«Источники знаний о природе. Практическое занятие «Ознакомление с различными источниками естественных наук»
Интегрированный урок
по природоведению для 5 класса
«Источники знаний о природе. Практическое занятие «Ознакомление с различными источниками естественных наук»
Зав. библиотекой ДОШ № 9
Ярош К.А.,
учитель природоведения ДОШ№ 9
Городнюк В.П.
Г.Донецк, 2013 г.
Интегрированный урок по природоведению
для 5 класса
Тема: Источники знаний о природе. Практическое занятие «Ознакомление с различными источниками естественних наук.
Цель: 1. Ознакомление учащихся с разнообразными справочными изданиями по естественным наукам, научить школьников ориентироваться в справочной литературе, находить необходимую информацию и использовать её для выполнения учебных заданий, прививать навыки работы с энциклопедиями, словарями, справочниками.
2. Развитие интереса к повышению интеллектуального уровня учащихся.
3. Воспитание любознательности, самостоятельности, привитие любви к учебной литературе.
Форма проведения: беседа с использованием мультимедийной презентации. Игра-поиск «Попробуй найти!», блиц – опрос.
Оформление: выставка справочных изданий «Они знают все». Презентация «Энциклопедии, словари, справочники». На столах - энциклопедии, словари, справочники,
Тип урока : комбинированный
Ход урока:
І Организационный момент
П Актуализация опорных знаний учащихся.
1. Что изучает природоведение?
2. Какие задачи решает экология?
3. Подумайте, почему природу называют гениальным
конструктором и строителем?
Прочитать пословицы и поговорки о природе. Указать источник информации.
ІІІ Объявление темы и цели урока.
ІУ Восприятие и усвоение учебного материала
На доске:
«Книга — учитель без платы и благодарности.
Каждый миг дарит она тебе откровения мудрости.
Это — собеседник, имеющий мозг, покрытый кожей,
о тайных делах вещающий молча»
Навои А.
Слово учителя.
Урок сегодня у нас будет необычный – библиотечныйМетод «Интеллектуальная разминка». Давайте вместе постараемся вспомнить все, что узнали на библиотечных уроках в начальных классах.
1.Многолетнее травянистое растение, из которого изготавливали бумагу, одежду.
(Папирус).
2. Основоположник книгопечатания в Украине.
(Иван Федоров, Петр Мстиславец)
Первая печатная книга в Украине.
(«Апостол», Львов, 1574г.)
Во ІІ веке до н.э. в Малой Азии в городе Пергам создан материал для письма. Из чего он был изготовлен и как назывался?
(Пергамент, из шкур животных)
Кому разрешено рисовать в книгах?
(Художникам – иллюстраторам)
Слово библиотекаря.
Ребята, мы с вами вспомним, для чего нужны людям такие книги, как словари, энциклопедии, справочники, и познакомимся со справочной литературой естественного цикла.
Изучение предметов естественного цикла вызывает у многих учащихся большие затруднения. Причина заключается в неумении самостоятельно работать с учебником, самостоятельно ставить опыты и решать задачи. Вы должны научиться работать с разными источниками информации. А для того, чтобы ориентироваться в информационном просторе, мы познакомим вас с энциклопедиями, словарями, справочниками.
Слайд 1 «Энциклопедии и словари – наши друзья и помощники»
Слайд 2. Цитата. «Книга — учитель без платы и благодарности.
Каждый миг дарит она тебе откровения мудрости.
Это — собеседник, имеющий мозг, покрытый кожей,
о тайных делах вещающий молча»
Навои А.
Сегодня каждый и вас может ознакомиться с научными достижениями. Для этого можно воспользоваться бумажными справочными изданиями либо Интернетом. Давайте познакомимся с энциклопедиями, словарями, справочниками.
Слайд 3 Слово «энциклопедия» появилось в Древней Греции. В переводе с греческого языка оно означает «круг знаний».
Впервые книга с таким названием вышла в 1751 году во Франции. Она состояла из 35 томов. Создавалась эта энциклопедия по инициативе французского писателя и философа Дени Дидро. До сих пор те, кто интересуется историей и культурой Франции, обращаются к этой древней энциклопедии.
Слайд 4 Энциклопедии бывают универсальные и отраслевые. Универсальные энциклопедии - это энциклопедии, которые включают в себя все аспекты жизни человека. Энциклопедии отраслевые - это энциклопедии, в которых содержится материал только по определенной отрасти или предмету. Слайд 5 Энциклопедии бывают многотомные и однотомные.
Слайд 6 Словари бывают тематические. Они многотомные и однотомные. Каждый словарь посвящен только одному вопросу, в отличие от энциклопедий и энциклопедических словарей, «которые знают все».
Слайд 7 Справочники - издание практического значения, с кратким изложением сведений в систематической форме, в расчете на выборочное чтение (на то, чтобы можно было быстро и легко навести по нему справку).
Слайд 8 Правила пользования справочной литературой.
Универсальные многотомные: 1. Алфавитное расположение материала. 2. Ключевые слова на корешках, вверху на каждой странице . 3. Система ссылок (курсив в тексте). 4. Справочный аппарат (список карт, иллюстрации, сокращений).
Слайд 9 Отраслевые. 1. Каждый том посвящен отдельной отрасли.
2. Внутри тома сообщения расположены по темам или периодам.
3. Справочный аппарат (указатели имён, географических названий и терминов и т.д.).
Прежде чем начинать поиск информации для выполнения учебной программы, следует ознакомиться с содержанием издания. Выяснить, какие имеются разделы либо темы, в какой последовательности излагается материал, где искать информацию, которая вас заинтересовала.
Рефлексия . Игра - поиск:
Вариант 1.
К какой группе относится язык башкирского народа?
Что означает слово «бирюльки»?
В какой стране живет бородатая ящерица?
Что такое «Млечный путь»?
Вариант 2.
Найти значение слова «апелляция».
Что такое «подводная лодка»?
Найти значение слов:
- завалинка
-стремянка
-сливочный
Вариант 3.
Где обитает семейство козлов и баранов?
Где обитает семейство водосвинковых?
Каким был военный флот в древности?
Каким оружием пользовались древние люди для дальнего боя?
Вариант 4.
Когда и где появилось мороженое?
Когда и кто изобрел автомобиль?
Перевести слова
Вариант 5.
Какие виды топлива используются для получения энергии?
Переведите с украинского языка на русский язык следующие слова:
- спростувати- додолу 3. С русского языка на украинский язык:
- наглец
- воздействие
Вариант 6
Раскрыть краткое толкование значения слов:
- еда
- заметка
- логика
2. Назовите первых русских летчиков – основоположников высшего пилотажа?
3. Зачем зверю иголки?
4. От чего болеет вода?
Итак, подводя итоги нашего урока. Я хочу задать вам еще несколько вопросов:
Как вы думаете, ребята, смогли бы люди познавать мир, развиваться и строить современное общество, не имея книг, в том числе энциклопедий, словарей и справочников?
Что нужно сделать, чтобы повысить роль книги в современном обществе?
Каким образом источники знаний помогут вам в подготовке к урокам?
Какие книги больше необходимы человеку: художественные или научные?
Чем отличаются энциклопедии от словарей?
Нужны ли книги во времена высоких технологий?
Как найти первичную информацию в Интернете?
Рефлексия : На каком уровне вы находитесь?
УІ. Домашнее задание: параграф 3 с. 5-10
Творческое задание:
Чем прославились Пифагор, Архимед, Галилей?
Что нового узнали в библиотеке?
Каким образом новые знания помогли вам в поисках необходимой информации?