Картины русской природы в произведениях Н.В. Гоголя Тарас Бульба
Тема: « Картины природы в повести Н. В. Гоголя « Тарас Бульба»
Тип урока: урок-путешествие.
Цель: обучающая: Показать роль пейзажа в передаче чувств, эмоционально-
психологического состояния героев повести; закрепить
знания обучающихся об образах – символах.
развивающая: Развивать логическое мышление, устную речь.
воспитательная: Прививать любовь к отчему дому, родному краю.
Ход урока
1. Слово учителя о задачах урока. Земля – самая красивая из планет. Умение видеть и воспринимать красоту природы доставляет человеку большую радость. В отличие от произведений искусства природа натуральна и подвижна. Картины природы всегда свежи и естественны, в них масса оттенков, которые постоянно меняются в зависимости от времени года, суток, погоды. В каждый момент в окружающем нас мире есть что – то прекрасное, незабываемое. В одно время природа может вызвать у человека радость, бодрость, приподнятость; в другое – задумчивость, грусть. Природа облагораживает чувства человека, влияет на весь его духовный облик. Сегодня на уроке мы проследим, как великий художник слова Н. В. Гоголь в повести «Тарас Бульба» раскрывает красоту природы в описании степи, подметим изменения, которые происходят в ней и увидим, как степь влияет на настроение героев повести: Тараса, Остапа, Андрия.
2. Работа над текстом повести.
Класс делится на группы по 5 человек: А, Б, В, Г.
Задание группе А:
- С какими настроениями отправляются в далекий путь все три всадника?
( Всадники притихли, ехали молчаливо, «… повесив головы и потупив глаза…».
На лицах отражалась грусть, а в глазах блестели слезы.)
- Найдите в отрывке такие сочетания слов, которые выражают душевное состояние
героев? Как называются эти сочетания слов? Подберите к ним синонимы.
повесив голову – грустить, унывать, отчаиваться, огорчаться;
потупив глаза – опустить глаза, опечалиться.
Задание группе Б:
- О чем думал Тарас?
( « Старый Тарас думал о давнем: перед ним проходила его молодость, его лета, его протекшие лета, о которых всегда плачет козак, желавший бы, чтобы вся жизнь его была молодость. Он думал о том, кого встретит на Сечи из своих прежних сотоварищей. Он вычислял, какие уж перемерли, какие живут еще. Слеза тихо круглилась на его зенице. И поседевшая голова его уныло понурилась» ).
- Каким словосочетанием передает автор состояние души Тараса?
понурить голову – уныло опустить голову вниз
Задание группе В:
- Почему задумчиво опустил голову Остап?
( Он душевно был тронут слезами бедной матери, и это одно его только смущало
и заставляло задумчиво опустиь голову ).
Задание группе Г:
- Почему задумчиво опустил голову Андрий?
( Андрий думал о дочери ковенского воеводы, которую видел несколько раз.
И однажды он пролез через частокол в сад, влез на дерево, с дерева пролез на
крышу и через трубу камина пробрался в спальню красавицы…Вот о чем думал
Андрий, повесив голову и потупив глаза в гриву коня ).
Учитель: - И вот тут –то впервые появляется описание степи. Прочитайте это описание.
( «А между тем степь давно уже приняла их всех в свои зеленые объятья, и
высокая трава, обступивши, скрыла их, и только казачьи черные шапки одни
мелькали между ее колосьями» )Как же встретила степь всадников?
( она приняла их в свои объятья)
- Вдумайтесь в слова « степь давно приняла их в свои объятья».
- Какие изобразительно – выразительные средства художественно речи использует автор?
(олицетворение)
- Какой образ возникает при этих словах?
(Образ матери. В 1 главе перед отъездом сыновей на Сечь « мать обняла их», далее
« обняла одного из сыновей». И степь, как мать, « приняла всех в свои объятья» и.как
мать, скрыла их в своих объятьях.
- Что рассеяло грустные мысли всадников?
( Все та же степь: « Солнце выглянуло давно и живительным тлетворным светом своим
облило степь. Все, что смутно и сонно было на душе у козаков, вмиг слетело: сердца их встрепенулись, как птицы»).- Чем же, кроме пространства, является степь для героев?
( Это путь от дома к Запорожской Сечи. Степь – это бесконечное, как океан пространство,
Которое связывает два мира: домашний и козачий, мир Запорожской Сечи).- Появляется второе значение степи. Какое? (Степь – символ дома).
Лексическая работа: дать лексическое значение слову символ.
- И вот описание степи, которое имеет самое важное значение.
(Чтение учителем отрывка «Степь чем далее, тем становилась прекраснее…»)
- А теперь, ребята, обратимся к иллюстрации Кибрика.
- Что такое иллюстрация ?- Как вы считаете, удалось ли художнику изобразить то, что описывал Н.В. Гоголь?
- А какое время суток здесь изображено?
- Давайте обратимся к рисункам ваших одноклассников.
Работа в группах.
