Цикл классных часов для начальной школы
Пояснительная записка.
Современная жизнь полна опасностей, которые подстерегают и взрослых, и детей на каждом шагу. Взрослые чаще всего надеются на извечное «авось», а дети просто легкомысленно воспринимают жизнь в силу отсутствия большого груза знаний и опыта встречи с опасностью. Задача родителей и педагогов максимально оградить детей от попыток проверить опытным путём запреты взрослых.
Правил жизнедеятельности много, зубрить их сложно и неинтересно. После простых нравоучений ребёнок рискует на следующий же день забыть про них, а в нашу задачу это не входит. Поэтому и педагогам, и родителям следует прорабатывать подобную информацию так, чтобы детям было интересно. Для этого можно использовать настольные, компьютерные игры, сказочных и мультипликационных героев, рассказывать случаи из своего детства, по возможности практическим путём проверить, как ребёнок вас понял, что запомнил, на что стоит обратить внимание.
И не забывайте, что ваш личный положительный пример значит для вашего ребёнка очень много!
Существует несколько видов потенциальной опасности жизни ребёнка.
Это:
Дорога
Дом
Природа и погода
Огонь и газ.
Интернет
Терроризм
Каждое их этих понятий включает в себя ряд тем, над которыми стоит работать постоянно. В данный цикл бесед, занятий и игр включены презентации, предлагаются выходы в город, разыгрывание и театрализация ситуаций.
I.Дорога.Данный блок включает в себя несколько этапов работы как теоретического, так и практического характера. К этому же блоку следует добавить:
Безопасную дорогу в школу и домой
Свободное время во дворе
Обучающиеся должны твёрдо знать самые элементарные правила дорожного движения:
Переход улицы осуществлять только по пешеходному переходу
Переходить улицу можно только на зелёный сигнал светофора
Смотреть надо сначала налево, а в середине проезжей части – направо
Не выбегать на проезжую часть и не играть около дороги
Всегда ходить только по тротуару, а при его отсутствии – по краю дороги навстречу транспорту
Соблюдать составленный с родителями безопасный маршрут в школу и обратно
Иметь на одежде и ранце светоотражающие полоски – фликеры
Школьники должны знать и соблюдать правила поведения вне дома и школы.
Например:
Не разговаривать с незнакомцами; ни на что не соглашаться, если с ними заговорят, о чём-то поросят, а если попытаются увести силой, то надо кричать «Помогите!»
Если замечаете, что вас преследуют, не убегать в безлюдное место, а заходить в магазин, просить помощи у других взрослых, или обратиться к полицейскому;
Не вступать в диалог с пьяными
Не ходить гулять с незнакомыми подростками, особенно в безлюдные места
Не брать в руки оставленные кем-то вещи
Не гулять без спроса, отпрашиваться у родителей, сообщать о времени своего возвращения, о тех, с кем или к кому пошёл в гости
Поздно вечером не гулять, особенно в местах с плохим освещением
Если вдруг потерялся в людном месте, то проси помощи у людей в форме: полицейских, охранников, дежурных
Играть во дворе только на отведённых для этого местах (стройка, крыша, подвал дома – не место для игр)
Не заходить в подъезд, не оставаться в лифте с незнакомыми людьми
II.Дом.В данную категорию можно включить несколько тем:
Один дома
Бытовой травматизм
Остающийся дома ребёнок должен знать:
Не открывать двери незнакомым людям, кем бы они ни представлялись
Не разговаривать с незнакомцами по телефону и не сообщать им о том, что родителей нет дома
Не играть на балконе, если он не оборудован для этого
Не сидеть на подоконнике при открытых окнах (или закрытых, т.к. стекло легко ломается, может порезать)
Не играть со спичками
Не трогать лекарственные препараты
Не играй с режущими предметами
Не касайся мокрыми руками электрических приборов, не касайся оголённых проводов
Не играй со средствами бытовой химии
Будь аккуратен с горячей пищей
Используй газовую плиту только в том случае, если хорошо умеешь с ней обращаться
Не забывай выключать воду в ванной и на кухне
