Урок по истории на тему: «Реформа во имя России (Аграрная реформа П.А. Столыпина)»
МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ
МОСКОВСКОЙ ОБЛАСТИ
ГБОУ НПО
ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ УЧИЛИЩЕ №34
МОСКОВСКАЯ ОБЛАСТЬ
142531 Московская область,
г. Электрогорск, ул. Кржижановского, дом 12, корпус 1
(эл.адрес: lakhmanm@mail.ru)
Урок истории на тему: «Реформа во имя России (Аграрная реформа П.А. Столыпина)»
Автор:
Лахман Марина Самуиловна, преподаватель общеобразовательных дисциплин ГБОУ НПО ПУ №34 МО
г/о Электрогорск
2014
Цели и задачи урока:
углубить знания учащихся о жизни деревни и пережитках крепостнической системы в начале 20 в.;
систематизировать знания учащихся о предложениях по решению аграрного вопроса представителями различных политических партий России в начале 20 в.;
познакомить учащихся с основными целями и мероприятиями аграрной реформы, а также с итогами ее осуществления;
совершенствовать навыки учащихся в работе с источниками (историческими документами), позволяющими сформировать мнение о проведении реформ;
расширить знания учащихся о личности П. А. Столыпина;
развивать историческую грамотность у подрастающего поколения, познавательную активность учащихся;
воспитывать чувство патриотизма у учащихся;
способствовать формированию стойкой гражданской позиции.
Материалы и оборудование:
Демонстрационный материал (информационные бюллетени с материалами о реформах П.А. Столыпина).
Карта страны начала 20 века.
Плакаты с цитатами, таблицы для заполнения.
Мультимедийное оборудование, презентация.
Форма проведения: урок по истории с элементами лабораторной работы.
Участники внеклассного мероприятия: учащиеся 2 курса ГБОУ НПО ПУ №34 МО.
Место проведения: кабинет преподавания социальных дисциплин ГБОУ НПО ПУ №34
ПЛАН УРОКА:
Цели аграрной реформы.
Основные мероприятия реформы.
Осуществление реформы.
Итоги претворения в жизнь аграрного законодательства П. А. Столыпина.
Опережающее задание для учащихся:
( Ответить на вопросы:
Какие изменения произошли в русской деревне в начале 20в.?
Какие пережитки крепостнической системы сохранялись в аграрном секторе экономики?
Какие решения аграрного вопроса были предложены в начале 20в. представителями разных политических партий в России?
ВВОДНОЕ СЛОВО ПРЕПОДАВАТЕЛЯ.
На рубеже 19 - 20в.в. быстрое экономическое развитие России обострило старые и породило новые проблемы. В экономической политике царизма к. 19 - начала 20в., было немало сильных сторон.
В те годы Россия уверенно завоевала позиции на рынках Дальнего и Среднего Востока, тесня своих соперников. Однако, эта политика оставалась внутренне противоречивой. И не только потому, что в ней преобладали административные меры и недооценивалось значение частного предпринимательства.
Главное заключалось в том, что самому курсу правительства не хватало сбалансированности между потребностями промышленности и сельского хозяйства. Аграрный вопрос оставался по-прежнему самым острым. Все политические силы России осознавали это и предлагали свои способы ее решения.
ХОД УРОКА.
Актуализация знаний учащихся.
Учащиеся выступают с подготовленными дома небольшими сообщениями о предлагаемых разными политическими силами предложений аграрных проектов.
По итогам сообщений заполняется таблица: "Сущность предложенных аграрных проектов".
ТАБЛИЦА 1."Сущность предложенных аграрных проектов".
Политические силы
Проекты решения аграрного вопроса
1.
Большевики
1.
Муниципализация земли.
2.
Меньшевики
2.
Национализация земли после
насильственного изъятия ее у
помещиков.
3.
Эсеры
3.
Использование государственных,
удельных, монастырских земель;
принудительное отчуждение
части помещичьих земель за выкуп.
4.
Кадеты
4.
Продажа крестьянам государственных и удельных земель.
5.
Октябристы
5.
Социализация земли.
Далее отмечается, что все эти проекты были отвергнуты государством. Но растущее недовольство крестьян, усиление влияния левых партий в деревне, ее активное участие в начавшейся в 1905г. революции требовали от правительства решительных действий.
