Оценка тюркского периода в истории Казахстана в трудах Сакена Сейфуллина
Оценка тюркского периода в истории Казахстана
в трудах Сакена Сейфуллина
Марзатаев Е.Т. учитель истории иобществоведения,
Жаксыбаева Камила, ученица 11 класса,
ГУ «Школа-лицей №20 г.Павлодара»
Сакен Сейфуллин дает характеристику положения и состояния тюркских родов и племен, накануне монгольского вторжении, анализирует хозяйственную деятельность, отмечает, что основным занятием всех родов и племен было кочевое скотоводство, лошадь почиталась как священное животное «қасиетті мал», с рождения все мужчины считались воинами, всегда имели при себе оружие, все воины были конные. Сакен Сейфуллин дает объяснение данному состоянию постоянной мобильности и готовности к военным действиям «Бұлар – мал өсірген көшпелі, қоныс қаталасып, малға таласып жауласқан рулар болғандықтан, еркектері жасынан жауынгерлікке үйреніп, шабуылға шыныққан, көнтерілі, ыстыққа-суыққа, аштыққа-шөлге шыдамды болған». Подводит к выводу, что постоянная борьба между родами за власть, за кочевья, за сохранение поголовья, вынуждала тюркские роды и племена быть готовыми к постоянным военным действиям, исходя из этих причин, военное дело ценилось высоко.
Этими же причинами автор объясняет суровые нравы, терпеливость, неприхотливость тюрков. При завоевательных походах, монголы, отмечает Сакен Сейфуллин, просто истребили часть тюркских родов, часть пополнила ряды воинов Шынгыс-хана, в рядах монгольских войск были почти все тюркские роды. Мнение автора о жестоком тотальном истреблении части тюркских племен, подтверждается в работах Эренжен-Хара-Давана, в которых факты жестокого истребления покоренного населения, объясняются политикой Чингис-хана по удержанию покоренных народов страхом, насилием. Интерес С. Сейфуллина вызывает личность грозного завоевателя Чингис-хана, он анализирует этимологию имени «Шынкузхана», дает собственную интерпретацию его значения.
В своих исследованиях уделяет особое внимание проблемам этнических процессов на территории Казахстана, вносит оригинальную концепцию роли ногайлинского фактора в этногенезе казахского народа, рассматривает процессы становления казахской государственности, особенности потестарно-политической системы казахского общества периода средневековья. В качестве источников им были привлечены произведения устного народного творчества, героический эпос «Ер Таргын», «Камбар батыр», «Ормамбет хан». Данные предания восхваляют ногайских батыров живших в эпоху «ногай» или «ногайлы», в этот период еще не оформилась казахская народность. Это время постепенного распада и раздробленности Золотой орды. Автор выдвигает гипотезу рождения многих богатырских сказаний в этот период.
Характеризуя этнические процессы средневекового Казахстана, приходит к выводу, что на сложение казахской народности определяющее влияние оказали ассимиляционные и миграционные процессы в результате монгольского вторжения, миграционные перемещения в ходе образования казахской государственности, казахского ханства. Выделяет фактор «ногайлы» в этнических процессах на территории Казахстана, утверждает что казахи, это ветвь отделившаяся от ногайлинских племен, что «ногайлы», это корень, основа казахской народности. Характеризуя период завершения сложения казахской народности, закрепления этнонима «казах», автор проводит исторический экскурс в историю возникновения этнонима «казах» и слова «алаш».
Таким образом, в своих исследованиях по истории казахского народа, Сакен Сейфуллин дает обстоятельную характеристику исторического процесса на территории Казахстана в период средневековья. На основе анализа исторических событий, приходит к следующим выводам. На протяжении длительного исторического периода на территории обширного региона, постоянно велась ожесточенная борьба за власть, приводившая к уничтожению целых династийных линий, неустойчивости существующих государственных образований, происходили постоянные миграции этнических компонентов. В ходе сложных исторических процессов происходит формирование казахской народности, на основе племен, которые, неоднократно подчеркивает Сакен Сейфуллин, входили в этнополитический союз «ногайлы».
Особое место отводит процессу формирования и значению создания казахской государственности, подчеркивает ведущую роль в происходящих событиях субъективного фактора, значение деятельности отдельных персоналий. В его исследованиях отражена хронологическая последовательность событий, стремление автора дать объективную оценку событий, умение говорить на языке данного исторического времени, данной исторической эпохи.
ЛИТЕРАТУРА:
1. С.Сейфуллин, В «вагонах смерти» атамана Анненкова (из книги «Тернистый путь»). Кзыл-Орда, 1927.
2. С.Сейфуллин, Айша. Повесть. Алма-Ата, 1935.
3. С. Сейфуллин, Кокче-Тау. Поэма. Перевод Н.Ф. Феоктистова. Алма-Ата, 1935.
4. С.Сейфуллин, Стихотворения и поэмы. Под редакцией И. Сельвинского. Москва, Гослитиздат, 1959.
5. С.Сейфуллин, Повести и рассказы. Алма-Ата, 1959.
6. С.Сейфуллин, Тернистый путь. Перевод С. Талжанова и И. Щеголихина. Алма-Ата, 1964.