III.Природа и погода. Очень часто наши дети получают травмы в каникулярное время, особенно в зимний и летний периоды. Поэтому актуальными темами блока могут стать:
Правила поведения на воде летом
Безопасность в зимний период
Школьникам необходимо рассказать, что вода – это не место для игр, как следует действовать в экстремальных ситуациях:
Нельзя ходить на речку без взрослых
Нельзя купаться в запрещённых местах, в незнакомых местах
Нельзя заплывать далеко
Нельзя баловаться на воде, в т.ч. и на надувных плавсредствах
Не стоит близко подплывать к моторным лодкам и пароходам
Не заплывайте далеко от берега, т.к. на реках быстрое течение
В зимний период необходимо помнить:
Нельзя кататься на неокрепшем льду
Не стоит ходить под крышами домов – могут упасть сосульки или сойти снег
Не лижите металл – приморозите язык
Будьте аккуратнее на скользкой поверхности, т.к. легко можете упасть, но если падаете, то постарайтесь беречь спину, выставив вперёд руки
Одевайся по погоде, тепло, чтобы не получить обморожения
Не кидайся в лицо снежком, можно поранить глаза
Кататься на санях, лыжах и коньках можно только в специально отведённых для этого местах
IV.Огонь и газ.Не раз и не два в году пресса сообщает о возникновении пожаров в лесах и городах. В огне пожара гибнут взрослые и дети. Часто причиной пожара бывают шалости с огнём у детей, безответственность взрослых. Иногда пожар возникает вследствие взрыва бытового газа. Газ и огонь – опасные друзья.
Наши дети должны твёрдо усвоить:
Игры со спичками недопустимы
Разводить костёр дома или на природе без взрослых категорически запрещено
Пользоваться газовыми приборами нужно осторожно, не оставлять на плите включенными чайники, кастрюли; после разогревания или приготовления пищи выключать газ
Во время новогодних праздников использовать петарды только в присутствии взрослых
Сообщать о пожаре в службу 01, об утечке газа – 04
V.Интернет.В настоящее время опасным стало бесконтрольное использование сети интернет.
Научите детей пользоваться интернетом:
Работать только с теми сайтами, которые хорошо себя зарекомендовали
Нельзя давать персональные данные свои или родителей без их ведома
Не ходить без родителей на реальные встречи с виртуальными друзьями
Если случайно попал на плохой сайт – немедленно уйди с него
Не скачивай никаких программ без ведома родителей, т.к. они могут содержать вирусы
VI.Терроризм.Терроризм – одна из страшнейших опасностей, подстерегающей человека в наше неспокойное время. Взрываются жилые дома, в заложниках оказываются ни в чём не повинные взрослые и дети. И уж если такое несчастье всё же случится, ваш ребёнок должен знать:
Не нужно спорить с террористами
Выполнять все их требования, спрашивать разрешения на какие-либо действия
Не привлекать к себе внимания неадекватным поведением
Не смотреть в глаза напавшимПостараться терпеливо дожидаться представителей спецслужб
Нет никого детей дороже,
Их хрупкой жизни нет важней.
Простое правило поможет
Нам сохранить своих детей.
Пусть мама лишний раз расскажет,
Покажет папа в сотый раз,
Учитель тоже не однажды
Предупредит об этом класс.
Использованная литература:
http://ourkidsour.org/blog/43647820768/Deti-i-bezopasnost-dorozhnogo-dvizheniyahttp://bezopasnost-detej.ru/http://bezopasnost-detej.ru/kartinki-po-bezopasnosti-dlya-detej/207-kartinki-po-bzhd-dlya-detejhttp://razvitiedetei.info/razvitie-shkolnika/mladshie-shkolniki/viktorina-po-pdd-nachalnaya-shkola.htmlhttp://ppt4web.ru/obzh/podrostkovyjj-vozrast-v-planakh-terroristov.htmlhttps://www.youtube.com/watch?v=rb5DBSc1cQgЦикл классных часов по безопасности жизнедеятельности школьника.
Цели:
Образовательная: познакомить обучающихся с основами безопасности жизнедеятельности;
Коррекционная: учить правильному поведению в различных жизненных ситуациях;
Воспитательная: формировать у обучающихся потребность в соблюдении правил безопасной жизнедеятельности, привычку беречь свою жизнь.
Задачи:
В доступной форме рассказать о необходимости знания и изучения основ жизнедеятельности;
На практических занятиях отработать основные правила безопасного поведения в различных ситуациях.
