Обновление содержания образования в Республики Казахстан


Обновление содержания образования в Республики Казахстан
Грудупс К.Я.,
Зам. директора по НМР
ШЛ №1, г. КостанайАлдамбергенова К.Т.
Директор заречной ШГ
В современном Казахстане идет становление новой системы образования, ориентированной на мировое образовательное пространство. Этот процесс сопровождается существенными изменениями в педагогической теории и практике.
Качественные изменения в любой области нашей жизни, а тем более в образовании   невозможны без формирования нового взгляда учителя на свое место и роль в учебном процессе. Без осмысления, нами учителями,   новых целей и задач в обновлённом содержании и технологии обучения, новых форм оценивания  с учетом компетентностно-ориентированного подхода в обучении это сделать наверно практически невозможно. Именно поэтому педагогу необходима готовность к восприятию методологии и содержания обновленного ГОСО среднего общего образования, к изменению программного и методического обеспечения образовательного процесса, к изменению целей и способов педагогической деятельности.
 Общаясь с коллегами, прошедшими курсы по обновления содержания образования, мы пришли к выводу,  что на  сегодняшний момент каждого педагога интересуют вопросы:
– В чем разница обновленного содержания образования и ныне действующего?
– Изменятся ли подходы к организации образовательного процесса в школе?
– Что означает понятие «образование, ориентированное на результат»?
– В каком направлении и как должен готовиться учитель к обновленному содержанию образования?
В настоящее время очень много мы говорим о технологизации учебного процесса, о преимуществах  внедрения тех или иных  педагогических инновационных технологий. Мы их осваиваем, используем в учебном процессе, получаем определённый результат, но проблем остаётся очень много. И мы бьёмся над вопросами как повысить мотивацию учащихся, как сделать школу местом SMART-образования? Что будет способствовать  созданию в  школе гуманной образовательной среды, стимулирующей развитие нравственно-духовных качеств личности: самопознания, самоопределения и самореализации?
Основными тенденциями мирового развития в системе образования, являются:
- ускорение темпов развития общества;
- переход к постиндустриальному, информационному обществу, расширение масштабов межкультурного взаимодействия;
- возникновение и рост глобальных проблем, которые могут быть решены в результате международного сотрудничества;
- демократизация общества;
- динамичное развитие экономики, рост конкуренции;
- рост значения человеческого капитала.
Наша развивающаяся республика всё более уверенно заявляющая о себе на международном уровне не может оставаться в стороне от влияния этих тенденций. Одной из актуальных проблем нашего общества является формирование конкурентоспособной личности, готовой не только жить в меняющихся социальных и экономических условиях, но и активно влиять на существующую действительность, изменяя ее к лучшему. В связи с этим мы учителя выполняя заказ общества должны в стенах школы подготовить выпускника  с набором таких качеств как - креативность, социальная ответственность, обладание развитым интеллектом, высокий уровень профессиональной грамотности, устойчивая мотивация познавательной деятельности.
Переход на обновление содержания образования предъявляет новые требования к работе в рамках компетентностного подхода к образованию, обеспечение педагогов здоровьесберегающими технологиями, формирование готовности работать в условиях возросшей индивидуализации образовательного процесса. Обновление структуры образования , насколько я поняла в рамках данных курсов, заключается в преодолении традиционного репродуктивного стиля обучения и переход к новой развивающей, конструктивной модели образования, обеспечивающей познавательную активность и самостоятельность мышления школьников.
Предлагаемая к рассмотрению программа обновления образования предполагает, что обучение должно быть активным, проводиться в условиях созданной коллаборативной среды, должна  осуществляться дифференциация  обучения, в процессе осуществления должны реализовываться межпредметные связи. Кроме перечисленного обязательным является использование ИКТ, диалоговое обучение, осуществляться методы исследования и своевременное реагирование на потребности учащихся.
Итак, что,  по моему мнению ,  требуется от учителя? Это умение:
-формулировать учебные цели для   достижения результатов;
-строить  учебный процесс  по организации усвоения  учебного материала;
-готовить учебные материалы  в соответствии с  учебными целями;
- использовать  потенциал информационной среды для  учебного процесса ;- создавать  условия для опережающего развития учащихся в  и личностно-деятельностной направленности  ;- создавать атмосферу психологического комфорта и поддержки;
- готовить учащихся к самообразованию, самоопределению и самореализации;
- оценивать текущие результатов, направленные  на достижение поставленных целей.
Педагог в свете обновлённого содержания обязан обладать высоким уровнем сформированное ряда компетентностей:
Специальная компетентность - способность заниматься собственно профессиональной деятельностью на достаточно высоком уровне и проектировать свое дальнейшее профессиональное развитие;
Социальная компетентность - способность заниматься совместной (коллективной, групповой) профессиональной деятельностью, сотрудничать и использовать принятые в профессии управленца приемы профессионального общения;
Образовательная компетентность - интерес к освоению профессиональных знаний, умений и навыков, целеполагание в образовательной деятельности, мотивация развития субъектности и креативности в образовательной деятельности, способность применять основы педагогической и социальной психологии.
