Мастера важные, да умы продажные». Анализ рассказа А.Аверченко «Виктор Поликарпович». 11 класс


Муниципальное образовательное учреждение средняя общеобразовательная школа №2
МО «Барышский район» Ульяновской области
Конспект урока литературы в 11 классе
по теме «Проблема коррупции в произведениях русской литературы»
«Мастера важные, да умы продажные».
Анализ рассказа А.Аверченко «Виктор Поликарпович»
учителя 1 квалификационной категории
Широниной Елены Юрьевны
2012 год
Тема: «Мастера важные, да умы продажные».
Анализ рассказа А.Аверченко «Виктор Поликарпович»
Цель: показать учащимся актуальность проблемы взяточничества в российском обществе
Задачи: 1) продолжить знакомство с творчеством Аркадия Аверченко на примере рассказа
«Виктор Поликарпович»;
2) развивать умение анализировать текст, видеть его художественное построение;
3) способствовать воспитанию духовно – нравственных качеств личности, гражданской
позиции
Оборудование: портрет А.Аверченко, «Современный толковый словарь русского языка», текст рассказа «Виктор Поликарпович».
Тип урока: - учебное занятие по комплексному применению знаний и способов деятельности
(по цели урока);
- сочетание различных форм занятий (по способу проведения)
Вид урока: урок - беседа

Всего и надо, что вчитаться, - боже мой, Всего и дела, что помедлить над строкою -  не пролистнуть нетерпеливою рукою, А задержаться, прочитать и перечесть. Ю. ЛевитанскийХод урока.
1. Мотивация.
Учитель: - Сегодняшний урок не случайно хочется начать со слов
Ю. Левитанского. Почему? (ответы учеников)
Учитель: - Думаю, что эти слова уместны перед изучением каждого литературного произведения. Это бесценный опыт прошедших поколений, человеческих взаимоотношений, культуры. Мы должны на этом учиться.
2. Актуализация субъектного опыта учащихся.
Учитель: - По традиции обращаемся к теме урока: «Мастера важные, да умы продажные». Как вы понимаете смысл этой пословицы? (ответы учеников)
Обратимся к Современному толковому словарю русского языка. Каково лексическое значение слов «мастер», «важный», «продажный»?
Ученики: - «Мастер» - слово многозначное, одно из значений – «руководитель отдельного специального участка какого – либо производства».
«Важный» - слово многозначное, для понимания смысла пословицы применим значение – «занимающий высокое положение, должность».
«Продажный» - слово многозначное, одно из значений – «такой, который ради денег готов на бесчестные поступки».
Учитель: - Итак, о какой общественной проблеме мы будем размышлять сегодня? (ответы учеников).
Учитель: Проблема взяточничества не нова для России. Над ней размышляют мастера слова ни одно столетие. Проведем литературную разминку. Определите автора и название произведения.
Подай, Фелица! наставленье:Как пышно и правдиво жить,Как укрощать страстей волненьеИ счастливым на свете быть?Меня твой голос возбуждает,Меня твой сын препровождает;Но им последовать я слаб.Мятясь житейской суетою,Сегодня властвую собою,А завтра прихотям я раб. (Г.Р.Державин, «Фелица»)
Где, укажите нам, отечества отцы,
   Которых мы должны принять за образцы?
   Не эти ли, грабительством богаты?
   Защиту от суда в друзьях нашли, в родстве,
   Великолепные соорудя палаты,
   Где разливаются в пирах и мотовстве… (А.С.Грибоедов, «Горе от ума»)
В то время образовалось сильное общество контрабандистов
обдуманно-правильным образом; на миллионы сулило выгод дерзкое предприятие.
Он давно уже имел сведение о нем и даже отказал подосланным подкупить,
сказавши сухо: "Еще не время".
Получив же в свое распоряжение все, в ту же минуту дал знать обществу,
сказавши: "Теперь пора". Расчет был слишком верен. Тут в один год он мог
получить то, чего не выиграл бы в двадцать лет самой ревностной службы.
(Н.В.Гоголь «Мёртвые души»)
4. Этап первичной проверки понимания изученного.
Учитель: - Прослушайте рассказ А.Аверченко «Виктор Поликарпович», ответьте на следующие вопросы:
1) реминисценцией какого произведения 19 века является рассказ А.Аверченко? (пьеса Н.В.Гоголя «Ревизор»)
2) какова проблема, поднятая в рассказе? (проблема взяточничества, коррупции)
3) в чём особенности композиции рассказа? ( повествование ведётся на двух уровнях. Это рассказ о ревизии и поведение «ангелов – хранителей».
