Презентация Психология лиц с нарушениями слуха (сурдопсихология)
Психология лиц с нарушениями слуха (сурдопсихология) Выполнила: Пяк Екатерина Борисовна Самбург, 2017 Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение«Школа-интернат среднего общего образования» с. Самбург Пуровского района 1.1. Предмет и задачи сурдопсихологии Предметом сурдопсихологии изучение своеобразия психического развития людей с недостатками слуховой функции и установление возможности и путей компенсации нарушений слуха различной сложности Задачи сурдопсихологии выявить закономерности психического развития людей с нарушенным слухом как общие, свойственные также и людям, имеющим сохранный слух, так и специфическиеизучить особенности развития отдельных видов познавательной деятельности людей с нарушенным слухомизучить закономерности развития их личности;разработать методы диагностики и психологической коррекции нарушений психического развития людей с недостатками слухадать психологическое обоснование наиболее эффективных путей и способов педагогического воздействия на детей и взрослых с нарушенным слухом, изучить психологические проблемы интегрированного обучения и интеграции людей с нарушенным слухом в общество 1.2. Исторический экскурс А. Н. Поросятникова Л.С. Выготского Л.В. Занков И.М.Соловьев А.П. ГозоваГ.Л.ВыгодскаяН.Г.Морозова М.М. НудельманВ.Г.ПетроваТ.В.РозановаЛ.И.ТиграноваЖ.И. Шиф и другие 1.3. Причины нарушений слухаПсихолого-педагогическая классификация нарушений слуховой функции у детей Заболевания детей менингит энцефалиткорьскарлатинаотитгрипп Нарушения слуха врожденной деформации слуховых косточекатрофии или недоразвития слухового нервахимических отравлений (хинином)родовых травм (деформации головы ребенка при использовании щипцов) Механические травмы ушибыударывоздействия сверхсильных звуковых раздражителей (свистков, взрывов и т.п.) Наследственные факторы В семьях глухих случаи рождения детей с нарушениями слуха встречаются значительно чаще, чем в семьях слышащих. Вероятность рождения глухих детей повышается в семьях, где один или оба родителя являются врожденно глухими, а также в случае брака между близкими родственниками, при большой разнице в возрасте вступивших в брак. Причинами нарушений слуха могут быть и такие заболевания родителей, как алкоголизм, «кессонная болезнь» (у летчиков, водолазов) Звуки характеризуются следующими свойствами: частотойинтенсивностью продолжительностью звучания Сила, или интенсивность децибелах (дБ) звук шелеста листьев составляет 10 дБ 1.4. Особенности развития познавательной сферы у детей с нарушениями слуха Общие и специфические закономерности психического развития детей с нарушениями слуха проявляются в процессе становления конкретных познавательных процессов Внимание дошкольном возрасте (непроизвольное) 3 минут 10 - 12 минут40 минут школьном возрасте (произвольное) У детей с нарушенным слухом гораздо большее значение, чем в норме, имеют зрительные раздражители, а значит, основная нагрузка по переработке поступающей информации ложится на зрительный анализатор Пример восприятие словесной речи посредством считывания с губ требует полной сосредоточенности на лице говорящего человека У глухих детей отмечаются трудности переключения внимания, больше времени им требуется на «врабатывание» Это приводит к снижению скорости выполняемой деятельностиувеличению количества ошибок Гоголева А. В. говорила Чем они выразительнее, тем легче дети выделяют информативные признаки объектов, делают меньше ошибок непроизвольного внимания яркая картина Мандолина и гитара Развитие произвольного внимания схемы таблицы 24 : 2 = 48 : 2 = 72 : 2 = 96 : 2 = 26 : 2 = 50 : 2 = 74 : 2 = 98 : 2 = 28 : 2 = 52 : 2 = 76 : 2 = 100 : 2 = 30 : 2 = 54 : 2 = 78 : 2 = 1.5. Особенности развития личности и эмоционально-волевой сферы Личность ребенка общения со взрослыми и сверстникамив ходе усвоения социального опыта Неблагоприятные факторы Нарушение словесного общения изолирует глухого от окружающих его говорящих людей недоступно восприятие выразительной стороны устной речи и музыки затруднения в осознании своих и чужих эмоциональных состоянийобедняет мир эмоциональных переживаний Личностная и эмоциональная сфера глухих детей развитие внимания к средствам, с помощью которых могут быть выражены эмоции, к использованию мимики, выразительных движений в жестовой речи Условия семейного воспитания формирование эмоционально-волевой сферыразвитие личности глухих детейстановление межличностных отношений на начальных этапах Нарушения слуха у родителей Глухие дошкольники, имеющие глухих родителей, не отличаются от слышащих сверстников по эмоциональным проявлениям, по числу интеллектуальных эмоций, тогда как в поведении глухих детей, имеющих слышащих родителей, наблюдается бедность эмоциональных проявлений — меньшее их количество и разнообразие В. Петшак В обучении у глухих детей более глубокое и тонкое понимание личностных и эмоциональных особенностей того или иного человека и межличностных отношенийповышается правильность оценки результатов своей деятельностиСамокритичностьустанавливается соответствие притязаний собственным возможностям 1.6. Особенности деятельности совершенствование психических процессовобогащение и усложнение форм познанияусвоение социального опыта Период овладения действиями с предметами хватаниемнеспецифическими и специфическими манипуляциямииспользованием предметов по их функциональному назначениюовладением определенным способом действий с предметами, закрепленным в социальном опыте А.А. Венгер, Г.Л.Выгодской, Э.И. Леонгард 1.7. Психологическая диагностика и коррекция при нарушениях слуховой функции у детей Принцип комплексности состояние слухавестибулярного аппаратаразвитие движенийособенности развития речи Принцип целостного системного изучения ребенка дает возможность не только обнаружить отдельные проявления нарушения психического развития, но и установить — а это главное — связи между ними. Наблюдение в процессе деятельности предметнойигровойучебнойтрудовой процессе общения Процесс выполнения способы действияих рациональностьлогичностьпоследовательностьнастойчивость в достижении целейотношение к избранным способам решениякритичность 1.1. Предмет и задачи сурдопсихологии1.2. Исторический экскурс1.3. Причины нарушений слуха. Психолого-педагогическая классификация нарушений слуховой функции у детей1.4. Особенности развития познавательной сферы у детей с нарушениями слуха1.5. Особенности развития личности и эмоционально-волевой сферы1.6. Особенности деятельности1.7. Психологическая диагностика и коррекция при нарушениях слуховой функции у детей СПАСИБО ЗА ВНИМАНИЕ !!!