История одного очень известного героя.
Цели и задачи занятия №1.
Знакомить обучающихся с опасностями, которые могут возникнуть дома.
Дать представления о правильном поведении в опасных ситуациях дома.
Когда-то очень давно жил у дедушки и бабушки любимый внучок. Звали его…
- Попробуйте отгадать, как его звали. Для этого нужно отгадать загадку.
Из муки, сметаны онВ жаркой печке был печён.На окошке полежалДа из дома убежал.Он румян и круглобокКто же это? (Колобок).
- Верно! Именно Колобок жил у дедушки с бабушкой. Дедушка и бабушка были довольно молодыми, на пенсию ещё не вышли, поэтому каждый день, кроме субботы и воскресенья, ходили на работу. А Колобка оставляли дома одного.
- Ребята, скажите пожалуйста, что должен был знать Колобок о поведении дома?
Обучающиеся должны рассказать некоторые правила поведения детей дома.
- Молодцы! Давайте проверим, все ли случаи возможных опасностей, подстерегающих Колобка дома, вы рассказали.
Просмотр презентации №1.
Проверка знаний, полученных на занятии №1.
«Третий лишний»
Кого можно пустить в квартиру: бабушку, врача, маму.
Что нужно спросить, если в квартиру кто-то позвонил?
Какой номер нужно набирать, если запахло газом?
Цели и задачи занятия №2.
Проверить уровень знаний правил дорожного движения
Знакомить с правилами безопасного поведения на улице.
- Ребята, на прошлом занятии вы встретились с героем сказки – непослушным и непоседливым мальчиком – Колобком. Вспомните, пожалуйста, какие правила поведения нужно соблюдать, находясь дома?
Не открывать двери тем, кого не знаете и не ждёте
Не разговаривать по телефону с незнакомыми людьми
Не играть со спичками, колющими и режущими предметами
Не трогать и не принимать лекарства без взрослых
Не играть на балконе и подоконнике открытого окна
Быть осторожными с газом и горячей пищей.
- Колобок – мальчик умный, все правила поведения дома знал, но так ему стало однажды скучно, что он решил выйти на улицу и погулять там. Погода была солнечная, с улицы были слышны голоса знакомых и незнакомых ребят. Эх, была не была! И Колобок решительно вышел из квартиры. Жил он на девятом этаже, поэтому сразу побежал к лифту. А там… Там стоял какой-то незнакомый мужчина.
- Тебе вниз? Поехали вместе! – предложил он и улыбнулся, но как-то очень страшно улыбнулся. Колобок вдруг вспомнил, что ему говорила про такую ситуацию мама.
- Скажите, ребята, а что могла сказать Колобку мама про такую ситуацию?
- Не заходить в лифт с незнакомыми людьми.
- Правильно.
Колобок так и сделал. Ничего не отвечая на предложение незнакомца, он побежал по лестнице вниз, при этом нажимал на кнопочки телефона и громко говорил:
- Мама, я пошёл в магазин. Что купить?
На самом деле, он не звонил маме, иначе его могли бы наказать, ушёл-то он без разрешения!
Наконец Колобок оказался на улице.
- Давайте внимательно посмотрим, чего нельзя и что нужно делать, если ты находишься на улице.
Презентация №2.
Проверка усвоенных знаний.
Выберите правильный ответ:
Не играй на стройке. Незнакомые подростки могут тебя обидеть.
Разжигать костёр можно прямо в песочнице. Прыгай через несколько ступенек.
Гуляй с кем хочешь. Заходи в лифт с любым взрослым человеком.
Не гуляй без разрешения и по тёмным улицам. Принимай любое лекарство.
Переходи улицу на зелёный сигнал светофора. Не играй на проезжей части улицы.
Знай безопасный маршрут в школу, магазин На одежде нужно иметь светоотражающие фликеры.
Цели задачи занятия №3.
Напоминать обучающимся о безопасном поведении в каникулярное время
Проводить профилактическую работу по предупреждению травматизма
- Колобок ушёл из дома без разрешения. Этого, как вам известно, делать нельзя. А почему? Какие опасности могут встретиться ему на пути?
