Конспект открытого урока по технологии Обработка накладного кармана


Урок технологии по теме: «Обработка накладного кармана»
Задачи урока:
Ознакомление с историей возникновения кармана, его видами и формами.
Обучение правильной технологической обработке накладного кармана.
Цели урока:
Предметные
Сформировать у учащихся знания и умения выполнять поузловую обработку фартука (кармана);
Формировать умение пользоваться инструкционными картами и приемами выполнения карманов.
Метапредметные  (УУД) :
- регулятивные- определение технологической последовательности обработки кармана фартука
-коммуникативные- ,умение вести сотрудничество с учителем,        вырабатывать уважительное отношение к сверстникам в ходе совместной работы. Умело решать конфликтные ситуации.
-познавательные – выбор наиболее рациональных  и интересных приемов , умение проводить сравнительный анализ.
- личностные- развивать трудолюбие ,аккуратность, терпение , умение проводить самоанализ выполненной работы.
Методы обучения: объяснительно-иллюстративный, метод проблемного изложения.
Оборудование :
Компьютер, мультимедийный проектор, с приготовленной заранее презентацией, экран, учебник по технологии 5 кл.
Раздаточный материал: инструкционные карты ,карманы
Швейные машины, утюг, гладильная доска, швейные принадлежности, ножницы, деталь кроя – карман;
Тип урока: Комбинированный.
Формы работы: фронтальная, индивидуальная и групповая форма.
Структура урока
Этап урока Деятельность учителя Деятельность ученика
I.Организационный момент. Мотивация учебной деятельности Приветствие учащихся
Проверка посещаемости
Проверка готовности к уроку.Проверяем порядок на рабочем месте.
Используется презентация. Овладевают навыками организации рабочего места
Выход на тему
Целеполагание
  Выделить тему урока нам помогут задания, которые будут опираться на ранене изученный материал.( вызов интереса к изучаемой теме)
Задание1
Посмотрите на экран, проанализируйте .О какой детали в одежде сегодня пойдет речь( слайд 2)
( слайд 3)
Задание 2. Кроссворд ( cхема кроссворда на каждом столе) (Актуализация знаний учащихся)
1.Как называются основные размеры фигуры человека, полученные путём её измерения.
2.Какая мерка записывается полностью?
3.Как называется повторяющийся ряд стежков на ткани?
4.Как называется узкая полоска по долевому краю ткани, отличающаяся выработкой.
5.Что значит соединить две детали и более строчкой временного назначения.
6.Без какого инструмента нельзя обойтись при раскрое изделия из ткани ?
И так ключевым словом является слово
Карман. Запомните его.
м е р к и д л и н а с т р о ч к а к р о м к а с м е т а т ь н о ж н и ц ы
Находят закономерность
Аргументируют свою точку зрения
Учащиеся отвечают -
Карман
 
 
 
  Повторение ранее изученного материала. Работа в парах
 
 
 