- А. Чем была степь раньше? (пространством, пустыней, похожа была на лес)
- Б. Почему вводятся такие сравнения? (Степь была мертва, как пустыня, в ней не было жизни, никогда «никогда плуг не проходил по неизмеримым волнам растений»).
- В. Чем представлялась степь всадникам? ( «Зелено – золотым океаном»).
- Г. Почему именно океаном? ( Как и в океане в степи существовала жизнь. Степь была наполнена разными цветами и звуками).- На сколько частей и на какие именно можно разделить отрывок?
( На две части: 1 «… брызнули миллионы разных цветов…». 2 «… Воздух был наполнен тысячью разных свистов…»).Музыка П. Чайковского. « Времена года» («Баркарола»).
А. – Что мы видим?
Б. – Что мы слышим?
В. – С помощью каких слов мы можем видеть степь? (с помощью художественных характеристик – эпитетов: зеленый, дикий, золотой, тонкий, высокий, голубой, пестрый, белый, лиловый, желтый, черный);
- глаголов: брызнули, сквознули, выскакивал, блеснула, мелькает, перевернулась)
Г. – Каким множеством красок можно изобразить степь?
3. Работа над отрывком произведения. « Вечером вся степь совершенно переменилась».
Выразительное чтение отрывка учителем.
Беседа по вопросам.
- Как изменилась степь вечером?
( Если днем преобладали зрительные образы, то вечернюю степь наполняют слуховые образы: «…суслики оглашали степь свистом», « трещание кузнечиков становилось слышнее», «иногда слышался крик лебедя», « козаки слышали своим ухом весь бессмысленный мир насекомых: треск, свист, стрекотание». А еще степь наполнилась разными запахами: « каждый цветок, каждая травка испускали амбру», « вся степь курилась благовонием», самый свежий, обольстительный, как морские волны, ветерок чуть дотрагивался до щек» ).
- Как степь днем и ночью влияет на настроение героев?
А. – утром;
Б. – в полдень;
В. – вечером.
( Всадники выехали очень рано, когда красные полосы начинающегося рассвета сверкнули на небе. « день был серый; зелень сверкала ярко; птицы щебетали как-то вразлад».
Такое настроение было и у всадников: серое, мрачное, как утренняя степь.
Солнце поднялось высоко и облило степь своим светом. « Все, что смутно и сонно было на душе у козаков, вмиг слетело; сердца их встрепенулись, как птицы».
Вечером степь становилась темно-зеленой, небо голубо- темным.
Козаки ложились спать. Они слышали весь бесчисленный мир насекомых…- все это звучно раздавалось среди ночи, очищалось в свежем воздухе и убаюкивало дремлющий слух»).4.Обращение к иллюстрации Е.А. Кибрика.
5.Ребята подготовили рисунки (это было домашнее задание) к произведению « Тарас Бульба» : «Степь утром…», « Степь в полдень…», « Степь вечером…».
6. Чтение отрывка из произведения А.П. Чехова « Степь» ( от слов «… Солнце уже выглянуло сзади из-за города и тихо, без хлопот принялось за свою работу. до… Загорелые холмы, буро-зеленые, вдали лиловые, со своими покойными, как тень, тонами, равнина с туманной далью и опрокинутое над ними небо, которое в степи, где нет лесов и высоких гор, кажется страшно глубоким и прозрачным, представлялись теперь бесконечными, оцепеневшими от тоски…»).
7.Используя технологию «Диаграмма (круги) Эйлера-Венна, сопоставьте два отрывка описания степи великих классиков: Н.В.Гоголя ( произведение «Тарас Бульба») и
А.П. Чехова ( « Степь»).
А.П.ЧеховН.В. Гоголь
« Степь» « Тарас Бульба»
8. -Что общего в описании степи?
- В чем различие?
( Ответы обучающихся).
8. Беседа.
- Что же такое степь? Пространство? Океан? Мертвая пустыня?
( Степь – это не только часть природы, за ней остались мать, дом, хутор, вершины деревьев,По сучьям которых лазили Остап и Андрий, луг, где они катались по росистой траве, колодец, детство, игры – и все, все. Степь – это не мертвая пустыня, а живой океан, который дышит, чувствует: « ветерок дотрагивался до щек», « глядели ночные звезды»,
« все убаюкивало дремлющий слух»).
- Мать, дом, деревья вокруг дома, луга, цветы…
- Как все это называется одним словом?
- Как вы понимаете слова «малая родина»?
- Почему описание степи играет такую важную роль в произведении?
- Символом чего является степь?
Мать Дом
эти понятия сливаются в единое целое
РОДИНА
9. Беседа о родном крае.
- Какова основная мысль повести?
10. Рефлексия.
Домашние задание.
- Выучить наизусть часть отрывка « Описание степи»( Из повести Н.В. Гоголя « Тарас Бульба»);
- Написать письмо Андрию;
- Подготовить иллюстрации к понравившимся эпизодам;
-Анализ образа Остапа, Тараса, Андрия.