Попытка успокоить крестьянство, направить его недовольство в парламентское русло не удалась: в 1 Государственной Думе думское большинство и сформированная из крестьянских депутатов трудовая группа не стали опорой правительства в решении аграрного вопроса.
После роспуска 1 Думы, в условиях роста крестьянской борьбы 9 ноября 1906г. был издан указ "О дополнении некоторых постановлений действующего закона, касающихся крестьянского землевладения и землепользования".
Началась аграрная реформа. Вожаком этих реформ должен был быть человек, для которого важна была судьба России. Им стал Петр Аркадьевич Столыпин (1862 - 1911).
Цели аграрной реформы.
По первому вопросу проводится фронтальная устная работа. После корректировки ответов учащихся они фиксируются в тетрадях.
ЗАДАНИЕ УЧАЩИМСЯ.
На основании высказываний П. А. Столыпина сформулируйте основные цели проведения аграрной реформы.
( ДОКУМЕНТ 1.
"Дикая, полуголодная деревня, не привыкшая уважать ни свою, ни чужую собственность, не боявшаяся, действуя миром, никакой ответственности, всегда будет представлять горючий материал, готовый вспыхнуть по каждому поводу."
(Цель: "успокоение" страны от стремления к принудительному отчуждению помещичьей земли.)
( ДОКУМЕНТ 2.
"Не в крупном землевладении сила России. Большие имения отжили свой век. Их, как бездоходные, сами владельцы начали продавать Крестьянскому банку. Опора России не в них, а в царе. Единоличное хозяйство мелких земельных собственников - "основная ячейка государства, являющаяся противником всяких разрушительных теорий".
(Цель: создание социальной и экономической опоры монархии в лице зажиточных крестьян.)
"Главное богатство и мощь государства не в казне и казенном имуществе, а в богатеющем и крепком населении"
(Цель: продолжение модернизации России.)
Основные мероприятия реформы.
На этом этапе урока проводится лабораторная работа. При объяснении преподаватель обращается к схеме:
Схема 1. ОСНОВНЫЕ МЕРОПРИЯТИЯ АГРАРНОЙ РЕФОРМЫ П. А. СТОЛЫПИНА.
Создание новых форм
землевладения и земле-
пользования
Гос. помощь
крестьянским
хозяйствам
Переселение
крестьян
Развитие крестьянской
кооперации
( (
Разрушение
общины.
Крестьяне -
частные собст -
венники своего
надела.
Хутор, отруб
Преподаватель называет основные мероприятия реформы, дает задание найти в учебнике определение терминов "хутор" и "отруб". После этого группа переходит к более подробной характеристике мероприятий реформы на основании источников. Учащиеся используют раздаточный материал.
Работа с документом.
( ДОКУМЕНТ 1
ИЗ ПИСЬМА П.А. СТОЛЫПИНА НИКОЛАЮ ((:
(
"Жажда земли, аграрные беспорядки сами по себе указывают на те меры, которые могут вывести крестьянское население из настоящего ненормального положения. Единственным противовесом общинному началу является единоличная собственность".
( ДОКУМЕНТ 2
ИЗ УКАЗА "О ДОПОЛНЕНИИ НЕКОТОРЫХ ПОСТАНОВЛЕНИЙ ДЕЙСТВУЮЩЕГО ЗАКОНА, КАСАЮЩИХСЯ КРЕСТЬЯНСКОГО ЗЕМЛЕВЛАДЕНИЯ И ЗЕМЛЕПОЛЬЗОВАНИЯ", 9 НОЯБРЯ 1906 Г.:
"Каждый домохозяин, за коим закреплены участки надельной земли имеет право требовать, чтобы общество выделило ему соответственный участок, по возможности к одному месту".
( ДОКУМЕНТ 3
ИЗ РЕЧИ П.А. СТОЛЫПИНА ПЕРЕД ДЕПУТАТАМИ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ДУМЫ, МАРТ 1907г.:
"Необходимо дать возможность свободному трудолюбивому крестьянину освободиться от тех тисков, от тех теперешних условий жизниНадо дать ему возможность укрепить за собой плоды своих трудов и предоставить их в неотъемлемую собственность. Пусть собственность будет общая там, где община еще не отжилапусть она будет крепкая, пусть будет наследственная. Отменяется лишь насильственное прикрепление крестьян к общине, уничтожается закрепо