к человеку, к состоянию его здоровья, физическому развитию, а также к характеру, уровню культуры и образования.
Диагностическое направление – основано на использовании психологических тестов для оценки профессиональной пригодности и включает сообщение клиенту результатов тестирования, обсуждение и рекомендации по выбору профессии, соответствующих психологическим особенностям клиента.
Наиболее часто используемыми средствами являются простые бланковые тесты и анкеты типа дифференциально-диагностического опросника Климова (ДДО), карты интересов Голомштока, опросника профессиональной направленности личности Голланда. Такая экспресс- диагностика характеризуется компактностью, экономичностью, простотой.
Консультационное направление - это направление эффективно при работе с клиентами, имеющими затруднения, связанные с принятием решения. В этом случае консультант вынужден работать с причинами затруднений, такими как страхи, неуверенность в себе, зависимость от чужого мнения, завышенные требования к себе и т.п.
Индивидуальное профконсультирование является основной универсальной формой консультирования не имеющей противопоказаний. В ходе индивидуального консультирования следует обсудить типичные ошибки и затруднения, возникающие при выборе професси.
ПРИ проведении консультирования можно рекомендовать следующие правила выбора профессии:
Изучить как можно больше профессии, определить, какие профессии и специалисты необходимы в регионе, где проживает человек, выбирающий профессию.
Изучить самого себя (интересы, склонности, способности, темперамент, черты характера, особенности познавательных процессов, здоровье, самооценку, уровень притязаний и др.).Выбрать наиболее привлекательную, подходящую профессию.
Подробно изучить выбранную профессию: ознакомиться с професссиограммой, определить формулу профессии, уточнить содержание и условия труда и требования, предъявляемые профессией к человеку. Изучить возможности ее приобретения и перспективы профессионального роста.
Реализовать возможность практической апробации своих сил в выбранной профессии (профильное обучение, занятия в кружках по интересам т.п.)
Сравнить полученные знания о профессии со своими профвозможностями, посоветоваться с родителями, учителями, врачами, психологом, получить квалифицированную профконсультицию.
При наличии необходимого уровня соответствия своих профвозможностей требованиям выбранной профессии получить первоначальную профессиональную подготовку, реализовывать самоконтроль готовности к профсамоопределению.
При отсутствии указанного соответствия изучить запасной вариант профессионального выбора.
Выбрав для себя будущую профессию, необходимо проявлять настойчивость в реализации профессионального намерения и овладения профессией в совершенстве.
Тренинговое направление – использование активных групповых методов обучения в профконсультировании.
Использование элементов социально-психологического тренинга, ролевых игр и упражнений стимулирует интерес участников к проблеме выбора профессии, позволяет лучше узнать себя, свои возможности и способности, осознать мотивы поведения, овладеть новыми способами общения.
ГЛОССАРИЙПрофориентация – это определение человеком своего места в профессиональном мире.
Цель профориентации – подвести учащегося к взвешенному, самостоятельному выбору профессиональной деятельности, сформировать психологическую готовность к профессиональному самоопределению.
Психолог-профкунсультант – специалист, обучающий школьников самостоятельному планированию профессионального пути.
Профессия – это род трудовой деятельности, требующий определенной подготовки и являющийся обычно источником существования.
Специальность – это вид занятия в рамках одной профессии.
Квалификация – это:
профессия, специальность
степень годности к какому-либо виду труда, уровень подготовленности.
Должность – это служебная обязанность, служебное место. Это круг действий, возложенных на определенного человека и безусловных для выполнения.
Вакансия – незамещенная, незанятая должность в учреждении, учебном заведении; свободное место в учебном заведении для учащегося.
Карьера – это:
достижение наивысших результатов
род занятей
продвижение по служебной лестнице
Призвание – наивысшая степень взаимосоответствия конкретного человека и его работы.
ЛИТЕРАТУРА
Дубровина И.В. Руководство практического психолога. Психологические программы развития личности в подростковом и старшем школьном возрасте.-М.,1995.
