Внеклассное мероприятие по теме Токсикомания и наркомания
Внеклассное мероприятие "Токсикомания и наркомания"
Подготовила педагог – психолог
Ефимова Марина Алексеевна
КОУ «Ларьякская школа интернат для обучающихся с ОВЗ»
Цель: формирование у подростков ценностного, ответственного отношения к своему здоровью и обучение способам противодействия попыткам вовлечения в употребление наркотиков.
Задачи:
формирование у подростков готовности соблюдать навыки здорового образа жизни, усвоение социально ценных поведенческих норм;
формирование представления о негативном воздействии наркотиков на физическое здоровье человека и его социальное благополучие;
обучение способам противодействия попыткам вовлечения в употребление наркотиков, формированию собственного мнения и его отстаиванию.
Форма: игра, беседа
Технологии:
ИКТ;
Коммуникативное общение;
Игровая.
Оборудование:
Мультимедийная установка;
Оформление зала:
Плакаты по теме мероприятия.
Презентация. Ход мероприятия
Добрый день! Я рада видеть вас и уверена, что тема нашего разговора для вас будит очень полезным и даст возможность задуматься о том, что ты являешься хозяином своей жизни.
Вот шприц тебе, колись смелее –
Забудь о прошлом, о былом!
Игла, что с чудной схожа феей,Тебе своим махнет крылом.
Забудь о совести, о чести –
Все это нынче ни к чему.
Давай-ка выпьем, брат, по «двести» -
У водки будем жить в плену.
Забудь свой дом, забудь проблемы –
Вдохни волшебный порошок.
И не ищи ему замены –
Ты в этой пыли сыщешь толк.
Ты спросишь, что в замен хочу я?
Да, ты не парься – ничего!
Ведь мы с тобою нынче братья,
Прошу я только одного.
Ты сатане служить подайся,
Не вспоминай родных своих,
К другим с иглою порывайся –
Чем больше нас – тем меньше их!
Что завтра? Завтра будет завтра!
Не стоит думать про весну.
Пусть в венах вечно будет лето,
Все остальное ни к чему.
Вот так, пусть медленно, но верно
В себя вбирает этот путь.
И ты, мой друг, себя напевно
Не дай сегодня обмануть!
В дорогах этих нету счастья.
Не будь врагом своей мечты.
Не отдавай себя в объятья
Той бесконечной пустоты.
А вот ответ на «ЧТО ЖЕ ЗАВТРА?»
Его, навряд ли, встретишь ты.
Вот в этом, феи подлой, правда –
Забвенье, горе и кресты…
Ребята я прочитала вам стихотворение, как вы думаете, о чем у нас сегодня пойдет речь?
Цель нашей встречи формировать у вас ценностное, ответственное отношение к своему здоровью и обучить способам противодействия попыткам вовлечения в употреблении наркотиков.
Игра "Ассоциации".
Я предлагаю вам сейчас сыграть игру, которая называется «Ассоциации»
Цель: определить уровень знаний участников группы. Создать основу для более глубокого содержания работы и дискуссий.
Задание: "назовите 2 - 3 слова, которые приходят вам на ум, когда вы слышите - "наркотики", "наркомания", "зависимость".
После чего участники по кругу говорят ассоциации, которые пришли в голову, а ведущий записывает их так, чтобы варианты не повторялись. В результате обсуждения ведущий суммирует предложенные ассоциации.
Игра "Спорные утверждения"
А сейчас ребята проверим, насколько вы осведомлены о проблемах и влиянии наркотических и психотропных веществ на человека.
Цель: выявить осведомленность подростков о проблемах и влиянии наркотических и психотропных веществ на человека.
Для проведения игры необходимо три листа бумаги с написанными на них утверждениями:
" Согласен"
"Сомневаюсь"
«Не согласен"
Эти листы прикрепляются по трем сторонам комнаты.
Ведущий зачитывает спорные утверждения, после чего участники должны разойтись и встать около тех листов, на которых отражена их точка зрения на данный вопрос. После принятия решения каждый из участников должен его обосновать: "почему я считаю именно так»
Примеры спорных утверждений:
Наркомания - это преступление.
Лёгкие наркотики безвредны.
Наркотики повышают творческий потенциал.
Наркомания это болезнь.
У многих молодых людей возникают проблемы из-за наркотиков.
Прекратить употреблять наркотики можно в любой момент.
Наркомания излечима.
Многие подростки начинают употребление наркотиков "за компанию".
