КСП 6 класс Культура речи. Употребление в речи имен прилагательных разных разрядов, степеней сравнения.


Краткосрочное планирование урока русского языка
Тема: РР: Культура речи. Употребление в речи имен прилагательных разных разрядов, степеней сравнения.
Город: Атырау
Школа : школа-гимназия № 30
Учитель: Бочкова Т.А.
Класс: 6 «Д»
Учитель: Бочкова Т.А.
Четверть III Класс Дата Урок №
Тема урока: РР: Культура речи. Употребление в речи имен прилагательных разных разрядов, степеней сравнения.
Цель:
Уметь определять роль прилагательных в тексте, речи; Знать о степенях сравнения; уметь образовывать простую и составную форму сравнительной и превосходной степени сравнения прилагательных.
Совершенствовать умения работать с художественным образом, изобразительными средствами языка.
Развивать, мышление, творческое воображение;
Формировать духовно развитую личность.
Результат обучения для ученика А: Знают степени сравнения и способы их образования.
Умеют различать их. Могут отвечать на открытые вопросы по теме и сами их формулировать. Знают разряды прилагательных, могут их определять. Анализируют переход прилагательных одного разряда в другой.
Образуют степени сравнения самостоятельно, понимают разницу между степенями сравнения. Используют прилагательные в разных степенях сравнения в своей речи, анализируют свои ошибки и ошибки других, дают оценку своей работе и работе одноклассников.
Результат обучения для ученика Б: Знают степени сравнения и способы их образования. Понимают, чем отличаются степени сравнения. Знают разряды прилагательных, могут их определять.
Умеют различать их Могут отвечать на открытые вопросы по теме и сами их формулировать. Образуют степени сравнения самостоятельно, понимают разницу между степенями сравнения. Используют прилагательные в разных степенях сравнения и разрядов в своей речи, анализируют свои ошибки.
Результат обучения для ученика В: Знают степени сравнения и способы их образования, знают разряды прилагательных, могут определять.
Умеют отвечать на открытые вопросы по теме, находить ответы на них в учебнике, могут приводить примеры, образовывать по образцу. Могут использовать их в речи.
Основные ключевые идеи: Имя прилагательной как часть речи. Изобразительно-выразительные средства языка. Степени сравнения прилагательных. Разряды прилагательных.
Групповая работа. КМ. ОдО.
Вид деятельности и время Деятельность учителя Деятельность ученика
I Вступительная часть
1.Орг.момент.
2.Мотивация.
3.Деление на группы
Приём Пазлы.
- Здравствуйте, ребята! Садитесь. Сегодня у нас интересная тема. Интересная потому, что мы изучаем интересную и удивительную часть речи.Психологический настрой (сформировать в группе атмосферу взаимной поддержки). Помните: «Улыбнись миру, и мир улыбнется тебе».
"Это самая изобразительная часть речи. Эти слова могут описать цвет, запах, форму любого предмета, рассказать о наших чувствах, характере, настроении", - подметил В.В.Виноградов, замечательный русский лингвист, создатель науки о языке художественной литературы.
Что это за часть речи?
Возьмите части рисунка и объединитесь в группы, найдя соответствующие элементы.
Озвучьте, написанные на обороте слова, возьмите первые буквы, что получилось. (Cлово дружба)– Какие ассоциации вызывает у вас это слово?  – А какие части речи помогли найти это слово? (Прилагательные)– Над какой темой мы будем работать на уроке? Откройте тетради, запишите тему урока Обучающиеся слушают вступительное слово учителя
Анализируют,
отвечают на вопрос.
Берут пазлы, объединяются в группы
II Целеполагание
В течение урока
работает презентация
III Повторение
1.Игра-разминка
Передай другому
2.Задания на повторение
Ребята, в своей речи мы используем много слов. С помощью существительных называем окружающие нас предметы и явления, глаголом выражаем действия. Но человек стремится не только дать предметам названия, но и показать его свойства и признаки.
Прочитайте стихотворение на слайде, какие прилагательные в нём присутствуют?
Давайте подумаем, что мы должны сделать в течение урока? (слайд 2)
Заслушиваются ответы групп.
Оценивание: Большой палец.
В игре побеждает тот, кто последним назовёт имя прилагательное, обозначающее...
температуру (холодный, горячий, тёплый, летний, зимний...)