Климов Е.А. Как выбирать профессию.- М.,1989.
Климов Е.А. Психология профессионального самоопределения.- Ростов-на-дону,1996.
Кон И.С. Психология юношеского возраста. – М., 1970.
Митина Л.М. Психологическое сопровождение выбора профессии. - М.,2003
Мир профессий. – М., 1988.
Михаева О.А., Григорьева Е.Е. Я выбираю профессию: комплексная программа активного профессионального самоопределения школьников. -М, 2002.
Организация профориентационной и профконсультационной работы/ под. Ред. Ю.М. Забродина. – М., 1998.
Пряжников Н. С. Профессиональное и личностное самоопределение.- Воронеж, 1996.
Пряжников Н.С. Карточные профориентационные методики. – М., 1993.
Резапкина Г.В. Я и моя профессия: Программа профессионального самоопределения для подростков. - М., 2000.
Рогов Е.И. Выбор профессии: Становление профессионала.- М.,2003.
Чистякова С.Н. Критерии и показатели готовности школьников к профессиональному самоопределению. – М., 1997.
Энциклопедический справочник: 2000 профессий. - Минск, 1986.
ПРИЛОЖЕНИЯ1. ОПРОСНИК «АВТОНОМНОСТЬ-ЗАВИСИМОСТЬ»Опросник поможет вам определить уровень подготовленности для обучения в среднем или в высшем учебном заведении с точки зрения ваших черт характера и воли.
Инструкция
«Внимательно читайте каждое суждение. Если вы считаете, что оно верно и соответствует особенностям вашего поведения или близко к нему, поставьте плюс в соответствующей графе бланка. Отвечайте быстро и точно. Нет хороших и плохих ответов. Все вопросы направлены на выяснение вашего обычного способа поведения».
Бланк ответов:
N вопроса
Вариант ответа
Да
пожалуй, да
пожалуй, нет
нет
1
Вопросы.
1. Окружающие люди считают меня уверенным в себе человеком.
2. Перед началом работы я привык анализировать условия, в которых мне необходимо будет работать.
3. При выполнении любой работы я привык оценивать не только ее конечный результат, но и те результаты, которые получаются в процессе работы.
4. Я склонен отказаться от задуманного, если другим кажется, что я начал не так.
5. Даже при выполнении ответственной работы мне не нужен контроль со стороны.
6. Я с одинаковым старанием выполняю как интересную, так и неинтересную для меня работу.
7. Для успешного выполнения ответственной работы необходимо, чтобы меня контролировали.
8. Обычно мой рабочий день проходит бессистемно.
9. При возможности выбора я предпочитаю делать работу менее ответственную, но и менее интересную.
10. После того, как я завершил какую-нибудь работу, я привык обязательно проверить, правильно ли я ее сделал.
11. Я обязательно возвращаюсь к начатому делу даже тогда, когда меня никто не контролирует.
12. Сомнения в успехе часто заставляют меня отказаться от намеченного дела.
13. Мне часто не хватает упорства для достижения поставленной цели.
14. Мои планы никогда не расходятся с моими возможностями.
15. Как правило, любые решения я принимаю, советуясь с кем-нибудь.
16. Мне часто бывает трудно заставить себя сосредоточиться на какой-нибудь задаче или работе.
17. Когда я поглощен каким-нибудь делом, мне трудно бывает переключиться на выполнение другой
работы.
18. Я склонен отказаться от работы, которая не клеится.
Обработка результатов
Сравните ваши ответы с ключом. При совпадении с ним ответы оцениваются в один балл, при несовпадении ноль. Затем подсчитывается общая сумма баллов.
Положительные ответы («Да»; «Пожалуй, да») — №№ 1, 5, 11, 14.
Отрицательные ответы («Нет»; «Пожалуй, нет») — №№ 2, 3, 4, 6, 7, 8, 9, 10, 12, 13, 15, 16, 17, 18.