Люди, употребляющие наркотики, очень часто не осознают, что зависят от них.
Наркоман может умереть от СПИДа.
Зависимость от наркотиков формируется только после их многократного употребления.
По внешнему виду человека можно определить, употребляет он наркотики или нет.
Наркоман может умереть от передозировки.
Продажа наркотиков не преследуется законом.
Наркомания не излечима.
Что такое наркомания?
Наркомания — одно из самых страшных проклятий рода человеческого. Это медленное самоубийство, это сознательное, добровольное разрушение в себе жизни, воли, разума, способностей.
Если мы заглянем в медицинскую энциклопедию, то сможем прочитать следующее:
Наркомания (греч. nагke — оцепенение, онемение + mania - сумасшествие, безумие) - это заболевание, связанное с употреблением наркотических средств и проявляющееся в неодолимом влечении к ним.
Дело в том, что вызывать наркотическое состояние могут многие вещества, и все они, без исключения, ядовиты. Это весьма широкий круг веществ - от лекарств, обладающих психотропным эффектом, до средств бытовой химии. Алкоголь и никотин - тоже наркотические вещества, и пристрастие к ним в широком смысле тоже является токсикоманией".
Распространение наркомании.
Наркомания распространена практически по всему миру. Темпы распространения наркомании заставили в 1971 году тогдашнего президента США Р. Никсона официально заявить: «Если мы не разрушим наступление наркотиков, то наркотики разрушат нас».
Наркомания в России.
Проблема наркомании затрагивает около 30 миллион человек, т.е. практически каждого пятого жителя страны.
Сегодня в России не осталось ни одного региона, где не были - бы зафиксированы случаи употребления наркотиков или их распространения.
Средний возраст приобщения к наркотикам в России составляет 15-17 лет, но участились случаи первичного употребления наркотиков детьми 11-13 лет.
Можно выделить пять групп наркотиков:
1. Опиаты – наркотики, получаемые из опийного мака или его синтетических заменителей. Характеризуются тем, что вызывают состояние эйфории и формируют физическую и психическую зависимость.
Примеры: опиум, морфий, героин, кодеин и др.
2. Депрессанты – вещества, успокаивающие или подавляющие деятельность центральной нервной системы. Применяются в виде транквилизаторов, а также снотворных и успокоительных средств. Используются для лечения бессонницы, успокоения “расшатанных” нервов и снятия тревожного состояния. К этой группе наркотиков относится алкоголь.
3. Психостимуляторы – вещества, употребляемые для повышения активности, ослабления аппетита (регуляции веса), снятия состояния утомления.
Примеры: кофеин, никотин, кокаин и крек, амфетамины, и др.
4. Галлюциногены – натуральные или синтетические вещества, которые влияют на ощущения, мышление и эмоции. Изменяют восприятие действительности, вызывают появление зрительных, слуховых, вкусовых галлюцинаций
Примеры: ЛСД, мескалин, некоторые грибы и др.
5. Ингалянты - вещества, которые воздействуют на ощущения
Примеры: бензин, клей, растворители
Употребление любого из них может исключить человеческую жизнь и даже убить.
Как вы думаете, к чему может привести употребление наркотических веществ?
Снижение общего тонуса.
Кратковременные провалы в памяти.
Апатия и летаргическое состояние.
Непредсказуемое поведение.
Притупление всех чувств.
Снижение работоспособности.
Уменьшение концентрации внимания.
Неспособность к здравомыслию.
Потеря ощущения времени.
Развития психических расстройств.
Появление враждебных чувств и агрессии по отношению к окружающим.
Показ фильма о наркоманах.
В фильме должны быть показаны наркоманы во время "ломки", короткие интервью с рассказом о проблемах, возникающих в связи с приёмом наркотиков. В конце фильма короткая статистика о смертности среди наркоманов.
Игра «Доверие»
Цель: изменение отношения подростков к наркомании. Формирование мотивации к сохранению здоровья;
Мы уже ребята знаем с вами как на организм воздействуют наркотические вещества. Я предлагаю сейчас вам поиграть игру «Доверия».
Процедура игры: ведущий бросает мяч, и задает вопрос ученику. Задача ученика поймать мяч и быстро ответить на вопрос «Да» или «Нет»
Вопросы:
Ты доверил бы свои деньги человеку, который употребляет наркотики?
Ты оставил бы младшего брата или сестру в гостях у человека, который много курит?