Встреча с незнакомыми людьми в лифте, подъезде
Травмы при игре в неположенных местах
Можно попасть в ДТП, если не соблюдать правила дорожного движения
Могут похитить, обидеть, если гулять поздно
- Но ведь усидеть дома в тёплую погоду невозможно! Вот Колобок и убежал. Особенно его манила речка! Колобок знал, что на речку ходить без взрослых нельзя, но ведь он не один, с ним его друзья! И вот уже перед ним сверкает и искриться на солнце водная гладь. Ах, простите, не гладь – вода в речке течёт довольно быстро, течение сильное. Но разве могло это остановить Колобка!? Ну и что, что плавает плохо, есть же круг! И он такой красивый.
Колобок смело бросился в воду…
- А теперь давайте подумаем, что может случиться с Колобком в воде?
Он может утонуть
Его отнесёт от берега течением
У него лопнет круг
Если нырять в незнакомом месте, то можно получить травму
- Всё верно. А теперь попробуйте представить эту же речку, но зимой. Какие правила нужно знать, чтобы зимние каникулы стали праздником, а не бедой? Я буду начинать предложение, а вы найдите и прочитайте его окончание:
Если на улице морозно, твои губы и язык приморозятся.
Не лижи на морозе железные предметы, на тебя может упасть снег или сосульки
Не ходи под крышами, он может провалиться.
Не катайся на тонком льду, то нужно тепло одеваться.
Презентация №3.
- Очень хорошо! Надеюсь, что с вами такая беда не случится.
А что же наш Колобок? Хотите узнать, что с ним приключилось дальше? Тогда отгадайте, что он мог сказать бабушке и дедушке, когда вернулся домой?
- Простите меня, пожалуйста. Я больше так не буду.
Цели и задачи занятия №4.
Познакомить обучающихся с современными опасностями
Знакомить обучающихся с правильным поведением в сети интернета и при угрозе террористических актов.
И вот наш Колобок наконец дома. Конечно, бабушка и дедушка были недовольны поведением своего внука, даже наказали его. Думаете в угол поставили? Может ремешком надавали? Нет! Не позволили играть с компьютером. А Колобок только недавно познакомился с очень интересными ребятами. Кстати, ребята звали его вместе погулять. И Колобок очень хотел с ними встретиться… Только вот теперь об этом остаётся только мечтать. Вечером Колобок тихонько разгадывал кроссворды, а дедушка и бабушка читали свежие газеты. Вдруг дедушка воскликнул:
- Ну разве так поступают умные дети? Вы только послушайте. – И он начал читать: «Сегодня в городе объявлены розыскные мероприятия: ищут мальчика, который ушёл играть с незнакомыми ребятами, с которыми недавно познакомились по интернету. Мальчик бесследно пропал. Родители убиты горем».
- Колобок, ты у нас тоже любишь знакомиться со всеми подряд. Надеюсь, у тебя хватит ума так не делать?
Колобок густо покраснел. И дедушка понял, что именно так его внук и хотел сделать.
- А чего ещё нельзя делать, если ты часто сидишь в интернете?
Презентация №4.
- Ребята, а вы знаете, как правильно пользоваться ресурсами интернета? Давайте повторим, чего нельзя делать ни в коем случае.
- А наш Колобок после разговора с родными призадумался и вдруг сказал:
- А я знаю ещё об одной опасности. Она не только детям угрожает, но и взрослым.
- Интересно, что же это? – воскликнули дедушка и бабушка.
И Колобок рассказал им, что такой опасностью является терроризм.
Посмотрите, пожалуйста, небольшой фильм, а потом мы с вами и Колобком поговорим о том, что нужно делать, если вы всё же попали в такую беду.
Просмотр видео, презентация №5.
Ребята, мы с вами познакомились с различными видами опасностей, которые могут встретиться нам с вами. Давайте вспомним, что мы уже знаем:
Дом
Дорога
Улица
Природа и погода
Огонь и газ
Интернет
Терроризм
Чтобы убедиться, как вы всё хорошо запомнили, Колобок подготовил вам игру. Она поможет вам ещё раз повторить, как себя вести в различных ситуациях.
Игра «Помоги Колобку доехать до родителей».
Условие игры:
Пройти по всем дорожкам и правильно ответить на вопросы.