Интерпретация результатов
1. При сумме в семь и более баллов
У вас достаточно хорошо сформированы такие черты характера, как целеустремленность, собранность, самостоятельность, способность критически оценивать свою деятельность и поведение, искать наиболее лучшие способы для успешного осуществления учебной и другой деятельности, чувство ответственности за выполняемую работу и стремление сделать ее хорошо, уверенность в себе, привычка и умение анализировать причины успеха и неудачи в работе.Вы самостоятельны в определении своих целей и задач, сами принимаете правильные способы их решения.
Именно эти качества необходимы для успешной учебы в техникуме и вузе.
2. Сумма баллов от ноля до трех включительно
К сожалению, у вас слабо развиты такие черты характера, как настойчивость и целеустремленность. Вам трудно самостоятельно оценивать свои возможности при выборе деятельности, а также правильность выбранного способа достижения цели. Вы не умеете критически проанализировать полученные результаты (дать им объективную оценку, найти ошибки или недостатки). Вам часто приходится обращаться за советом и за помощью к друзьям и взрослым. Работу выполняете лучше, если есть контроль со стороны.
Эти недостатки вашей личности будут значительно затруднять обучение в техникуме и особенно в вузе, но их еще не поздно исправить, если вы проявите желание и волю.
3. Сумма баллов от четырех до шести включительно
У вас недостаточно развиты такие черты характера, как самостоятельность, настойчивость и критичность. Вы не всегда можете правильно и глубоко оценить свои возможности при выборе способов учебной и трудовой деятельности. У вас не хватает уверенности в себе и правильности выполненной работы, особенно при выполнении новой, незнакомой деятельности. С несложной и знакомой работой вы справляетесь самостоятельно, но работа новая, трудная и ответственная может быть выполнена вами неплохо лишь при помощи и контроле со стороны. Вы стремитесь сделать задание лучше, но у вас часто не хватает знаний и умений самостоятельно разобраться в поставленной задаче. Вы можете хорошо учиться в техникуме или в вузе лишь при устранении указанных недостатков.
2. ВЫБОР ПРОФЕССИИ(тест Я. Холланда)
Я. Л. Холланд — американский психолог, разработавший модель профессиональных интересов личности. Он условно делит людей и соответственно все профессии на шесть типов (реалистический, интеллектуальный, социальный, конвенциональный, предприимчивый, артистический). Последние одновременно, но в разной степени присутствуют в человеке. Данная методика позволяет определить, в какой степени в человеке проявляется каждый из этих типов.
Представители той или иной профессии — однотипные личности с однородным процессом развития (по Я. Л. Холланду). Определенная профессия привлекает к себе однородные личности, поэтому члены каждой профессиональной группы обладают определенным сходством и во многих ситуациях реагируют одинаково.
Инструкция
«Ниже попарно представлены различные профессии. Ваша задача — из каждой пары выбрать одну профессию «для себя», в бланке ответов отметить, что же выбрано — «а» или «б» (для этого поставьте знак «+» или «—» в соответствующем столбике).
Если вам не подходит ни одна из двух профессий, поставьте себя в ситуацию вынужденного выбора: из двух зол выбирайте меньшее».