Первичное восприятие и усвоение нового теоретического учебного материала Сформулируйте тему урока.
Тема: “Обработка накладного кармана» Вчитайтесь внимательно в тему урока.
Вопрос: Какие задачи мы должны решить за урок?
Цель: Обработать накладной карман.
Познакомиться с историей кармана.
( слайд 4)
Вопрос: Что такое карман?
Задание: Путешествуя к нам на урок по дороге понятие рассыпалось.
Ответ: Карман - это пришитый к одежде мешочек для ношения при себе мелких вещей, денег.
( Каждое слово находится на отдельной карточке.
Карточки ,как бы неосторожно просыпаются на стол . Просьба к ученицам помочь составить понятие ( слайд 5 )Пословицы и поговорки о кармане
У. В русском языке существует огромное количество поговорок и крылатых фраз о кармане. Может быть кто-то из вас знает поговорки, крылатые слова или загадки о карманах? Наверняка многим из вас родители дают деньги на карманные расходы. Или вы слышали такие выражения как:
"Не по карману что-нибудь" (что в переносном смысле означает "очень дорого"),
"бить по карману"(причинять убыток),
"набить себе карман"(нажиться),
"держи карман шире" (напрасно ждешь, не дождешься),
"в карман за словом не лезет" (боек на язык, находчив в разговоре) и другие.  
 Учащиеся называют тему урока, ставят задачи.
 Учащиеся предлагают варианты ответа.
. Учащиеся встают с рабочих мест ( это заменяет физкультминутку) все вместе составляют понятие.)
  ( слайд 6 ) ( слайд 6) Сначала это был карман-мешочек, чаще всего кожаный, который пришивали к одежде или вшивали в нее. В конце XVI века женщины стали носить маленькие мешочки у себя под юбками, пришивая их с изнаночной стороны. Затем в эпоху поздней готики дамы обзавелись целыми коллекциями мешочков самой различной величины, которые носились у пояса и звенели.
( слайд 7) Их обычно шили из белого льна, как и все остальное белье. Но в отличие от нижних юбок и рубашек, они гораздо чаще украшались вышивкой разноцветным шелком или декоративной стежкой. Иногда для карманов использовали не только лен или хлопок, но и более дорогие ткани – бархат, атлас.
(Слайд 8)Рубаха славян подпоясывалась так, чтобы получалось нечто вроде мешка для «всякой всячины». Люди с достатком использовали для денег сарацинские кисеты, привезённые в Россию крестоносцами с Востока.
В начале XIX века карманы повсеместно начали вшивать в одежду. Навесные карманы сохранились в обиходе как деталь детского или рабочего платья. Также навесными карманами продолжили пользоваться дамы почтенного возраста, предпочитающие не менять свои привычки.
Только в 19 веке, карманы стали пришивать к одежде преимущественно мужской, так постепенно они вошли в обиход, вытеснив навесные карманы.
Якобы, карман в привычной для нас форме был изобретен еврейским портным, которого звали Беня Карман. По другой версии изобретение карманов приписывали карманариям – итальянским повстанцам, чья одежда была оснащена большим количеством карманов для хранения боеприпасов. Даже, знаменитый Леонардо да Винчи, рассматривался в качестве автора карманов……..
На самом деле не суть важно, кто же на самом деле является изобретателем такой необходимого атрибута в современной одежде – главное, что мы должны быть благодарны нашим предкам за творческий подход к делу
Слайд 9 )
В начале XX века главной любительницей карманов считалась Коко Шанель. Француженка- женщина модельер. Она считала, что женщинам недостает карманов, этой мужской детали костюма. И привнесла их не только в одежду, но и в аксессуары.
Слайд 9) Сегодня карманы являются настолько повседневным предметов гардероба, что кажется – они были всегда.
( слайд 10) В настоящее время существует большое множество разнообразных карманов. Они отличаются по внешнему виду, и формам.
( слайд11) Применение карманов различных видов позволяет разнообразить модели одежды.  Получение новой информации
  Задание 1. ( слайд 12)
1. Посмотрите на формы накладных карманов и дайте им название.
2. Скажите, от чего будет зависеть форма накладного кармана?
Правильно! От модели, формы основного изделия – фартука
Местоположение и размеры кармана также определяют по фасону и уточняют на фигуре во время примерки изделия. Различают три формы накладных карманов: прямоугольные, овальные, фигурные.
Мы разобрались с вами, что накладных карманов существует много: они могут быть разной формы, размеров, с разной отделкой и располагаться в разных местах изделия.
При работе нам необходимо соблюдать определенные требования… Какие?
( повторение правил по технике безопасности)
Определить какие предметы нам необходимы на уроке? Лишние отложим в сторону. Овладевают алгоритмами и методами решения технологических задач
УЧ. От формы основного изделия, передника.
.
Повторение требований по технике безопасности к выполнению ручных , машинных и ВТО работ
Овладевают навыками организации рабочего места
Применение теоретических знаний на практике Приступаем к следующему этапу. Научиться.
Цель: Научиться обработать накладной карман.
Рассмотрим технологические карты
1 прямоугольной формы ( слайд 13 )
2 фигурной формы( слайд 14)
3 овальной формы (слайд 15)
Обращается внимание на терминологию выполняемых работ
В чем особенность каждого из способов? Чем они отличаются?   Формирование навыков самостоятельного поиска
Овладевают методами чтения технической, технологической и инструктивной информации; Изучают терминологию ручных, машинных и ВТО работ
Планируют способ обработки кармана
Аргументируют свою точку зрения, отстаивают в споре свою позицию невраждебным для оппонентов образом
Работа в парах
Практическая работа Приступаем к следующему этапу. Выполнить практическую работу. Работа над карманами требует точности и аккуратности, тогда они получатся красивыми. Необходимо и знать терминология портного и швеи.
( На технологических картах четко выделены технологические термины.)
Цель: Обработать накладной карман.
Задание. Самостоятельная практическая работа по инструкционным картам. Обработка накладного кармана. Инструкционная карта лежит на каждом рабочем столе.
( По необходимости -демонстрация приемов работы. Операционный контроль.)
Вывод: Обработали накладной карман.
Настрочить карман на фартук
( слайд 16 ) Выполняют практическую работу с помощью учителя.
Выполняют технологические операций с соблюдением установленных норм, стандартов, ограничений; соблюдение трудовой и технологической дисциплины; соблюдение норм и правил безопасного труда, пожарной безопасности, правил санитарии
Подготавливают швейную машину к работе:
Осуществляют самоконтроль выполнения технологических операций
Анализируют ошибки.
Овладевают методами эстетического оформления работы
Обобщение, подведение итогов урока
Рефлексия деятельности Наш урок подходит к концу. Вспомним над какой темой мы работали?
( слайд 17)Учащимся предлагается построить цепочку последовательности терминологических понятий обработки кармана
Над какими вопросами мы работали? Достигнули ли мы поставленной цели на уроке?
( слайд 18) А теперь каждый из вас оцените свою работу с помощью лестницы успеха.
Оцените свою деятельность на уроке: Какое же назначение имеет накладной карман?
Какие по форме карманы вы знаете?
Где могут располагаться карманы?
 Построение цепочки понятий
Оценивают правильность выполнения учебной задачи, собственных возможностей её решения
Осуществляют контроль и взаимоконтроль выполнения работ
Домашнее задание: подготовить сообщение или презентацию по темам:
« Интересные и необычные карманы»
«Из истории о карманах»
«Загадки, пословицы и поговорки о кармане»