Что требуется от ученика? Это, опять же  по – моему мнению, исходя из материалов курсовых занятий и лекций, умение:
- использовать  возможности выстраивать  индивидуальную траекторию образования (темп, уровень усвоения учебного материала);
- усваивать умения, способы, приемы своей дельности ;- использовать   знания, умения и навыки и имеющуюся информацию  для разрешения учебных ситуаций .Формирование и развитие образованной, творческой, компетентной и конкурентоспособной личности, способной жить в динамично развивающейся среде, готовой к самоактуализации как в своих собственных интересах, так и в интересах общества. В соответствии с заданной целью ожидаемые результаты образования определены в виде следующих ключевых компетенций выпускника:
Ценностно-ориентационная компетенция - способность ученика принимать решения в разнообразных жизненных ситуациях. А самое главное - быть патриотом своей Родины – Казахстана.
Культурологическая компетенция - обладание познанием и опытом деятельности на основе достижений общечеловеческой культуры и национальных особенностей,  ценить культуру своего народа и культурное многообразие мира; быть приверженным идеям духовного согласия и толерантности.
Учебно-познавательная компетенция - обеспечивающая процесс самостоятельной учебно-познавательной и исследовательской деятельности учащегося.
Коммуникативная компетенция предусматривает знание родного и других языков, овладения навыками общения на казахском языке как государственном, на языке межнационального общения, на иностранных языках.
Информационно-технологическая компетенция предполагает умение ориентироваться  при помощи реальных технических объектов и информационных технологий.
Социально-трудовая компетенция означает владение знанием и опытом активной гражданско-общественной деятельности в сфере семейных, трудовых, экономических и политических общественных отношений. Компетенция личностного саморазвития  предполагает формирование психологической грамотности, внутренней экологической культуры, заботу о собственном здоровье и владение основами безопасной жизнедеятельности.
Мне как учителю начальных классов было интересно насколько обновления коснуться начальной ступени образования. В этой связи особую значимость приобретает в условиях обновления содержания  образования уровень дошкольного образования и воспитания. Предшкольная подготовка 5-летних детей должна осуществляться с учетом психологических, педагогических, физических, физиологических требований как главных условий качества подготовленности детей для обучения в начальной школе.
1 ступень среднего общего образования (1-4 классы).
Возраст начала обучения -- 6 лет.  Продолжительность обучения - 4 года,
Основное назначение 1 ступени - раскрытие индивидуальности обучаемого и в приобретении им возможностей к самореализации, осмыслении знаний об окружающей действительности, формирование желания и умения учиться, т.е. создание подлинной познавательной мотивации, необходимой на последующих ступенях обучения, формирование у младших школьников целостной учебной деятельности.
Обеспечение становления личности ребенка, целостного развития его способностей. Организация учебной деятельности в начальной школе, способствующей приобретению необходимых умений и навыков, привития навыков чтения, письма, счета, овладение элементами творческого мышления, основами личной гигиены и здоровьесбережения.
Несовершенство существующих в настоящее время школьных учебников волнует каждого учителя. Имеющиеся несоответствия между содержанием учебных программ по предметам образовательных областей и содержанием учебников заслуживает очень резких комментариев. Разрабатываемые учебники в соответствии с обновлением содержания должны соответствовать требованиям государственного общеобязательного стандарта образования и отбор содержания обучения должен проводиться с учетом образования, ориентированного на результат.
Очень много внимания будет уделено изменению  системы оценивания достижения ожидаемых результатов учащихся. Оценивание должно соответствовать следующим принципам:
ВалидностиСистематичности
Последовательности
Объективности
Прозрачности
РекомендованностиДостоверности-
Оно предполагает параллельное развитие двух линий оценки: (формативное и суммативное оценивание).Оценивание учебных достижений в модели образования, ориентированного на результат, предполагает  способы оценивания по результатам обучения за урок и итоговую работу в четверти.
Результаты обучения в школе детей потребуют от нас ,педагогов,  всестороннего  и объективного  оценивания успехов в достижении ожидаемых результатов обучения каждого учащегося, его отношения к учебе и динамику развития личности в целомНо обновление содержания образования, транслируя лучший опыт внедрения новых подходов к обучению и методике преподавания должно учесть и положительный опыт традиционного.  Синтез традиционных и инновационных методов обучения позволит разнообразить формы проведения занятий активизирующие познавательную деятельность учащихся.
В целом уровень казахстанского среднего общего образования должен соответствовать задачам развития государства и обеспечивать его конкурентоспособность в современном мире.
Использованные источники:
www.strategy2050.kz;
Государственная программа развития образования в Республике Казахстан на 2011-2020 годы / www.edu.gov.kz/ru/zakonodatelstvo.