№ п/па
Б
№ п/па
б
№ п/па б
1
14
27
2
15
28
А теперь можно отвечать:
1. а) инженер-строитель, б) конструктор;
2. а) электротехник, б) санитарный врач;
3. а) токарь, б) наборщик;
4. а) фотограф, б) заведующий магазином;
5. а) чертежник, б) дизайнер;
6. а) философ, б) психиатр;
7. а) редактор научного журнала, б) адвокат;
8. а) лингвист, б) переводчик художественной литературы;
9. а) педиатр, б) статистик;
10. а) спортивный врач, б) фельетонист;
11. а) нотариус, б) снабженец;
12. а) перфораторщик, б) карикатурист;
13. а) политический деятель, б) писатель
14. а) садовник, б) метеоролог;
15. а) водитель автобуса, б) фельдшер;
16. а) инженер-электронщик, б) секретарь-машинистка;
17. а) маляр, б) художник по дереву или металлу;
18. а) биолог, б) глазной врач;
19. а) телеоператор, б) режиссер;
20. а) гидролог, б) ревизор;
21. а) зоолог, б) главный зоотехник;
22. а) математик, б) архитектор;
23. а) инспектор детской комнаты, б) счетовод;
24. а) учитель, б) профсоюзный лидер;
25. а) воспитатель, б) художник по керамике
26. а) экономист, б) заведующий отделом;
27. а) корректор, б) критик;
28. а) заведующий хозяйством, б) дирижер;
29. а) радиооператор, б) физик-ядерщик;
30. а) наладчик, б) монтажник;
31. а) агроном-семеновод, б) менеджер;
32. а) закройщик, б) декоратор
33. а) археолог, б) эксперт;
34. а) научный работник музея, б) консультант;
35. а) ученый, б) актер;
36. а) логопед, б) стенографист;
37. а) врач, б) дипломат;
38. а) главный бухгалтер, б) директор;
39. а) поэт, б) психолог.
Обработка и анализ результатов
Закончив отвечать на вопросы, воспользуйтесь ключами, данными для каждого типа отдельно. Соотнесите ваши результаты с содержанием ключа. За каждое совпадение с ключом присваивайте соответствующему ответу балл. Вам необходимо подсчитать общую сумму баллов по каждому из типов.
Заключение о ведущем типе можно делать в том случае, если по шкале набрано не меньше пяти баллов. Анализ производится по всем шкалам. Окончательный вывод делается по типам, набравшим максимальное количество баллов.
Ключи
1. Реалистический тип: 1а, 2а, За, 5а, 14а, 15а, 17а, 19а, 29а, 30а, 31а, 32а.
2. Интеллектуальный тип: 16, 6а, 7а, 146, 18а, 20а, 21а, 24а, 29б, 33а, 34а, 35а.
3.Социальный тип:
2б, 6б, 9а, 10а, 15б, 18б, 23а, 24а, 25а, 34б, З6а, 37а, 39б.
4. Конвенциональный тип: 3б, 9б, 11а, 12а, 16б, 20б, 236, 26а, 27а, 30б, 336, 36б, 38а.
5. Предприимчивый тип:
4б, 7б, 11б, 13а, 19б, 21б, 24б, 26б, 28а, 31б, 35б, 37б, 38б.
6. Артистический тип: 4а, 5б, 8б, 10б, 12б, 17б, 22б, 25б, 27б, 28б, 32б, 39а.
Описание типов
1. Вас можно отнести к реалистическому типу.
Такой человек предпочитает занятия, связанные с конкретными объектами — вещами, инструментами, животными, машинами. Предпочитает занятия, требующие двигательных навыков, ловкости, конкретности.
Избегает руководящих ролей и любой другой деятельности, в которой необходимы контакты с людьми.
Охотно избирает профессии механика, инженера, электрика, агронома, садовника, шофера и т, д.
2. Вас можно отнести к интеллектуальному типу.
Такой человек отличается чувствительностью и богатым воображением. Предпочитает размышлять о проблеме, а не заниматься практической реализацией той или иной идеи.
Ему нравится решать задачи, требующие абстрактного мышления.
Выбирает научные профессии: биолог, ботаник, астроном, физик.
3. Вас можно отнести к социальному типу.
Такой человек при решении проблем опирается больше на эмоции и чувства, чем на интеллектуальные ресурсы. Избегает «мужских» ролей, требующих моторных навыков, занятий с механизмами.
Наиболее предпочитаемые области — обучение и лечение: врач, учитель, психолог. Добивается успехов в основном в сфере общения, управления, искусства и учебы.
4. Вас можно отнести к потенциальному типу.
Такой человек трудно приспосабливается.
Ему нравятся занятия пассивного характера и специальности, требующие четко структурированной деятельности, которая позволяет точно установить, что правильно, а что нет.