5. Этап применения изученного.
Учитель: - Выполните пообразный анализ, заполнив таблицу
Реальные герои, особенности поведения Метафорические образы, действия
Главный ревизор - подошёл к столу, <…> нагнулся каменным, бесстрастным, как сама судьба, лицом к какой – то бумажке, и лязгнул отрывистым, как стук гильотинного ножа, голосом … Городовой Дымба – «Ты не кричи, брат, так. <…> Кричать после будешь …» Ангел городового Дымбы заплакал
Пальцын – «-Из…ззволилизвать? Теперь уже заливались слезами два ангела: городового и его высокородия
Павел Захарыч – говорит осторожно, обдумывая каждое слово («Гм… Это взыскание», «Это – с… во исполнение распоряжения его превосхоительства») Ангел его плакал так жалобно и потрясающе, что мог тронуть даже хладнокровного ревизорова ангела
Его превосходительство – ведёт себя спокойно; «обидчиво усмехнулся» -« Ангел … плакал солидно, с таким видом, что нельзя было со стороны разобрать: плакал он или снисходительно улыбается».
- «Ангел его превосходительства притих и смотрел на всё происходящее широко открытыми глазами, выжидательно и спокойно».
Все ангелы засмеялись, кроме Дымбинского6. Этап обобщения и систематизации изученного.
Учитель: - В чём своеобразие обращения к проблеме взяточничества в рассказе А. Аверченко «Виктор Поликарпович»?
Ученик: - Хотя автор обращается к традиционной для русской литературы проблеме, однако раскрывает её глубже писателей 18- 19 веков. Это достигается тем, что Аркадий Аверченко показывает не только поведение своих героев, но и обращается к их «состоянию души», описывая поведение ангелов – хранителей. Оказывается, и на земле есть силы, которые не подвластны «судьбе» в лице ревизора – некий Виктор Поликарпович.
Учитель: - В раскрытии образа ревизора особое место занимает описание его рук. Почему? (индивидуальное задание «Роль детали в рассказе Аверченко «Виктор Поликарпович»)
Ученик: Роль деталей в раскрытии замысла А.Аверченко нельзя переоценить. Это и поведение ангелов – хранителей, через которых показывается внутреннее состояние героев рассказа, и своеобразие речи героев. Остановимся на анализе описания рук ревизора. Их действия постоянно меняются: при получении ревизором жалобы он «потёр руки», при встречи с Дымбой отмечаем усиление действия – «потёр руки профессиональным жестом ревизующего сенатора», при разговоре с Пальцыным – «с головокружительной быстротой замелькали трущиеся одна об другую ревизоровы руки», в начале разговора с высокоблагородием «руки ревизора замелькали, как две юрких белых мыши», а в конце «ревизор разглядывал с пытливостью и интересом свои руки». Из этих выписок видно, что уверенность ревизора возрастает, когда он углубляется в историю вопроса о морском сборе, выявляя более высокопоставленных виновников взяточничества. Кульминацией рассказа является начало разговора с высокопревосходительством:
«Его высокопревосходительство обидчиво усмехнулся:
- Очень странно: проект морского сбора разрабатывало нас двое, а арестовывают меня одного.<…>
- Ага! Так, так … Вместе разрабатывали? С кем? – Его превосходительство улыбнулся.
- С одним человеком. Не здешний. Питерский, чиновник.
- Да-а? Кто же этот человечек?
Его превосходительство помолчал и потом внятно сказал, прищурившись в потолок:
- Виктор Поликарпович. – Была тишина. Семь минут».
После этого диалога руки ревизора замерли, он начала их разглядывать «с интересом и пытливостью».
Учитель: - Почему не только местных чиновников, но и беспристрастного ревизора можно назвать продажным»?
Ученик: - Ревизор является продажным, потому что он тоже взяточник, вот только взятки он берёт в более крупных размерах. Обратимся к финалу рассказа: «…свернул в трубку жалобу на Дымбу и, приставив её к глазу, посмотрел на стол с документами…».
7. Рефлексия.
Учитель: - Вернёмся к теме сегодняшнего урока: «Мастера важные, да умы продажные». Как вы думаете, почему этой пословицей я озаглавила нашу беседу о рассказе А.Аверченко «Виктор Поликарпович»? (ответы учеников)
8. Этап информации о домашнем задании.
Учитель: 1. прочитать рассказ А.Аверченко «Робинзоны»;
2. реминисценцией какого произведения 19 века является это произведение?
3. определить проблему, которую поднимает автор рассказ. Насколько она актуальна в
наши дни? (приведите 2 аргумента в защиту своей точки зрения)