Ты пошел бы с человеком, который пьян?
Ты хотел бы находиться рядом с человеком, который не отвечает за себя?
Ты спросил бы совета у человека, который не понимает, что он сам делает?
Ты поделился бы своими радостями или печалями с человеком, который ничего не помнит?.Люди, которые употребляют ПАВ, не могут полностью отвечать за себя и за свои поступки. Окружающие не могут доверять и не хотят с ними общаться.
Какие причины употребления наркотиков, как вы думаете?
Так легче общаться
За компанию
Нежелание казаться «слабаком»
Сила не в том, чтобы попробовать, и быть как все, а отказаться и показать свою индивидуальность, неповторимость.
От горя
Забыться
От боли
Отвлечется от проблем
Наркотики отключают от проблем, но на очень короткое время, и вскоре они становятся еще большой проблемой. Проблемы нарастают как снежный ком. (Где достать деньги, наркотики? Потеря друзей. Проблемы с родителями. Где жить? Потеря здоровья.)Возможность испытать новые ощущения
Для энергии
Печальна судьба тех, кто пытался подменить работу души или стимулировать ее употреблением наркотиков – Мерилин Монро, Элвиса Пресли, Михаила Булгакова, Мародонны, солиста «Иванушки Интернейшинл» все они погибли от наркотиков.
Чтобы быть взрослее и «круче»
Желание уйти от родительской опеки
Наркоман попадает в страшную зависимость, от которой никуда не уйти.
Игра "Отказ".
Цель: дать возможность участникам овладеть навыками уверенного поведения, аргументационного отказа в ситуации выбора.
Каждому из ребят предлагается одна из ситуаций.
Задание: вам необходимо в течение трех минут придумать как можно больше аргументов для отказа в этой ситуации.
Одноклассник (сосед, лидер двора) просит разрешения приготовить наркотик у тебя дома.
Одноклассник (сосед, лидер двора) просит оставить какие-то вещи у тебя дома.
Одноклассник (сосед, лидер двора) предлагает попробовать наркотик "за компанию".
Одноклассник (сосед, лидер двора) просит отвезти какую-то вещь незнакомому тебе человеку.
Одноклассник (сосед, лидер двора) просит достать для него наркотик.
Затем ведущий предлагает свои формулировки 10 способов сказать «Нет» например:
Мои мозги мне пока не лишние.
Это дрянь не для меня.
Есть увлечения покруче!
Я уже попробовал – это мура!
Не сегодня и не сейчас.
Я в «Завязке».
Я не тороплюсь на тот свет.
Ты что? у меня аллергия!
Нет уж, у меня и так вагон неприятностей.
Я не хочу умственно отсталых детей.
Миф о наркотиках.
На наш взгляд, возникшая ситуация связана, с одной стороны, с умелым использованием распространителями наркотиков неосведомленности подростков, а с другой - с активным внедрением в сознание молодежи ряда мифов о наркотиках.
Миф первый: Попробуй - пробуют все. Это не так: 80% подростков никогда не пробовали наркотиков.
Миф второй: Попробуй - вредных последствий не будет. Это ложь. К некоторым наркотикам зависимость формируется с 1-2 раза. Кроме того, в связи с индивидуальными особенностями возможна гибель при первой же инъекции.
Миф третий. Попробуй - если не понравится, прекратишь прием. Нет, при употреблении наркотиков страдает воля, и даже с помощью врачей излечиться от наркотической зависимости сложно.
Миф четвертый. Существуют "безвредные" наркотики. Таких не существует. Все наркотики ядовиты для организма.
В конце занятия подводятся итоги:
Ребята, запомните эти заповеди:
Прежде, чем взять в руки наркотик, подумай: а зачем тебе это надо? Кроме дополнительных проблем ничего хорошего не получишь.
Допустим, в силу обстоятельств, в твои руки попал-таки наркотик. Будь мужественным, не поленись и донеси его до унитаза.
Если, попробовав наркотик, тебе захотелось повторить, знай, ты - в начале пути к своей безвременной смерти. Но еще до ее прихода ты испытаешь такие муки и страдания, какие не пожелаешь своему злейшему врагу.
Наркодилеры хитры и коварны. Они могут подстерегать тебя в школе, не дискотеке, даже в подъезде дома. Они - враги! Будь бдителен.
Итак, где бы, в какой ситуации ни оказался - скажи сам себе твердо и решительно: НАРКОТИКУ - НЕТ!