Предпочитает профессии, связанные с канцелярией и вычислениями: машинопись, бухгалтерия, экономика.
Слабый оратор и руководитель, его решения зависят от окружающих людей.
5. Вас можно отнести к предприимчивому типу.
Такой человек предпочитает «мужские» руководящие роли.
Ему не нравятся занятия, связанные с ручным трудом, а также требующие усидчивости и большой концентрации внимания.
Выбирает профессии типа: заведующий, директор, телеоператор, товаровед, артист, дипломат, журналист.
6. Вас можно отнести к артистическому (креативному) типу.
У такого человека хорошо развиты интуиция и воображение. Ему присуши сложные взгляды на жизнь, гибкость, независимость решений.
Его не привлекают «мужские» виды деятельности, такие, как спорт, авторемонт и т. д. Предпочитает занятия творческого характера: музыку, рисование, литературное творчество, фотографирование и т. д. Часто добивается больших успехов в искусстве.ИГРЫ И УПРАЖНЕНИЯ 1. Упражнение «Диалог о профессиях»Участники делятся на пары. В каждой паре выбирается профессия, которую в будущем хотел бы иметь один из игроков. Задача заключается в том, чтобы первый игрок мог обосновать свой выбор. Второй игрок строит диалог по принципу: «да, но…». Побеждает тот, кто сможет более аргументировано доказать свою позицию. Затем участники меняются ролями.
2. Игра «Убеди родителей» (вариант игры с микрогруппой 5-6 человек)В этом варианте есть возможность разыграть сцену, когда «родители» явно не согласны с выбором профессии (профиля обучения) своего «ребенка».
Схема игры:
1. Сначала игроки также распределяют роли: один «учащийся», два-три «родителя» и два – три «профконсультанта». Предполагается, что в течение всей игры как минимум два-три человека должны побывать в роли «учащегося», поэтому данный вариант может занять больше времени.
2. Перед самой игрой организуется небольшой подготовительный этап. Отдельно готовится к игре «семья» (учащийся и его родители) и отдельно «профконсультанты». «Семья» сама определяет, в чем заключаются разногласия между ребенком и родителями. При этом каждая сторона обдумывает и проговаривает свои аргументы (лучше, когда родители не просто возражают против выбора ребенка, но и предлагают свой вариант выбора). При этом может оказаться, что у самих родителей нет общего мнения о будущем «ребенка» после окончания школы.
«Профконсультанты» готовятся с помощью ведущего, который может подсказать им, какие вопросы задавать «клиентам», на что обратить особое внимание, как вести себя в ходе консультации и т.п.
3. «Семья» возвращается и кратко разыгрывает спор по поводу дальнейшей судьбы своего «ребенка». Члены семьи должны просто обозначить свои основные позиции и аргументы. «Профконсультанты» и ведущий молча наблюдают за этим. Данный этап занимает не более 10 мин.
4. Затем все садятся за общий стол, и разыгрывается беседа-консультация. Игроки задают друг другу вопросы, обсуждают их, спорят, обосновывая свою точку зрения. Задача ведущего, с одной стороны, не допустить хаоса в этом разговоре, а также неуправляемых эмоциональных споров, перерастающих в конфликты. С другой стороны, постоянно активизировать и даже провоцировать участников на высказывания и обсуждение разных точек зрения. Ведущий ни в коем случае не должен брать всей инициативы в свои руки, то есть не превращаться в единственного (или в «единственно правильного») «профконсультанта».В ходе такого разговора может выясниться, что семью волнуют совсем другие проблемы, а вовсе не выбор профессии. Например, лень ребенка, его увлечение курением или даже наркотиками. Дети часто проецируют в игре те проблемы, которые их реально волнуют, но представлены в сознании достаточно хаотично. Когда психологу удается «раскрутить» участников на такие откровения, это указывает на заинтересованность игроков в данных проблемах и в данной методике. Но поскольку эта игра направлена именно на проблемы профессионального самоопределения, ведущий должен тактично напоминать о главной игровой цели – помочь «учащемуся» выбрать профессию и при этом сохранить взаимопонимание в семье.