Определите разряд имен прилагательных: 
1 группа: Печальный день, высокий дом, сердечный человек, беличьи запасы, тетин платок, вчерашняя газета, гордый человек, собачий холод, волчий след, отцова медаль.
2 группа: К данному прилагательному нужно подобрать два таких имени существительных, чтобы с первым из них словосочетание имело прямое значение, а со вторым — переносное.
Тяжёлый (камень, характер),горячая (вода, голова), острый (нож, язык), твёрдый (земля, решение), свежий (цветы, газеты), больной (человек, вопрос).
3 группа Подберите имена прилагательные к данным существительным, правильно согласуя их в роде и числе.
1.Кофе (горячий), пюре (картофельное), 2.какаду (белый), тюль (красивый), 3.эмаль (голубая), такси'(свободное), 4.шампунь (дорогой), эскимо (сладкое), 5.кенгуру (австралийский), шинель (солдатская).
4 группа: эксперты.
Оценивание: Светофор. Каждая группа в течение 2-х минут обсуждает
Называют прил.,
перекидывая мяч, то есть передавая право на ответ
Выполняют задания.
IV Р.Р. Употребление прилагательных в речи.
1.Лингвистичес-
кий эксперимент.
Блиц-опрос
2.Работа с выразительными средствами.
Приём Паутина
3.Нахождение выразительных средств в тексте.
Индивид.задание (2 ученика)
V Работа по теме урока
1.Заполнить таблицу
Ромашка Блума2. Игра «Волшебное яблочко» 
Лингвистический эксперимент
Наш урок сегодня мы посвящаем зиме, зимней природе. Природа обогащает нас духовно, доставляет нам радость своей красотой и является источником творческого вдохновения. Так как мы говорим сегодня о прекрасном, ваша задача: красиво мыслить, отвечать ясно и полно и активно работать.
-Представьте себе, что в нашей речи нет прилагательных. Изменился бы наш язык?
Прочитайте тексты, сравните.
Какое описание более приветливое и красивое? Почему?
-Что помогает Бунину сделать его красивым и привлекательным? (наличие большого числа прилагательных).
1.К какому стилю относится этот текст?(Художественному).
2.Тип речи – описание, повествование, рассуждение?
3. Какую картину автор рисует в тексте? (образную картину зимнего утра)
4. Какие слова нам помогают ярче представить эту картину?
5. Какие слова выражают отношение автора к увиденному? Какой частью речи они являются?
6. Выпишите словосочетания с прилагательными, определите разряд прилаг.
Взаимооцениване: 2 звезды-одно пожелание.
-Итак, в чем мы убедились в результате лингвистического эксперимента? Что узнали? (Имена прилагательные украшают нашу речь, делают ее более образной и привлекательной).
-Что меняется в нашей речи с появлением прилагательных? (Речь становится точной, выразительной, образной).
Чтобы описание получилось более ярким и живым, писатели и поэты используют изобразительно-выразительные средства.
Задание: Найти соответствия между термином и определением.
Самопроверка.
Оценивание: большой палец.
1 и 3 группа: Как образуются прил. в форме сравнит. степени
Прилагательное Простая сравн.степеньСоставная сравн. степень
Красивый Лёгкий 2-4 группа: Как образуются прил. в форме превосх. степени.
Прилагательное Простая прев.степеньСоставная прев. степень
Красивый Лёгкий Вопросы в презентации

1. С помощью каких суффиксов образуется простая превосходная степень имени прилагательного?
2. Как изменяются прилагательные в форме превосходной степени?
3. Почему нельзя употребить простую и составную форму превосходной степени одновременно?
4. Чем отличается сравнительная степень имени прилагательного от превосходной?
1-2:На красной стороне яблока пишутся прилагательные простой сравнительной степени, а на зеленой – прилагательные простой превосходной степени.
3-4 группы
На красной стороне яблока пишутся прилагательные составной сравнительной степени, а на зеленой – прилагательные составной превосходной степени.
Старый , лёгкий, чистый, простой. Читают, сравнивают.
Отвечают на вопросы.
Работают с таблицами.
VI
Физкультминутка.
А теперь поиграем в игру «Хвастунишка», которая  поможет проверить, умеете ли вы образовывать формы степеней сравнения. Сядьте поудобнее, закройте глаза. Вдохните 3 раза поглубже. Теперь представьте, что вы лежите на зеленом лугу, и над вами по прозрачно-голубому небу проплывают пушистые облака. Медленно откройте глаза, улыбнитесь друг другу и продолжим наш урок.Например: я высокая – а я выше – а я самый высокий. Старайтесь использовать разные формы степеней сравнения.  (Учитель называет положительную степень прилагательного, учащиеся – другие формы.)
Я счастливая (ый)Я умнаяЯ красиваяЯ спокойнаяЯ нежнаяЯ добраяЯ веселая
VI Игра «Цифровое табло»      
Давайте все сравнивать.
Приложение
Самопроверка
Работа с презентацией
Работают с таблицей
Составляют предложения
VII Итоги урока
Рефлексия ученическая и учительская
Вот и подошел наш урок к концу. Давайте вспомним цели урока. Они  достигнуты?  Всё ли вы узнали о степени сравнения?   У кого есть вопросы по теме урока? Оцените, пожалуйста, наш урок, свою работу на уроке, работу своих товарищей, используя разные формы степеней сравнения прилагательных.  Как вы считаете, чью работу на уроке сегодня необходимо оценить? Ученикам предлагается «Лестница успеха».
Ресурсы: Презентация, стикеры, маркеры, тексты заданий.
Домашнее задание: Повторить материал урока.