5. В конце этой игры также подводятся итоги – все по очереди высказывают свои пожелания и рекомендации «учащемуся», а затем и сам учащийся высказывает свое отношение к этим рекомендациям. Далее выбирается новый «учащийся», и игра повторяется.
4. Упражнение «Встреча».Все участники делятся на пары. Тренер говорит: «давайте переведем часы на 10 лет вперед. Теперь мы в ….. году. В вашей жизни много изменилось. Сейчас вы в отпуске. Лето. Вы приехали в город, где провели свои школьные годы. Идете по улице и встречаете своего одноклассника. Между вами возникает оживленная беседа о том, что произошло за эти годы, кем вы стали, чем занимаетесь. Вам дается 5 минут». Когда беседа закончена, все садятся в круг и представляют друг друга группе. Обсуждение.
5. Профориентационная игра «Кто есть кто?» (5-7 минут)Инструкция:
Сейчас я буду называть профессии, каждый из вас в течение нескольких секунд должен посмотреть на своих товарищей и определить, кому эта профессия подойдет в наибольшей степени. Далее я хлопну в ладоши, и все по команде одновременно должны показать рукой (или ручкой) на выбранного человека (наиболее подходящего для названной профессии).
Перед началом игры ведущий может спросить у участников, какие профессии для них наиболее интересны, и выписать эти профессии (примерно 10) на доске, называя впоследствии профессии из этого перечня. Показав рукой на своего товарища, все должны на время замереть, а ведущий сам по очереди подсчитывает, сколько рук показывает на каждого человека, т.е. чей образ в наибольшей степени соответствует данной профессии.
6. Профориентационная игра «День из жизни» (15 минут).Ведущий определяет вместе с остальными игроками, какую профессию интересно было бы рассмотреть. Например, класс захотел рассмотреть профессию «фотомодель».
Инструкция:
Сейчас мы совместными усилиями постараемся составить рассказ о типичном трудовом дне нашего работника – фотомодели. Это будет рассказ только из существительных. Например, рассказ о трудовом дне учителя мог бы быть таким: звонок-завтрак-звонок-урок-двоечники-вопрос-ответ-тройка-учительская-директор-скандал-урок-отличники-звонок-дом-постель. В этой игре мы посмотрим, насколько хорошо мы представляем себе работу фотомодели, а также выясним, способны ли мы к коллективному творчеству, ведь в игре существует серьезная опасность каким-то неудачным штрихом (неуместно названным ради хохмы существительным) испортить весь рассказ. Важное условие: прежде чем назвать новое существительное, каждый игрок обязательно должен повторить все, что было названо до него. Тогда наш рассказ будет восприниматься как целостное произведение. Чтобы легче было запомнить названные существительные, советую внимательно смотреть на всех говорящих, как бы связывая слово с конкретным человеком.
Ведущий может назвать первое слово, а остальные игроки по очереди называют свои существительные, обязательно повторяя все, что называют они.
При подведении итогов игры можно спросить у участников, получился целостный рассказ или нет, не испортил ли кто-то рассказ неудачным существительным. Если рассказ получился путанным и сумбурным, то можно попросить кого-то из игроков своими словами рассказать, о чем был составленный рассказ. Можно также обсудить, насколько правдиво и типично был представлен трудовой день рассматриваемого профессионала.
7. Упражнение «Профессионально важные качества»Предлагается выбрать 5-7 наиболее интересующих учащихся профессий, разбиться на микрогруппы и составить список профессионально важных качеств. После 7-10 минут представители каждой группы зачитывают свои списки, остальные – дополняют, ведущий уточняет, при необходимости – переформулирует и акцентирует некоторые важные моменты. (Для активизации учащихся можно предложить им рассмотреть какую-нибудь из таких «профессий», как киллер, торговец наркотиками и т.д., и затем серьезно отнестись к анализу ПВК.)